Из записной книжки зрителя Органного фестиваля (1)

Новости старенькие, но, как говорят французы: «Мнё вотар — кю жамэ»). Конечно, столько за это время событий произошло. Что-то просто выбросить надо, от чего-то остались в сумке какие-то заметки с надписью: «разобрать». Некоторые заметки вот, разобрались.



Оказалось, это с прекрасной лекции Тарасова. Вот она:

Для тех, кто не имел возможности посетить, очень рекомендую послушать, только не глядя в экран, разумеется!)

Так, дальше, что это там? О, программочка!



С автографом органиста Белгородской филармонии Тимура Халлиулина. Тем, кто, может не знает ещё, рассказываю. В нашем прекрасном городе в конце сентября проводится фестиваль органной музыки. В это время ещё довольно жарко днём, а вечера прохладные. Так что, надо с собой брать какие-то утепляющие предметы. После концерта органной музыки жизнь уже совсем не та, что до…Помню один из первых заключительных концертов фестиваля в 2000 году, кажется. Особенно вот это «до» помню. В ожидании начала, мы с мамой сидели в тогда ещё луна-парке, на скамейке, «знавшей» меня подростком. О, милые, бесконечной длины, сочинские скамьи! Сколько на вас могло зараз усесться народу, и какого разного …

Органный фестиваль 2018 года завершился двумя мощными аккордами: первый прозвучал где-то в середине баховской соль — минорной Фантазии и фуги (тот самый, ну, вы знаете, от которого мурашки) в исполнении главного органиста нашего города (да и, как сказала Валерия Анфиногенова, «всего края»); второй – состоялся в виде полноценного концерта.
Итак, Первый заключительный вечер




Вечер Михаила Павалия был моим первым знакомством с этим музыкантом. Ожиданий я особых к нему не имела, но была приятно удивлена, что он ученик Евгении Лисицыной. Обычно пианисты, а именно они и становятся чаще всего органистами по умолчанию, очень ревнивы к другим школам. Хорошо, что я не пианист, и могу с лёгкостью заявить: в советское время кроме имени этой органистки, был известен ещё Гарри Гродберг. Он иногда гастролировал в Пицундском храме. Храм этот, и является предтечей возникновения органного безумия в нашем городе в те незапамятные времена, имени которых теперь сделался зал шмелёвской музыкальной школы. В Пицунду зимой покупали экскурсии и ездили слушать орган в древнем храме. Пицунда могла себе позволить орган, и небрежно назначить десятку за билет. А Сочи и без органа прекрасно обходился, на мой взгляд. Гарри приезжал в Абхазию, осуществлял удовлетворение посетителей храма-зала по услуге «хоральные прелюдии Баха». А нам в музыкальной школе их преподносили Татьяна Георгиевна и Иосиф Маркович в двух вариантах, в том числе, и тот, что в пластиночном конверте с грозной женщиной – царицей в желтом платье, Евгенией Лисицыной.

Как-то вот приятно было это вспомнить сразу. Слово «ученик» в имидже возрастного музыканта навело воспоминаний – тьму. Под их неспешный аккомпанемент и происходило наше знакомство с Михаилом Павалием. Зал мне совершенно в этом не мешал. Ведущий концерта нёс обычный бред ведущих. Слегка, правда, покоробил «СЕзар Франк». Но я же за музыкой пришла, а не за словами.
Наконец, вслед за Любеком и хоралами Баха, настал черёд и замечательно известной своей виртуозностью и глубоким содержанием, соль минорной Фантазии и фуги. Один из фестивально-конкурсных номеров — «зачётного» уровня.

Орган – это вам не рояль и не скрипка. Его обычному дрессировщику на арену не вытащить. Тут надо уметь договариваться, как с медведем, льстить, как придворные льстят королю, и всё время давать почувствовать этому монументальному красавцу, как он необходим исполнителю и залу. Органисты на пластинках это могут. Однако, вживую? вот так? в формате гипотетического состязания? Фестиваль всё же немного ведь и конкурс. Ну, я так, по крайней мере, чувствую. И сочувствую исполнителю. Болею одним словом, за игрока!) Павалий не подвёл. Очень грамотно всё исполнил, даже свой какой-то аспект убедительно прозвучал. В том самом аккорде…
И всё же, я не за Бахом пришла. А за Франком.

Я люблю французских авторов за их неповторимую мелодическую основу. Непохожа она на немецкую. И развивается она у французов по каким-то иным законам, и пахнет от неё свежестью, как будто она и не скована тактовыми чертами, как забором, а ведёт прямо к морю…
Франк был хорош. Приятное было знакомство, отличный вечер…

Павалий убегает, он опаздывает на свой краснодарский поезд «Ласточку». Возможно.
Я хотела ему сказать на прощанье про то, как уважаю Лисицыну, а сказала, что уважаю его за мужество. Он понял.

Грустно, что я ни чья не ученица.

Но, как говорят французы: «Il n`est jamais tard d`être celui qu`on veut. „/Никогда не поздно быть тем, кем хочется.Значит, у меня всё ещё впереди!

А про следующий вечер- в следующем топике.
  • +29
  • 12 ноября 2018, 17:16
  • ekoLena

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.