Еженедельный фотоочерк "Природа Кавказского заповедника", выпуск 44-й

Ой, успел-успел. Сорок четвертый пятничный выпуск фотожурнала о Кавказском заповеднике.

1. Стадо зубров на массиве Уруштен. Август.




2. На склонах горы Большая Чура лежат обломки самолета. До сих пор в интернете существует путаница на тему того, какой это самолет. На Аутле в ВОВ потерпел крушение Дуглас (мотор от него, вроде, до сих пор лежит на вершине), обломки Мига-21 майора Юрия Рыбалко лежат на склонах Санаторной (это совсем недалеко от Чуры). А это крыло не похоже на Миг-21. Эту загадку мне еще предстоит разгадать. А люди знающие делиться информацией не спешат… Кто что знает — напишите.

3. Обследование ручья Геоморфологов. Июнь.

4. Молодая любопытная самка тура. Июнь.

5. Просторы Солонцового хребта и массива Бамбаков. Август.

6. Красная скала. Сентябрь.

7. Озеро Ходжибий. Сентябрь.


И карта.
  • +121
  • 10 января 2014, 17:47
  • PNL

Комментарии (73)

RSS свернуть / развернуть
+
Просто слов нет… здорово!
avatar

Stojn

  • 10 января 2014, 17:55
+
У МИГ-21 треугольное крыло. Здесь другой самолёт разбился
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 18:18
+
«Российская газета, 28/07/2006
Василий Сальников
На горном кавказском склоне обнаружен военный самолет, 20 лет назад бесследно исчезнувший вместе с пилотом
Вчера в столице Адыгеи руководители Кавказского государственного природного биосферного заповедника и Майкопского учебного авиационного полка Краснодарского авиационного института согласовали план организации поисковых работ на месте катастрофы в январе 1'86 года самолета МиГ-21.»
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 18:33
+
как по этой статье определить место?
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:00
+
Просто другого самолета нет.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 19:08


+
просто про другой (другие) не писали
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:14
+
Именно другой самолёт, а не МИГ-21, и лежит на склоне горы Чура. Причём он там находится намного раньше, нежели упомянутый МИГ-21, разбившийся на склоне Малой Чуры.
avatar

DefEr

  • 10 января 2014, 22:36
+
Да, похоже на то. Надо сходить, сфотографировать поближе. А статью про крушения самолетов в заповеднике еще больше захотелось написать, собрав побольше информации. В посте я поправлю текст.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:01
+
Скорее всего мы видим такие ошметки, что по ним сложно понять треугольное ли оно было изначально.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 18:33
+
ну не знаю, я вижу, что это длинное «обычное» крыло, по обводам
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:01
+
Это может быть кусок вдоль, а не поперек.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 19:08
+
не похоже
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:14
+
а выложи плиз фото покрупнее. Рассмотрим :)
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:15
+
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 22:48
+
Качественнее нет, к самолету не подходил, лень было эту долину пересекать. В этом году специально сбегаю.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 22:49


+
а свистни, когда побежишь — может, присоединюсь. Гена, кстати, хотел туда сходить, и он как раз вроде про «Дуглас» рассказывал. Завтра уточню
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 22:55
+
о, спасибо! конечно, по обломкам трудно судить. Но крыло явно было прямое, и это больше похоже не на закрылки, а как раз на переднюю часть крыла — по обводам и по выемке, похожей на гнездо фары
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 22:54
+
Да, уже вижу, больше на Миг-23 похоже. Но не точно. Особенно гнездо фары смущает.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:00
+
посмотри фотки Ли-2 (копия «Дугласа»). Очень похоже
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 23:05
+
и дырка, где был двигатель…
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 23:06
+
Да, похоже. Среди авиакатастроф значится такие:
«25.10.1948 Л4500 Северный Кавказ 18/18 ошибка экипажа, ошибка служб УВД»
Место не указано, да и слишком давно. Больше происшествий на Кавказе с Ли-2 не нашел.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:11
+
это другое событие, самолёт найден: «08.08.1949 г самолет и останки людей были случайно обнаружены в лесу на склоне горы южнее ст. Самурская на высоте 1 610 м»
Скорее всего, дело было во время войны, в сети по тем временам почти ничего нет
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 15:03
+
в последний раз видел МИГ-21 неделю назад, у вас в Парке Победы :)
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:03
+
крылья МИГ-21
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:18
+
больше похоже на всякие там предкрылки, закрылки, рули или как они там называются… вот
avatar

