История строительства Ривьерского моста

Статья Владимира Николаевича Костиникова посвященная строительству всеми нами любимого Ривьерского моста!

Ривьерский мост Сочи

Владимир КОСТИНИКОВ, краевед:
«Золотое сечение в математике часто называют золотой пропорцией и её изучением исследователи занимаются около 2400 лет. Великие математики древней Греции Пифагор, Евклид, средневековые итальянские ученые Леонардо Фибоначчи, астроном эпохи Возрождения Роджер Пенрозе потратили бесконечное количество часов, изучая специфику золотого сечения, представленного простой пропорцией, которая составляет 1,6180339887. Но заинтересованность в идеальном соотношении проявлялась не только со стороны математиков, её использовали в своих исследованиях биологи, художники, музыканты, историки, архитекторы, психологи и даже кинорежиссеры. Фактически же, будет правильным сказать, что не найдется практически ни одной научной области, представители которой не задумывались бы об идеальном коэффициенте. В конце 19 – начале 20 веков трудами в основном немецких исследователей был раздут миф о том, что пропорция золотого сечения господствует и в природе и искусстве и что оно является неким мерилом красоты и гармонии. Во многих популярных изданиях и энциклопедиях утверждается, что в эпоху Возрождения золотая пропорция получила широкое распространение и что ею увлекался сам Леонардо да Винчи. К счастью, есть серьёзные исследования по этой теме, которые доказывают историческую неправдоподобность такого «золотого» подхода к искусству эпохи Возрождения. Вера в „золотой порядок“ дошла до наших дней. Большой зодчий и мыслитель в области архитектуры Иван Владиславович Жолтовский утверждал: творчество архитектора есть часть творчества природы. Архитектор — „дитя природы“. Архитектурные формы должны члениться, следовать одна за другой, вырастать друг из друга, как ветки древесного ствола. Жолтовский утверждал: общим законом для органической (а может быть, и для неорганической) природы и для произведений архитектуры является золотое сечение. Мир это порядок. А порядок есть золотое сечение.


И.В. Жолтовский
И.В. Жолтовский

Жолтовский ввел в теорию архитектуры «функцию золотого сечения» (отношение 0,528 к 0,472). Используя золотое сечение и его функции, мастер и его ученики создали немало прекрасно спропорционированных композиций, в том числе и Ривьерский мост через реку Сочи.

Одно из первых, мест в плане генеральной реконструкции Сочинского курорта, занимала автомагистраль Сочи-Мацеста. В 1934 году были закончены основные дорожные работы на автомагистрали, в 1935 году закончен арочный виадук через Верещагинскую долину, вот фотография с его строительства:



Постройку же моста через реку Сочи, являвшуюся наиболее технически трудной задачей, намечено было закончить, согласно плану, утверждённому правительством, к первому июля 1936 года.

Все основные работы по строительству моста закончены, и первого мая 1936 года открыто движение по мосту, а вместе с тем и сквозное движение по всей автомагистрали Сочи — Мацеста.

Мост находится в начале широкой автомагистрали, на стрелке «Кавказская Ривьера» — Дендрарий. Он хорошо виден с моря и с окружающих долину гор.

Весь мост облицован штучным, а подпорные стены подходов — мозаичным камнем, добытым из карьеров Пиленково и Холодная речка в Абхазии.

Строительство Ривьерского моста в Сочи

Ривьерский мост

Стены арок и подходов сверху увенчаны валиком и ограждены монументальными парапетами. Валики и парапеты тоже из белого камня чистой тёски. Асфальтовые тротуары шириной в три метра, асфальтобетонная проезжая часть, тротуарные бордюры, сделанные из белого камня, вместе с парапетами придают опрятный и красивый вид проезду по мосту. В недавнее время поверх асфальта была уложена брусчатка (не сразу вспомнил, что эта штука именно так официально именуется — прим. К.В.), что значительно утяжелило мост, а также неожиданно нарушило пропорции парапетов. Они стали так низки, что наши последовательные реконструкторы вбили в парапеты дополнительные металлические перила для безопасности пешеходов. «Золотое сечение» тем было, надо полагать, много усечено.

К техническим особенностям моста относятся:
1. значительная косина пересечения русла (принесённая в жертву прямому направлению автомагистрали от «Ривьеры» к Дендрарию) при большом арочном пролёте;
2. редко применяемые косые арки и балочная клетка в малом арочном пролёте;
3. облицовка тёсаным камнем по бетону и железобетону.

Вследствие большой косины моста и нового типа облицовки, являющейся единственным и первым примером в Союзе, каждая деталь как технического, так и архитектурного проекта моста перерабатывалась и усовершенствовалась на месте производства работа.

