Большое северное путешествие. Часть 11.
Растянул я эти рассказы о северном путешествии, терпение и желание подробно расписывать постепенно заканчиваются. Видимо, и читателям уже надоело вчитываться во все подробности.
Поэтому постараюсь покороче.
Итак, Мурманск.
Самый большой город мира за Полярным кругом.
Еще в давние советские времена, когда я жил в этих краях, Мурманск всегда оставлял двойственное впечатление. Вроде как серый город с вечно свинцовым небом и не очень большим количеством зелени даже в летнее время, но, в то же время фишка Мурманска была в разноцветной окраске жилых домов и впечатление суровости северной природы как-то сглаживалось. Нечто подобное увидели и сейчас.
Еще в те давние годы Мурманск мне запомнился Праздником Севера. Это ежегодные, массовые соревнования проводятся с 30-х годов прошлого века и приурочены к окончанию Полярной ночи.
Красивое зрелище, должен сказать. Я был на этом мероприятии несколько раз. Только там удалось увидеть вживую гонки на оленях
В Мурманске гуляем по центру, хотя дождливая погода к этому не очень располагала.
Центральные улицы, площадь «Пять углов», знаменитые Алёша, Ждущая, и, конечно, атомный ледокол «Ленин»
Об экскурсии на первый в мире атомный ледокол «Ленин» немного подробнее.
Создали это уникальное судно с атомной силовой установкой в конце 50-х годов прошлого века. Это было совершенно новое изобретение в области судостроения, и весь Запад ахнул. Даже американский президент Никсон приезжал убедится, что русские не врут.
По ходу эксплуатации шли усовершенствования, и атомные агрегаты меняли на более совершенные.
«Ленин» — первое в мире судно, которое обогнуло Северную Землю с севера. Благодаря атомоходу существенно увеличилась продолжительность навигации по Северному морскому пути.
Однако не всё и всегда было гладко. Больших аварий было две. Одна в 1965, а вторая в 1967 годах. Во время второй аварии были серьезные проблемы с повреждением реакторной установки. Восстановлению она не подлежала, и её пришлось просто затопить где-то в районе Новой Земли. Были ли во время аварий людские жертвы советская пресса, разумеется, умалчивала, и об этом ходили только слухи.
Чтобы попасть на экскурсию пришлось подождать. Пришел какой-то пухленький, патлатый субъект и повел нас внутрь. На моряка он не был совсем похож, чем вызвал разочарование дам, ожидавших увидеть, по меньшей мере, просоленного всеми ветрами Джека-Воробья. Но, надо отдать ему должное, рассказывал достаточно подробно обо всем.
В конце желающие покрутили штурвал, погудели губами и на этом курс обучения вождению атомохода был закончен.
Хотелось еще проехать посмотреть на печально известный «Адмирал Кузнецов», который сам чуть не тонет и всё вокруг себя топит (помните недавний случай с плавучим доком?). Но, хозяин квартиры сказал:
— Не теряйте времени, там всё перекрыто насмерть, чтобы никакие никсоны больше не пролезли.
Поэтому эту затею решили отставить.
Остаток дня гуляем по Мурманску, ахаем от обилия всевозможной рыбы в рыбных магазинах и, особенно, от цен.
Вечером опять корректируем количество участников дальнейшего путешествия — Татьяна срочно по делам улетает в Москву. И, разумеется, по этому поводу пьянка.
Утром выезжаем дальше на Север, приближаясь к самой дальней точке нашего путешествия.
Дорога от Мурманска в сторону Печенги — Заполярного.
Долина Славы.
Второе, более раннее название долины — Долина Смерти. Здесь стоит сделать некоторое пояснения. По официальной версии в этих местах шло упорное противостояние немецким войскам и погибло большое количество воинов с обеих сторон. Но, местные краеведы раскопали несколько другие подробности произошедших здесь событий.
2 июля 1941 года 1-й батальон 137-го горнострелкового полка полковника Хенгля переправился через Западную Лицу на ее восточный берег. Причем немцы соорудили подвесной мост со стальными канатами. И пошли к нам в тыл. Сплошной линии обороны у нас не было. Батальоны 205-го стрелкового полка занимали отдельные высоты, в промежутках между ними немцы и прошли. И гуляли они у нас пять дней, пока 7 июля не вышли на позиции 1-го батальона 205-го полка под командованием старшего лейтенанта Гуреева, оборонявшего берег.
Дело было утром, стелился туман. Там и сейчас стоит огромный валун, и в то время комиссар приказал укрепить на нем знамя полка. Вот по этому знамени егеря и сориентировались. И пошли в атаку. Но тут туман рассеялся… Немцев, точнее австрийцев, ибо именно они служили в корпусе «Норвегия», обнаружили и их атаку отбили.
