Азбука. А - Авиация Сочи. Часть 3

В 1936 году были открыта авиалиния Сочи-Москва (через Ростов, Харьков, Орёл) – 1 рейс ежедневно.
В апреле 1936 года открылась «гидролиния» Одесса-Туапсе-Сочи-Батум. Гидролиния обслуживала курортников, а также перевозила почтовую корреспонденцию и багаж. На линии протяжением 1350 километров летали 5 восьмиместных гидросамолетов «МП-1»
Черноморская гидролиния проходила через Севастополь, Ялту, Керчь, Геленджик, Туапсе, Сочи, Сухум и Поти. Этот участок гидросамолёты преодолевали за одиннадцать часов.

В сентябре 1938 года в «Курортной газете» было подробное описание полёта по «гидролинии». При этом было сказано, что на гидросамолете «МП-1» не очень удобно добираться в Сочи, так как нет посадки. Автору статьи пришлось лететь до Туапсе, а оттуда добираться в Сочи поездом. Почему отказались от посадки гидросамолётов возле Сочи, из статьи неясно.
Но в проекте сочинского морпорта предусмотрели место для парковки гидросамолётов.


2 июня 1937 года, идя пробным рейсом из Тбилиси, в Сочи прилетел 2-моторный 10-местный самолет «АНТ-9» Закавказского управления аэрофлота. Вёл самолет т. Шевченко.
После этого рейса решили, что Сочинский аэропорт вполне пригоден для прилёта крупных пассажирских самолетов.

В середине тридцатых годов из аэропорта через каждые два часа (с 7 до 18 часов) вылетали самолёты в Сухуми.
Регулярно совершались воздушные экскурсии.
«Курортная газета» №5 от 6 января 1936 г.:
«На самолете над городом.
Зима мало отразилась на работе сочинского аэропорта. Ежедневно десятки отдыхающих на курорте совершают круговые полеты на самолетах над Сочи и его окрестностями.
1 января каталось на аэропланах 55 человек. Среди них были отдыхающие из санаториев и лучшие стахановцы сочинского отдела связи. 3 января совершили круговой полет 2 ударника из Владивостока, отдыхающие в гостинице «Кавказская Ривьера».
Линия Сочи — Ростов сейчас не работает. Зато усиленно работает линия Сочи-Сухум, с промежуточной посадкой в Гаграх. Особенно большой поток пассажиров, почты и грузов на этой линии наблюдался в последних числах декабря, перед новым годом».


«Сочинская правда» №93 от 22 апреля 1936 г.:
«Самолёт над городом.
В узких кабинках самолета мы крепко привязываемся ремнями, надеваем шлемы и очки. У рулевого управления плотно врос в кабинку начальник аэропорта летчик Борис Павлович Афанасьев. Аэроплан делает разгон по площадке аэродрома и неощутимо отрывается от земли.
— «Пошли в воздух» — сквозь рев мотора доносится голос Бориса Павловича. Даже здесь, на высоте птичьего полета, крепко вошли в обиход земные выражения.
— Пошли на Сухум, — обычно говорят летчики.

Мы набираем высоту.

Вдали все явственнее выступают контуры горного хребта, где рядом с зеленеющими холмами высятся снежные вершины гор, озаренные полуденным солнцем. Пролетаем над морем, сверкающим от солнца мириадами иголок, и только этот металлический блеск отличает его от голубизны небесного потолка. С полукилометровой высоты в море ясно отражается побережье с опрокинувшейся растительностью.

Под крылом самолета географической картой со всеми окрестностями распластался город. Спичечные коробки домов — прорези улиц, парки проплывают под нами и сменяются как кадры из кинофильма.
Особенно прекрасный вид с аэроплана открывается на автотрассу, которая, как ручей, протекает в зелени карликовых пальм и кипарисов. Земля, разграфленная на плоские квадраты, заштрихована желтыми, зелеными, коричневыми красками.

Вот и зеленая площадка аэродрома. Аэроплан пошел на посадку. Взоры лётчика устремлены на конус аэродрома, показывающий направление ветра. Мы приземлились так же неощутимо, как оторвались от земли.

Полёты над городом, над вершинами гор, над сверкающим морем – прекрасные минуты отдыха для каждого курортника.
И. Сергеев».


Побывали на Сочинском аэродроме многие знаменитости того времени. Валерий Павлович Чкалов, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший беспосадочные перелёты Москва-Петропавловск-на-Камчатке – о. Удд, Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) на самолёте АНТ- 25, установивший мировой рекорд дальнего полёта без посадки.



Отдыхал в 1936 году в Сочи, в доме отдыха ВЦСПС (ныне один из корпусов санатория «Сочи»), находясь на отдыхе, совершал тренировочные полёты на самолётах «У-2» и «Сталь-3» из аэропорта г. Сочи.
В.П. Чкалов почти ежедневно бывал на сочинском аэродроме. Эти полёты он называл «физзарядкой», шутя при этом: «Иначе от безделья разучишься летать».
Сочинцы специально вставали в пять утра, чтобы полюбоваться каскадами фигур высшего пилотажа в исполнении Чкалова.

Не раз бывал в Сочи Россинский Борис Илиодорович, прозванный «дедушкой русской авиации».
С 1908 г. он под руководством H.E. Жуковского занимался планеризмом. 29 ноября 1909 г. Россинский на глазах специальной комиссии перелетел Клязьму на бамбуковом планере собственной конструкции. В том же году с целью изучить конструкции аэропланов и их моторов Борис Россинский по настоянию Жуковского едет в Париж. Через некоторое время русского авиатора хорошо знала вся Франция: о нем писали в парижских газетах, его успехи отмечали Блерио, Дюмон, Фарман. На прощание Блерио подарил ему свой самолёт — «Блерио-XI».

Одним из первых в России с 1910 г. начал систематически осуществлять полёты на самолетах, пропагандируя успехи авиации.
С 1912 — летчик-испытатель одного из первых российских авиационных заводов — «Дукс». Со стапелей завода тогда сходили в основном самолеты зарубежных конструкций: «Фарманы», «Ньюпоры» и другие. Россинский поднял на крыло более полутора тысяч таких машин. В разгар первой мировой войны он испытывал по 5-6 самолетов в день.
В 1937 г. Россинский получил звание почётный пионер города-курорта Сочи. Совершал показательные полёты над горой Большой Ахун, при этом выполнил несколько петель Нестерова.

Россинский Б.И.

8 августа 1936 г. французский писатель, лауреат Нобелевской премии Жид Андре Поль Гийом с писателями-соотечественниками Эженом Даби, Луи Гийо, Жаком Шифрин, Пьером Эрбар и голландским писателем Джефом Ласт побывал в Сочи встречались с работниками редакции «Курортной газеты». Два часа беседовали с Н.А. Островским. В 19 часов гости города осмотрели Сочи с высоты «птичьего полета» — за штурвалом самолета был пилот Бурлуцкий.

Продолжения не будет – читайте всю дальнейшую историю сочинской авиации в книге:


Костиников В.Н., краевед
.
2 фото
image

2 изображения

  • +40
  • 24 февраля 2021, 20:06
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии