Исключая "Всё включено"...

Часть 2

Итак, собраны и уложены в довольно вместительный багажник нашего Рено Символа все вещи. У нас есть распечатанная карта маршрута, листов 50 описаний городов, поселков, всевозможных достопримечательностей по дороге, выписано пару десятков основных турецких названий и выражений, вообще-то, оказавшиеся бесполезными. Мы готовы бросится покорять турецкие просторы.
Ориентировочная схема нашего маршрута (оказалось потом, что наш маршрут немного изменился).



По плану на дорогу до Каппадокии отводим два дня. Расстояние не сказать чтобы очень большое, но и не маленькое — приблизительно 1100-1200 км. Учитывая, что будем делать остановки, осматривать города и достопримечательности, надо поторапливаться.
Дорога вьется вдоль берега моря, а с другой стороны — небольшие горы сплошь покрытые плантациями ореха-фундука. Этих плантаций немыслимое количество. Горы сплошь покрытые орешниками тянутся десятками километров. Создается впечатление, что тут выращивают фундук для всего земного шара. То, что есть у нас в районе Сочи — это ничто по сравнению с черноморским побережьем Турции. Когда-то слышал такую байку (и сам рассказывал отдыхающим), что у нас собирают фундук и отправляют в Турцию для использования в приготовлении сладостей. Боже, бред-то какой… прошу прощения у всех тех, кому вдохновенно врал много лет.




Часто на обочинах большие кучи шелухи от орехов.


А побережье моря местами очень живописно и мы делаем остановки для фотографирования, а иногда и для того чтобы полазить по прибрежным скалам.





Иногда можно увидеть турков ловящих рыбу. Увидев нас, забывали о рыбалке. Становится не понятным что их больше интересует — рыба или чокнутые русские обвешанные фотоаппаратами.


Ближе к Самуну горы отодвигаются от берега, начинаются песчаные, ракушечные пляжи, но которых нет ни одного человека. А вода очень теплая. И, если бы не спешили, точно бы нырнули.




Город Самсун достаточно большой город и достопримечательностей там не мало, но решили все-таки его минуть и ехать до Кырыккале.



Надо сказать, эта часть маршрута менее интересная, безлесые горы, холмы, да еще к тому пошел дождь. Поэтому мы просто летели по дороге.




И к ночи добрались до Кырыккале. На поиски госиницы ушло с полчаса. Небольшая минигостиница за 100 лир на четверых, это по 500 рублей с носа. (мой нос вы видели в Комете).
Из окон вид на какую-то строящуюся необыкновенных размеров мечеть. Утром пойдем смотреть на нее поближе.


Утром гуляем по центру Кырыккале. Провинциальный турецкий городок с кривыми улицами живет неспешной жизнью. Множество магазинов, в скверах, а то и прямо на дороге чистильщики обуви.



Еще одна интересная особенность Турции — во всех городах на каждой улице обязательно есть специально оборудованные бюветы с питьевой водой. Выполнены они из камня с краниками со всех сторон. И, как правило, на лицевой стороне табличка с указанием когда и кем этот бювет был построен. Так что, время уличных торговцев питьевой водой с курдюков прошло.



Направляемся к мечети. Здесь идет стройка, впрочем, она подходит к концу. На входе охранник и с десяток рабочих. Потыкали в себя пальцами, показывая что, мол, «руссо туристо» и хотим посмотреть. Подошел турок лет 50-ти, оказалось, прораб и как экскурсовод повел по всей стройке. Что-то постоянно показывал и рассказывал на турецком языке, а мы по турецки умеем только кивать.
Облазили всю мечеть. Прораб этот даже предложил залезть на один из минаретов — внутри каждого винтовая лестница, но мы ограничились тремя этажами внутри мечети.
Что сказать, мечеть громадное, грандиозное сооружение, удивительно, что такая махина построена в общем-то в небольшом турецком городке. Все внутри выпонено из мрамора. Восхищает резьба по камню, мозаика, сложность выполненных работ.



