И маяка манящий свет...

Сочинский маяк — известный раритет, в качестве символа нашего курорта его знают, пожалуй, во всём мире. Как-то по редакционному заданию мне довелось побывать внутри, в самом его сердце. Многое изменилось вокруг, но там, за воротами, отгороженная от любопытных взглядов,сохранилась удивительная аура прошлого.
Железные ворота, надпись: «Министерство обороны. Гидрография КЧФ. Сочинский маяк (основан в 1890 году)» и чуть левее — «Территория МО РФ. Посторонним вход строго воспрещен». Моему взору открывается чистая ухоженная территория. Справа здание, где в двадцатых годах прошлого столетия размещались конюшни, а сейчас — оборудование радиомаяка и технические службы. Уютный садик: груши, хурма, пальмы и ель, посаженная аккурат к сотому дню рождения маяка.
А впереди — белоснежная башня, и на ее вершине — сверкающее в солнечных лучах око. У основания башни — одноэтажный дом, стены которого имеют толщину почти в метр. Он ровесник маяка, построен русскими строителями. Эти помещения для нескольких смотрителей являются родным домом в самом прямом смысле. Обхожу вокруг здания, отворяю скрипучую дверь — взгляд в полутьме упирается в начищенную до блеска медную табличку на станине маяка и надпись:«L. SAUTTER & CIE CONSTRUCTEURS A PARIS».
Маяк расположен на высоте 35 метров над уровнем моря, его начали строить в 1874 году. Из-за отсутствия финансирования и в связи с русско-турецкой войной строительство продолжалось с перерывами почти шесть лет. И в 1880 году на маяке впервые засияла белая лампа. Через какое-то время сооружение подверглось реконструкции. Официальной датой рождения маяка считается 1890 год, и свет его тогда стал красным. Лампы вначале были керосиновые, затем ацетиленовые и лишь гораздо позже — электрические. Сам фонарь изготовили по заказу во Франции, затем в разобранном виде доставили сюда. Сборкой занимались французские специалисты.
Наверх ведет узкая железная лестница, витая и почти вертикальной крутизны. Ощущение такое, как будто находишься в крепостной башне, где притаился призрак старины. Дневной свет с улицы пробивается сквозь немногочисленные маленькие круглые окошки в стенах.
…Последняя ступенька башни, и совсем узкая горловина железного люка. Кажется, в него может пролезть лишь маленький ребенок. Но нет — протискиваюсь наверх, на круглую площадку. И вот оно, в самом центре — сердце маяка. Лампа мощностью 1000 ватт, дающая постоянный свет, спрятана за прозрачным стеклом, ее окружает линза, состоящая из отдельных стеклянных колец толщиной примерно 2 см, примыкающих друг к другу и имеющих специальную форму, которая уменьшает массу самой линзы. Лучи от лампы почти параллельны и направлены горизонтально, высота линзы около трех метров, фокусное расстояние — 920 мм. Изобрел ее Огюст Жан Френель (1788-1827 гг.) — член Парижской академии наук, один из основателей волновой оптики. Луч маяка виден в море на расстоянии 17 миль (почти 32 километра).
Выхожу на наружную площадку шириной около полуметра, окаймляющую верх башни снаружи. Отсюда открывается удивительная панорама: горные вершины на севере, с юга — бесконечная морская гладь. Крошечные, словно бумажные, кораблики на горизонте.
Тут же, на площадке, со стороны моря распложен еще один маяк, гораздо меньших размеров — аварийный. Сделан он уже в нашей стране. Если перегорает лампа основного маяка, автоматически зажигается малый — резервный. Радиус его действия гораздо меньше — 3-4 мили, но он включается лишь на то короткое время, которое нужно для того, чтобы заменить перегоревшую лампу. Кроме того, имеется еще и радиомаяк, который работает в автоматическом режиме круглосуточно. В отличие от него, лампа маяка включается по определенному графику лишь в темное время суток.
Ранее сочинский маяк имел такую характеристику: «Белый маяк с постоянным немигающим красным светом». Сегодня свет зеленый. Все эти годы маяк работает непрерывно. На случай аварийного обесточивания здесь существуют собственные энергетические установки — два дизеля: рабочий и резервный.
Со времени постройки облик маяка немного поменялся. Появился защитный металлический каркас вокруг наружной части лампы. Когда его не было, перелетные птицы, следуя к манящему свету, сбивались со своего курса. Ни сами пернатые, ни хрупкое стекло не могли выдержать таких ударов.
Рассматриваю наружные стены вершины башни — толстое чугунное литье с рельефом, стыки в местах соединения панелей залиты свинцом для большей герметичности — даже муравью не проползти.
На стенах в некоторых местах видны вмятины, сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны, когда маяк подвергался обстрелам фашистской авиации. Крыша башни — из чистой меди. А в ее центре — флюгер, который вот уже более ста лет указывает направление ветра.
…Вместе с легким прикосновением свежего предзакатного ветерка, на усталый город медленно опускаются сумерки. В вечерней дымке робко замерцала над морем первая звезда. И вспыхнул на башне спасительный свет, указывая путь далеким кораблям.

