ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЕОНИДА ЗВУКОВА : ИЛИ СОЧИ, КАК ОБИТАЕМЫЙ КОСМОС

«Леонид Звуков родился 22 июня 1947 года в городе Сочи и уже в возрасте 13 лет стал лауреатом Городского конкурса на создание малых архитектурных форм для города Сочи, организованного газетой «Красное Знамя».

Он занял первое место и получил премию 500 руб. в номинации «Пляжные МАФ (малые архитектурные формы)», обойдя именитых архитекторов города таких, как В. Сердюков и В. Морозов», — об этом в своем выступление на открытии персональной (юбилейной) выставки Леонида Константиновича Звукова сразу же рассказал Председатель Сочинской городской организации Союза архитекторов России Федор Афуксениди.

Рассказал не для того, чтобы с первого же момента подчеркнуть, как и положено в подобных случаях, исключительность заслуг и дарования академика архитектуры Звукова. Он определил локацию таланта и его несомненные признаки, от которых потом пошло «восхождение» к высотам избранной профессии. Леонид Звуков по месту своего рождения и по природе — сочинец.

Он знает понимает и чувствует саму внутреннюю сущность города, как живого, прихотливо, изощренно расположившегося в необычных условиях природы и климата организма. Это дано не каждому. Леонид Константинович наделен этим пониманием с рождения. А умением выразить особые пульсирующие линии и нужные их локации в «застывшей музыке» -архитектуре, он научился в течение жизни.



Сочинский политехникум в шестидесятые годы учил и воспитывал специалистов и…романтиков, которые верили, что Всесоюзная здравница, лучший город Земли и ему надо служить с полной отдачей. В семидесятые годы, когда Леонид Звуков уже пришел на работу в ведущий проектный институт Сочи, да и всего, если честно, Краснодарского края, «Южгипрокоммунстрой», стала проглядывать неотъемлемая от профессии, необходимость быстрого и прагматического освоения территорий курорта.

Строительство новых жилых кварталов с учетом СНИПов советского периода, общественных зданий и сооружений, отмеченных чертами современного архитектурного стиля, неотделимых от общих признаков советской архитектуры. Работая в проектном институте «Южгипрокоммунстрой», Звуков стал полноправным автором проекта ДО «Зелёная Роща» совместно Игорем Ярошевским. Проект был удостоен премии Совета Министров РСФСР в области архитектуры. И абсолютно не случайно это высокое признание пришло к нему всего лишь в 22 года.

Оригинальность внешнего облика зданий, расположение сооружений, позволяющее сразу говорить о возникшем «архитектурном комплексе» и только ему свойственое понимание «южного» стиля, просматривались уже в этом, одном из первых больших проектов. Немаловажным стала и проявившаяся способность учета «ландшафтного» окружения. Так называемая «вписанность» в окружающий ландшафт, являвшаяся в те годы приоритетом для сочинских архитекторов.

Об этом исключительном «чувстве времени и места» очень хорошо сказал в своем выступлении на открытии выставки в Художественном музее Академик архитектуры Владилен Красильников, юность которого связана с нашим городом. Он специально приехал ради этого события из Москвы.Познакомился с Красильниковым Звуков в очень престижном одним из немногих, давшем миру необычайное количество талантливых творцов — Московском Архитектурном Институте.

Сразу после получения высшего архитектурного образования Леонид Константинович работал в архитектурной мастерской «Гипроторг», руководил ею. Заслуженный архитектор России Олег Козинский, приветствуя юбиляра на открытии персональной выставки с большим теплом отзывался о том, продуктивном, необычайно плодотворном для сочинских архитекторов времени. Город строился, обладая своей оригинальной концепцией, возникшей в коллективном разуме и воображении сочинских архитекторов.

В выступлении Юрия Марченко-председателя Сочинского отделения Союза дизайнеров России, эта профессиональная оценка прозвучала, как приверженность еще и такой редкой вещи, очень востребованной сегодня, в год экологии, как «зеленые стандарты» Юрий Дмитриевич вручил Леониду Звукову диплом от Союза Дизайнеров России. Вспомнив еще о том, что премия с красивым наименованием «Хрустальный Дедал» неоднократно вручалась Звукову.

Дедал являлся величайшим изобретателем, художником и зодчим Древней Греции, его имя происходит от древнегреческого глагола «дэдало» — «занимаюсь искусством».О том, что все, что принадлежит мысли и творению рук Леонида Звукова — несомненно имеет неразрывную связь с искусством сказал от имени Председателя сочинского отделения Союза художников России Сергей Артемьев, несколько лет подряд работавший Главным художником города и знающий досконально важность, ценность архитектурных проектов Леонида Звукова.



