Учет оленей в Кавказском заповеднике. Часть 2. Попытка зайти с Умпыря

Продолжаем неудачный учет :)

Ссылка на первую часть учета

Фотографий необычно много для неудачного учета, так что сразу прощу прощения за объем, честно пытался удалить еще что-нибудь, рука не поднимается :)

Мы быстро проехали Псебай, заехали в заповедник через кордон Черноречье.

И доехали до кордона Третья Рота, где и оставили свою машину, заночевали и готовы были на следующий день начать вторую часть нашего путешествия. На Третьей Роте нашелся очень наглый кот, которого сложно выгнать из машины (как потом оказалось на Умпыре коты еще наглее, лезут не просто на кровать, а сразу прямо в спальник).

Ну и собачка на Третьей Роте прикольная :)

День первый. 1 октября.

Утром чайную церемонию нарушила попытка каких-то вояк (говорилось что-то про ГРУ ФСБ) на трех камазах ворваться без разрешения в заповедник с Черноречья (как заезжали мы). После двух часов споров, приреканий и взаимных наездов (мы были свидетелями этой истории по радиоэфиру) «пришел лесник и всех разогнал». Вот он, Шевелев Сергей Георгиевич, срочно летит из Адлера на Черноречье разруливать ситуацию. Говорят, вояк выпроводили восвояси в тот же день.

Выходим тропою вдоль реки Малая Лаба в сторону кордона Умпырь.

Тропа вдоль Малой Лабы до Умпыря проходит сквозь живописный лес.

Я в грибах не очень, но этот выглядит съедобным.

Затем тропа входит в Шахгиреевское ущелье Малой Лабы.
10.

Это мшастый лес сразу за балкой Копцева.
11.

Тропу слегка подтопило необычно полноводной для октября Малой Лабой. На обратно пути мы увидели, что ее подтопило еще больше, но эту часть тропы можно пролезть сверху по камню, так что ног я не замочил.
12.

Открываются виды на ближайшие горы в конце ущелья. Возможно это склоны высшей точки края — горы Цахвоа, не уверен, отсюда непонятно.
13.

Проходим кордон Умпырь, нам сегодня надо уйти как можно дальше по долине Малой Лабы.
14.

На турстоянках у слияния Ачипсты с Лабой на столе вырезали шахматную доску.
15.

Но самая красивая часть тропы вдоль Малой Лабы, конечно, за Умпырем — это мои любимые 10 километров заповедника. Это кстати не река на фото, а ее небольшая протока, подпитываемая несколькими ручьями.
16.

Эта протока достаточно долго идет вдоль тропы.
17.

Вода в ней спокойная, встречаются заводи, красивные камни или деревья.
18.

И еще с другой стороны.
19.

Особенно темный и загадочный участок леса притаился за рекой Растайкой.
20.

В этот день нам удалось дойти до домика на 29-м километре (в заповеднике традиционно отмечают километры вдоль основных троп от первого кордона вглубь заповедника)
21.

Дом внутри.
22.

Мы заночевали в этом доме, ночью мне было так лень выходить из уютного домика наружу (хотя было на удивление тепло), но все же сделал одну попытку снять звездное небо.
23.

День второй.

На следующее утро усилился ветер и стал не просто теплым, а чуть ли не горячим. Так обычно гонит прямо перед собой теплый воздух надвигающийся за ним холодный фронт.
24.

У нас было всего несколько часов, после которых скорее всего нас опять накроет долгой непогодой. Разумный человек повернул бы назад уже сейчас, но мы должны были лично убедиться, что олени не ревут. Ведь отрицательный результат тоже результат.
25.

С нами ночевала группа воронежцев, уходивших на соседний участок.
26.

Они нажарили с утра грибов, поселив в нас на дальнейший путь грибное настроение. И хоть мы во всех грибах не разбираемся, белые я пытался найти, смотря по сторонам, а не под ноги, как следовало бы делать идя по тропе.
27.

