Приэльбрусье (Адырсу, Азау, Чегет, Джилысу)

Как вы поняли, обычно летом и зимой мы с bessochi ездили в Красную Поляну тестировать мегафон и yotu и смотреть на горы, но чето это место уже настолько приехалось, что в пятый раз ехать туда уже не было желания и смысла.

Мне всегда хотелось посмотреть на Эльбрус и полазить там в окрестностях, и вот с большим трудом и усилиями, этим летом была выполнена первая поездка.

Однако если в Поляну есть частый маршрутный транспорт, то в Приэльбрусье добраться проблематично: моя девяносто-девятка, как вы поняли, не в ходу, остается экскурсия, а тк все понимают «экскурсия» в нашем понимании — это выкачивание денег с приезжих ни за что, то с транспортом возникли некоторые трудности.

Перед началом сочинения я повесил штампик (как на википедии):

Ну а теперь по порядку.

В общем переборов свою ненависть к организованным поездкам, я взял экскурсию у одной из кисловодских турфирм за 1000 рублей, поскольку из Краснодарского края туда никто не возит.

Я отправился на поезде №690 до Минвод, где по прибытию сделал то, чего никто из нас никогда не делал, а именно — прямо на перроне сходу согласился на предложение «тааакси биирем, кисловодск еедеем», потому что мне надо было к 5:50 приехать в город. Если б я знал чем это обернется…

Ну да ладно. Почти сразу мы въехали в Кабардино-Балкарскую республику, в посёлок с названием Залукокоаже и видим что дома строятся без окон на наружных стенах:

Это связано с местными обычаями и верой, а также чтобы молодые джигиты не присматривали себе невесту (ведь не все хотят платить калым).

Глядя на местных жителей посёлка Залукокоаже, меня волновал один вопрос — как они выговаривают это название?

Дальше по пути — Заюково, здесь делаем первую остановку на чай, кофе, туалет.

Начало поездки не радостное: в минводах меня объ… л таксист, пасмурная погода, темнота и неудачные условия для фотосъемки, значит что хороших фотографий не будет.

Через какое-то время въезжаем в баксанское ущелье, дорога очень красивая, но мы же на экскурсии, остановки не делаем, приходится фоткать через стекло на скорости 80 км/ч:

Здесь раньше проходила узкоколейка:

Мы проезжали мимо заброшенных черкесских аулов, скал и других интересных мест, особенно поразил город Тырныауз — большой город среди гор, в котором даже живут люди, но экскурсия фотостопов не предусматривает, поэтому показать мне нечего.

Экскурсовод читал лекцию о культуре народов Кавказа, но в ней было слишком много непонятных слов даже для меня, а после бессонной ночи в общем вагоне единственное что я смог сделать — это как в школе нажать лбом «кнопку выключения лектора». Кстати, с прошедшим 1 сентября всех!

Громкий голос разбудил меня в Верхнем Баксане, когда водитель сказал выходите все нах пойдите прогуляйтесь и акклиматизируйтесь, ведь кроме меня там все приезжие (Петербург, Новгород, Белгород), а они не привыкли к горному воздуху и пониженному парциальному давлению кислорода.
Это ущелье Адыр-Су:

Верхний Баксан:

Бурная река Адыр-Су (приток Баксана) выходит из каньона:

Сразу получаем предупреждение что фотосъемка в присутствии пограничников офицально запрещена (хотя когда меня это останавливало?), ведь до Грузии всего каких-то 7км. Но здесь все понимают что мы отдыхающие, а не шпионы, поэтому это скорее «просьба», ведь это всего лишь государственная граница, а не сверхрежимносекретный ж/д вокзал.

В этом ущелье находится фуникулёр для подъема автомобилей. Стоимость проезда — 1000р, при этом цена слишком маленькая и фуникулёр себя не окупает.

