Четвертый зимний Фестиваль искусств открыт!
Фестиваль Ю. Башмета всегда жду с нетерпением. На фоне общего спада активности, замедления ритма и монотонности дней в межсезонье, это – яркое пятно, всплеск эмоций, искра вдохновения.
Культурная жизнь Сочи бедна на события. Февральский фестиваль – редкая возможность прикоснуться к прекрасному, которую сложно переоценить. Если город не знаком с Культурой, Культура… Правильно, приедет в город. Спасибо, маэстро!
Фестивалю уже четвертый год, и он растет на глазах. Развивается, совершенствуется, прогрессирует. Как и всякий живой организм.
Даже не знаю, что именно меняется – я, Фестиваль, или мы оба – но с каждым годом мой восторг всё прибывает. Может, я просто распробовала классическую музыку. Раньше я ходила на концерты «от нечего делать» или «за компанию». И постепенно вошла во вкус. То, что казалось непонятным и скучным, сейчас захватывает и увлекает. Всему свое время, наверное.
Чем дальше, тем больше мне нравится вслушиваться в симфонию звуков, различать в цельности оркестра отдельные партии, следить за развитием темы и пытаться разгадать идею композитора. Естественным образом я стала выделять среди направлений, эпох и имен то, что созвучно моей индивидуальности. Не зная толком, как называется тот или иной стиль, путаясь в названиях инструментов и не понимая значения многих музыкальных терминов, я начала худо-бедно говорить о своих впечатлениях вслух. И столкнулась с необходимостью повышать уровень музыкальной грамотности.
Говорить о том, что я люблю классическую музыку, наверное, преждевременно. Я лишь учусь её любить. И благодарно впитываю новые знания. Юрий Башмет, кажется, понимает, что Фестиваль собирает не только ценителей, но и «новичков». И ставит в программу Открытия, которое состоялось 4 февраля 2011, «Путешествие по оркестру» Бриттена – произведение во всех смыслах познавательное.
На мой взгляд, Юрий Башмет — не только великолепный музыкант и дирижер, но и неутомимый двигатель искусства в массы. Не забывая про классиков, он ищет среди современников – и собирает жемчужины самого разного цвета, размера и блеска. Показать, не навязывая. Предложить попробовать. Познакомить – и убрать обратно. Пусть зреет.
Тщательно отбирая программу и исполнителей, он формирует вкус неискушенных слушателей вместо того, чтобы идти у них на поводу. «Я мог бы выбрать популярные мелодии… Вместо этого, я приготовил вам сюрприз» — говорит Башмет, и на сцену выходит Ву Ман — лучшая в мире исполнительница на пипа. Пипа – вид четырехструнной лиры, инструмент родом из Древнего Китая. Ему более 2000 лет. А «Концерт для пипы с оркестром» Тан Дуна написан в конце прошлого века. Написан, кстати, специально для Ву Ман.
Оркестр имитирует то ли вой северного ветра, то ли гул горной лавины, китаянка топает ножкой, ударяет по струнам невиданного инструмента, и грань между Востоком и Западом, прошлым и будущим тает на глазах. Пипа – и правда, удивительный инструмент с широкими возможностями. В умелых руках Ву Ман она может мяукать, скрипеть, жужжать, дребезжать, звенеть, плакать, ругаться, шептать и петь…
Разумеется, маэстро рискует. Это совсем не та музыка, которую мы привыкли называть классической. Кажется, пожилая дама справа от меня удивлена и озадачена. Этого ли она ожидала, покупая на копеечную пенсию билет на один-единственный концерт?
На смену Тан Дуну приходит Шуман. Взамен диковинной пипы – старинная виолончель. Старая добрая Традиция. Гармония течет по слуховому нерву, как по маслу. Я вспоминаю, как плачет и ругается пипа… Виолончелист виртуозно орудует смычком, но я не слышу ни звука. Слишком понятная музыка. Слишком правильная.
Объявляют антракт. Я возвращаюсь из Поднебесной на российскую землю. Дама справа, задумчиво улыбаясь, качает головой: «Импрессионизм!..».