По шикарным четырехполосным дорогам двигаемся дальше.
О дорогах хочется рассказать отдельно. Две полосы в каждую сторону с разделительным бордюром или клумбой тянутся по всей Турции. Даже на горных перевалах, на высотах больше 2000 метров такие же трассы. Когда брали машину, нас предупредили чтобы больше 110 км в час старались не ездить. А на практике это была минимальная скорость, с которой мы передвигались. На спидометре «100», а впечатление, что стоишь на месте. Даже в повороты, издали казавшиеся крутыми, спокойно входишь на скорости 120 км/час, не боясь вылететь в кювет.
Позже в Трабзоне Вахид нам рассказывал, что правительство пообещало в течение короткого времени по ВСЕЙ стране сделать 4-х полосное движение. И мы встречали дорожно-строительные работы, но они почти не затрудняли передвижения.
Итак, познакомившись с Кырыккале, выезжаем в сторону Каппадокии, но сначала заезд на самое большое соленое озеро Турции Туз.
По дороге у торговцев покупаем дыню. В Турции много чего вкусного — блюда из мяса, птицы, сладости, мороженное, но дыни я бы поставил особняком. Они совсем не такие как у нас — бугристые, с виду зеленоватые, а внутри — мёд с сахаром!!! сладкие, сочные.




Доехав до озера Туз, некоторое время тыкались выискивая подъезды к нему. И в итоге нам опять повезло — на каком-то контрольно-пропускном пункте охранник попросил подождать, куда-то позвонил и через 5 минут пришел молодой турок, как мы поняли, какой-то начальничек, сел в машину и как экскурсовод повез показывать все производство по добыче соли. Сначала ехали по специальных насыпям вдоль делянок по добыче соли.


Потом наш экскурсовод показывает, мол, езжай прямо в озеро, а там воды, вернее, насыщенного соляного раствора сантиметров 20. Если кто не знает, этот соляной раствор с концентрацией до 500 грамм на литр воды называется рапа разъедает в порошок все, что можно — резину, кожу, металл. Будь я на своей машине не поехал бы не в жисть. Когда-то гуляли по рапе у нас в России на озере Баскунчак — обувь через некоторое время развалилась напрочь. А тут машина арендная, да и турок показывал так уверенно, что не поехать было нельзя.
И с возгласом «Ой, мама...» ныряем в озеро. Соляной раствор брызгает на стекла, вода и щетки не успевают его смывать.
Через некоторое время выезжаем на чистую соль к комбайну, который грызет эту соль и грузит на самосвалы.

Наш провожатый предлагает прокатиться на медленно движущемся комбайне.





Таким же путем возвращаемся к выезду с озера, благодарим нашего экскурсовода, пытаясь всунуть ему в руку хотя бы 20 лир. Дело доходит почти до драки. Упирается как будто его режут. Но, четверо все равно сильнее одного и 20-ку мы ему впихнули. Прощаемся с ним и с охранником как близкие родственниками со слезами, соплями и обещаниями приехать еще.
Несемся дальше. Сегодня наша задача доехать до Каппадокии и найти гостиницу в Гёрме — это центр тамошней тусовки, место откуда удобнее всего осматривать это уникальное место.



Продолжение следует.
  • +124
  • 18 сентября 2014, 15:55
  • so3537

Комментарии (42)

RSS свернуть / развернуть
+
Так и не узнал, чья соль круче для авторезины? :(
++++
avatar

Carib

  • 18 сентября 2014, 13:24
+
Узнал, а как же....)) круче всего в озере Эльтон — больше 500 грамм на литр, а в Тузе и Баскунчаке приблизительно одинаково — чуть за 300. Но по Эльтону мы не ездили, а только ходили…
avatar

so3537

  • 18 сентября 2014, 13:29
+
Соляное озеро — супер!
avatar

listcom

  • 18 сентября 2014, 14:06
+
Супер! Отличное путешествие!
avatar

Juk

  • 18 сентября 2014, 14:07
+
То ли еще будет...)))
avatar

so3537

  • 18 сентября 2014, 14:16


+
интересант!
жду продолжение.
avatar

zhdann

  • 18 сентября 2014, 14:59
+
феерично!
avatar

rem-sochi

  • 18 сентября 2014, 15:21
+
Отлично, ждём продолжения!
avatar

Bars

  • 18 сентября 2014, 15:45
+
Классный рассказ. Жду продолжения. А мы на общественном автобусе в том году из Трабзона в Анталию ездили. Жестко конечно получилось =) А что за соль такая которая растворяется 500 грамм на литр??
avatar