Егеря отошли, но вскоре атаковали батарею 158-го артиллерийского полка, взяли ее, но не удержали, потому как на помощь артиллеристам пришла пехота Гуреева. Сам он в этом бою погиб. А в целом наши потери составили всего 28 человек.
Потери егерей, по нашим донесениям, — 200 убитых и раненых. Поняв, что рейд не удался, егеря разделились на две группы и стали отходить. Одна из них ушла через уже упоминавшийся мост, а вторая вышла к Чертову перевалу, где напоролась на батарею 241-го гаубичного артиллерийского полка. Оттуда егерей тоже отогнали, причем дело дошло до рукопашной схватки.
Так откуда же все -таки пошло название «Долина смерти»? Дело в том, что командовал 205-м полком батальонный комиссар Иванников. И его разведчики взяли в плен немецкого солдата. Вот от него Иванников впервые и услышал это название. А дальше, от Иванникова оно пошло «гулять» среди наших бойцов, прижилось после окончания войны, пока в 1965 году не было официально заменено на Долину Славы.
Краеведами были использованы воспоминания фронтовика, почетного гражданина города-героя Мурманска Льва Васильевича Журина.
Река Западная Лица. Отсюда у нас отворот вправо в направлении полуостровов Средний и Рыбачий. Задача стояла доехать до северной оконечности полуострова Рыбачий мыса Немецкий — это самая северная точка Европейской части нашей страны.
На карте это выглядит вот так — красная линия — это куда планировали доехать, желтая точка — куда хватило сил.
Итак, поехали. На реке Западная Лица погранпост. Контрактники проверяют документы, записывают в толстенный гроссбух, спрашивают куда и зачем. Вражьи страны рядом и не туда ли мы намылились? Это, наверное, возможно с полуострова Рыбачий в Норвегию вплавь.
Дорога сразу начинает убивать ямами.
Эти дороги во все времена были предназначены только для военной техники, никто никогда их не равнял, образовались постепенно ямы и ямищи. Сюда и проезд-то открыли для простых смертных не так давно. А в советские времена оба полуострова были полностью закрытой зоной. Только вояки играли тут в войну и утюжили своими танками и БТРами тундру. Катаются они здесь и сейчас, мы их встречали в разных местах.
Первая остановка на водопаде на реке Западная Лица.
Дальше дорога продолжает убивать тряской, красотами заполярной осени и фантастическими пейзажами
Скорость движения от силы километров 15 в час. Кишки в желудке уже натерли мозоли, брякая друг об друга. Это настоящая стиральная доска. А мы все едем и едем и никак не можем доехать до полуострова Рыбачьего. А уже прошло часов 5, если не больше, как мы свернули с трассы на Западной Лице. Наконец, впереди появились домики единственного здесь поселения Большое Озерко. Это только начало полуострова Рыбачьего.
После ласковых, но упорных уговоров моих дам с аргументами, против которых не поспоришь
— Поедешь дальше — в обед не получишь колбасы, решаю свернуть затею покорить мыс Немецкий.
В конце концов, что я немцев что ли не видел.
На берегу Баренцева моря делаем привал в надежде, что колбасу мне все-таки дадут.
И здесь осуществляю свою мечту — помыть ноги в Северном ледовитом океане. Баренцево море и есть этот самый океан, по сути.
Вода обжигающая, градусов 5 максимум и я героически выдержал в ней минуты три.
Теперь в обратную дорогу, надо как-то добраться до города Заполярного и там найти где ночевать.
Еще немного видов обратной дороги.
Найти где переночевать в Заполярном оказалось совсем не просто. Все маклера, а они тут есть и я с ними созванивался заранее, в один голос утверждали — всё сдано!!! Кому? кто в эту глухомань приезжает? охотники, рыбаки? Нет, оказалось, командировочные на обогатительный комбинат. Часа два до полной темноты пришлось метаться по городу, пока, наконец, не сняли номер в единственной гостинице за 6 тысяч рублей.
Теперь, переночевав, нам с небольшими заездами надо двигаться в обратную сторону.
Так что, до следующего рассказа.
Поэтому постараюсь покороче.
Итак, Мурманск.
Самый большой город мира за Полярным кругом.
Еще в давние советские времена, когда я жил в этих краях, Мурманск всегда оставлял двойственное впечатление. Вроде как серый город с вечно свинцовым небом и не очень большим количеством зелени даже в летнее время, но, в то же время фишка Мурманска была в разноцветной окраске жилых домов и впечатление суровости северной природы как-то сглаживалось. Нечто подобное увидели и сейчас.