Это понимание особенных черт творческого склада Леонида Константиновича подтвердила и Наталья Клейменова. Наталья Клейменова- заместитель руководителя департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации, зачитала приветствие от Главы города Сочи Анатолия Пахомова Леониду Звукову в часть открытия персональной выставки.В приветственном слове от главы Сочи были упомянуты неоспоримые заслуги в деле строительства и развития Сочи, а так же вклад в отстаивание исключительности нашего города, как места проведения Олимпийских игр.

Ведь Звуков — один из авторов идеи проведения Зимней Олимпиады в Сочи и разработчик концепции Зимней Олимпиады 1998 года.Не случайно, именно он задолго до активной подготовки к 22-м Зимним Олимпийским играм 2014 –го стал автором проекта планировки Имеретинской долины с учётом Олимпийских объектов Сочи-2014 и концепции туристско-спортивного горно-климатического комплекса «Красная Поляна».

Оригинальное здание, построенное по его проекту -Международный учебно-тренировочный комплекс МЧС России находится теперь в сочинском горном кластере. Масштабными и, без преувеличения, первостепенными для развития Сочи, как курорта, несколько раньше, в начале двухтысячных стали: градостроительная концепция реконструкции центральной Приморской набережной в Сочи и градоэкологическая концепция развития горно-климатического курорта «Красная Поляна».

ЭхМасштабность и прорыв к современному устройству города, как горно-климатического, спортивно-туристического и еще — не надо бы забывать! рекреационного, санаторно-курортного, Большого Сочи, был невероятно труден в период засилья «точечных застроек», хаотичного возведения высоток, порой отвергающего все «заповеди» видных архитекторов города. Но борьба за Город продолжалась и об этом говорят много численные награды на выставках и биеннале Югбилд» (Краснодар); Триеннале «Интерарх» (София);«Архитектура в ЮФО» (Ростов-на-Дону); «АрхРазрез» (Сочи). Полученные высокие звания: профессор Всемирной Академии Архитектуры под эгидой ЮНЕСКО, заслуженный архитектор города Сочи, академик МААМ (Международной Академии Архитектуры, отделение в Москве), вице-президент МААМ и полномочным его представителем на юге России.



Это не просто звания — это метки побед больших и малых и в утверждении собственного стиля, и в отстаивании принципов современной архитектуры. В телевизионном интервью на открытии персональной выставки в Художественном музее о своем кредо Леонид Звуков сказал коротко и просто: «Старался и следовал правилу –не спорить с природой. А совмещяя с ландшафтом, создавать какие-то произведения, которые бы вписывались туда, и гармонию удавалось бы поддерживать — мягко. Естественно вписать в тот ландшафт, в то окружение, которое мне предоставлялось для работы».

Почему для Звукова, современника и очевидца первого прорыва русских в космос, как кажется, «космическое» мышление претворяется в оригинальности и при том, практичности и простоте архитектурных проектов-можно судить, посетив персональную выставку признанного, любимого друзьями, и почитаемого учениками Заслуженного архитектора России Леонида Звукова. Она продлится до первого октября.

Надо присмотреться к проектам конца девяностых, начала 2000-ных: комплекса «Редиссон-Лазурная», на Курортном проспекте, санатория «Черноморье» и «Меркурий» в Дагомысе. Впечатляет полет фантазии и оригинальный стиль неосуществленных проектов, к примеру: многофункционального курортного комплекса «Каскад» апартаментного типа по Курортному проспекту и комплекса террасных сблокированных жилых домов в поселке Кудепста.

Заслуженный художник России Владимир Олейник, выступая на открытии выставки, очень точно выразил пожелания друзей и единомышленников: « стоять на прочном основании и не уставать махать крыльями». Это юбиляр подтверждает. Он не успокаивается и не прекращает поисков, образных решений, проектов, разработки идей и воплощения замыслов, копившихся годами.

Сейчас архитектор работает над тремя проектами, в числе которых большой гостиничный комплекс и ипподром. Продолжение выставки-на улицах, в скверах, парках и «общественных пространствах» любимого города. Как «звучат» у Звукова гамзатовские «Журавли» в его архитектурно-скульптурной композиции в центре Памяти в парке имени Фрунзе! Кстати, композиции, возведенной, с привлечением собственных средств автора.

И мелодии поющих фонтанов «Любовь, похожая на сон» видны в образах Хостинского «Сквера влюбленных» — скульптуре в виде сердец перголах, отделке декоративными камнями… Проект выполнен архитектором Андреем Звуковым –сыном под руководством академика Леонида Звукова.Подобные есть в Париже, Праге и даже Пекине, а теперь подобный воплощается и в Сочи.



Надо пристальней присмотреться к проектам на персональной выставке, и удастся почувствовать особую гармонию разных сфер. Ведь недаром существует утверждение, что архитектура потому не перестает быть искусством, что она — многослойна. Это подтверждает выставка архитектора -академика Леонида Звукова в Художественном музее.


Фотографии – Георгий Анастасиади
  • +51
  • 19 сентября 2017, 19:20
  • Made-in-Sochi

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.