kaktus

  • 10 января 2014, 21:05
+
да, похоже. Слышал про разбившийся «Дуглас», но не помню, в этом ли месте. Вот закрылки от «Дугласа» как раз могут быть
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 22:46
+
Дорош пишет «На вершине горы находится один из двух роторных моторов американского самолета Дуглас, потерпевшего катастрофу с 5-ю членами экипажа во время ВОВ. Обломки, разбившегося самолёта можно найти на восточном склоне горы.»
Надо будет у него спросить где он это вычитал.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:14
+
А, нет, это про Аутль.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:16
+
Черт, это уже три разных самолета — Дуглас на Аутле, Миг-21 на Санаторной и тот что на Чуре. Черт, фронт работ на лето расширился :)
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:19
+
да, интересно, где он вычитал про «роторные моторы» :)
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 23:18
+
что за история с миг 21?
avatar

rem-sochi

  • 10 января 2014, 18:27
+
«Девятого января 1'86 года майор Юрий Рыбалко выполнял обычный учебно- тренировочный полет на самолете МиГ-21. Через 18 минут после взлета боевая машина неожиданно исчезла с экранов локаторов. По предполагаемому маршруту полета были организованы поисково-спасательные работы, но они так и не дали результата. Неизвестной осталась и судьба летчика. И только теперь стало понятно, что майор скорее всего погиб во время катастрофы.»

Я собирался делать статейку именно про самолет.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 18:34
+
Завораживающей красоты природа на снимках! Спасибо, что в очередной раз доставили удовольствие ею полюбоваться))
avatar

NatashKa

  • 10 января 2014, 18:30
+
Это крыло Миг 21?
avatar

ree4

  • 10 января 2014, 18:32
+
Ну некоторые спорят, но не факт что это вообще крыло (может часть фюзеляжа), так что я просто принял бы это как данность, раз во всех СМИ пишут про Миг-21. А других обломков я в заповеднике не знаю.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 18:45
+
обломков много, есть знатоки, рассказывали
avatar

Sturman

  • 10 января 2014, 19:02
+
Может крыло МИГ23? на его форму похоже…
avatar

Japonec

  • 10 января 2014, 20:14
+
Может. Может журналистам было все равно какой там Миг, а иные документы недоступны. Я в этом году туда сбегаю, посмотрю точнее чьи обломки.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 20:31
+
Хорошо сохранившиеся фрагменты МиГ-21-ПФМ и ранец нераскрывшегося парашюта обнаружили два егеря Кавказского государственного природного биосферного заповедника во время подсчета поголовья туров и серн. Останки боевой машины находились на склоне горы Санаторка в Западном отделе заповедника. Отснятый егерями видео- и фотоматериал был передан в Военную прокуратуру Майкопского гарнизона для изучения. После анализа материалов военными экспертами был сделан вывод, что это тот самый самолет Майкопского авиационного полка, который пропал при невыясненных обстоятельствах двадцать лет назад.
— Пилотировал МиГ-21 майор ВВС Юрий Дмитриевич Рыбалко, — говорит близкий друг пилота В.К.Мартынов. — Ему была поставлена учебно-боевая задача — поражение условного противника. Ночной полет проходил вдоль Кавказского хребта в сложных метеоусловиях. Около 23.00 связь с самолетом пропала. Зимним утром следующего дня начались масштабные поисково-спасательные работы. Однако они были затруднены ухудшившейся погодой и прошедшим ночью обильным снегопадом. Ни самолет, ни его пилота найти тогда не удалось.

