Сухуми далёкий и близкий
Абхазия по праву наша любимая и самая близкая «заграница». Ездим туда часто, природа там изумительная и нет пропускной и шлагбаумной проблем, кроме прохождения границы. А вот в столице непризнанной республики с довоенных времён не были ни разу. И в ноябрьские праздники прошедшего года этот пробел решено было восполнить.
Сегодня я расскажу только о типичных достопримечательностях, которые удалось пройти и проехать за короткий осенний день, а уж вам решать, интересно это для прогулки или нет) Итак, начало.
Рано утром пересекаем границу. Проехали быстро, заезжаем к знакомым, чтобы оставить вещи. Традиция наших осенне-весенних походов устраивать кроме туристической, ещё и гастрономическую составляющую: ночуем в Чагрипше, не доезжая Гагр, в русском посёлке, где практически все жители рыбачат. Не с удочкой, а покупают лицензии и ловят рыбу в «промышленных» масштабах, всегда вечером в спокойное море покупаем у них рыбу прямо с лодки и жарим весь вечер толстую осеннюю барабульку, а весной — камбалу.
Путь наш был запланирован через термальные источники в посёлке Приморском. Это место находится недалеко от Гудауты. За гудаутским мысом дорога проходит рядом с железнодорожной веткой и море совсем рядом. Хорошие широкие пляжи с мелкой галькой.
Ехали туда впервые, чтобы уточнить поворот, решили остановиться у поста ГАИ, но абхазский смотрящий на посту радостно замахал нам полосатой палочкой сам. Останавливаемся, мы ему про поворот, а он нам про скорость. Пришлось поделиться. Пока рассматривали карту, проскочили знак ограничения «40» на пешеходном переходе, таких, как мы, проскочивших, там был уже десяток «неместных». Знак видно хорошо, посмотрели на обратном пути, но все почему-то ловятся)
Сворачиваем налево сразу за постом, консультацию по тому, куда нам ехать на источники, мы всё-таки получили. Источники благоустроенные сероводородные. Запах, как на Мацесте. Купаться мы собирались все. Видимо, собирались плохо, и плавки с полотенцем в итоге оказались только у одного, он и пошёл оздоравливаться, а мы прошлись по окрестностям, немного прогулялись по речке и поднялись на небольшую гору. Там нас ждала башня. Не старинная, а вполне себе башня прошлого века для отжига известняка.
Небольшой водопад выше по реке.
И вид с горы на комплекс источников.
Внутри всё выглядит так. Купель и грязи.
Каюсь, обнесли чью-то колючую изгородь и наелись вдоволь мандарин и гранатов) Это дикий предок наших лимонов, раньше его часто использовали в виде забора в Сочи, теперь это растение редкость.
До Сухуми(Сухума в послевоенном варианте) доезжаем за два часа. Дорога интересная и часто останавливаемся, чтобы пофоторгафировать. Вокзал Сухуми. Сейчас туда ходит единственный поезд из России, и тот через день.
Город приятно удивил. Неспешный, чистый, с широкой набережной, ухоженными домами и улицами. Город, где люди живут в двадцати метрах от моря, и это местные люди, а не обладатели элитных квартир в бетонных монстрах у моря.
Нет заборов. Хорошие пляжи. Широкие улицы. Необыкновенная ночная подсветка старого города. Колорит приморского города.
Здание морского порта, памятник советской эпохи. Почти совсем разрушен.
Фонтан у театра работает, ребятня в нём плещется, хоть и холодно уже)
И то, что совсем не изменилось в Сухуми за двадцать прошедших лет, — на набережной всё так же играют в нарды.
В наших планах достопримечательностей было посещение старинного маяка. Район города, где он установлен, так и называется «Маяк». Здесь уже не всё так радужно, как в центре города, почти везде одноэтажная застройка, напоминающая Адлер тридцатилетней давности. Маяк мы нашли. Но он не работал, т.е. подняться внутри на высоту 37-ми метров у нас не получилось и как давно он не работает, тоже узнать не удалось.
Привезен и установлен в Сухуми он в 1864 году. Изготовлен он был во Франции, фирмой Эрнест Коуин, о чем свидетельствует надпись над входной дверью. Его постройка заняла 150 дней!
Высота маяка – 37 метров. Наверх ведет 137 чугунных ступеней винтовой лестницы.
Изначально, на маяке был установлен масляный светильник. Однако во время сильных ветров, верхушка маяка раскачивалась и масло из светильника выливалось. Раскачивание удалось остановить благодаря специальной системе тросов, которые и сейчас опоясывают маяк, а масляную лампу заменили на ацетиленовую горелку, а позже – на электрический фонарь.