Ривьерский мост

Из особенностей производства работ следует отметить:
1. разработку котлованов в гравийном грунте под опорами и подпорными стенами открытым способом с помощью экскаватора с черпаком (дрегляйна) и водоотлива
2. особое внимание в планах постройки цеху плотничьих работ, обычно наиболее задерживающих железобетонные работы
3. тщательную разработку рецептуры состава бетона в лаборатории с обеспечением полного полевого контроля, обусловивших прочность конструкции, выше проектной.

Строительство моста на Ривьере

Строительство моста было начато 1 марта 1935 года с подготовительных работ и устройства основания опор. Главные же работы начаты с первого сентября 1935 года после окончания детального проекта. Таким образом, постройка произведена в 14 месяцев, а с начала основных работ – в течение 8-ми месяцев.

В течение этого короткого времени на полукилометровом фронте выполнены следующие работы:

  • выкопано котлованов опор и подпорных стен с водоотливом 10000 куб. метров,
  • земляных работ в подходах и по очистке русла 35000 куб. м,
  • железобетонных, бетонных и каменных работ 14600 куб. м,
  • облицовки арок и подпорных стен тесаным камнем 4000 кв. м,
  • гудронированного шоссе и асфальтобетона проезжей части моста 6000 кв. м.

Решающее значение в досрочном окончании строительства моста имело стахановское движение. Инженерно-технический персонал строительства: инженеры Сорочинский Е.В. и Брувель Э.Х. техники Малороссиянова О.П. и Колюпанов П.А. механик Дехтярев В.С., строймастера Бондарев А.В., Ильяшенко и Гончар М. подхватили инициативу рабочих-стахановцев моста, возглавили движение и добились ровного, всё нарастающего темпа в выполнении плана, что обеспечило окончание основных работ по строительству к 30 апреля.

Так рамщик Тесля и затем Самоваров путём улучшения монтажа и реконструкции лесопильной рамы добились повышения в три раза производительности труда против выработки той же рамы на строительстве Верещагинского виадука. Каменщик Тевосов с успехом соревновался с лучшим стахановцем города Сочи Ермоловым, причем к концу строительства моста Тевосов при окончании подпорных стен перекрыл максимальный рекорд Ермолова, давши 1534 процентов выполнения нормы каменной кладки.

Заработки стахановцев в 1 квартале 1936 года в день составляли: каменщиков — 36 руб. 30 коп, кузнецов — 21 руб. 45 коп., плотников — 19 руб. 72 коп, арматурщиков – 17 руб. 72 коп. бетонщиков – 13руб. 71 коп., на лесопилке 15 р. 76 коп.

Качество работ признано вполне удовлетворительным. Качество бетонных работ признано отличным.

Мост на Ривьере

Мост на Ривьере

Мост, в своей архитектурно-художественной форме, отразил высокий уровень культуры мостового сооружения, достойный прекраснейшей дороги Сочи-Мацеста.

Мост на Ривьере

Источник: ms-helga.livejournal.com/23511.html
  • +30
  • 12 апреля 2010, 14:10
  • sochinec

Комментарии (61)

RSS свернуть / развернуть
+
+2
Спасибо очень познавательная и интересна статья!
Мне отец мой рассказывал, что под проезжей частью со стороны главпочтамта имеются помещения. Правда это или нет? ++++++++++++++++
avatar

Philipp-so

  • 12 апреля 2010, 17:43
+
Мне отец мой рассказывал, что под проезжей частью со стороны главпочтамта имеются помещения.

тоже было бы интересно узнать про подобные факты. кстати я думаю в Сочи много подобных мест, различных подземных бункеров, особенно рядом с санаториями :) в каких интересно архивах доступна эта информация, и разрешено ли ее обнародовать?:)
avatar

misha

  • 12 апреля 2010, 18:13
+
Меня то же интересует эта тема, во всем мире это экскурсионные объекты. Мне говорили что раньше на улице Первомайской был вход в подземелья которые шли в сторону гостиницы «Сочи»
avatar