И вот теперь, через двадцать лет, наконец доподлинно установлено место катастрофы. Оно находится в труднодоступном горном районе, добираться до которого необходимо несколько дней, в том числе и вертолетом. Но, несмотря на это, сослуживцы погибшего пилота по Майкопскому авиационному полку приложили все усилия и организовали поездку к месту падения МиГа. В ближайшие дни они установят памятник своему боевому товарищу в районе горы Санаторка.
Это вы нашли или ваши «коллеги»
avatar

TaRaNtYAn

  • 10 января 2014, 20:55
+
Да Санаторки от «моего» места 6 км. Может действительно другой самолет, а может и этим журналистам по фиг — Чура или Санаторка. Им-то все рядом. Я «находил» этот самолет дважды, в т.ч. раньше 2006 года, когда его «нашли» егеря. Я хотел об этом написать статью. Если это он, то получается я мог сообщить о нем раньше, чем его нашли. Вообщем дело темное…
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 22:39
+
Масштабированные фото сделайте тогда, чтобы вполне был понятен размер деталей, без этого сложно говорить — теоретически формой обломки похожи на элероны, но без подробных фото даже размер непонятен.
avatar

Bandersnatch

  • 10 января 2014, 21:17
+
да, и я не эксперт, но даже бла-бла на таком материале не разведёшь.
avatar

Bandersnatch

  • 10 января 2014, 21:19
+
Да, больше похоже на Миг-23.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:02
+
Очень интересно было увидеть земные красоты на Ваших фотографиях. Спасибо!
avatar

tone4ka

  • 10 января 2014, 21:07
+
А Большая Чура и Санаторка — это одна и та же гора?
avatar

tone4ka

  • 10 января 2014, 21:09
+
Нет. Санаторкой местные жители и егеря издавна называют гору Малая Чура. От Большой Чуры её отделяет долина самого верхнего истока реки Шахе.
avatar

DefEr

  • 10 января 2014, 22:32
+
Я бы сказал точнее — вершину 2090,6 юго-восточнее Малой Чуры.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 22:40
+
Обе они составляют единый горный массив под общим названием Малая Чура.
avatar

DefEr

  • 10 января 2014, 23:30
+
Тогда нельзя говорить что Санаторную от Большой Чуры отделяет долина. Их разделяет почти прямая водораздельная перемычка.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:53
+
И Санаторная ближе к Большой Чуре, чем к главной вершине Малой.
avatar

PNL

  • 10 января 2014, 23:54
+
avatar

PNL

  • 11 января 2014, 00:01
+
Я исхожу из того, что МИГ-21 упал не в районе вершины 2090,6, которую Вы обозначили как Санаторная. А в районе вершины 1958,0 урочище Малая Чура, из-под которой вытекает ручей Санаторка — правый приток истока Шахе. То есть, довольно ниже водораздела Шахе и бассейна Березовой, о котором Вы пишете. По этому водораздельному гребню мне доводилось ходить.
avatar

DefEr

  • 11 января 2014, 00:15


+
Автор, большое спасибо. Подняли настроение такой красотой.
avatar

Olicupera

  • 10 января 2014, 22:39
+
За зубров спасибо я их только в Теберде и Окском биосферном видел, а вы на воле.
avatar

kaktus

  • 10 января 2014, 22:59
+
На фото скорее всего крыло от ЛИ-2 (Дугласа). У МИГ-23 крыло короткое без дырки под фару, тонюсенькое по сравнению с этим. У МИГ-21 еще короче и треугольное. У МИГов нет на крыльях гофрированных частей они плоские.
avatar

chegevara22

  • 12 января 2014, 01:09
+
Получается что у нас как минимум два дугласа упало. На Аутле ведь тоже дуглас. Хотя… может тогда на Аутле не дуглас? Там очевиден только двигатель на вершине, но в них я не разбираюсь, мелковат он для дугласа наверное, обломков я не видел, только слышал.
avatar