Во втором отделении без сюрпризов тоже не обошлось. И если дуэт Башмета и Алены Баевой (Бриттен, «Концерт для скрипки и альта с оркестром») – это уже классика, то оперные арии в исполнении норвежки Мари Эриксмоен — нечто новое и неожиданное. Дородные тетеньки, исполняющие партии юных дев, всегда вызывали у меня недоумение. Видимо, не только у меня – в последнее время оперные певицы всё чаще выглядят под стать своим героиням. Но восходящая звезда Мари – это не только потрясающе чистое колоратурное сопрано, не только внешность голливудской актрисы первого эшелона, не только умение играть то, что достаточно просто хорошо спеть. В ней есть что-то еще, неуловимое, но крайне важное. И это что-то выделяет её из толпы способных и трудолюбивых посредственностей, открывая дверь в узкий круг не исполнителей, но творцов.
Перечитала написанное, и осталась недовольна. Слишком много восторженных эпитетов. Недостаточно фактов. Перебор домыслов и эмоций. Но перекроить и собрать текст заново не получится. Вместе с несовершенством уйдет искренность. Уберу «ошибки» — и стану одной из тех посредственностей, которым неведом страх и одновременно радость свободного творчества по наитию.
Итак, Четвертый Зимний Фестиваль Искусств «Sochi 2011» открыт. На сей раз это действительно фестиваль искусств – программа расширилась, и помимо музыки в неё вошли театр, балет, кино. Я не поклонница драмы и балета — буду слушать концерты и смотреть кино. И – если Бог даст сил и вдохновения – поделюсь впечталениями с вами, уважаемые блоггеры. А значит – to be continued…
NB Грамотный информационный текст об открытии можно прочитать на
официальном сайте Фестиваля.
PS Предвосхищая вопрос о фото и видео, отсылаю вас к замечательному фоторепортажу, сделанному пользователем fotoserg!
Культурная жизнь Сочи бедна на события. Февральский фестиваль – редкая возможность прикоснуться к прекрасному, которую сложно переоценить. Если город не знаком с Культурой, Культура… Правильно, приедет в город. Спасибо, маэстро!
Фестивалю уже четвертый год, и он растет на глазах. Развивается, совершенствуется, прогрессирует. Как и всякий живой организм.
Даже не знаю, что именно меняется – я, Фестиваль, или мы оба – но с каждым годом мой восторг всё прибывает. Может, я просто распробовала классическую музыку. Раньше я ходила на концерты «от нечего делать» или «за компанию». И постепенно вошла во вкус. То, что казалось непонятным и скучным, сейчас захватывает и увлекает. Всему свое время, наверное.
Чем дальше, тем больше мне нравится вслушиваться в симфонию звуков, различать в цельности оркестра отдельные партии, следить за развитием темы и пытаться разгадать идею композитора. Естественным образом я стала выделять среди направлений, эпох и имен то, что созвучно моей индивидуальности. Не зная толком, как называется тот или иной стиль, путаясь в названиях инструментов и не понимая значения многих музыкальных терминов, я начала худо-бедно говорить о своих впечатлениях вслух. И столкнулась с необходимостью повышать уровень музыкальной грамотности.
Говорить о том, что я люблю классическую музыку, наверное, преждевременно. Я лишь учусь её любить. И благодарно впитываю новые знания. Юрий Башмет, кажется, понимает, что Фестиваль собирает не только ценителей, но и «новичков». И ставит в программу Открытия, которое состоялось 4 февраля 2011, «Путешествие по оркестру» Бриттена – произведение во всех смыслах познавательное.
На мой взгляд, Юрий Башмет — не только великолепный музыкант и дирижер, но и неутомимый двигатель искусства в массы. Не забывая про классиков, он ищет среди современников – и собирает жемчужины самого разного цвета, размера и блеска. Показать, не навязывая. Предложить попробовать. Познакомить – и убрать обратно. Пусть зреет.