Еще в те давние годы Мурманск мне запомнился Праздником Севера. Это ежегодные, массовые соревнования проводятся с 30-х годов прошлого века и приурочены к окончанию Полярной ночи.
Красивое зрелище, должен сказать. Я был на этом мероприятии несколько раз. Только там удалось увидеть вживую гонки на оленях
В Мурманске гуляем по центру, хотя дождливая погода к этому не очень располагала.
Центральные улицы, площадь «Пять углов», знаменитые Алёша, Ждущая, и, конечно, атомный ледокол «Ленин»
Об экскурсии на первый в мире атомный ледокол «Ленин» немного подробнее.
Создали это уникальное судно с атомной силовой установкой в конце 50-х годов прошлого века. Это было совершенно новое изобретение в области судостроения, и весь Запад ахнул. Даже американский президент Никсон приезжал убедится, что русские не врут.
По ходу эксплуатации шли усовершенствования, и атомные агрегаты меняли на более совершенные.
«Ленин» — первое в мире судно, которое обогнуло Северную Землю с севера. Благодаря атомоходу существенно увеличилась продолжительность навигации по Северному морскому пути.
Однако не всё и всегда было гладко. Больших аварий было две. Одна в 1965, а вторая в 1967 годах. Во время второй аварии были серьезные проблемы с повреждением реакторной установки. Восстановлению она не подлежала, и её пришлось просто затопить где-то в районе Новой Земли. Были ли во время аварий людские жертвы советская пресса, разумеется, умалчивала, и об этом ходили только слухи.
Чтобы попасть на экскурсию пришлось подождать. Пришел какой-то пухленький, патлатый субъект и повел нас внутрь. На моряка он не был совсем похож, чем вызвал разочарование дам, ожидавших увидеть, по меньшей мере, просоленного всеми ветрами Джека-Воробья. Но, надо отдать ему должное, рассказывал достаточно подробно обо всем.
В конце желающие покрутили штурвал, погудели губами и на этом курс обучения вождению атомохода был закончен.
Хотелось еще проехать посмотреть на печально известный «Адмирал Кузнецов», который сам чуть не тонет и всё вокруг себя топит (помните недавний случай с плавучим доком?). Но, хозяин квартиры сказал:
— Не теряйте времени, там всё перекрыто насмерть, чтобы никакие никсоны больше не пролезли.
Поэтому эту затею решили отставить.
Остаток дня гуляем по Мурманску, ахаем от обилия всевозможной рыбы в рыбных магазинах и, особенно, от цен.
Вечером опять корректируем количество участников дальнейшего путешествия — Татьяна срочно по делам улетает в Москву. И, разумеется, по этому поводу пьянка.
Утром выезжаем дальше на Север, приближаясь к самой дальней точке нашего путешествия.
Дорога от Мурманска в сторону Печенги — Заполярного.
Долина Славы.
Второе, более раннее название долины — Долина Смерти. Здесь стоит сделать некоторое пояснения. По официальной версии в этих местах шло упорное противостояние немецким войскам и погибло большое количество воинов с обеих сторон. Но, местные краеведы раскопали несколько другие подробности произошедших здесь событий.
2 июля 1941 года 1-й батальон 137-го горнострелкового полка полковника Хенгля переправился через Западную Лицу на ее восточный берег. Причем немцы соорудили подвесной мост со стальными канатами. И пошли к нам в тыл. Сплошной линии обороны у нас не было. Батальоны 205-го стрелкового полка занимали отдельные высоты, в промежутках между ними немцы и прошли. И гуляли они у нас пять дней, пока 7 июля не вышли на позиции 1-го батальона 205-го полка под командованием старшего лейтенанта Гуреева, оборонявшего берег.
Дело было утром, стелился туман. Там и сейчас стоит огромный валун, и в то время комиссар приказал укрепить на нем знамя полка. Вот по этому знамени егеря и сориентировались. И пошли в атаку. Но тут туман рассеялся… Немцев, точнее австрийцев, ибо именно они служили в корпусе «Норвегия», обнаружили и их атаку отбили.
Егеря отошли, но вскоре атаковали батарею 158-го артиллерийского полка, взяли ее, но не удержали, потому как на помощь артиллеристам пришла пехота Гуреева. Сам он в этом бою погиб. А в целом наши потери составили всего 28 человек.
Потери егерей, по нашим донесениям, — 200 убитых и раненых. Поняв, что рейд не удался, егеря разделились на две группы и стали отходить. Одна из них ушла через уже упоминавшийся мост, а вторая вышла к Чертову перевалу, где напоролась на батарею 241-го гаубичного артиллерийского полка. Оттуда егерей тоже отогнали, причем дело дошло до рукопашной схватки.