PNL

  • 12 января 2014, 14:51
+
Если бы это крыло перевернуть или найти на нем буковки циферки сохранившиеся то можно будет точнее сказать. Может вообще, это от другого типа ЛА. Я сравнил по хорошим фото и чертежам ЛИ-2 и МИГ-23, МИГ-21. И сделал вывод, что эта деталь больше похожа на крыло ЛИ-2.
avatar

chegevara22

  • 12 января 2014, 15:56
+
Поговорил с товарищем, они переворачивали это крыло. Оно с нижней стороны зелёное (краска сохранилась), есть шильдики на русском языке. Почти однозначно Ли-2
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 09:00
+
А на втором фото в правом углу лежит зеленая деталь с квадратным отверстием. Очень похоже на окошко ЛИ-2. У него они квадратные были.
avatar

chegevara22

  • 12 января 2014, 16:01
+
Всем привет! были там в августе 2012г. в самолетах не спец, есть несколько фоток на общее обсуждение ;)
avatar

Zahar

  • 13 января 2014, 12:21
+
avatar

Zahar

  • 13 января 2014, 12:24
+
Спасибо!
На третьем фото, похоже, фрагмент обшивки фюзеляжа с дверным проёмом
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 12:42
+
вид обшивки изнутри также соответствует «Дугласу» (Ли-2), судя по фото из Википедии
DakotaPlaneCrash-TailSection
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 13:22
+
Слава, который тут на фото рассматривает обломки, утверждает, что в конструкции, кроме алюминия, использовалось дерево. Это говорит о том, что скорее всего здесь лежит именно Ли-2, советский вариант «Дугласа»
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 13:35
+
забыл сказать, что русские надписи могли нанести и на американский «Дуглас» (поставлялись по лендлизу)
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 13:37
+
У меня сомнений в том что это Дуглас не осталось и до публикации дополнительных фото. Очень уж крыло с фарой характерное. Остается только понять дату крушения. Меня теперь другие вопросы мучают — что тогда на Аутле (слишком много дугласов на маленький район), и где же тогда миг21 майора Рыбалко?
avatar

PNL

  • 13 января 2014, 18:28
+
ну, ещё вопрос, Дуглас или Ли-2… на Аутле именно американский, судя по характерному двухрядному двигателю. А здесь может быть наш. Номер бы узнать… возможно, в каких-нибудь архивах и данные о катастрофе есть — крыло должно быть хорошо сверху видно, может, его и нашли сразу после падения…
avatar

Sturman

  • 13 января 2014, 19:24
+
Может это и есть 25.10.1948 «Северный Кавказ»?
А еще есть катастрофа с ИЛ-14 13.10.1972 Номер 86671 «Красная поляна».
Но у ИЛ-14 на крыле нет дырки под фару и Большая Чура далековато от Поляны?
avatar

chegevara22

  • 14 января 2014, 10:57
+
насчёт 25.10.1948 ответил выше — самолёт найден: «08.08.1949 г самолет и останки людей были случайно обнаружены в лесу на склоне горы южнее ст. Самурская на высоте 1 610 м».
на ИЛ-14 не похоже. Поизучал техническое описание Ли-2 — практически точно он
avatar

Sturman

  • 14 января 2014, 13:19
+
Это 100 % Ли-2. Собственно говоря на фото не крыло, а два крыла. Посередине был фюзеляж. Посадочные места под моторы тоже хорошо видны. Легенд про этот самолет много, но чтобы их развеять нужна полноценная поисковая экспедиция. Нужно установить номера моторов и самого самолета, и уже тогда через архивы пролить свет на историю этого самолета и судьбу экипажа.
avatar

Jeka74

  • 14 января 2014, 16:32
+
ну, если уж быть точным, на фото центроплан и левая консоль
avatar

Sturman

  • 14 января 2014, 16:53
+
Совершенно верно.
avatar

Jeka74

  • 14 января 2014, 19:19
+
«АСы пошли на пеленг!» )))
Будем ждать!
avatar

chegevara22

  • 17 января 2014, 15:34

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.