  • +75
  • 04 августа 2013, 13:23
  • mak-m

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
+
Очень хороший текст, интересно!!! Благодарю!
avatar

Archto

  • 04 августа 2013, 14:01
+
Очень хороший текст
И Вам спасибо!
avatar

mak-m

  • 04 августа 2013, 14:21
+
Странный репортаж из-за забора.
avatar

REMIX

  • 04 августа 2013, 14:02
+
да, там мы его сами видим, хотелось бы экскурсию изнутри
avatar

dre9000700

  • 05 августа 2013, 01:00
+
статья написано интересно, но требует подключения воображения. А, как говорится, лучше один раз увидеть чем сто раз услышать. Так что минус статьи — отсутствие вразумительных фотографий изнутри. А те виды что есть в топике, все и так глазами видят
avatar

Santel

  • 04 августа 2013, 14:06


+
отсутствие вразумительных фотографий изнутри.
Да — увы! Техника иногда подводит, и все фотки «изнутри» были «убиты» вместе с «глюканувшимся» жёстким диском на компе.
avatar

mak-m

  • 04 августа 2013, 14:20
+
был уже топик с фото изнутри
avatar

Nadyusha

  • 04 августа 2013, 14:23
+
Был несколько лет назад, причём совершенно не похожий на мой. Каждый человек имеет свой взгляд и своё видение окружающего.
avatar

mak-m

  • 04 августа 2013, 14:42
+
рассказ понравился, несколько лет назад, туда экскурсии в «тихую» водили, да и проживали там «туристы», слышал, что после этого начальника поменяли.
avatar

moch

  • 04 августа 2013, 16:18
+
Ночью особенно красив
avatar

Solaw

  • 04 августа 2013, 16:21
+
Да! В красном цвете был изумительной красоты. Хорошая фотка!
avatar

mak-m

  • 04 августа 2013, 16:27
+
Спасибо за интересную и добрую экскурсию.
avatar

monaliza

  • 04 августа 2013, 18:22
+
Спасибо за добрые слова.
avatar

mak-m

  • 04 августа 2013, 19:12
+
Был там и всегда завидовал морякам погранцам там служившим
avatar

rem-sochi

  • 04 августа 2013, 21:14
+
Как известно морякам, красный цвет принадлежит бардакам. Так и было два маяка и два гулящих города бардака — Сочи и Ялта с маяками красного цвета.
Но в связи с полным захватом Сочи мусульманами и другими иноверцами было куплено решение присвоить сочинскому маяку цвет ислама. Иншала. Хотя особой необходимости не было. Ялта от Сочи далековато и спутать города при подходе с моря невозможно.
avatar

Skipper

  • 04 августа 2013, 23:13



Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.