Блиц-учёт зубров в Кавказском заповеднике

Обычно учёт животных продолжается 8-11 дней, но в этот раз на июльский учёт зубров нам достался достаточно компактный участок при подсчете зубров (Солонцовый хребет и Бамбакское плато), поэтому мы решили сделать его в «легкоходной» версии за 4 дня.
О легкоходстве, как принципе хождения в горы я уже писал и еще буду писать, если кратце, то это система выбора снаряжения, позволяющая идти в горах в два раза больше и/или быстрее.
Покажу как прошёл такой учёт.

2. Путь к кордону Киша пролегает по тропе вдоль реки с одноименным названием.

3. Это самостоятельная достопримечательность района. Долина красивая с самого начала, от гузерипльской дороги.

4. Тропа идет по красивому лесу, то лиственному, то хвойному. С классическим украшением из мха и грибов.

5. Путь омрачает только большая колючая и жгучая Терновая поляна, из хорошего в которой можно отметить только заросли мяты.

6. Кордон Киша.

7. Кордон Киша.

8. Остроумное место для собачьей будки.

9. По пути от кордона Киша к Солонцовому хребту только один серьезный брод — через неприметную речушку Шиша, да и тот легко проходится по колено (а осенью просто перепрыгивается).

10. Шиша.

11. К закату мы только выбрались на луга выше границы леса (насквозь промокнув от дождя по пути), так что к домикам лагеря Порт-Артур добрались уже в полной темноте. Но это все равно достижение, в которое до сих пор сложно поверить — всего за один световой день пешком попасть от асфальтовой гузерипльской дороги до домика Порт-Артур, где около 30-ти километров пути и двухкилометровый набор высоты (а учитывая спуски — еще больше). Любой скажет, что в обычных условиях это невозможно. Легкоходно — возможно!

12. Это домик уже утром.

13. Прямо у дома есть поляна с солонцом, но мы там никаких животных не видели, только накануне вечером уже в сумерках по пути встретился зубр, но немного ниже.

14. Лес в урочище Порт-Артур. Смесь берез и сосен.

15. В домиках отметились учётчики прошлых лет. Туристы здесь встречаются редко, в основном такие домики в заповеднике используются учётчиками во время подсчета животных или опергруппами охраны во время обходов территории.

16. На Порт-Артуре два дома — старый и новый. Это внутри старого дома. Здесь уже неуютно.

17. Второй день — мы поднимаемся от Порт-Артура к Солонцовому хребту. Это скалы Слесарня и Афонка, а за ними Большой Тхач.

18. Приятный гребешок выводит нас выше, совсем уводя из островков леса.

19. Здесь на гребне Порт-Артур установлена табличка в память о разбившихся здесь на самолете работниках заповедника.

20. Чертовы Ворота с необычного, бокового ракурса.

21. Стены Большого Тхача.

22. Фишт вдалеке выглядывает из дымки.

23. Хребет в районе горы Асбестная.

24. По этому хребту идет тропа с Тхачей на Чертовы Ворота.

25. Вид на Джемарук.

26. В этот день к вечеру тоже обещалось быть дождливо. Нам надо найти зубров до непогоды, иначе или весь учёт будет на грани срыва или нам придется задерживаться здесь вопреки нашей «легкоходной» логике и без необходимого запаса пропитания (ведь мы его брали из расчета ровно на 4 дня / 3 ночи, не больше).

27. Ура, за очередным перегибом склона показалось первое стадо. На удивление большое. Подкравшись поближе, мы насчитали 107 особей. И это было только начало.

28. В долине Бамбачки все ещё стоит старый металлический вагончик. Уже непригоден для ночевки и разве что может помочь спрятать палатку от ветра.

29. Периодически нам попадались одиночные взрослые самцы. Обычно они держатся отдельно от стада.

30. Очень умное животное, знакомое с физико-математическими дисциплинами, увидев человека разворачивает корпус, уменьшая вероятность попадания пули, путем уменьшения площади цели. Не хочется верить, что опыта они набрались в неравных схватках с браконьерами :(

31. Палатку мы поставили прямо на Солонцовом хребте, чтобы иметь хороший обзор и точку для наблюдения.

32. На следующий день погода была тоже неважная, но наши исследования должны были быть продолжены, зубров в этом районе должно быть больше. Утро подарило несколько лучей солнца и мы поупражнялись в пейзажах. Выглянула вершина высшей точки заповедника и всего Краснодарского края — вершина горы Цахвоа, узнаваемая с любой стороны своим торчащим носом.

33. А это гора Шапка.

34. И Чертовы Ворота развернулись своей более внушительной стороной.

35. Пока подкрадывались к основному зубриному стаду района, напали на травянистый склон, послуживший прибежищем целому полчищу подёнок, круживших в танце их недолгой жизни. Довольно безобидные существа.

36. Перевалили за очередную складку местности и в верховьях Мордовской балки увидели то что искали. 150 зубров в одном месте, пока рекорд наблюдений! Можете рассмотреть панораму, нажав на нее мышкой.

37. Это самое большое стадо зубров в заповеднике. Особенно интересно было наблюдать за их детсадом. Почему-то всех малышей согнали на снежник, то ли охлаждаться, то ли обучаться :)

38. Мы наблюдали за стадом продолжительное время, все время их пересчитывая заново. Такое большое число животных все время вносит путаницу в подсчёт, постоянно перемещаясь. Получился 151 зубр. Когда туман сел совсем плотно, пришлось наблюдения прервать.

39. Под канонаду града мы осмотрели оставшиеся долины Бамбакского плато, чтобы убедиться, что увидели всех животных и никого не забыли. Палатку мы собрали и двинули вниз к домику Порт-Артур, наверху было очень сыро и неуютно.

40. После обильного дождя снова редкие лучи солнца дарили нам пейзажи. Это скалы в ущелье Шиши.

41. Третий день мы завершили снова в урочище Порт-Артур. Можете глянуть на мой рюкзак. Это облегченный рюкзак, внутри которого нет ничего лишнего (еда строго на число перекусов, титановая посуда и горелка, минимум сменной одежды). Он прорезиненный, но при этом легкий, так как на нем нет никаких лишних деталей (карманов или строп), это еще больше позволило сэкономить вес (обычный рюкзак маленького объёма с чехлом от дождя выйдут в добрый килограмм весом, а обычного размера вообще килограмма три, а мой рюкзак, которому не требуется влагозащита весит всего 400 грамм). Всё это позволило нам за 4 дня не только пробежать маршрут, но и сделать полноценный учёт животных.

42. И снова вечернее солнце в череде дождливых дней. Как назло, чем дальше мы от зубров, тем лучше погода :)

43. В четвертый день мы просто повторяем наш первый, только наоборот. Уходить вниз легче и быстрее, однако ноги все равно не скажут спасибо :)

44. Тропа по порт-артуровскому гребню заросла серьезно, ходят здесь редко, так что расслабляться не стоит.

45. Тропа между Шишой и кордоном Киша.

46. Часто проходим грибные места.

47. И к вечеру мы снова на финишной прямой. Не смотря на то, что это был спуск, а не подъём, пройти его быстрее не получилось из-за накопившейся усталости, к машине мы вернулись уже после заката.

48. Трек здесь — https://caucasia.ru/site/track/1122.

49. И вот такой наглядный итог мы прислали в заповедник вместе с анализом наблюдений. Итого, исключая повторы и сомнения, мы насчитали точно 262 разных зубра.