Впечатление, или заметки вдогонку

Неудивительно, что меня выгнали из балета «за отсутствие чувства ритма». Никак не попаду в ногу со временем: то отстаю, то в облака улетаю, совсем как кошка у Хармса, что «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»!
Вижу по-настоящему увлеченных идеей, или преданных искусству людей, и так хочется сказать: «И я…» Но это далеко не так.
Иногда думаю, что вообще никакой я не творческий человек, а только кривляка. А иногда кажется, что вот-вот совершу культурное открытие или напишу какой-нибудь труд всей жизни. Или смерти.
Вот, собственно, о смерти я уже давно –давно хотела написать. О том, как она приходит в твою жизнь, и ты начинаешь постепенно понимать её язык, её молчаливое присутствие, её ауру, в которой ирония смешана с глубоким состраданием, чистота — с горем и скорбью… Ты начинаешь слышать её шаги в мелодии, в басу, в ритме и тембре звучания.
А вот теперь я ещё узнала и как она слышна в фактуре! И научила меня этому новому ощущению домра Анюты Мягкой. Её интерпретация «Грёз» Вьётана меня заставила это испытать.
«Грёзы» есть у многих композиторов, но наиболее популярны шумановские. Они занимают особое место в репертуарном списке как пианистов, так и хоров, хотя по стилю музыкального языка – это безусловно монологическое размышление. Шумановский дуализм здесь не присутствует, но есть его голос! Голос Шумана, типа «закадрового Левитана», который НЕСЛЫШНО парит над фактурой рояля, под ней, сбоку от рояля. Где хочет, там и парит, одним словом. Раньше, ещё в музыкальной школе, я думала, что в этой пьесе останавливается время. Это было ясно и ребенку. Люди всегда замедляют шаг, а иногда и дыхание, когда звучат Грёзы Шумана. И я по наивности думала: «Какое верное название! Ведь действительно, когда наша фантазия уносит нас далеко в наших мечтах, время ведь останавливается!»
Став взрослой, я с печалью открыла для себя тот факт, что Грёзы-то звучат не так уж часто и почему-то в большинстве случаев на похоронных церемониях великих людей. Это меня заставило убрать «фантазию» из набора, заменив её на… «высокие мысли о Боге», например (причем такие, что их могут разделить много людей с разными голосами), и как-то ушла от мысли о неслышно парящем присутствии голоса автора.
И вот Вьётан.
Случился в моей жизни, и вновь заставил меня вспомнить об этом парении. Об этой облачной фактуре музыкального текста, в которой заложен огромный смысл. В те секунды, когда прозрачный светлый звук солирующего инструмента, то слегка удаляется, то приближается, мы вдруг понимаем, что речь идёт о движении чего-то (или кого-то) НАД землей, и само движение это – РАЗГОВОР! Обращение к нам, тем, кто ещё на земле, от того, кто уже не с нами, и так иначе существует, что не видит смысла говорить, используя слова или мелодию. Нюансировки ему хватает вполне для выражения своего присутствия здесь, в момент звучания пьесы. Круто?
И это ещё не всё. Облачная фактура Грёз рассказывает нам и о том, что иное существование не отменило перенесенных страданий, не отменило в ином существовании горе и боль, скорби потери и разлуки с миром, не отменило и тщету прожитого. Но дало ему свободу быть ВЕЗДЕ, дало свободу стать дыханьем близкого человека, его вдохом и выдохом.
Вот как звучали и Грёзы «Вьётана» в исполнении домры Анюты.
«В последний раз взглянула она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.
Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. В жарких странах, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, мы навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду… Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле.
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы.»

«Музыка возвращает то, что отнимает судьба». Вьётан Анюты — удивительный диалог Автора и Исполнителя (а может, диалог Исполнителя и Того, кто за облаками) …
Это ведь как нужно играть, чтобы из звуков возникло облако, разошлось по залу аурой, и чтобы в конце всем в зале стало ясно, что это облако – ЧЕЛОВЕК!
Кстати, «Концерт на троих» Трио «Кон брио» для внимательного слушателя (скромно имею в виду себя) даёт много ассоциаций к идее осмысления присутствия смерти в обычной жизни. Огромный простор, я бы сказала, для размышлений. Хоть Танго Пьяццолы возьми, где жанровый подтекст легко читаем, да ещё и с названием «Смерть ангела»; хоть развеселый «Сиртаки», что танцует назло судьбе неунывающий герой Казандзакиса, грек Зорбас. Именно ему ведь принадлежат знаменитые слова: «Смерти нужно оставлять лишь сгоревшие замки».
Салют, салют! Трио «Кон брио»! Браво!
  • +42
  • 15 ноября 2019, 15:17
  • ekoLena

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
Искренне порадуюсь, когда решится трио исполнять собственные сочинения. Есть там как минимум один композитор, имевший опыт выступлений с оркестром в Кремле. Это было фантастически и незабываемо.
Сейчас, пусть и сочинения великих, но чужая музыка. А хочется, чтобы была своя…
avatar

reStiler

  • 16 ноября 2019, 01:20

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.