Азбука. А - Авиация Сочи. Часть 2

Часть 2. Первый сочинский аэродром

Построен первый сочинский аэродром был в конце 1920-х годов.
Была выделена территория площадью 25 гектаров на правом берегу р. Сочи.
Работы проводились под руководством М.Л. Водкина, в прошлом лётчика, участника гражданской войны.

Взлётно-посадочная полоса на первых порах была грунтовая, в длину около 1000 м.


2 мая 1928 г. состоялось торжественное открытие аэродрома на месте нынешних ул. Гагарина и Цветного бульвара. Собрался чуть ли не весь город, ждали первого самолёта. Со стороны моря прилетели и приземлились два восьмиместных пассажирских лимузина «К-5».



Снимок сделан не в Сочи, а в салоне самолёта-лимузина К-5

Первый сочинский аэровокзал был двухэтажным деревянным зданием и находился он на Ореховой аллее (сейчас на этом месте жилой дом №16 по ул. Гагарина). В 1935 году был построен новый аэровокзал. Это было большое и красивое здание, фасадом оно выходит на нынешнюю улицу Красноармейскую. По обе стороны от входа в здание, на площадке, стояли две скульптуры пилотов с парашютными ранцами за спиной. В послевоенные годы здесь размещалась станция скорой медицинской помощи.

Из Москвы, Харькова и Ростова-на-Дону, Сухуми, Тифлиса делались рейсы в Сочи. Самолёты типа Р-5 с двумя, позже с 4 пассажирами перевозили до 300 кг грузов. Скорость Р-5 180-220 км/ч, предельная высота – до 5000 метров.



Самолёты По-1, У-2 и Ш-2 перевозили по 3 пассажира. В город прибывали почтовые и специальные самолёты, привозившие на отдых руководителей страны.


Аэродромные навигация и технические средства были весьма примитивными. В центре лётного поля был расположен белый круг диаметром 15 метров, при посадках и взлётах самолётов по направлению ветра выкладывался полотняный белых посадочный знак в форме буквы «Т».

На здании аэровокзала на 15 метровом штоке постоянно висел полосатый полотняный конус, указывающий направление ветра. Вся техническая службы насчитывала 8 человек. Возглавлял старший авиатехник Ф.И. Бушманов.

В 1933 г. пассажирские самолёты в Сочи летали нерегулярно. В связи с начавшейся реконструкцией курорта Сочи требовался большой аэродром.
Авиаторы сами исследовали проблему постройки нового аэродрома и ходатайствовали перед правительством и городскими властями о решении вопросов его строительства.



В октябре 1935 г. Управление ГВФ (гражданского воздушного флота) г. Ростова-на-Дону прислало уполномоченному СНК А.Д. Метелёву письмо:
«… лётное поле сочинского аэродрома – 24 га (надо 100 га). Указанные недостатки не позволяют производить в Сочи посадки скоростных и пассажирских самолётов, требующих нормальных аэродромных условий и не позволяют организовать круглосуточного движения.
В результате самолёты со специальной почтой вынуждены были часто заночёвывать в пути (Белореченской и др.).
Перспективы развития Сочинского курортного района ставят и перед Гражданским воздушным флотом задачу широкой организации пассажирского, специально-почтового и грузового сообщения круглосуточного характера.

В связи с этими задачами в Сочинском районе необходимо теперь же приступить к устройству аэропорта 1 класса. Произведённая нашими работниками рекогносцировка района подтвердила, что единственная на всём Черноморском побережье площадь в районе Адлера.
На основании изложенного АЧК Управления ГВФ просит Вас внести в генплан реконструкции Сочинского района отвод и отчуждение указанного участка земли под аэропорт».

На последней фотографии справа — автор большинства фотографий, которые иллюстрировали эту часть рассказа о сочинской авиации. Это Лев Берсенев — замечательный сочинский краевед. (о нем — www.facebook.com/notes/владимир-костиников/краевед-лев-берсенев/2503997553183741/) друг Николая Островского. Рядом с ним, скорее всего — лётчик Блинов.
Оригиналы этих фотографий находятся в сочинском Музее Н. Островского.

Продолжение будет...

Костиников В.Н, краевед
2 фото
image

2 изображения

  • 22 февраля 2021, 10:10
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии