Переселение черкесов в Османскую империю или как Сочи стал русским


Некоторые факты и тезисы из статьи, чтобы не затерялись:

С заключением 14 сентября 1829 г. Адрианопольского мирного договора была определена новая «пограничная черта» на Кавказе. Статья четвертая трактата гласила, что «город Ахалцих и крепость Ахалкалаки», а «равно и весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани св. Николая включительно, пребудут в вечном владении Российской империи…». Территорию, отошедшую к России, занимали несколько адыгских этнотерриториальных групп, известных во внешнем мире под собирательным этнонимом «черкесы».

Считая себя неподвластными султану, черкесы отказывались признавать условия Адрианопольского договора. Впрочем, часть их добровольно покорилась Российской империи. Это стало известно в ходе т.н. Адагумского народного собрания, состоявшегося в начале 1831 г. В присутствии многолюдной толпы протеже турок, натухайский князь Сефер-бей подтвердил отказ султана от покровительства над черкесскими народами. Услышав об отказе султана покровительствовать им, черкесы раскололись на две партии, условно говоря, пророссийскую и более многочисленную антироссийскую.
]Один из военных топографов Отдельного Кавказского корпуса, занимавшийся сбором материалов о местных народах, свидетельствовал: «Шапсуги более других двух племен постоянно уклонялись от всяких переговоров и пребывали во враждебном к нам расположении, продолжая свои набеги и нанося всевозможный вред соседственному им войску черноморских казаков»

По окончании Англо-Российской войны, несмотря на то, Парижский мирный договор 1856 г. официально признал Черкесию частью Российской империи, Черкесия вновь оказалась в эпицентре международного соперничества. В июле 1856 г. на анапском рейде появился британский военный пароход «Страмболо», прибывший, как сообщалось в рапорте кавказскому наместнику А.И. Барятинскому, «для взятия или высадки горцев или с каким-нибудь поручением к Сефер-бею». После этого визиты английских и турецких судов на восточный берег Черного моря еще более участились. Англичане регулярно доставляли горцам оружие и наемников. 27 февраля 1857 г. на побережье (в Туапсе) высадился англо-польский десант в составе двухсот человек под командованием полковника Т. Лапинского. Наемники привезли с собой большую партию пороха, пуль, ружей и несколько орудий. Содействие отправке легиона в Черкесию оказала Франция через своего консула в Трапезунде. Появление иностранного легиона обострило обстановку в Черкесии, усугубив противостояние.

Опасения и тревогу вызывали планы командования по переселению адыгских племен с насиженных горных и предгорных местностей на равнину, предстоящий отказ от привычного уклада, включавшего в себя в том числе захват пленных в набегах, работорговлю, походы народного ополчения (оно становилось ненужным в присутствии регулярной армии). Страшила необходимость платить налоги. Хотя, например, натухайцам и было объявлено, что «его императорское величество дарует натухайскому народу… освобождение на три года от повинностей и взноса податей в государственную казну, по снисхождению к разорениям, которым натухайский народ подвергся в последние годы от военных действий и естественных бедствий…», но при этом по истечении указанного срока они должны будут «вносить ежегодно по три рубля с каждого двора на содержание управления, школ и других общеполезных в народе учреждений»

Особое неприятие горцев, порожденное скорее не антироссийским настроем, а нежеланием подвергнуться очередному нарушению привычного образа жизни, вызывала воинская повинность. Именно поэтому в свое время не увенчалась успехом попытка турецкого эмиссара Сефер-бея организовать рекрутский набор среди черкесов. Тем более когда заходил разговор о службе в русской армии. Несмотря на то, что до убыхов, шапсугов и абадзехов было доведено обнадеживающее известие о том, что «государь наш… приказал… не брать вас в солдаты и не записывать в козаки», горцы опасались, что и эта льгота окажется временной, и им в конце концов придется оказаться в войске «неверных», где будет невозможно исполнять мусульманские религиозные обряды.

