Из записной книжки зрителя Органного фестиваля (2)

Второй заключительный вечер

Ключи от Органного зала мне вручили, и я немедленно потрёхала/поскакала/понеслась туда снова. «Муза» моя еле за мной поспевала, мотаясь из стороны в сторону. Проникнув в святилище, мы освоились ближе к краю слева. Неплохие, кстати там места, буду рекомендовать.
Концерта этого я ждала. Вот почему:

Программа Концерта:

  • И.С. Бах Фантазия Соль мажор BWV 572
  • Хоральная прелюдия «Возлюбленный Иисус среди нас» BWV 731

  • Экзерсис для педали соло BWV 598
  • Э. Жигу Токката си минор
  • И. Альбенис «Астурия»
  • Т. Халиуллин Вариации на татарскую народную тему «Бас кызым Эпипа»
  • Д. Григоруце «Пленение Иисуса» из «Passion»
  • С. Слонимский «Славянский концерт» для органа с оркестром (первое исполнение в Сочи)


Думаю, понятно. Ну, и после Павалия, добавился азарт, и всё такое… Полнёхонький зал, даже банкетки внесли из фойе, атмосфера явно какая-то чересчур торжественная. Никак ещё и вручать что-то будут? Муза-сумка загрустила в предчувствии неграмотной публики, и увы! забегая вперёд, скажу, что интуиция её не подвела.

Однако сначала о знакомстве.

Вы замечали, дорогой читатель, как в предвкушении первых звуков на концерте немного замирает сердце? И как оно продолжает либо находиться в этом положении, либо резко падать вниз, от первого аккорда, или взятой ноты? Вообще, вы замечали насколько важны для всего впечатления от концерта эти первые мгновения знакомства публики со спиной или боком музыканта, с его фигурой и цветом волос, с фасоном концертного костюма и тем, как он «входит в образ», поклонившись залу и идя к месту? Нет? Вот, а я всё это замечаю. Тимур Халиуллин показался мне сразу таким, каким надо.

«Дрессировщик от Бога» — было написано даже на подошвах его ботинок. Он шёл …на АРЕНУ!
О, муза! И сердце моё поднялось высоко-высоко, под горло прям, и… вот оно! Бах был схвачен изящным, но таким крепким и уверенным манёвром мастера, что сразу стало ясно: органу придётся сегодня работать по-настоящему. И каждый зритель в зале невольно почувствовал этот божественный холодок от присутствия на поединке короля и рыцаря, равных по происхождению.

Как опытный работник сцены, Тимур публику вычислил, потому решил не делать паузы между небольшой прелюдией и фугой, исполненных для ознакомления (увы! не записала тональность, Муза подвела), чем избавил слушателей от необходимости выразить свой восторг там, где не надо. Заканчивая пьесу, Тимур склонился в поклоне публике и с огромным почтением потребовал от неё таких же аплодисментов своему сюзерену, своему королю, который благосклонно дал ему себя победить на этот раз.



Однажды Йоргос Сеферис (поэт такой греческий, нобелевский лауреат, если кто не знает. А никто и не знает, ха-ха.) побывав на концерте Святослава Рихтера, сделал интересное замечание о том, что этот пианист «δίνει τους ήχους με τις ρίζες τους» (подаёт нам звуки вместе с их корнями). Это выражение вполне может быть отнесено и к творческой манере Тимура Халиуллина. Великолепный музыкант и интерпретатор. Думаю, ему нет равных среди молодых исполнителей нашей страны, и, пожалуй, немного равных и в мире.

Но шли-то мы с музой на Слонимского!

Выбором программы концерта занималась Валерия Анфиногенова, и это было заметно. По нарастающей высвечивались самые разные грани взаимопроникновения народного искусства и профессионального. В соль мажорной Фантазии Баха неожиданно услышались какие-то простые немецкие песенные мотивчики, в Вариациях Халиуллина звучали рядом с баховской вертикалью и татарская диатоника, и мощный джаз, и шутливая гармошка. Даже в трагичных вещах Токкате Жигу и «Христе» Григоруцэ это народное начало всё равно присутствовало, как заданная организаторским камертоном общая тональность.

Лично мне очень понравилась такая выстроенность и выведение слушателя на главный ориентир вечера: первое исполнение в Сочи «Славянского концерта» Сергея Слонимского. А как другие, смогли ли они это оценить? Не знаю…

Антон Лубченко был хорош, оркестр тоже… Слонимский же показался мне, в отличие от чистого и вечного «Евгения Онегина» Прокофьева, немного анахроничным. Как будто время и мысли композитора — совсем уж далекое прошлое, к которому нет смысла возвращаться в воспоминаниях. Несмотря на отличное исполнение, высочайший уровень композиторской техники, несмотря на общий позитивный народный подтекст, на замечательно выстроенную форму, на чудесную вторую часть, в которой особенно трепетно чувствовалось размышление автора о громаднейшем значении существования русского начала в искусстве и многое другое замечательное, что есть в этой вещи…

Возможно, поводом к тому, что произведение мною не услышалось, как надо, стали досада и раздражение от зрительской массы, и их яростных аплодисментов мимо кассы. Если, к примеру, Чайковский переслушанный и знакомый наизусть до последней ноты, ещё как-то может выдерживать их натиск, то незнакомое произведение, да ещё и представителя современной музыки, оно же требует внимания к каждой паузе! Люди! Вы же никогда не слышали этой музыки! Почему же вы топчете автора? Между частями произведения нет разрыва, там мысль композитора также продолжает свою работу, как и в звучащих моментах! И в эту мысль, как раз и хотят вникнуть люди, которые пришли на концерт за МУЗЫКОЙ, а не на награждение, или просто потусоваться.

Наверное, оркестранты к этому хаосу и беснованию зрителей привыкли, вон, солисты уж и пауз не делают, чтоб не париться на эту тему изначально.

а я – никак…
  • +39
  • 12 ноября 2018, 17:30
  • ekoLena


Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
Не могу судить о Вашем исполнительском таланте, но, вот, писательский и слушательский — точно, есть!
avatar

monaliza

  • 13 ноября 2018, 08:20
+
Публика уж какая есть. Помещение, не собор, прямо скажем, да и нижний регистр в инструменте отсутствует.
avatar

alexfoto

  • 13 ноября 2018, 14:06
+
мне не так уж много органов приходилось слышать, и не думаю, что я способна оценить их глубокие различия в звучании.
avatar

ekoLena

  • 13 ноября 2018, 15:03
+
Оцените, даже не сомневайтесь.
avatar

alexfoto

  • 13 ноября 2018, 15:46
+
ну, хорошо… буду иметь в виду.Хотя, думаю, в ближайшие лет пять вряд ли смогу осуществить подобные действия, а к тому времени, может и меня самой не будет, или памяти уже не останется, чтоб сравнивать.
Всё равно, спасибо за то, что откликнулись!)
avatar

ekoLena

  • 13 ноября 2018, 15:58

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.