Опера П.И. Чайковского "Иоланта", Зимний театр, сегодня в 19 часов

Многие из нас, наверное, хотели бы ценить и понимать классическую музыку, но не всем это удается. Кому-то скучно, кому-то сложно воспринимать, а кто-то вроде старается вслушаться, а все равно мало что улавливает… И ладно еще с балетом (мы в состоянии оценить костюмы и хореографию), а вот с оперой сложнее. Чаще всего звучат такие мнения: «я не различаю, о чем поют», «непонятна сюжетная линия», «что-то происходит, певцы стараются, а все равно не доходит»… Но всего этого можно избежать, если перед спектаклем заранее немного узнать о произведении, его авторе и хотя бы иметь представление о действии.
Сегодня, 25 сентября в Зимнем «Иоланта». О ней и поговорим.


Иоланта», в отличие от классических трехактных спектаклей, опера короткая и одноактная (самое то для начинающих любителей оперы). Либретто оперы несложное: XV век, Франция, в огромном замке живет слепая от рождения Иоланта. Она – дочь короля Рене, который скрывает от нее ее слепоту. Принцесса растет в окружении подруг и нянек, которые, выполняя приказ короля, играют в вынужденную игру – вести себя с Иолантой так, чтобы она не знала о возможности видеть. Сама Иоланта с детства заочно обручена с рыцарем Робертом, который также пока не знает о недуге своей невесты. Король Рене тщетно пытается победить болезнь дочери. И с последней надеждой привозит откуда-то с Востока мавританского знахаря Эбн-Хакиа.
Сама Иоланта чувствует, что от нее что-то скрывают (например, как кормилица поняла, что Иоланта плачет, если не ощупала ее глаза?), кроме того, она уже вступила в тот возраст, когда сердце юной девушки готово к любовным чувствам. Устав от подозрений и нахлынувших чувств, главная героиня засыпает в своем прекрасном саду, где и происходят основные события. Сначала к спящей Иоланте подходят отец и врач. Эбн-Хакиа, осмотрев королевну, выносит вердикт – он сможет победить слепоту девушки, если, кроме необходимых медицинских процедур (то есть физического воздействия), Иоланта будет знать о своем недуге и страстно желать избавиться от него (все мы знаем, что эмоциональное состояние пациента напрямую связано с динамикой болезни). Король удаляется «подумать», в это время в сад приходит жених Иоланты, герцог Роберт вместе со своим другом Водемоном. Жениху тоже несладко, он никогда прежде не видел своей невесты, и уверен, что она суха и высокомерна. Кроме того, он страстно влюблен в другую девушку. Роберт прибыл во владения короля с надеждой расстроить помолвку.
Иоланта просыпается и знакомится с молодыми рыцарями. Роберт, испугавшись засады, уходит, а Водемон тут же влюбляется в королевну и начинает с ней беседу. В процессе разговора он понимает, что Иоланта слепа (она не понимает смысла слов, обозначающих цвет, вместо красной розы два раза подряд срывает белую, и не ощупав букета не может сказать, сколько в нем цветов). Водемон открывает ей горькую правду.
В этот момент входит король с лекарем и становится ясно, что Иоланта не желает выздоровленья – странно желать того, о чем не знаешь и боишься. Тогда король прибегает к хитрой уловке – он велит казнить Водемона, как нарушителя его приказа, если Иоланта не начнет лечение и не будет желать выздоровления. Королевна, естественно, уже влюбившаяся в рыцаря, тут же выражает желание прозреть. Надо ли говорить о том, что лечение мусульманского знахаря вкупе с волей пациентки приводит к желаемому результату – любимица всего двора наконец-то видит звездное небо и своих близких.
И все бы хорошо, но счастье прозревшей принцессы и Водемона невозможно, ведь есть еще жених, которому обещана Иоланта. И тут Роберт (жених, влюбленный в другую девушку и не испытывающий желания жениться) бросается в ноги королю с просьбой освободить его от данного слова. Король отпускает жениха и благословляет дочь на брак с рыцарем Водемоном.
Вот так) болезнь побеждена. Любовь торжествует. Красота открывается тем, кто много лет был ее лишен. Вся опера – гимн любви и тем физическим и моральным силам, которые она придает человеку. И все это на фоне рыцарских декораций и красивых костюмов. Красота, восторг, романтика.
«Иоланта» — последняя опера Чайковского, уже зрелого и состоявшегося композитора. Музыка ее красива, арии исполняются на русском языке. Сама опера недлинная. Либретто было написано братом композитора, Модестом Чайковским, по мотивам пьесы датского драматурга (мне, честно, неизвестного) Генрика Херца. Вот уж эти датчане со своими вечными метаниями: то буду, то не буду, то хочу прозреть, то боюсь))))

25 сентября оперу будут исполнять солисты и оркестр Центра Оперного Пения, созданного Галиной Вишневской. Сам спектакль будет проходить в рамках I Международного Оперного Фестиваля имени великой певицы. По словам ее дочери и руководителя центра, Ольги Рострапович, «Иоланта» была одна из любимых опер Галины Вишневской.

Билеты на Bil.24 еще есть от 600 р.
Фото: Центр Оперного Пения Галины Вишневской.
  • +44
  • 25 сентября 2016, 14:30
  • Freyja

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.