Огромную роль в разжигании эмигрантских настроений сыграла адыгская знать. А.П. Берже даже полагал, будто «эти именно лица и должны считаться инициаторами выселения». Сведения о крестьянской реформе в России вселяли в черкесских дворян и старшин обоснованный страх лишиться права владения «холопами» (так в русских документах называли зависимых – пшитлей, унаутов, огов). А те под воздействием таких слухов стали проявлять неповиновение владельцам. На народных сходах принимались решения не платить более оброков князьям. Обязанности же князей по военной защите подданных после победы России становились невостребованными. Со своей стороны российские власти, зная о таких настроениях, стремились укрепить эту своеобразную оппозиционность адыгского простонародья. В 1862 и 1863 гг. неоднократно объявлялось, что вышедшие из гор «холопы» получат свободу, равные права со своими бывшими владельцами и будут расселены на удобных землях

в проблеме черкесского мухаджирства (переселения) существовал и внешнеполитический аспект. В 1856 г. закончилась Англо-Российская (Крымская) война, проигранная Россией. Напряженность в мировой политике сохранялась. В 1863 г. Англия, Франция и Турция оказали содействие в отправке в Черкесию польской военной миссии полковника К. Пшевлоцкого, которому в течение нескольких месяцев удалось собрать в ополчение до 4 тысяч человек и противостоять регулярной русской армии. Кавказ мог стать вероятным театром будущей войны. В этих условиях Петербург готов был идти на любые меры по скорейшему укреплению своей власти в регионе.

Число горцев, выехавших с восточного берега Черного моря в 1858–1865 гг., составило 470 703 чел., а вместе с чеченцами – 493 194 чел. Т.Х. Кумыков определил численность представителей отдельных адыгских племен, удалившихся в Турцию: 45 тыс. натухайцев, более 43 тыс. абадзехов, 168 тыс. шапсугов, около 75 тыс. убыхов, 14 тыс. темиргоевцев, махошевцев и егерухайцев, около 17 тыс. кабардинцев с бесленеевцами.

Суровая реальность, с которой столкнулись черкесы в Турции, абсолютно не соответствовала надеждам и иллюзиям, которые многие из них питали перед переездом. Сын Шамиля Мухаммед-Шафи, служивший после Кавказской войны в конвое Александра II, собирался писать султану, «чтобы он перестал морочить горцев», ведь его «правительство не сумело достойно принять горцев, которые ехали туда с трепетом, как в святые места, думая найти в единоверной Турции новую родину»; столкнувшись с лавиной эмигрантов, турки «испугались и позорно обрекли на вымирание людей, которые…готовы были умереть за величие Турции».

Столкнувшись с тяготами пребывания на чужбине и испытывая «сильное неудовольствие на турецкое правительство, будто бы их обманувшее», все большее количество горцев испытывало ностальгию по оставленной родине. Консул в Трапезунде докладывал, что их старшины собираются послать в Петербург депутацию просить у императора дозволения вернуться в Россию, «на те места, кои укажет правительство». Шапсуги и натухайцы, размещенные под Трапезундом, по возвращении обещали «подчиняться всем нашим законам». Поток обратного переселения увлек многих кавказцев. В официальных донесениях сообщалось, что «каждое лето по несколько тысяч душ этих переселенцев возвращаются из Турции в наши пределы», «они тысячами охотно бегут в наши пределы».