По лестнице можно подниматься наверх, но меня туда не пустил начальник, ссылаясь на государственную границу. Ну да ладно. Въезжаем в национальный парк, оплатив 100р за пропуск.
Поляна Азау

Нижняя станция:

Информация:

Снег в горах и Чегетский ледник:

Здесь 2 канатные дороги: гондольная и старый вагончик, которые поднимают на Боковой Кавказский хребет, непосредственно на склон Эльбруса:

Поднимаемся до верхней отметки станции Мир — 3500м, по дороге фотографируя водопад:

Дальше можно проехать на кресельной канатке до станции Гарабаши, а оттуда на ратраке (снегоход) до верхней точки «Приют 11» (4050м). Откуда такое название? Как-то пошла группа из детей в поход до этой точки, но вернуться обратно не смогли из-за резкого ухудшения погоды, поэтому остались там ночевать. Отсюда и название. Дальше этой точки до вершины надо идти пешком, но наша «экскурсия» заканчивается на отметке 3500, дальше нас не пустили, тк организаторы поездки боялись случаев эпилепсии и обмороков. Но не будем расстраиваться, тем более с погодой не повезло и всё равно оттуда ничего не увидишь, а сюда мы ещё приедем, но самостоятельно, когда вытащим машину из кювета, а пока что посмотрим что есть интересного на отметке 3500м.

Путь наверх (куда меня не пустили):

Несколько ледников, названия которых я не запомнил (можете опознать?):

Место напоминает Красную Поляну где-то в 2011 году:

Частично просматривается территория Грузии и гора Сванети:

Что это за гора, я не запомнил, но похоже что это Ушба, которая также находится в Грузии, если можете — поправьте:

Ледниковый водопад:

Ручей, образованный таяньем ледников:

И самое мощное — ледник Малый Азау, он был настолько огромный, что не помещался в кадре даже с минимальным фокусным расстоянием:

Хочу отметить что в день поедки (20 августа) здесь было очень холодно, ведь помимо низкой температуры воздуха дул ледяной ветер, в общем летом погода такая, как в Краснодаре зимой. В Сочи вообще зимой теплее чем на 3500м.
Найдя небольшой сугроб, охлаждаем верного спутника наших путешествий:

Отмеченные 30 минут свободного времени быстро закончились и мы спускаемся вниз, сделав несколько снимков со станции Старый Кругозор:

Ещё один еле видный водопад:

Поляна Чегет

После этого нас отвезли на вторую поляну на подъемник Чегет, экскурсовод предоставил на выбор 2 варианта: пойти в кафе на шашлыки, либо подняться на Главный Кавказский хребет, в связи с чем без раздумий был куплен пропуск за 500р.

Великий Мегафон и сюда добрался:

Был куплен пропуск, который внутри с чипом и работает по бесконтактной системе. Дальше идет фото пропускной карты, а роль турникета и приёмника выполняла бабушка, которая на входе забрала карту. В общем нанотехнологии в действии.

Вид на ущелье:

Высота здесь 3050 м, отсюда просматривается боковой хребет (где мы до этого были)

(станция Старый Кругозор)

Обсерватория:

Ледний Малый Азау, с другой стороны:

Ледник «Семёрка» (потому что он напоминает цифру 7):

Ледник Чегетский:

Пик не помню какой, похожий на Джан-Туган:

Избушки в горах:

вид на посёлок и долину реки Баксан:

На северном склоне хребта находится озеро Донгуз-Орункель, дословно означает «озеро для купания свиней». Оно ледникового происхождения и до него надо спускаться 200 метров. Зона вокруг воды заболочена. Озеро находится в приграничной зоне. В связи с кратковременностью пребывания здесь, а также с риском неосторожно оказаться в Грузии и получить штраф, спускаться не будем, а сфотографируем на телеобъектив:

Интересные камни с перламутровым оттенком там валяются:

На этом наше время закончилось, возвращаемся назад к машине, сдеав ещё одну остановнку на Джилы-Су, что по-русски означает Долину Нарзанов:

ADVENTURE TOUR 2014 ВЫПОЛНЕН
!
  • 02 сентября 2014, 16:21
  • Badwolf

мои знакомые ездили в прошлом году штурмовать Эльбрус. По причинам, связанным со здоровьем, им это не удалось. В этом году решили повторить подвиг. Опять им стало в пути плохо и они не дошли всего 50 м.

Flash-Ka

• 02 сентября 2014, 17:09
В смысле по показаниям GPS 50 м оставалось? Там практически невозможно понять визуально сколько осталось идти.

southcap

• 03 сентября 2014, 13:33
не могу ответить. Как мне сказали, так и написала )

Flash-Ka

• 03 сентября 2014, 13:38
Как я понимаю, это «коаже» созвучно более нам знакомому «квадже» — Чимитоквадже, Совет-Квадже и прочим, в переводе с адыгейского — пристанище, жилище.
сдеав ещё одну остановнку на Джилы-Су
Тут вообще не понятно. Как я понял из рассказа, вы были вообще по другую сторону Эльбруса. Долина нарзанов с другой стороны. Туда приходит напрямую дорога от Кисловодска.