Piligrim

  • 12 апреля 2010, 20:56
+
Было там бомбоубежище, докуда тянулось не знаю.
avatar

oleole

  • 12 апреля 2010, 21:00
+
ещё вроде возле калипсо есть вход туда :) там даже ночной клуб Буржуй был в свое время :)
avatar

misha

  • 12 апреля 2010, 21:18


+
Да ну?! Когда это? Где у «Калипсо»?
avatar

Piligrim

  • 12 апреля 2010, 21:20
+
ну а что там за вход в туннель? я немного наверное с калипсо метров на 200 ошибся. Клуб «Буржуй» помните?:)
avatar

misha

  • 12 апреля 2010, 21:26
+
За Калипсо действительно тоже было (не знаю как щас, помоему есть) бомбоубежище. Мы с друзьями когда учились в школе там пробовали курить :)
Был еще один ход от маяка который шел прям в море, проход был внутри буны, полузатопленный, на конце буны была решетка. Я даже не знаю где сейчас эта буна, наверно погребена под аквапарком.
avatar

oleole

  • 12 апреля 2010, 22:27
+
Там, где сейчас стоит новое здание Сбербанка, был спуск под землю и тоннель с рельсами и вагонетками. Мы туда в юности спускались.
avatar

Right

  • 07 октября 2010, 15:49
+
+1
на улице Театральной была баня, туда ночью приезжал воронок и в баню заходили люди, после их никто не видел. А еще от этой бани есть тонель соединяющий маяк, худ. музей и как я понял из рассказа был выход на пляж к причалу. Для быстрой эвакуации руководства. Во как.
avatar

Philipp-so

  • 12 апреля 2010, 21:46
+
Расскажи нам, пожалуйста, про баню на ул. Театральной.
avatar

dar

  • 09 октября 2010, 17:47
+
В общем под мостом действительно есть большое помещение, туда после демонстраций и парадов складывали транспоранты и флаги. Вход со стороны стадиона восьмой школы. Там крысы большие живут.
avatar

Philipp-so

  • 12 апреля 2010, 21:50
+
Там же нет в стене дверей!!! 0_0
avatar

Kusuko

  • 12 апреля 2010, 21:52
+
Ребята, не надо гнать волну о том, чего вы по своей молодости
просто не знаете. Без обид, но сочинцы, постарше вас на 10-15 лет,
хорошо помнят, что одно время ( в период реконструкции Комсомольского сквера) пешеходный проход под телом Большого Ривьерского моста, примыкающий к стадиону школы № 8,
был перекрыт с двух сторон деревянными перегородками и использовался
под небольшой склад-мастерскую для стендов уличной рекламы, которую свозили с центральной части города сюда на перекраску и обновление информации. Вы, наверное, эти металлические рекламные стойки даже не помните. А мы их помним по старым кинотеатрам, по парку «Ривьера» и по городским уллицам.

Позже, после реконструкции сквера, мастерскую убрали и проход
под мостом снова открыт.

Что в эту склад-мастерскую после демонстраций свозили флаги и транспаранты- правда. Это было удобно и оправдано. Что в этом
месте большие помещения с огромными крысами- полная брехня.
avatar

dar

  • 09 октября 2010, 17:45
+
+1
Спасибо, отличная статья!
avatar

Kusuko

  • 12 апреля 2010, 21:04


+
+1
avatar

Skif

  • 12 апреля 2010, 22:30
+
+1
Пардон, не то фото.А вот старый Ривьерский мост.

avatar

Skif

  • 12 апреля 2010, 22:39
+
+1
Вырезки про электричку под землёй я, к сожалению, не сохранил. Это было в газете «Сочи» (старой, приличной, а не нынешней олимпиадской). Да, я в своём предыдущем комментарии сделал опечатку в названии ВОИРа — Всероссийского Общества Изобретателей и Рационализаторов.Торжественно обещаю впредь трепетнее относиться к клавиатуре!
avatar

12345

  • 14 апреля 2010, 17:36
+
Сочинские подземелья достойны отдельной темы. Повторюсь, но в другом городе и другой стране из них сделали бы классный экскурсионный объект
avatar

Piligrim

  • 14 апреля 2010, 20:50
+
+1
«Весь мост облицован штучным, а подпорные стены подходов — мозаичным камнем, добытым из карьеров Пиленково и Холодная речка в Абхазии.»
Если кому интересно:
Пиленково — это старое название посёлка Цандрыпш (Гантиади).
Вот.
avatar

Lesnik

  • 15 апреля 2010, 11:10
+
+2
Костиникову —

Володя, может ты знаешь в Сочи
места (тоннели), где мы сможем полазить? Я камеру свою возьму. В выходной. Обещаю выложить видео. Что скажешь?..