Публикация Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Института российской истории РАН, Российского государственного военно-исторического архива и Федерального архивного агентства.
Авторы: В.В. Трепавлов, доктор исторических наук, Л.С. Гатагова, кандидат исторических наук
читать целиком">
  • +57
  • 11 ноября 2013, 11:03
  • neo

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+
Ну и чего? А до черкесов тут жили греки, а до греков сарматы и скифы.
Так чего-сейчас «Скиф» приветовский права на Сочи заявит? А до скифа кто тут жил, и дольмены возводил? Все запутано и не подтверждено кто чего, ну не было письменности, никто не писал историю края-так чего тут сочинять!
avatar

VolK

  • 11 ноября 2013, 11:17
+
«Скиф» приветовский права на Сочи заявит
Точно пусть заявит! У него на Сочи больше прав получается!)))
И будет здеся главным!)))
avatar

KOTIK

  • 11 ноября 2013, 14:06
+
А в 13 веке здесь стояли татары и аланы хана Узбека, охраняли торговые пути.
avatar

efimthebest

  • 11 ноября 2013, 21:07
+
Уважаемый VolK, с чего вы взяли, что черноморское побережье Кавказа (даже если взять его часть — территорию Сочи — если речь о территории от Псоу до Магри) — населялась греками, сарматами, скифами ДО черкесов??? Греки приплыли из Греции, образовали свои колонии для торговли с местными племенами (горцами), сарматы со скифами вообще были кочевниками и «бродили» в степях от Днепра (если не ошибаюсь) до Казахстана :-))… Те же древнегреческие историки писали, что побережье (о котором мы говорим) населялось племенами, из которых сформировались народы: адыги (черкесы) и абазы (нынешние абхазы)… А значит до прихода греков побережье уже было занято… :-)))
avatar

Grazdanin

  • 27 января 2014, 16:06
+
Нового я здесь ничего не узнал.
Минусовать не буду, но и плюсовать тоже не буду.
avatar

kvazimodo

  • 11 ноября 2013, 11:31


+
просветителько-напоминающий топик никогда не повредит, мало кто из местных этим интересуется.+
avatar

rem-sochi

  • 11 ноября 2013, 13:06
+
А что этим интересоваться для них дом 2 ближе, ведь любовь строят а не олимпиаду )))

Как то попадалась прекрасная подборка документальных передач по Кавказу и Кавказским войнам.
avatar

6SIN6

  • 11 ноября 2013, 13:26
+
А что этим интересоваться для них дом 2 ближе
штампы дедушкинские какие то-дом 2 им неокрепшим пытается втюхать наше «умное»поколение…
avatar

rem-sochi

  • 11 ноября 2013, 13:39
+
наше «умное»поколение…
Я бы сказал что израилево-пиндоское поколение )))))
avatar

6SIN6

  • 11 ноября 2013, 13:48
+
Собчак ваше «умное» израилево-пиндоское поколение?
avatar

kvazimodo

  • 11 ноября 2013, 20:17
+
Кто там у нее родители не напомните и да о муже тоже не забудьте.

Ну а насчет нашего поколения да и вообще об местных аборигенах у нее вполне конкретное мнение. Ну а вот о детях тоже своеобразное в лучших традициях уважаемых людей ))))
avatar

6SIN6

  • 12 ноября 2013, 09:34
+
Кто там у нее родители не напомните и да о муже тоже не забудьте.
Кто её родители я в курсе просто потому, что слишком много лет и слишком много о них было шуму. А кто её муж не знаю и знать не хочу! Так же не имею желания больше что-то слышать об этой самке питикантропа, каким-то образом попавшей в 21 век!

На фото реставрации по черепам физиономии питекантропов выглядят более умственно и морально развиты, чем эта Ксюша!
avatar

kvazimodo

  • 12 ноября 2013, 10:19
+
С какой целью данная статься?
Причем тут олимпийский мишка?
И по какому параметру автор определил, что Сочи — русский город?
avatar