• 02 сентября 2014, 19:03
мы со стороны КБР подходили

• 02 сентября 2014, 20:21

Так я это понял, поэтому и удивляюсь как вы в Долину нарзанов попали. А может быть этих «долин нарзанов» там несколько?))

• 02 сентября 2014, 20:24
да их там полно, и мест интересных тоже полно, но вы сами понимаете что означает «экскурсия».
Я вообще хотел туда подъехать со стороны карачаевска, чтобы ещё на кубань посмотреть, но с Арамобилем кое-какие проблемы

• 02 сентября 2014, 20:26
Да, вроде, дорога там есть. Но, какая она, насколько проходима, нет ли там кордонов, пагранзастав.
А на Эльбрусе самом и я не был. Только в Джилы-Су. Надо на следующий год в планы забить.

• 02 сентября 2014, 21:00
Автор ошибся: это место называется не долина, а поляна нарзанов.

• 02 сентября 2014, 22:13
Наверное, правильно, потому что Долина нарзанов по другому выглядит.

• 02 сентября 2014, 23:04
я думал долина и поляна — это одно и тоже. А где находится то что вы показали?

• 03 сентября 2014, 08:16
Вот здесь

• 03 сентября 2014, 08:27
Вот здесь я о ней рассказывал

• 03 сентября 2014, 08:30
Да вы прям журналист

• 03 сентября 2014, 08:54
))) не… никогда такого стремления не было)))

• 03 сентября 2014, 08:56

Класс!!! Была чуть выше приюта 11 25 февраля. Тогда быдо решено вернуться туда, но летом… но обстоятельства не позволили. Спасибо автору, хоть на фотках посмотрела как там сейчас) нам зимой повезло. Выехав из Кисловодска, мы на своей машине были, неспеша ехали, но погода была пасмурная и в Пятигорске даже дождь был, но, проехав Тырнауз, если мне память не изменяет, все на небе наладилось и нам все время светило солнце. После отметки 3500 нас на снегоходах доставили. Повезло, что не было ветра. Красота, конечно… на спуске, правда, чтото произошло с электропитанием и мы провисели в вагончике чуть больше часа) хорошо, что термос с горячим чаем был)
Хочется вернуться туда)

chio_chio_san

• 02 сентября 2014, 21:50
Эх Кабарда, душевный край :)

Спасибо за псто!

info

• 02 сентября 2014, 22:07
Туда на экскурсию не очень интересно ехать: галопом по канаткам, толком и гор-то не увидишь. Это как наше Большое кольцо по Абхазии — Гагра, Рица, Пицунда, пещера, шашлык:)))

• 02 сентября 2014, 22:18
По-моему без машины, чтобы было время остановиться, посмотреть туда и ехать не стоит.

• 02 сентября 2014, 23:05
Мы без машины ездили. Добираться с поезда далеко, не спорю. А там всё рядом, с одной канатки до другой народ пешком ходит, и такси тоже не очень дорого. А пожить там в посёлках Терскол или Чегет на такой высоте, что у нас уже и дорог-то с асфальтом нет, вообще здОрово! Там вообще как-то все без наших традиционных джиппингов обходятся, не принято:)

• 02 сентября 2014, 23:13
Ну, вообще-то и по дороге туда можно куда-нибудь в сторону свернуть. Мы, когда ездили в Джилы-Су с Кисловодска, обратно по совершенно другой дороге возвращались.

• 02 сентября 2014, 23:23
26-регион, водители там экстремальные:) Мы, проехав из Нальчика до Пятигорска и поездив день в машине с друзьями в самом Пятигорске поняли, что лучше в тот край на паровозе ездить:)))

• 02 сентября 2014, 23:30
Не знаю, у меня такого впечатления не сложилось. После Сочи уже ничего не страшно...))

• 03 сентября 2014, 00:14
не более чем водители из этого региона:

• 03 сентября 2014, 08:56
Да, может быть, но там выручает то, что нет такой скученности машин. А за Сухумом вообще свободно.

• 03 сентября 2014, 08:58
Красиво! Спасибо!

southcap

• 03 сентября 2014, 13:35
«Щекотнули» во мне ностальгию по малой Родине)

denpatriot

• 03 сентября 2014, 14:33
оставлю это тут

Scorpio29

• 03 сентября 2014, 21:20
Scorpio29, подскажите, пожалуйста, где была сделана последняя фотография? не могу вспомнить название и место где находится это озеро :(