На уик-энд в Гагру! Сто лет тому вперёд

Не так давно попала в руки такая вот книга: «Официальный указатель железнодорожных, параходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1911-1912 г.»



Попробовал с помощью указателя и размещенной в нём рекламы рассчитать стоимость уик-энда в соседней Гагре.

Естественно, что в те годы ни о какой железной дороге от Сочи до Гагры и речи быть не могло, поэтому я решил воспользоваться пароходом.

Но прежде чем планировать поездку, я озадачился вопросом, что такое «зимнее расписание»?

Взглянув в верхний правый угол, увидел следующую дату:



Значит, весь транспорт дореволюционной России переходил на зимнее расписание 15 (28) октября. 15 (28) же мая он снова возвращался на летнее. Сегодня на зимнее расписание транспорт переходит в последнее воскресенье октября и на летнее в последнее воскресение мая.

Что ж, непосредственно в самом указателе меня интересует пятый отдел, а именно Чёрное море и линия Одесса-Батум:



Взглянем на расписание пароходов компании «Русское общество пароходства и торговли»:



Почтовые рейсы (Прямой, Круговой №1 и Круговой №2) мне не подходят, потому что отправляются из Сочи в четверг утром, воскресенье вечером и во вторник вечером соответственно. Пассажирский №1 вообще не останавливается в Гагре, а №2 отправляется в субботу утром.
А что у «Российского транспортного и страхового общества»?



Тоже не бог весть что: пятница, воскресенье, вторник — все утренние рейсы, ещё и пароход следует до Новой Гагры, которая находится в 5 верстах от гостиниц курорта…
Получается два варианта:
1) Выезд в субботу утром, днём там. В воскресенье домой. Получатся всего одни сутки.
2) Взять отгул на пятницу. Это двое суток.

Лично для меня вариант №2 предпочтительнее! А если кому больше по вкусу вариант №1, то можно самостоятельно рассчитать расходы на поездку.
Покупаем билеты:




От Сочи до Новой Гагры стоимость билета 2-ого класса составит 1 р. 75 коп., 3-его 0.85 коп. Цены детских билетов, провоза багажа и скидки для учащихся написаны под основной таблицей.
Я возьму два взрослых 3-его класса за 1 руб. 70 коп.

Кстати, тут же, в указателе есть и расценки номеров климатической станции:



Отдыхающих творение принца Ольденбургского принимает круглый год, так что можем смело отправляться в феврале, хоть завтра. Вряд ли двухместный номер будет стоить 0.75 коп. в сутки. Скорее, это что-то типа цены койко-места в современном хостеле. И если самый дорогой номер стоит 7 руб., то двухместный номер эконом-класса с одной общей кроватью обойдётся где-то 2 рубля в сутки. Итого 4 руб. за две ночи.

Отправляемся утром по окончании оплаты из Сочи. Днём мы в Новой Гагре. Про трансфер от пристани до отеля в объявлении ничего не было сказано. Да мы и не звонили, и не предупреждали о приезде. Берём извозчика. Оплата его стоит от 30 до 70 коп. Сходимся на 50 коп.
Check-in.
Весело проводим уик-энд. Звоним друзьям в Москву и Петербург. Сообщаем, что добираться им из Москвы до Гагры по времени выйдет 61 час, а из Петербурга 72 часа. Ехать на поезде до Новороссийска или Одессы, оттуда пароходом до Гагры.
Сheck-out.
Сотрудники отеля сообщают, что прямой почтовый пароход подходит около 3 часов дня. Принадлежит компании «Русское общество пароходства и торговли»:



Ещё один плюс, что не надо ехать в Новую Гагру. Причал находится напротив климатической станции. Но какова ценовая политика этой компании?

1-ый класс обойдётся 3 руб. 50 коп.



2-ой класс обойдётся 1 руб. 90 коп.



И это цена без продовольствия. Для 1-ого класса оно будет стоить 1 руб. 85 коп., для 2-ого 1 руб. 50 коп.



Я не знаю, обязательно ли включать питание или нет. Допустим, что необязательно и приобретём 2 билета 2-ым классом. Всё-таки по возвращении домой, после активного уик-энда силы уже не те, хочется комфорта, да и нет 3-его класса на этом пароходе.
3 рубля за 2 билета.
Пока возвращаемся домой, подсчитаем, сколько нам стоила организация поездки в 1912-ом году и сколько бы она стоила сто лет вперёд.