Проходим пару памятников обороны этих мест во времена Великой Отечественной (в этих местах памятников непривычно много).
28.

И подходим к слиянию Малой Лабы и ее крупнейшего притока — Цахвоа. Здесь установлены пара навесов для отдыха туристов.
29.

В этом месте Малая Лаба делает плавный поворот, здесь очень красиво, неважно в какую сторону посмотришь, направо…
30.

… или налево.
31.

В месте слияния все время проблема с переправой на другой берег. Малая Лаба река широкая, а Цахвоа еще шире. Год назад пограничники дооборудовали перилами лежащее поперек Лабы бревно, так как выносили груз с правого берега Цахвоа (остатки попытки строительства жилых срубов). Но нам надо на левый берег Цахвоа, там тропа лучше.
32.

Для этого идем выше слияния и видим старый мост, которого уже давно нет, прогнившие его остатки просто валяются на пляже.
33.

Зато рядом пару лет назад те же пограничники организовали основательный удобный пешеходный мост, который и подходит для переправы на ту сторону лучше всего.
34.

Это так называемая «кладка». Висячий пешеходный мост на тросах.
35.

Малая Лаба выше слияния с Цахвоа заметно менее полноводная и не такая широкая. Даже странно, что Цахвоа считается лишь ее притоком. Цахвоа и полноводнее и длиннее долины верховьев Малой Лабы. Не ту реку называли Лабою. Вот такие чудеса географии и топонимики.
36.

Переходим Лабу.
37.

Идем вверх вдоль Цахвоа.
38.

Через пару километров от слияния с Лабой через Цахвоа перекинут мост. Тропа идет и дальше по левому берегу, но тупикуется в зарослях. Левым берегом ходили раньше пограничники, но их тропа заросла. Нам в любом случае надо на правый берег Цахвоа, так как Юха — именно правый ее приток, а нам на Юху.
39.

Мост старый, основная часть над рекой в приличном состоянии, а вот сход с моста на другой стороне уже сгнил, подо мной даже провалились доски и я некоторое время висел над скалой (хорошо что уже не над водой), Ленка пролезла после меня уже осторожнее, постоянно держась руками. На обратном пути, кстати, этот сход еще больше разрушился, одно из бревен уехало под нашим весом вниз, мы сообщили дежурным на Третьей Роте что с этим мостом надо что-то делать, иначе он скоро окажется нерабочим.
40.

На правом берегу Цахвоа есть домик на поляне недалеко от места впадения в Цахвоа Юхи. Его в заповеднике называют «баня».
41.

Внутри домик в плачевном состоянии, но для ночевки, думаю, пригоден.
42.

Нам в нем ночевать не требуется, просто отдыхаем рядом. Погода начинает портиться, а нам еще вверх по Юхе надо выйти под Чусовой перевал, что и я вляется целью программы-минимума остатка нашего путешествия.
43.

Лес в месте слиянии Юхи с Цахвоа по красоте превосходит даже мой любимый «лабинский» участок.
44.

Сюда бы медведей художественно расставить :)
45.

Просто вах.
46.

Идем вверх по Юхе. Тропа два раза выходит на берег и продолжается на противоположном. Мостов, разумеется, уже давно нет. Приходится идти вброд и это оказалось не редкость трудно из-за мощного потока воды, нетипичного для осени. Кстати, начался дождь, который практически не заканчивался весь вечер и следующие сутки.
47.

Так под дождем и шли вверх и вот уже почти дошли.
48.

Здесь расположен старый балаган, устроенный по принципу аналогичному балагану на Чусовой, но находящийся в еще более разрушенном состоянии, он совершенно непригоден для ночевки в плохую погоду.
49.

Но это не беда, ведь буквально в ста метрах выше построили новый дом.
50.

51.

Внутреннее убранство нового юхинского домика.
52.

