Приэльбрусье. Горы, которые держат небо. Часть первая

В конце июля запланированное наше путешествие по Приэльбрусью наконец-то воплотилось в жизнь, чем мне и хотелось бы с вами поделиться)

Мы не умеем планировать всё заранее, поэтому билеты на поезд Адлер-Кисловодск достались нам только с верхними местами. Решили не расстраиваться, одна ночь всего на «птичьих местах», ребёнок тоже уже прилично большой и перестал летать с полок в тормозящем поезде, в общем, быстро собрали рюкзаки и поехали! Хоста, вокзал, поезд стоИт минуту — быстро показываем билеты, быстро грузимся, путешествие начинается.

По дороге народу всё прибывает, особенно много садится в Лоо, Лазаревке, поезд дружно кушает, пьёт чай(и не только), так же дружно «гуляет» по перронам на остановках и мучается от жары. Из категории комфорта — белоснежное бельё и биотуалеты, которые помогают преодолеть критический перегон до Туапсе совсем незаметно) Дальше наступила ночь. В вагоне климат-контроль жил какой-то своей собственной жизнью: мы на своих верхних полках то кутались в шерстяные одеяла, то умирали от жары(ночью были длительные стоянки на станциях и просто в чистом поле, когда кондиционер вырубался).

Наконец-то наша станция, выходим в Минводах. Знакомые сказали, что ближе и удобнее добираться отсюда. На площади нас окружают таксисты, за руки не хватают, но путём переговоров выяснилось, что наша затея осуществить «бюджетное путешествие» потерпела крах: такси до Чегета стоИт 3500 руб., общественный транспорт ходит только от Нальчика. Звоним друзьям в Пятигорск, пытаемся найти что-то от аэропорта в Минводах, но тоже тщетно. В итоге едем до Пятигорска, от огромного пятигорского рынка до Нальчика, а оттуда уже до Чегета. Жарко, но девушки — студентки едут на соседних сиденьях в длинных юбках, почти все женщины в платках. На дорогах блок-посты с укрепительными стенами, бойницами, ДПСники с автоматами и в «брониках» останавливают очень много машин. Водитель просит пристегнуться: в обычной «Газели» есть ремни безопасности, пассажиры покорно пристёгиваются. Парень в мусульманской шапочке поспешно сдёргивает её перед постом досмотра и прячет в карман. Нас не тормозят, а за окном равнина, очень напоминающая кубанскую, гор не видно, сады карликовых яблонь вдоль всей дороги. Сидящая рядом девушка рассказала нам, что это чудо о пяти веточках в 1,5 м высотой очень урожайные экспериментальные сады, помогают их выращивать иностранцы, выглядит всё это действительно очень аккуратно.

Наконец-то проезжаем Баксан и едем по долине реки Баксан. Дорога постоянно идёт вдоль реки, река длинная — 173 км, истоки Баксана находятся в ледниках Эльбруса и река бурная и грязная от таяния снегов и льда. Начинаются сначала предгорья, а потом за очередным поворотом показываются наконец-то настоящие заснеженные горы.

Вот и наш поворот на поляну Чегет, где у нас забронирована гостиница. Водитель очень любезно отклонился от маршрута ради нас и нашей хозяйки, которая тоже, как оказалось, ехала с нами, довёз почти до места, помог выгрузить вещи. Путь наш от Пятигорска до Чегета обошёлся нам в 1000 руб. на троих, пусть и долго, но зато получилась ознакомительная автоэкскурсия по городам Ставропольского края:)
Поселились мы в гостинице, из окна которой виден был знаменитый ледник «семёрка» на г. Донгузорун. Утром мы встречали с рассветом, а вечер — с потрясающими закатами на Донгузоруне.

Побросали вещи и пошли осматривать окрестности. Такой вот плакат стоял возле нашей гостиницы)

Прогулялись в сторону Терскола. Кругом сосновый лес, ароматный, смолистый.

Вид с моста через Баксан.

Сам посёлок Терскол находится примерно в 1.5-2 км от поляны Чегет. Там много гостиниц, турбаза МО, частный сектор, где тоже сдают жильё. В июне людей немного, но все одержимы Великой идеей: покорить Эльбрус, самую большую гору Европы. Старые и молодые, подготовленные и приехавшие впервые — у всех есть шанс. Местные кабардинцы-гиды говорят, что гору покорить нельзя, ей можно только поклониться. Наверное, поэтому удача сопутствует не всем. Можно быть профессиональным альпинистом, но так и не взойти на Эльбрус, погода на вершинах двуглавого Эльбруса постоянно меняется, не зря с тюркского Эльбрус переводится как гора, управляющая ветром. И в то же время бывает, что везёт и новичкам. В прошлом году на вершину «поднялся» даже трёхмесячный малыш(в сопровождении родителей, конечно). Мы, приехавшие туда впервые и не планировавшие никаких восхождений, после очередного вопроса «когда же вы пойдёте на Эльбрус?» тоже как-то незаметно заряжались этой идеей, но всё-таки погода и отсутствие снаряжения не дало нам приобщиться к общей такой близкой мечте.

9.Вид на г. Накра из посёлка Терскол. Ледник Накры.

10.

11. Снежные шапки Донгузоруна.

Местные жители очень спокойные и доброжелательные. Ненавязчивые, но отзывчивые. Особый мусульманский менталитет, видимо, обуславливает то, что на улицах практически нет пьяных. Я думаю, что способствует этому и то, что практически все магазины не торгуют алкоголем и сигаретами, пьющими видели только наших военных. Иностранцы, которых здесь очень много, видимо тоже вследствие давних культурных традиций не приучены пить пиво на улице, т к. «замечены» не были. Вот и всё на сегодня. В следующих топиках расскажу подробнее про ледники, про то, как можно покататься на лыжах и бордах в июне, про то, как учёные «ловят» нетрино в лабораторном подземном телескопе на глубине около 4-х километров и про красивейшие долины и водопады. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным и чуть -чуть поможет сориентироваться тем, кто едет туда в первый раз. Спасибо, что дочитали до конца)