T-80Ivan

  • 11 ноября 2013, 14:53
+
Индейцы могут тоже думать что хотят, например, что Нью-Йорк индейский город.
Проблемы индейцев шерифа не волнуют.
Мы, русские, построили Сочи на месте малярийного болота и живем здесь 150 лет по своим законам. А проблемы убздыхов казаков не волнуют.
avatar

neo

  • 11 ноября 2013, 19:59
+
Мы, русские, построили Сочи
Сочи строили представители разных национальностей
avatar

avStar

  • 11 ноября 2013, 20:09
+
До хрущевских времён армян дальше табака и кукурузы не пускали, а грузины в основном Пластунка, Мамайка до Новой Зари. В конце пятидесятых еще работала «Новозаринская школа». Когда в нашу школу № 10, которая была еще на верху, где сейчас Политехническая улица, переводились ученики из «Новозаринской», учителя были в ужасе!
До революции на строительстве дорог работали больше турки. После войны на стройках работало много пленных немцев и еще помню на стройках много то ли молдаван, то ли румын в белых штанах. Большинство из них в качестве белых штанов носили русские кальсоны.
Но в подавляющем большинстве строителями были русские и украинцы.
До 1955 года мы жили на Бытхе и я прекрасно помню как строители на перекурах и в обеденный перерыв пели (да, да ПЕЛИ) такие песни: «Распрягайте хлопцы коней» и «Шинкарочка Галя».
avatar

kvazimodo

  • 11 ноября 2013, 20:32


+
Да, да, как я забыл, полшапсуга на 100 русских. И Сережа тоже.
И ракеты в космос казахи мал-мала с русскими запускали. И 200 чеченцев на миллион русских блокаду Ленинграда прорывали.
avatar

neo

  • 11 ноября 2013, 20:33
+
По данным переписи населения 2010 года из 420 589 жителей в городском округе Сочи, национальность указана у 403 401 чел. из них (народы более 1000 чел.) составляют:
русские — 69,92 % (282 072 чел.)
армяне — 20,09 % (81 045 чел.)
украинцы — 2,29 % (9240 чел.)
грузины — 2,03 % (8190 чел.)
адыги — 1,06 % (4282 чел.)
шапсуги — 0,47 % (1897 чел.)
адыгейцы — 0,59 % (2385 чел.)
греки — 0,82 % (3292 чел.)
avatar

avStar

  • 11 ноября 2013, 20:03
+
а чей по вашему?
avatar

Romanic2

  • 11 ноября 2013, 22:52
+
Если пойдут дела в том русле что сейчас то будет турецкий ;)
avatar

6SIN6

  • 12 ноября 2013, 09:36
+
И здесь смотрю крестьянская реформа значится как один из основных факторов переселения. Хотя о геноциде черкесов наверное все кто не лень наслышаны а вот о геноциде русских при том же «человеколюбивом» либеральном царе почему-то почти никто. Ведь после всех этих реформ по псевдоосвобождению крестьян когда половина участков у них отбиралось а вторая передавалась в собственность даже не крестьянину как собственнику а крестьянской общине и за эту не принадлежавшую ему землю требовали ещё выплачивать и долг по 6% годовых, мы не досчитались многие десятки миллионов человек вымерших в ходе нескончаемого голодомора 1861-1911 годов. Ещё по статистике 1900х годов 7 или 8 детей из 10ти не доживали до совершеннолетия из-за тяжёлых условий жизни, а большие голодовки в деревнях происходили в среднем раз в три года.
avatar

vallahar

  • 11 ноября 2013, 15:57
+
"… Хотя о геноциде черкесов наверное все кто не лень наслышаны а вот о геноциде русских при том же «человеколюбивом» либеральном царе почему-то почти никто. " Видимо о геноциде русского народа умалчивается, потому что это «производилось» «царским правительством» самой Российской империи, а не иным государством (если не брать времена СССР, в определённые периоды бытия которого с человеческим ресурсом тоже особо не считались)… Сдаётся мне, что если бы «цари» относились к своему народу более гуманно, то по своему количеству русских людей было бы в десятки больше, а «китайцы нервно курили бы в сторонке»…
avatar