Правда с печью в этом году случилась трабла — шарниры дверцы проржавели насквозь, дверца не открывается и не закрывается, а гнется на небольшой угол, достаточный лишь для того, чтобы закинуть небольшое полено. И щелей в доме оказалось на редкость много, так что как мы не старались топить печь, в доме было довольно холодно.
53.

Выше дома начинаются уже луга, и вот мы видим обратную (южную) сторону перевала Юха, куда нам надо было попасть из Закана еще в первой части учета. Его присыпало очередным, сегодняшним снегом. Я иногда называю это место хребта перевалом Юха, а иногда Чусовым. Это просто названия двух разных точек на одном хребте. Можно и так и так пройти. Я Чусовым ходил тут три года назад, а Юхинским предпочитают ходить сотрудники заповедника, он не такой крутой.
54.

Но радости мало, оленей нет совсем, никто не рявкнул ни разу за две ночи, проведенные в этом доме.
55.

День четвертый.

История повторяется с досадной точностью, Умпырь вызвал нас и рекомендовал спускаться, так как смысла в нашем пребывании здесь мало, а вода в реках может увеличиться. Например могут быть сложности на спуске по Юхе. Уходим от домика вниз, не встретив никаких животных.
56.

Непогода держит в напряжении весь животный мир заповедника. Уж не знаю что произошло с этой соней, возможно замерзла и упала с дерева прямо на тропу.
57.

Воды в Юхе действительно прибавилось. Идти по воде мы не рискнули, потратив полчаса на организацию переправы по перекинутому стволу дерева.
58.

Как назло внизу снова засветило солнце, но на исход нашего мероприятия это уже никак не повлияло бы. Снова проходим безумно красивый участок леса на подходе к руслу реки Цахвоа.
59.

В грибах, повторюсь, я не разбираюсь, но даже я осознаю что это очень даже съедобный гриб. Подосиновик или даже белый, они такие разные встречаются по размеру, форме и цвету, пожалуй в данном случае трубчатый гименофор — единственный точный признак.
60.

Лес и солнце радовали нас безумными пейзажами, провожая восвояси…
61.

Обратно по Цахвоа решили спуститься не испытывая судьбу и вернулись тем же путем что шли наверх, как оказалось не зря — перила с бревна, которое перекинуто через Лабу ниже впадения Цахвоа «благополучно» смыло и волны хлестали прямо поверх этой переправы. Так что хорошо что мы аккуратно вернулись на левый берег Цахвоа полупрогнившим мостом.
62.

И далее новым пограничным. Обратите внимание насколько более мутным стал поток. Поднялась вода не драматически, но заметно, если сравнить с фотографией двухдневной давности.
63.

Моих знаний грибов также достаточно, чтобы заключить, что этот гриб явно несъедобен и даже ядовит :)
64.

Тропа вдоль Малой Лабы подарила еще один фотоохотничий сюрприз. Эту фотографию я уже показывал чуть ранее. Прямо на тропах «паслись» медведи (всего по пути с Цахвоа до Умпыря насчитали шестерых, в кадр попали эти двое). Холода заставили их раньше обычного спуститься в лес на кормежку. Эти двое лакомились буковыми орешками (чинариками), когда мы внезапно оказались с ними на одной тропе.
65.

К вечеру пришли на кордон Умпырь, где и переночевали перед оставшимся 15-километровым отрезком пути к своей машине.
66.

День пятый.

Всю дорогу до Третьей Роты нас сопровождали умпырские собаки. Решили тоже сходить в поход.
67.

Балканы — скалы, охраняющие вход в Шахгиреевское ущелье.
68.

Грибы пыльники (ложные дождевики), если я ничего не путаю. Они пустые внутри и очень пахучие.
69.

Мне это скопление грибов так понравилось, что я его снял и на телефон. Получилось даже лучше :)
70.

Увы, путешествие закончилось. Оно было совершенно не зрелищным, если не считать нескольких встреч с животными и набора потрясающих лесных пейзажей.
71.

Трек здесь — https://caucasia.ru/site/track/991.