Shiki

  • 18 сентября 2014, 16:18
+
Обыкновенная, поваренная соль...))
avatar

so3537

  • 18 сентября 2014, 18:24
+
Много как то просто =) я думал 380 грамм край =)
avatar

Shiki

  • 18 сентября 2014, 18:30
+
Самая большая концентрация в Эльтоне, это между Астраханью и Волгоградом. Там 500. Но там нет добычи промышненной, там есть небольшой санаторий-профилакторий. Ночевать там пришлось на какой-то койке, на которой ноги на шарнире поднимают...))
avatar

so3537

  • 18 сентября 2014, 18:37
+
avatar

so3537

  • 18 сентября 2014, 18:26
+
Жду с нетерпением продолжения! Забегая, возможно, наперед, не поделитесь ли длительностью и бюджетом поездки? Просто я планировал подобный маршрут, но не на прокатном авто, а на общественном транспорте. Через Трабзон получалось в 2 раза дороже, чем самолетом через Стамбул.
avatar

Angel

  • 19 сентября 2014, 10:20
+
Написал в личку.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 10:32


+
Вахид уже местная достопримечательность. Без него в Трабзоне ну ни как :-)

А я ехал через горы от Гиресуна в сторону Кападокии. Дорога потрясная. Перевалы ночью освещены идеально. Горная ТурциЯ обалденна.
avatar

sashacgsm

  • 19 сентября 2014, 10:55
+
Слышал и читал про эту дорогу, и в следующий раз поеду по ней. Но, у нас была цель заехать на озеро Туз, а это нужно было по другой дороге ехать.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 11:27
+
А мы на ту дорогу случайно попали. Просто чтобы ехать от Трабзона до Кападокии надо было возвращаться назад к дороге на монастырь. Решили ехать до первого поворота налево и таким макаром доехали до Гиресуна, а там свернули в горы. Путешествовали без навигатора. Почему то гугл мэпс в Грузии и Турции не работает как навигатор. Максимум прокладывает маршрут а дальше следуй голубой ленточке вручную.

Да и еще одна засада для тех кто путешествует по Турции — сотовая связь. Просто так купить симку и воткнуть в телефон не получится. Все наши яблофоны оказались залочены для турецкой сети. Мы купили туркселовский 3G свисток и пока ехали от Трабзона до Гиресуна жена настроила и расшарила вАйфи (так называют wifi турки) на лэптопе.
avatar

sashacgsm

  • 19 сентября 2014, 14:51
+
Просто так купить симку и воткнуть в телефон не получится.
Не согласен. Мы купили симку, а удовольствие это не дешевое — 40 лир = 800 рублей просто симка и на ней 50 рублей и добавили 150 рублей. Звонили свободно домой несколько раз просто набирая +7 и номер. И пару раз в Трабзон Вахиду. Никаких проблем и настроек не делали.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 18:33
+
И я не согласен. :-) Ситуация там следующая. Для пользования родным телефоном с местной симкой требуется регистрация аппарата в Турции. Это недешево и не быстро. Поэтому приезжие покупают симки и втыкают их на свой страх и риск в свои аппараты. Может проработать две недели а может один день, потом имей залочат. В нашем случае у нас были только яблофоны а их видимо лочат для турецкой сети по определению :-)
В салоне турксел в Трабзоне где я покупал симку никто не говорил по английски. Случайно туда зашла девушка из австрии которая говорила по турецки и английски. Она нам помогла. Вот у нее телефон работал уже неделю с турецкой симкой. Так что кому как повезет.
avatar

sashacgsm

  • 20 сентября 2014, 11:22
+
Мы взяли 5-го числа до 15-го работал как часы. Телефоны свои брали в Таиланде. Правда было всего 2-3 звонка в Россию и пару звонков Вахиду.
У нас никаких проблем не возникло. Может, потом и откажет… а какая теперь разница?))
avatar

so3537

  • 20 сентября 2014, 11:26
+
на каком-то контрольно-пропускном пункте охранник попросил подождать, куда-то позвонил и через 5 минут пришел молодой турок, как мы поняли, какой-то начальничек, сел в машину и как экскурсовод повез показывать все производство по добыче соли.
Это кстати у турок норма, и вот ведь что показательно — это не легенды как на Кавказе, где гостеприимство осталось на уровне мифов — встречается в каких то глухих деревнях, а на деле принцип один — не на.бешь не проживешь.