Даже во время грузино-абхазской войны светильник продолжал работать – его функционирование поддерживали два дизельных генератора. Лампа здесь установлена на 1 киловатт, а свет маяка виден на 25 – 30 километров.
Маяк установлен на особых винтовых чугунных сваях, которые уходят в породу на 17 метров! К тому же, его основание покоится на круглой стальной платформе. В 1876 году во время русско-турецкой войны турки зацепили маяк тросом с военного корабля и пробовали повалить конструкцию. Не получилось.
Вид на Сухумскую бухту от маяка.
Дальше мы отправились искать речку Беслетку(Беслети в грузинском варианте, или Басла), на которой находятся два моста: Красный и Мост царицы Тамары.
Красный мост был построен около 100 лет назад через р. Баслу недалеко от её устья, где река, проходя через город, впадает в море. Мост был построен из железа и выкрашен в красный цвет.
Именно у Красного моста в 1992 г. был организован первый рубеж обороны на пути грузинских войск, и был подбит первый грузинский танк.
Но мы искали дорогу, что идёт по Беслетке вверх. Выехали из Сухуми и по грунтовой уже дороге поехали искать мост более древний. Проехали брошенный грузинский посёлок, очень большой, домов на двести. Практически все они пустые. Говорят, что абхазы давно уже поделили это богатство, но жить там никто не хочет. Встретили русского деда-пастуха, который бежал из Украины и живёт теперь в бывшем грузинском селе, пасёт скот и живёт в чужом доме. Печальная история войн и людей, по судьбам которых эти войны прошлись.
Вдалеке — опоры эстакады объездной дороги, заложенной ещё в советские времена и так и не достроенной. Портрет Маркса(или Энгельса?)на стелле у мостика через Беслетку.
Громадные опоры.
Уже в закатных сумерках находим, наконец-то мост царицы Тамары. Недалеко ещё одна печка-башня для известняка.
Мост был построен 800 лет назад. По конструкции мост очень простой – каменная дуга через реку на высоте 8,5- 9 м над водой. Общая длина моста с устоями 35 м, ширина — 4,7 м, толщина кладки почти 80 см.
(показать текст)О происхождении моста местные жители сложили интересную легенду о том, как горстка абхазских храбрецов сражалась с завоевателями. Чтобы нанести сокрушительный удар требовалось построить мост через ущелье. Но под рукой не было ничего кроме камня и песка. Тогда бросили они по всей Абхазии клич: каждый, кому дорога свобода, пусть даст храбрецам куриное яйцо. За сутки было собрано сорок тысяч яиц. Изготовив раствор из песка и яиц, искусные строители возвели за ночь мост, а через три дня ударили в тыл врага. Абхазия обрела свободу. Но это всего лишь предание. На самом деле камни свода обтесаны и скреплены прочным известковым раствором. Просто древние строители гасили известь для сооружения в течение трех-пяти лет.
На боковой стороне моста можно увидеть частично сохранившуюся надпись на древнегрузинском, которая гласит: «Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях…». Надпись относят к XI—XII вв. – ко времени правления царицы Тамары. Кстати, второе распространенное название моста именно Мост царицы Тамары, а в нижней части моста сохранилось изображение креста и буквы «Т».
Прекрасно сохранившийся Беслетский мост является замечательным памятником строительного искусства средневековой Абхазии, единственным сооружением подобного рода на территории Абхазии дошедшим до наших дней. Простояв сотни лет, он так же продолжает служить людям. Даже сегодня мост может выдержать груз весом в 7-8 тонн.
Возвращаемся обратно через Сухуми, уже без остановок двигаемся в сторону Гагр. Ещё много всего осталось «на потом»: Ботанический сад, Замок Баграта, остатки Великой Абхазской стены(было и такая!), Сухумская гора и ещё подняться вверх по Беслетке, уж больно красивая оказалась речка с довольно хорошей дорогой вдоль неё, хотелось бы пройти проехать её всю.
А дома нас ждал ужин и ещё один день в Абхазии, с походом на Малую Рицу и старинный монастырь — крепость на крутом берегу Бзыби. Но об этом в следующий раз.
Улов наших рыбаков.
Хорошего Вам вечера и приятного аппетита)
Сегодня я расскажу только о типичных достопримечательностях, которые удалось пройти и проехать за короткий осенний день, а уж вам решать, интересно это для прогулки или нет) Итак, начало.