Тщательно отбирая программу и исполнителей, он формирует вкус неискушенных слушателей вместо того, чтобы идти у них на поводу. «Я мог бы выбрать популярные мелодии… Вместо этого, я приготовил вам сюрприз» — говорит Башмет, и на сцену выходит Ву Ман — лучшая в мире исполнительница на пипа. Пипа – вид четырехструнной лиры, инструмент родом из Древнего Китая. Ему более 2000 лет. А «Концерт для пипы с оркестром» Тан Дуна написан в конце прошлого века. Написан, кстати, специально для Ву Ман.
Оркестр имитирует то ли вой северного ветра, то ли гул горной лавины, китаянка топает ножкой, ударяет по струнам невиданного инструмента, и грань между Востоком и Западом, прошлым и будущим тает на глазах. Пипа – и правда, удивительный инструмент с широкими возможностями. В умелых руках Ву Ман она может мяукать, скрипеть, жужжать, дребезжать, звенеть, плакать, ругаться, шептать и петь…
Разумеется, маэстро рискует. Это совсем не та музыка, которую мы привыкли называть классической. Кажется, пожилая дама справа от меня удивлена и озадачена. Этого ли она ожидала, покупая на копеечную пенсию билет на один-единственный концерт?
На смену Тан Дуну приходит Шуман. Взамен диковинной пипы – старинная виолончель. Старая добрая Традиция. Гармония течет по слуховому нерву, как по маслу. Я вспоминаю, как плачет и ругается пипа… Виолончелист виртуозно орудует смычком, но я не слышу ни звука. Слишком понятная музыка. Слишком правильная.
Объявляют антракт. Я возвращаюсь из Поднебесной на российскую землю. Дама справа, задумчиво улыбаясь, качает головой: «Импрессионизм!..».
Во втором отделении без сюрпризов тоже не обошлось. И если дуэт Башмета и Алены Баевой (Бриттен, «Концерт для скрипки и альта с оркестром») – это уже классика, то оперные арии в исполнении норвежки Мари Эриксмоен — нечто новое и неожиданное. Дородные тетеньки, исполняющие партии юных дев, всегда вызывали у меня недоумение. Видимо, не только у меня – в последнее время оперные певицы всё чаще выглядят под стать своим героиням. Но восходящая звезда Мари – это не только потрясающе чистое колоратурное сопрано, не только внешность голливудской актрисы первого эшелона, не только умение играть то, что достаточно просто хорошо спеть. В ней есть что-то еще, неуловимое, но крайне важное. И это что-то выделяет её из толпы способных и трудолюбивых посредственностей, открывая дверь в узкий круг не исполнителей, но творцов.
Перечитала написанное, и осталась недовольна. Слишком много восторженных эпитетов. Недостаточно фактов. Перебор домыслов и эмоций. Но перекроить и собрать текст заново не получится. Вместе с несовершенством уйдет искренность. Уберу «ошибки» — и стану одной из тех посредственностей, которым неведом страх и одновременно радость свободного творчества по наитию.
Итак, Четвертый Зимний Фестиваль Искусств «Sochi 2011» открыт. На сей раз это действительно фестиваль искусств – программа расширилась, и помимо музыки в неё вошли театр, балет, кино. Я не поклонница драмы и балета — буду слушать концерты и смотреть кино. И – если Бог даст сил и вдохновения – поделюсь впечталениями с вами, уважаемые блоггеры. А значит – to be continued…
NB Грамотный информационный текст об открытии можно прочитать на
официальном сайте Фестиваля.
PS Предвосхищая вопрос о фото и видео, отсылаю вас к замечательному фоторепортажу, сделанному пользователем fotoserg!
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьElegance
ЗЫ
Если были сегодня на балете готовьте текст, скоро фото выложу, балет не менее а может даже более меня впечатлил:-))
fotoserg
есликогда впечатлит :) Фото будет? :)Elegance
tima
Elegance
Однако, для концерта одного Шнитке явно маловато, и для польского солиста не та роль… так что ждите завтра сюрприза в виде еще одного концерта, но уже для фортепиано с оркестром.:)
tima
Завтра будет видно :)
Elegance
fotoserg
Elegance
GeoSochi
Elegance
anik
Elegance
Elegance
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.