Ксенон, светодиод, лазер?


Попытаемся понять и разобраться в достоинствах и недостатках современной оптики.
Источники света, которыми оснащаются современные автомобили, развиваются с умопомрачительной скоростью. На подступах уже лазерные фары. Но явного фаворита нет до сих пор: плюсы и минусы есть у всех типов «лампочек».

В 1962 году появились первые галогенные лампы, получившие название модель Н1. С тех пор и по сей день, они занимают лидирующую позицию в качестве «начинки» автомобильных фар и стоят на большинстве эксплуатируемых автомобилей.
По сути, конструкция галогенных ламп схожа со «строением» ламп накаливания. Можно сказать, они представляют собой новую ступень развития. Та же герметичная стеклянная колба, в которой находятся электроды и вольфрамовые нити накаливания. В этом-то и кроется главный «косяк». Из-за слишком высокой рабочей температуры вольфрама испарение его атомов происходит непосредственно на колбу. А это сказывается на ее запасе прочности.
Глядя на такое, конструкторы сообразили, что колбу нужно заполнить смесью галогенного и инертного газов. Вступая в реакцию с частицами вольфрама данный «коктейль» не позволяет атомам оседать на стекле. Таким образом, и запас прочности колбы повысили, и температуру спирали увеличили (лампы стали ярче).
Хотя галогенные фары и являются уже «динозаврами», вряд ли они скоро выйдут из обращения. Поскольку их себестоимость довольно низкая, а конструкция простая. К тому же, фары с такими лампами не требуют различных омывателей или автокорректоров.
Но минусы тоже присутствуют. Например, галогенные лампы сравнительно недолговечны (несмотря на всевозможные ухищрения), сама оптика нагревается сильно, а свет, если сравнивать с другими «светилами», все-таки слабый. В общем, их будущее полностью зависит от того, с какой скоростью будут эволюционировать «конкуренты».

От «баварцев» к нам пришли лампы с газоразрядным ксеноном, которые дебютировали уже или всего двадцать четыре года назад. А их первым носителем стал «баварец» BMW 7-й серии. Свет поразил всех без исключения. Он был одновременно и эффективным, и эффектным. К тому же, «аппетит» энергопотребления был невелик — уход в тепло на этих лампах составляет порядка 7%. Радужную картину дополнял продолжительный срок жизни. Например, галогенных фар хватает в среднем на 600−700 часов, тогда как «ксенон» способен держаться чуть ли не 3 000 часов.
Казалось бы, идеал найден. Но нет, недостатков и тут хватает. Ксеноновым фарам необходимы дорогие блоки розжига и специальный «антураж». Минус этих ламп и в том, что меняться они должны исключительно парой, иначе будет разница в цвете (он постепенно меняется). К тому же, при загрязнении самих фар неудобства будут испытывать водители встречных автомобилей — из-за грязного стекла свет начинает рассеиваться по разным сторонам. Так что ксеноновые фары обязательно должны оснащаться омывателем и автокорректором. А это лишь прибавляет к стоимости автомобиля.
Но и плюсы «ксенона» очевидны: он чуть ли не вдвое ярче галогенных фар, долговечнее их, оптика не так сильно нагревается, да и энергию потребляет умеренно.

Следом началась атака LED-оптики. Сначала светодиоды «обжили» территорию задних фонарей, освоившись на стоп-сигналах. Затем потихоньку стали «переходить в наступление» на габаритное освещение. А теперь LED-оптика уже красуется в роли головного освещения.
Первопроходцем стал Lexus LS 600h восемь лет назад. Но если сначала светодиоды позиционировались как «примочка» для авто премиум-класса, то сейчас уже и гольф-класс может похвастаться данной оптикой — только, конечно, в качестве недешевой опции.
Когда LED-оптика заявила о своем праве на жизнь, ей стали пророчить то же самое, что когда-то «ксенону». А именно — звание идеального источника света. И основания для этого были веские: светодиоды срабатывают значительно быстрее всех остальных ламп, их срок службы в разы дольше, а потребление энергии меньше, чем у «ксенона». К тому же, смотрятся светодиоды еще эффектнее.
Но вскоре обнаружилась ложка дегтя.Из-за дизайнерских решений, касающихся формы и размера фар, не всегда остается достаточно места для необходимого количества светодиодов. А это, понятно, влияет на поток света. Портит картину и дороговизна производства.

Но вот на нашем небосклоне и замаячил привет из будущего. В BMW не сидят, сложа руки — год назад появился гибридный спорткар BMW i8, у которого фары светили не «галогенками», «ксеноном» или диодами, а лазером. Эта «фишка» так понравилась баварцам и поклонникам BMW, что скоро технология начнет перекочевывать и на другие автомобили концерна.
Конкуренцию «немцу» составил соотечественник — Audi R8 LMS, который в ограниченной партии также оснащен лазерными фарами.
Главное достоинство такого источника света — дальность. Лазер способен «бить» чуть ли не на 600 метров. Такого показателя удалось достичь благодаря тому, что лазерные диоды очень мелкие, но при этом чрезвычайно мощные. Так что, плюсы очевидны.
Правда, минусы есть, и они серьезные. Самый главный — необходимость использовать дорогие электронные системы, которые очень сильно влияют на конечную стоимость автомобиля.
svpressa.ru/auto/article/133011/
  • 03 октября 2015, 20:23
  • jropolk

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
Прогресс крепчал…
avatar

USER

  • 03 октября 2015, 20:44

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.