ПиЭс: Как и Миша — рад видеть тебя в виртуале. :-)
avatar

Matrosoff

  • 15 апреля 2010, 18:10
+
Вот это дело! Если бы не обстоятельства сам бы с вами полазил. Если получится возьмите еще и фотик.
avatar

Piligrim

  • 15 апреля 2010, 20:23
+
И я тоже хочу стать диггером!
avatar

Skif

  • 15 апреля 2010, 21:50
+
Однако, Вольдемар молчит…
avatar

Matrosoff

  • 16 апреля 2010, 01:06
+
видимой вы ответили не на его комментарий и он не получил на почту уведомление :) продублируйте текст ему в личку :)
avatar

misha

  • 16 апреля 2010, 12:26
+
Миша, я ему лучше звякну.
avatar

Matrosoff

  • 16 апреля 2010, 17:51
+
Он всё время вне зоны покрытия… :-(
avatar

Matrosoff

  • 16 апреля 2010, 17:59
+
может разишем такие подземные строения?
avatar

mastersense

  • 07 октября 2010, 15:45
+
И я бы полазил, в выходной тем более, да еще и фотик есть :)
avatar

ShuriK

  • 16 апреля 2010, 14:53
+
Меня тоже с собой возьмите.
avatar

Vitos

  • 07 октября 2010, 16:29
+
Электричку запустим и будем летом курортников под землёй катать!
avatar

Skif

  • 16 апреля 2010, 18:02
+
может лучше подземный паркинг?
avatar

ProCOP

  • 16 апреля 2010, 18:06
+
Лучше пивбар :-)
avatar

Piligrim

  • 16 апреля 2010, 19:30
+
Пивбар будет в сторону ж/д вокзала.:))
avatar

Skif

  • 16 апреля 2010, 19:53
+
Видимо, полазать по тоннелям не получится… Володя эсэмэсит, что «любуется Эльбрусом»… Завидую я этим краеведам!.. :-)
avatar

Matrosoff

  • 17 апреля 2010, 02:42
+
может кто знает про подобные подземние сооружения?
avatar

mastersense

  • 17 сентября 2010, 10:13
+
Рядом с Морпортом было официальное бомбоубежище:))(его было хорошо видно с подьема по ул. Черноморской к церкви) Детьми мы пытались туда пробраться, но кроме экскриментов ничего в этой темноте не нашли:)) Что сейчас там??? интересно:))
avatar

magnum

  • 07 октября 2010, 16:16
+
был ночной клуб Буржуй в нем, а что сейчас незнаю
avatar

ShuriK

  • 07 октября 2010, 16:49
+
как туда зайты? помещение большое? сколько там входов?
avatar

mastersense

  • 09 октября 2010, 14:39
+
сколько там входов?
avatar

mastersense

  • 15 октября 2010, 12:46
+
есть большие убежища (может и ходы) на больничном городке (в районе ярмарки привоз)
avatar

romansky

  • 15 октября 2010, 13:58
+
зто разве убежище? говориле что это старый мусоро жигательный завод
avatar

mastersense

  • 16 октября 2010, 10:51
+
Одно бомбоубежище на 100 коек за остановкой на роддоме к нему от аллеи с платанами идёт асфальтированная дорожка, когда учился в техникуме у нас там практика была, типа помогали его строить.
avatar

olegovich

  • 17 октября 2010, 17:45
+
может ктонебудь интересуется этими подземними штукамы и хочет иследовать их со мной? хочу быть диггером
avatar

mastersense

  • 18 октября 2010, 19:05
+
Тут небольная инфа о сочинских подземельях.Не знаю, правда или нет?
eva1.ru/post125161670/
avatar

Skif

  • 17 октября 2010, 16:08
+
думаю правда и хочу проверить но так и не понял где вход
avatar

mastersense

  • 18 октября 2010, 16:36
+
судя по всему дверь заделале, я не нашел ничего там да и место нахождения дверы не четко описано кто не будь владеет пподобной информацией?
avatar

mastersense

  • 28 октября 2010, 09:37


+
Конечно владеют.Товарищи из ФСО.))Но они не скажут.
avatar

Skif

  • 28 октября 2010, 09:54
+
обидно, сколько не столался не нашел никакой информации
avatar

mastersense

  • 09 ноября 2010, 16:08
+
здравствуйте. кто обладает какой нибудь информацией об этих тоннелях, поделитесь пожалуйста. заранее благодарен.
avatar

Davey22

  • 08 января 2011, 12:18
+
Какой-то подземный ход видел на Мамайке, если идти с городского пляжа (который ближе всего к тоннелю) по ж/д мостом (аркой). Там слева еще лестница в д/л «Ласточка».
avatar

reticon

  • 08 января 2011, 13:34
+
открыт вход? и куда ведет?
avatar

Davey22

  • 08 января 2011, 16:31
+
Без понятия. Снаружи видно, что уходит вглубь на несколько метров. Дальше — темно, ничего не видно. Я ближе не подходил.
avatar

reticon

  • 08 января 2011, 18:48
+
благодарю за информацию.
avatar

Davey22

  • 08 января 2011, 20:15

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.