Переселение черкесов в Османскую империю или как Сочи стал русским
Некоторые факты и тезисы из статьи, чтобы не затерялись:
С заключением 14 сентября 1829 г. Адрианопольского мирного договора была определена новая «пограничная черта» на Кавказе. Статья четвертая трактата гласила, что «город Ахалцих и крепость Ахалкалаки», а «равно и весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани св. Николая включительно, пребудут в вечном владении Российской империи…». Территорию, отошедшую к России, занимали несколько адыгских этнотерриториальных групп, известных во внешнем мире под собирательным этнонимом «черкесы».
Считая себя неподвластными султану, черкесы отказывались признавать условия Адрианопольского договора. Впрочем, часть их добровольно покорилась Российской империи. Это стало известно в ходе т.н. Адагумского народного собрания, состоявшегося в начале 1831 г. В присутствии многолюдной толпы протеже турок, натухайский князь Сефер-бей подтвердил отказ султана от покровительства над черкесскими народами. Услышав об отказе султана покровительствовать им, черкесы раскололись на две партии, условно говоря, пророссийскую и более многочисленную антироссийскую.
]Один из военных топографов Отдельного Кавказского корпуса, занимавшийся сбором материалов о местных народах, свидетельствовал: «Шапсуги более других двух племен постоянно уклонялись от всяких переговоров и пребывали во враждебном к нам расположении, продолжая свои набеги и нанося всевозможный вред соседственному им войску черноморских казаков»
По окончании Англо-Российской войны, несмотря на то, Парижский мирный договор 1856 г. официально признал Черкесию частью Российской империи, Черкесия вновь оказалась в эпицентре международного соперничества. В июле 1856 г. на анапском рейде появился британский военный пароход «Страмболо», прибывший, как сообщалось в рапорте кавказскому наместнику А.И. Барятинскому, «для взятия или высадки горцев или с каким-нибудь поручением к Сефер-бею». После этого визиты английских и турецких судов на восточный берег Черного моря еще более участились. Англичане регулярно доставляли горцам оружие и наемников. 27 февраля 1857 г. на побережье (в Туапсе) высадился англо-польский десант в составе двухсот человек под командованием полковника Т. Лапинского. Наемники привезли с собой большую партию пороха, пуль, ружей и несколько орудий. Содействие отправке легиона в Черкесию оказала Франция через своего консула в Трапезунде. Появление иностранного легиона обострило обстановку в Черкесии, усугубив противостояние.
Опасения и тревогу вызывали планы командования по переселению адыгских племен с насиженных горных и предгорных местностей на равнину, предстоящий отказ от привычного уклада, включавшего в себя в том числе захват пленных в набегах, работорговлю, походы народного ополчения (оно становилось ненужным в присутствии регулярной армии). Страшила необходимость платить налоги. Хотя, например, натухайцам и было объявлено, что «его императорское величество дарует натухайскому народу… освобождение на три года от повинностей и взноса податей в государственную казну, по снисхождению к разорениям, которым натухайский народ подвергся в последние годы от военных действий и естественных бедствий…», но при этом по истечении указанного срока они должны будут «вносить ежегодно по три рубля с каждого двора на содержание управления, школ и других общеполезных в народе учреждений»
Особое неприятие горцев, порожденное скорее не антироссийским настроем, а нежеланием подвергнуться очередному нарушению привычного образа жизни, вызывала воинская повинность. Именно поэтому в свое время не увенчалась успехом попытка турецкого эмиссара Сефер-бея организовать рекрутский набор среди черкесов. Тем более когда заходил разговор о службе в русской армии. Несмотря на то, что до убыхов, шапсугов и абадзехов было доведено обнадеживающее известие о том, что «государь наш… приказал… не брать вас в солдаты и не записывать в козаки», горцы опасались, что и эта льгота окажется временной, и им в конце концов придется оказаться в войске «неверных», где будет невозможно исполнять мусульманские религиозные обряды.
Огромную роль в разжигании эмигрантских настроений сыграла адыгская знать. А.П. Берже даже полагал, будто «эти именно лица и должны считаться инициаторами выселения». Сведения о крестьянской реформе в России вселяли в черкесских дворян и старшин обоснованный страх лишиться права владения «холопами» (так в русских документах называли зависимых – пшитлей, унаутов, огов). А те под воздействием таких слухов стали проявлять неповиновение владельцам. На народных сходах принимались решения не платить более оброков князьям. Обязанности же князей по военной защите подданных после победы России становились невостребованными. Со своей стороны российские власти, зная о таких настроениях, стремились укрепить эту своеобразную оппозиционность адыгского простонародья. В 1862 и 1863 гг. неоднократно объявлялось, что вышедшие из гор «холопы» получат свободу, равные права со своими бывшими владельцами и будут расселены на удобных землях
в проблеме черкесского мухаджирства (переселения) существовал и внешнеполитический аспект. В 1856 г. закончилась Англо-Российская (Крымская) война, проигранная Россией. Напряженность в мировой политике сохранялась. В 1863 г. Англия, Франция и Турция оказали содействие в отправке в Черкесию польской военной миссии полковника К. Пшевлоцкого, которому в течение нескольких месяцев удалось собрать в ополчение до 4 тысяч человек и противостоять регулярной русской армии. Кавказ мог стать вероятным театром будущей войны. В этих условиях Петербург готов был идти на любые меры по скорейшему укреплению своей власти в регионе.