1912 г.
Проезд: пароход 4 руб. 70 коп. + 50 коп. извозчик = 5 руб. 20 коп.
Жильё: 4 руб. за 2 ночи.
Всего: 9 руб. 20 коп., округлим до 10 руб., вдруг пароход не смог пришвартоваться к причалу и до него нас доставляли лодкой.
На основании данных ресурса www.opoccuu.com/zhal.htm 1 николаевский рубль равен 1282,29 рублям путинским. Получается, наша поездка (только оргмомент, без расходов на питание и развлечения) обошлась нам в 12829 рублей).

2012 г.
Проезд: катамаран компании «Водоход» 4 взрослых билета Сочи-Гагра 2000 руб. (в феврале рейсы не совершаются) + чичикошник до отеля рублей 300. Итого: 2300 руб. проезд.
Жильё: взял вот этот отель www.tdgagra.com/index-3.html 2000 руб. за две ночи.
Всего: 4300 руб.
В общем, приблизительно получается, что спустя 100 лет отправиться в Гагру на уик-энд стало в 3 раза дешевле. Спасибо товарищу Путину за наши счастливые выходные!
  • +80
  • 21 февраля 2013, 23:44
  • posch

Комментарии (39)

RSS свернуть / развернуть
+
Сто лет в Батуми не был! Замечательный город! И Гагры очень люблю!
avatar

Stojn

  • 21 февраля 2013, 23:49
+
Ну, в принципе также можно рассчитать стоимость проезда и проживания в Батуми сто лет назад. А оттуда махнуть в сам его величество Константинополь!)
avatar

posch

  • 21 февраля 2013, 23:51
+
Книжка очень ценная!
avatar

Stojn

  • 21 февраля 2013, 23:58
+
Много детских воспоминаний о Гагре и Батуми! Под Батуми есть спортивный лагерь ( скорее всего был) в селе Чайсубани, замечательное место. Форель ловили прямо с речного пляжа лагеря!
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:04
+
А я не был в Батуми, всё мечтаю, но цена сгонять туда на комете вдвоём кусается. С женой учится девушка оттуда, говорит, приезжайте отдыхать, спокойный и безопасный город, к русским отношение хорошее. Главное, в загранпаспорте не иметь штамп о пересечении КПП с Абхазией. У них там вроде за несогласованное посещение оккупированных территорий уголовная статья.
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 00:08


+
Насчёт стать не знаю. Но в Батуми побывать стоит. Две три линии улиц перед морем ( в центре) дома старой дореволюционной постройки встречаются, много бесподобных кованых вещей встречается! ( мне это по специальности интересно)
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:17
+
Что-то я по описанию сразу Сухуми представил...) Есть сходство?
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 00:18
+
Там даже больше, до революции Батум был достаточно крутым таможенным портом, слияние культур просто поразительное! Турецкое, итальянское, русское… море всего. Если это всё не снесли, старины очень много, много старых особняков.
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:36
+
На пляжи лучше ездить в Зелёны мыс, это как я смутно помню совсем недалеко.
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:21
+
До начала правления Саакашвили в Аджарии была полнейшая автономия, это положительно сказалось на развитии региона. Рядом большой таможенный переход который правдами и не правдами влил в регион деньги, отсюда и отели и рестораны, и качество обслуживания.
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:28
+
А Аджария не хотела самостийности в конце девяностых, как Абхазия?
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 00:31
+
Извиняюсь, в конце восьмидесятых — начале девяностых, когда пошла вся смута, в общем.
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 00:36
+
Она и была дэ факто самостийной до начала правления Саакашвили. Очень много россиян отдыхало там ( из крутых). Эпоха правления ( кстати князя ) Аслана Абашидзе хоть и была насквозь коррумпированной, однако влила много денег в регион.
avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:42
+
Кстати в Зелёном Мысу замечательный дендропарк, да и пляжи насколько припоминаю супер. Во всяком случае на мой вкус, я предпочитаю в природе дикость.

avatar

Stojn

  • 22 февраля 2013, 00:46
+
Очень интересный рассчет...))) только вот сколько в среднем были зарплаты в начале 20 века, и мог ли средний человек себе позволить такое путешествие?
avatar

so3537

  • 22 февраля 2013, 08:10


+
только вот сколько в среднем были зарплаты в начале 20 века, и мог ли средний человек себе позволить такое путешествие?
Вообще единых данных нет. Они разнятся. Где написано, что рабочий получал 14 рублей в месяц, при 11.5 часовом рабочем дне, где указывается, что средняя заработная плата по Империи была 22-35 рублей. Простой человек? Думаю, нет.
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 08:55
+
Рабочие высокой квалификации на цементных заводах Новороссийска получали до 28 рублей/месяц.
avatar

liberalis

  • 22 февраля 2013, 10:25
+
Звоним друзьям в Москву и Петербург.
Тема звонков не раскрыта! Сколько стоило? Почём сотовая связь-то была?