Рано утром пересекаем границу. Проехали быстро, заезжаем к знакомым, чтобы оставить вещи. Традиция наших осенне-весенних походов устраивать кроме туристической, ещё и гастрономическую составляющую: ночуем в Чагрипше, не доезжая Гагр, в русском посёлке, где практически все жители рыбачат. Не с удочкой, а покупают лицензии и ловят рыбу в «промышленных» масштабах, всегда вечером в спокойное море покупаем у них рыбу прямо с лодки и жарим весь вечер толстую осеннюю барабульку, а весной — камбалу.
Путь наш был запланирован через термальные источники в посёлке Приморском. Это место находится недалеко от Гудауты. За гудаутским мысом дорога проходит рядом с железнодорожной веткой и море совсем рядом. Хорошие широкие пляжи с мелкой галькой.
Ехали туда впервые, чтобы уточнить поворот, решили остановиться у поста ГАИ, но абхазский смотрящий на посту радостно замахал нам полосатой палочкой сам. Останавливаемся, мы ему про поворот, а он нам про скорость. Пришлось поделиться. Пока рассматривали карту, проскочили знак ограничения «40» на пешеходном переходе, таких, как мы, проскочивших, там был уже десяток «неместных». Знак видно хорошо, посмотрели на обратном пути, но все почему-то ловятся)
Сворачиваем налево сразу за постом, консультацию по тому, куда нам ехать на источники, мы всё-таки получили. Источники благоустроенные сероводородные. Запах, как на Мацесте. Купаться мы собирались все. Видимо, собирались плохо, и плавки с полотенцем в итоге оказались только у одного, он и пошёл оздоравливаться, а мы прошлись по окрестностям, немного прогулялись по речке и поднялись на небольшую гору. Там нас ждала башня. Не старинная, а вполне себе башня прошлого века для отжига известняка.
Небольшой водопад выше по реке.
И вид с горы на комплекс источников.
Внутри всё выглядит так. Купель и грязи.
Каюсь, обнесли чью-то колючую изгородь и наелись вдоволь мандарин и гранатов) Это дикий предок наших лимонов, раньше его часто использовали в виде забора в Сочи, теперь это растение редкость.
До Сухуми(Сухума в послевоенном варианте) доезжаем за два часа. Дорога интересная и часто останавливаемся, чтобы пофоторгафировать. Вокзал Сухуми. Сейчас туда ходит единственный поезд из России, и тот через день.
Город приятно удивил. Неспешный, чистый, с широкой набережной, ухоженными домами и улицами. Город, где люди живут в двадцати метрах от моря, и это местные люди, а не обладатели элитных квартир в бетонных монстрах у моря.
Нет заборов. Хорошие пляжи. Широкие улицы. Необыкновенная ночная подсветка старого города. Колорит приморского города.
Здание морского порта, памятник советской эпохи. Почти совсем разрушен.
Фонтан у театра работает, ребятня в нём плещется, хоть и холодно уже)
И то, что совсем не изменилось в Сухуми за двадцать прошедших лет, — на набережной всё так же играют в нарды.
В наших планах достопримечательностей было посещение старинного маяка. Район города, где он установлен, так и называется «Маяк». Здесь уже не всё так радужно, как в центре города, почти везде одноэтажная застройка, напоминающая Адлер тридцатилетней давности. Маяк мы нашли. Но он не работал, т.е. подняться внутри на высоту 37-ми метров у нас не получилось и как давно он не работает, тоже узнать не удалось.
Привезен и установлен в Сухуми он в 1864 году. Изготовлен он был во Франции, фирмой Эрнест Коуин, о чем свидетельствует надпись над входной дверью. Его постройка заняла 150 дней!
Высота маяка – 37 метров. Наверх ведет 137 чугунных ступеней винтовой лестницы.
Изначально, на маяке был установлен масляный светильник. Однако во время сильных ветров, верхушка маяка раскачивалась и масло из светильника выливалось. Раскачивание удалось остановить благодаря специальной системе тросов, которые и сейчас опоясывают маяк, а масляную лампу заменили на ацетиленовую горелку, а позже – на электрический фонарь.
Даже во время грузино-абхазской войны светильник продолжал работать – его функционирование поддерживали два дизельных генератора. Лампа здесь установлена на 1 киловатт, а свет маяка виден на 25 – 30 километров.
Маяк установлен на особых винтовых чугунных сваях, которые уходят в породу на 17 метров! К тому же, его основание покоится на круглой стальной платформе. В 1876 году во время русско-турецкой войны турки зацепили маяк тросом с военного корабля и пробовали повалить конструкцию. Не получилось.