Так откуда же все -таки пошло название «Долина смерти»? Дело в том, что командовал 205-м полком батальонный комиссар Иванников. И его разведчики взяли в плен немецкого солдата. Вот от него Иванников впервые и услышал это название. А дальше, от Иванникова оно пошло «гулять» среди наших бойцов, прижилось после окончания войны, пока в 1965 году не было официально заменено на Долину Славы.
Краеведами были использованы воспоминания фронтовика, почетного гражданина города-героя Мурманска Льва Васильевича Журина.
Река Западная Лица. Отсюда у нас отворот вправо в направлении полуостровов Средний и Рыбачий. Задача стояла доехать до северной оконечности полуострова Рыбачий мыса Немецкий — это самая северная точка Европейской части нашей страны.
На карте это выглядит вот так — красная линия — это куда планировали доехать, желтая точка — куда хватило сил.
Итак, поехали. На реке Западная Лица погранпост. Контрактники проверяют документы, записывают в толстенный гроссбух, спрашивают куда и зачем. Вражьи страны рядом и не туда ли мы намылились? Это, наверное, возможно с полуострова Рыбачий в Норвегию вплавь.
Дорога сразу начинает убивать ямами.
Эти дороги во все времена были предназначены только для военной техники, никто никогда их не равнял, образовались постепенно ямы и ямищи. Сюда и проезд-то открыли для простых смертных не так давно. А в советские времена оба полуострова были полностью закрытой зоной. Только вояки играли тут в войну и утюжили своими танками и БТРами тундру. Катаются они здесь и сейчас, мы их встречали в разных местах.
Первая остановка на водопаде на реке Западная Лица.
Дальше дорога продолжает убивать тряской, красотами заполярной осени и фантастическими пейзажами
Скорость движения от силы километров 15 в час. Кишки в желудке уже натерли мозоли, брякая друг об друга. Это настоящая стиральная доска. А мы все едем и едем и никак не можем доехать до полуострова Рыбачьего. А уже прошло часов 5, если не больше, как мы свернули с трассы на Западной Лице. Наконец, впереди появились домики единственного здесь поселения Большое Озерко. Это только начало полуострова Рыбачьего.
После ласковых, но упорных уговоров моих дам с аргументами, против которых не поспоришь
— Поедешь дальше — в обед не получишь колбасы, решаю свернуть затею покорить мыс Немецкий.
В конце концов, что я немцев что ли не видел.
На берегу Баренцева моря делаем привал в надежде, что колбасу мне все-таки дадут.
И здесь осуществляю свою мечту — помыть ноги в Северном ледовитом океане. Баренцево море и есть этот самый океан, по сути.
Вода обжигающая, градусов 5 максимум и я героически выдержал в ней минуты три.
Теперь в обратную дорогу, надо как-то добраться до города Заполярного и там найти где ночевать.
Еще немного видов обратной дороги.
Найти где переночевать в Заполярном оказалось совсем не просто. Все маклера, а они тут есть и я с ними созванивался заранее, в один голос утверждали — всё сдано!!! Кому? кто в эту глухомань приезжает? охотники, рыбаки? Нет, оказалось, командировочные на обогатительный комбинат. Часа два до полной темноты пришлось метаться по городу, пока, наконец, не сняли номер в единственной гостинице за 6 тысяч рублей.
Теперь, переночевав, нам с небольшими заездами надо двигаться в обратную сторону.
Так что, до следующего рассказа.
Комментарии (31)
RSS свернуть / развернутьtimofeitselovalnikov1962
so3537
timofeitselovalnikov1962
so3537
timofeitselovalnikov1962
mrstalker
mrstalker
so3537
tkani
so3537
tkani
so3537
rem-sochi
«Смотри и путешествуй», — сказал один известный сочинский железнодорожный блогер. Он имел ввиду посмотреть а потом и самому попутешествовать по теми же местам чт и он, а на деле получается — МЫ смотрим и путешествуем вместе… на диване. Так что перефразируя классика :«Пишите Шура, пишите», а мы посмотрим :)
kaktus
kaktus
so3537
rem-sochi
so3537
rem-sochi
so3537
tkani
mrstalker
Я в Печенге два года жил. Ходили слухи, что в окружающих сопках были продолблен тоннель, по которому вывозили крупнокалиберные орудия на залив. Лазили мы, искали… но, это уже были 70-е годы, ничего не осталось. Все взорвали, обрушили.
so3537
mrstalker
so3537
Что так, а вдруг вам жена…
И хватит этих знаний с интернета, ножками…
Igor1966
YMKa
mrstalker
Я всегда там ездил по командировочному предписанию.
so3537
so3537
mrstalker
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.