Grazdanin

  • 27 января 2014, 16:16
+
К тому же в международном праве есть определение понятия «геноцид»… Исходя из которого нечеловеческое отношение правительства к собственному народу — под понятие «геноцида» (если не ошибаюсь) не подвести… Эт если говорить именно о геноциде, как о понятии…
avatar

Grazdanin

  • 27 января 2014, 16:20
+
Сдаётся мне, что если бы «цари» относились к своему народу более гуманно, то по своему количеству русских людей было бы в десятки больше, а «китайцы нервно курили бы в сторонке»…
Но до такого вряд ли бы дошло что именно в десятки раз больше. Но всё равно их было бы сейчас значительно больше при другой политике. Дело в том что крестьяне до революции не по своей воле заводили себе по 10-15 детей, а их искусственно доводили до этого. Раньше на каждого родившегося сына давали землю ( а на девочек не давали поэтому для крестьянской семьи рождение девочек зачастую было горем) и поэтому они стремились заиметь как можно больше детей чтобы получить побольше земли. Это во первых а во вторых больше детей значит больше помощников по хозяйству и заодно чем больше сыновей тем больше страховка для родителей того что их в старости будет кому содержать. Пенсионной системы тогда ещё не существовало. Так что основными стимулами заведения себе большого количества детей до революции было в основном желание завести себе помощников по хозяйству, получить себе побольше участок земли, и обеспечить себе старость, т.е. банальные инстинкты выживания а не само по себе желание иметь как можно больше детей тем более что далеко не всегда их могли прокормить.
avatar

vallahar

  • 27 января 2014, 20:31
+
… А может причина в большом количестве детей в том, что не было ТВ, интернета, ночных клубов… Что ещё по ночам делать было??? :-))) (шучу...)
avatar

Grazdanin

  • 29 января 2014, 16:20
+
Это и есть поучительный рассказ о том, как один маленький, но гордый горный народ долго-долго делал гадости Российско Империи, а потом Российская Империя обиделась и маленький, но гордый горный народ куда-то вдруг исчез.
avatar

neo

  • 11 ноября 2013, 20:56
+
Куда, куда-то, вон каменные кучи везде, туда и исчез.
avatar

efimthebest

  • 11 ноября 2013, 21:10
+
Не по теме. Символ олимпиады просто ужасен. ожиревший медведь в боско(( печаль(( ещё бы крузак на фоне поставить и получится очередной чиновник
avatar

SanyaSochi

  • 11 ноября 2013, 22:51
+
Не понимаю претензий на территорию проживания в Сочи и вообще по всему побережью. Вот Абхазия истинное доказательство что могут, а чего не могут претендующие. Хотят из феодального строя сразу в коммунизм, а сами с менталитетом "… всё мне, мне...", до сих пор машины паркуют как вздумается.
avatar

Foton

  • 12 ноября 2013, 12:23
+
Автор, поясните тогда мне, несведущему, как 20,09% армян превратились в вездесущее население Сочи? Куда ни кинь взгляд, везде ОНИ! Или просто такие громкие, что за версту слышно, и кажется, что они везде. Как они, по историческим данным, попали сюда, и большинство земель понабрали, а теперь продают свои наделы, доставшиеся от дедушек и бабушек, русским «понаехавшим тут» за бешеные миллионы?
avatar

Manyak

  • 13 ноября 2013, 15:44
+
Ну во первых Спитак он стал началом конца города, а во вторых вы же знаете принцип «Договоримся Да»?
avatar

6SIN6

  • 13 ноября 2013, 16:06
+
как 20,09% армян превратились в вездесущее население Сочи?
а Вы что не помните проходила эта самая По данным переписи населения 2010 года?
Не заходя в квартиры, дома, переписчики из-за забора:
— хозяин, сколько тут проживает?
— слющай, брат, пищи двое, я и жина… ( еще 20 братанов, сестер и прочих родичей не в счет).
avatar

so3537

  • 04 января 2014, 10:53

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.