Вид на Сухумскую бухту от маяка.
Дальше мы отправились искать речку Беслетку(Беслети в грузинском варианте, или Басла), на которой находятся два моста: Красный и Мост царицы Тамары.
Красный мост был построен около 100 лет назад через р. Баслу недалеко от её устья, где река, проходя через город, впадает в море. Мост был построен из железа и выкрашен в красный цвет.
Именно у Красного моста в 1992 г. был организован первый рубеж обороны на пути грузинских войск, и был подбит первый грузинский танк.
Но мы искали дорогу, что идёт по Беслетке вверх. Выехали из Сухуми и по грунтовой уже дороге поехали искать мост более древний. Проехали брошенный грузинский посёлок, очень большой, домов на двести. Практически все они пустые. Говорят, что абхазы давно уже поделили это богатство, но жить там никто не хочет. Встретили русского деда-пастуха, который бежал из Украины и живёт теперь в бывшем грузинском селе, пасёт скот и живёт в чужом доме. Печальная история войн и людей, по судьбам которых эти войны прошлись.
Вдалеке — опоры эстакады объездной дороги, заложенной ещё в советские времена и так и не достроенной. Портрет Маркса(или Энгельса?)на стелле у мостика через Беслетку.
Громадные опоры.
Уже в закатных сумерках находим, наконец-то мост царицы Тамары. Недалеко ещё одна печка-башня для известняка.
Мост был построен 800 лет назад. По конструкции мост очень простой – каменная дуга через реку на высоте 8,5- 9 м над водой. Общая длина моста с устоями 35 м, ширина — 4,7 м, толщина кладки почти 80 см.
(показать текст)О происхождении моста местные жители сложили интересную легенду о том, как горстка абхазских храбрецов сражалась с завоевателями. Чтобы нанести сокрушительный удар требовалось построить мост через ущелье. Но под рукой не было ничего кроме камня и песка. Тогда бросили они по всей Абхазии клич: каждый, кому дорога свобода, пусть даст храбрецам куриное яйцо. За сутки было собрано сорок тысяч яиц. Изготовив раствор из песка и яиц, искусные строители возвели за ночь мост, а через три дня ударили в тыл врага. Абхазия обрела свободу. Но это всего лишь предание. На самом деле камни свода обтесаны и скреплены прочным известковым раствором. Просто древние строители гасили известь для сооружения в течение трех-пяти лет.
На боковой стороне моста можно увидеть частично сохранившуюся надпись на древнегрузинском, которая гласит: «Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях…». Надпись относят к XI—XII вв. – ко времени правления царицы Тамары. Кстати, второе распространенное название моста именно Мост царицы Тамары, а в нижней части моста сохранилось изображение креста и буквы «Т».
Прекрасно сохранившийся Беслетский мост является замечательным памятником строительного искусства средневековой Абхазии, единственным сооружением подобного рода на территории Абхазии дошедшим до наших дней. Простояв сотни лет, он так же продолжает служить людям. Даже сегодня мост может выдержать груз весом в 7-8 тонн.
Возвращаемся обратно через Сухуми, уже без остановок двигаемся в сторону Гагр. Ещё много всего осталось «на потом»: Ботанический сад, Замок Баграта, остатки Великой Абхазской стены(было и такая!), Сухумская гора и ещё подняться вверх по Беслетке, уж больно красивая оказалась речка с довольно хорошей дорогой вдоль неё, хотелось бы пройти проехать её всю.
А дома нас ждал ужин и ещё один день в Абхазии, с походом на Малую Рицу и старинный монастырь — крепость на крутом берегу Бзыби. Но об этом в следующий раз.
Улов наших рыбаков.
Хорошего Вам вечера и приятного аппетита)
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернутьв 12-ом году снимал вечером
EugeneOst
listcom
EugeneOst
listcom
Ну не знаю когда там летом работает,
EugeneOst
EugeneOst
listcom
liberalis
listcom
liberalis
listcom
mila200503
12345
Не жалей особо. Догога туда убойная. Если хочется посмотреть такие арочные мосты времен царицы Тамары надо ехать в Грузию — по дороге от Батума на Ахалцихе их там десяток…
so3537
listcom
Ну, не знаю. Дважды там был и дорога хорошей мне не показалась.
so3537
Хотел же в прошлый раз именно так и поехать — но поехал по уже знакомой дороге!
12345
so3537
Archto
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.