что правительство пообещало в течение короткого времени по ВСЕЙ стране сделать 4-х полосное движение.
И ведь ни нефти, ни газа у них нет. И дороги все с запасом пропускной способности нереальным сделаны. Т.е. постоянно едешь по 4-х полоске, а впереди на километр никого и сзади так же.
И в Стамбуле (который больше Москвы если что) спокойненько в час пик из самого центра можно на авто доехать до аэропорта за 30 минут.
Наглядно видно как можно строить без 95% откатов и дефективных менеджеров впридачу.

Еще одна интересная особенность Турции — во всех городах на каждой улице обязательно есть специально оборудованные бюветы с питьевой водой.
Не только в городах, но и по трассе каждый (по моему) родник сделан удобным для пития, т.е. не так как у нас просто труба торчит, зачастую ниже уровня земли. А нормальная «колонка» с краником. На юге в районе Мармарис-Фетхие доходило до того, что встречалось по 5 фонтанчиков на 1 километр пути.
avatar

barm

  • 19 сентября 2014, 11:45
+
И ведь ни нефти, ни газа у них нет.
Это сказывается, бензин-соляра по 80 рублей и выше. Что-то Вахид рассказывал про проблемы с закупками в Иране.
по трассе каждый (по моему) родник сделан удобным для пития

Совершенно верно. И вдобавок мусор убирается и даже обочины не загажены. Есть, конечно, мусор, но не в таких объемах как у нас по всем придорожным кустам всех без исключения дорог России.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 11:52
+
у них по трассах контейнеры везде стоят. А в городках и поселка через каждые 50 метров. Даже если выкинешь, в мусорку попадешь.

Очень удобно подъехал и, не выходя, в окно все выкинул
avatar

sashacgsm

  • 19 сентября 2014, 14:58
+
У меня в отзыве было про парк ихний.
forum.awd.ru/viewtopic.php?p=4019746#p4019746
После этого смотришь на наши и плакать хочется.
avatar

barm

  • 19 сентября 2014, 15:34
+
меня вообще Стамбул поразил своей цветочной красотой. Так получалось что там я бывал только в январе -марте и всегда был сильный цветочный контраст с Сочи. Особенной после напечатанных цветов.
avatar

sashacgsm

  • 20 сентября 2014, 11:29
+
Вся штука в том что в Турции в любом городе (может конечно и нет, но очень часто) есть подобный парк (а то и несколько) — большой красивый парк (площадью с наш Дендрарий), с многочисленными детскими площадками, работающими фонтанами, скамейками, беговыми дорожками, столиками для пикников. И это все при бесплатности и полном отсутствии жрален, лавочных базаров и т.п. На весь такой парк есть всегда 1 кафе и все. Например рядом с Памукале есть город Дэнизли. В нем несколько таких парков, вот один из них:






Что самое печальное — все это выращено и содержится фактически в условиях полупустыни. Т.к. типовая растительность в этих местах вот такая:
avatar

barm

  • 20 сентября 2014, 12:06
+
Чуть позже (думаю, скоро) будет рассказ о почти таком парке по дороге дальше.
avatar

so3537

  • 20 сентября 2014, 12:14
+
И ведь ни нефти, ни газа у них нет. И дороги все с запасом пропускной способности нереальным сделаны. Т.е. постоянно едешь по 4-х полоске, а впереди на километр никого и сзади так же.

Мой маршрут был Трабзон — Гиресун — Кападокия — Мерсин -Аланья — Анталья — Памукале- Анкара — Самсун — Трабзон и везде бьются тоннели параллельные существующей дороге и везде строят дороги либо реконструируют существующие. Хочу заметить, я не проехал ни км платной дороги по турции, пользовался бесплатными — все дороги великолепные, ровные как стекло и благоустроенные.
avatar

sashacgsm

  • 19 сентября 2014, 15:02
+
Да, дороги — одно из самых сильных впечатлений Турции. Если бы еще не топливо за 80 рублей литр…
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 18:35
+
Если бы еще не топливо за 80 рублей литр…
В Европе есть страны с 1.8Евро за литр. Т.е. 90руб.