в ссылке на жалование поправь, там лишняя запятая присоседилась
avatar

slevodavatel

  • 22 февраля 2013, 08:19
+
У меня вроде открывается… А мы просим у Ольденбургского мобилу и звоним)
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 08:56
+
Так в протокол и запишем: "В феврале 1912 г. отжал мобилу у принца Ольденбургского"
avatar

slevodavatel

  • 22 февраля 2013, 08:59
+
)))
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 09:32
+
какая логистика была ( без помощи всяких австрийских институтов настроена на четкое следование расписанию) — круто- хороший справочник ,… для шифровок использовать, хер поймают…
avatar

navigator

  • 22 февраля 2013, 10:25
+
Я поразился паромам в Стамбуле, надо б даже топик создать по-хорошему отдельный, огромное судно пришвартовывается за 3-4 минуты, столько же на посадку и пошёл в Азию. Следом, через 10-15 минут другое. Тоже самое с автомобильным паромом — едет машина по улице и водитель даже не замечает, как уже на судно попал. Вот это логистика)) Но там проще, не штормит почти, бухта и пролив же.
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 10:30
+
Когда-нибудь про азиатские, так называемые «медленные лодки» в Лаосе расскажу…
Это что-то!!!.. чтобы отчалить, пассажиров обратно на берег выгоняют, а когда шестами с места спихнут, всех обратно на борт, остановки — по требованию — кто-нибудь машет с берега — значит, остановка… Через пороги переваливается хрустя бортами и грохоча днищем по подводным каменюкам… два дня плыли. Непередаваемые ощущения…
avatar

so3537

  • 22 февраля 2013, 10:47
+
Фига се!) Интересно очень! Достойно отдельного топика!
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 10:51
+
Ну, сначала надо с этой Азии домой вернуться...)))
avatar

so3537

  • 22 февраля 2013, 12:51
+
Ждём! Чтобы разделили тут с нами свои эмоции!)
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 13:37
+
Ох, боюсь уже не вернётся… Какой месяц уже там…
avatar

12345

  • 22 февраля 2013, 13:41
+
Да куда я денусь… вот еще пару раз на байке навернусь, померзну во Вьетнаме… и домой...)))
avatar

so3537

  • 23 февраля 2013, 05:42
+
А я, если честно прохладно отношусь к Азии… зато болею Европой, и уж совсем мечты латинской Америкой)
avatar

posch

  • 23 февраля 2013, 07:55
+
:) В 14-м году- чемпионат в Бразилии… Интересно, собирается кто-нибудь из Сочи?
avatar

swen

  • 23 февраля 2013, 10:12
+
Я думал об этом… не знаю… перелёт очень дорогой.
avatar

posch

  • 23 февраля 2013, 10:18
+
Я наблюдаю за ценами. Из Питера около 900 евро туда-обратно.Из Хельсинки рейс в 34 тысячи рублей. Из Москвы не смотрел.
avatar

swen

  • 23 февраля 2013, 10:27
+
Ну я Иберию смотрел, примерно такие же цены.
avatar

posch

  • 23 февраля 2013, 10:31
+
Обратил внимание, что на обложке справочника календарная дата указана для России и для Европы (то есть, задолго до официального введения европейского календаря большевиками в 1918 г).
avatar

liberalis

  • 22 февраля 2013, 11:45
+
Не, ну там же в скобках) Специально на Европу и Америку ориентир. В указателе ж и заграничные рейсы есть, например, пароходов в Нью-Йорк, поездов в Ниццу.
avatar

posch

  • 22 февраля 2013, 11:51
+
Интересная книга. Никогда не видел. Были, кстати, и другие варианты поездок в Гагру. Автомобиль от магазина бр. Черномордиков, дилижансы… А газетчик Ганьков в Гагру за почтой ездил быстрее парохода… на велосипеде (с солидным грузом почты).
avatar

12345

  • 22 февраля 2013, 13:40
+
Эх, было время! Никаких виз, загранпаспортов, никаких препятствий. Езжай куда хочешь и когда хочешь. Считают, что начало XX века было самым свободным временем в истории человечества в плане свободы и возможности передвижения.
avatar

juma

  • 22 февраля 2013, 18:47
+
Да других проблем хватало. Портов не было, пароходы постоянно проплывали во время штормов мимо нужных пунктов. Иногда месяцами не могли в Сочи зайти. Отдельный аттракцион «не для слабонервных» — перегрузка пассажиров с парохода на фелюки, управляемые турками, и последующая высадка с этих фелюк на берег…
avatar

12345

  • 22 февраля 2013, 21:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.