P.S. Справедливости ради, это главные дороги хорошие. Менее главные бывают всякие. Но вот чего там нет (как впрочем и нигде наверное в безоткатном мире), так это огромных ям посреди полосы, или ям-вымоин с края до половины полосы и т.п. российских «стандартов».
avatar

barm

  • 19 сентября 2014, 18:42
+
Менее главные бывают всякие.
Тогда получается, что главных дорог у них намного больше. Мы сворачивали, ездили и по сельским, деревенским улицам. Конечно, они не четырехполосные.
Просто общее впечатление о дорогах Турции — они намного лучше наших.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 18:51
+
Главные были хорошими еще 16 лет назад. Конкретно дорога от Стамбула до Трабзона была в основном 3-х полосной, с гладкостью покрытия которое в массовых количествах только в Германии встретить можно было.
avatar

barm

  • 19 сентября 2014, 19:08
+
А вот чего в Турции нет при таких-то дорогах, так это своих машин. Легковые машины преимущественно французские или совместной сборки.
Есть своя фирмочка, но дохленькая Tofas, типа нашего ВАЗа.
avatar

so3537

  • 19 сентября 2014, 19:20
+
я заправлялся на заправках по 5,03-5,30 лир за литр. Есть только 95 бензин. А при курсе 18 рэ за лиру это уже под 90 рэ. Цена на топливо это самый сильный шок от турции. А еще они зачем то забивают номер авто в заправочный аппарат. Тотальный учет так же как с сотовой связью
avatar

sashacgsm

  • 20 сентября 2014, 11:30
+
А мы специально брали дизель, солярка дешевле. Стоимость 4,10 — 4,20 за литр. А пару раз заправились даже за 3,95. Расход в среднем этого Символа вышел меньше 7 литров на 100 км.
avatar

so3537

  • 20 сентября 2014, 11:34
+
А я на своей машине путешествовал. А она у меня бензиновая. Заезжали через Грузию — Верхний Ларс-Тбилиси-Сарпи. А возвращались паромом из Трабзона.
avatar

sashacgsm

  • 21 сентября 2014, 10:57
+
На пароме машину туда и обратно уже штука баксов. А если через Грузию, то только до Сарпи трое суток ехать. Поэтому решили упростить.
avatar

so3537

  • 21 сентября 2014, 11:07
+
На пароме машину туда и обратно уже штука баксов.

Больше. Машина с водителем 550 долларов, каждый пассажир 150 долларов (каюта). Итого 1000 только в одну сторону. Это цена которую нам озвучили в кассах в Сочи для маршрута Сочи- Трабзон. Именно поэтому поехали через Грузию. Получилось ровно в два раза дешевле чем плыть, с учетом 3-х ночевок, питания и культур программ.
Обратно отдали 800 долларов через Вахида.
avatar

sashacgsm

  • 21 сентября 2014, 17:16
+
У нас была все-таки обширная программа по Турции, а если еще прибавить все что есть через Оетию, Грузию, то был бы явный перебор. И так два дня отходили...))
avatar

so3537

  • 21 сентября 2014, 18:29
+
Благодарю Вас за отчёт, мы были в Каппадокии этой весной, ехали на автобусе из Антальи до Юргюпа и Гёреме через Конью и обратно.
Белая зависть: несколько сотен километров четырёхполосной, ровной и прямой как стрела дороги и это в местах где зимой сильные морозы, а качество асфальта такое, что даже на горных перевалах нет ни выбоинки.
Ну а бензин и солярка да дороги и машин на дорогах не много, но при этом — по дорогам в сезон там ездит куча тракторов и комбайнов — Каппадокия даёт значительную часть турецкого сбора пшеницы и при цене топлива в два с половиной раза больше чем у нас — им это выгодно и крупные хозяйства и фермеры имеют с этого хорошую прибыль.
avatar

Lesnik

  • 19 сентября 2014, 20:43
+
просто интересно! Хочу продолжения! ПЛИЗ!
avatar

uz777

  • 20 сентября 2014, 12:21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.