Число горцев, выехавших с восточного берега Черного моря в 1858–1865 гг., составило 470 703 чел., а вместе с чеченцами – 493 194 чел. Т.Х. Кумыков определил численность представителей отдельных адыгских племен, удалившихся в Турцию: 45 тыс. натухайцев, более 43 тыс. абадзехов, 168 тыс. шапсугов, около 75 тыс. убыхов, 14 тыс. темиргоевцев, махошевцев и егерухайцев, около 17 тыс. кабардинцев с бесленеевцами.
Суровая реальность, с которой столкнулись черкесы в Турции, абсолютно не соответствовала надеждам и иллюзиям, которые многие из них питали перед переездом. Сын Шамиля Мухаммед-Шафи, служивший после Кавказской войны в конвое Александра II, собирался писать султану, «чтобы он перестал морочить горцев», ведь его «правительство не сумело достойно принять горцев, которые ехали туда с трепетом, как в святые места, думая найти в единоверной Турции новую родину»; столкнувшись с лавиной эмигрантов, турки «испугались и позорно обрекли на вымирание людей, которые…готовы были умереть за величие Турции».
Столкнувшись с тяготами пребывания на чужбине и испытывая «сильное неудовольствие на турецкое правительство, будто бы их обманувшее», все большее количество горцев испытывало ностальгию по оставленной родине. Консул в Трапезунде докладывал, что их старшины собираются послать в Петербург депутацию просить у императора дозволения вернуться в Россию, «на те места, кои укажет правительство». Шапсуги и натухайцы, размещенные под Трапезундом, по возвращении обещали «подчиняться всем нашим законам». Поток обратного переселения увлек многих кавказцев. В официальных донесениях сообщалось, что «каждое лето по несколько тысяч душ этих переселенцев возвращаются из Турции в наши пределы», «они тысячами охотно бегут в наши пределы».
Публикация Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Института российской истории РАН, Российского государственного военно-исторического архива и Федерального архивного агентства.
Авторы: В.В. Трепавлов, доктор исторических наук, Л.С. Гатагова, кандидат исторических наук
читать целиком">
Комментарии (34)
RSS свернуть / развернутьТак чего-сейчас «Скиф» приветовский права на Сочи заявит? А до скифа кто тут жил, и дольмены возводил? Все запутано и не подтверждено кто чего, ну не было письменности, никто не писал историю края-так чего тут сочинять!
VolK
И будет здеся главным!)))
KOTIK
efimthebest
Grazdanin
Минусовать не буду, но и плюсовать тоже не буду.
kvazimodo
rem-sochi
Как то попадалась прекрасная подборка документальных передач по Кавказу и Кавказским войнам.
6SIN6
rem-sochi
6SIN6
kvazimodo
Ну а насчет нашего поколения да и вообще об местных аборигенах у нее вполне конкретное мнение. Ну а вот о детях тоже своеобразное в лучших традициях уважаемых людей ))))
6SIN6
На фото реставрации по черепам физиономии питекантропов выглядят более умственно и морально развиты, чем эта Ксюша!
kvazimodo
Причем тут олимпийский мишка?
И по какому параметру автор определил, что Сочи — русский город?
T-80Ivan
Проблемы индейцев шерифа не волнуют.
Мы, русские, построили Сочи на месте малярийного болота и живем здесь 150 лет по своим законам. А проблемы убздыхов казаков не волнуют.
neo
avStar
До революции на строительстве дорог работали больше турки. После войны на стройках работало много пленных немцев и еще помню на стройках много то ли молдаван, то ли румын в белых штанах. Большинство из них в качестве белых штанов носили русские кальсоны.
Но в подавляющем большинстве строителями были русские и украинцы.
До 1955 года мы жили на Бытхе и я прекрасно помню как строители на перекурах и в обеденный перерыв пели (да, да ПЕЛИ) такие песни: «Распрягайте хлопцы коней» и «Шинкарочка Галя».
kvazimodo
И ракеты в космос казахи мал-мала с русскими запускали. И 200 чеченцев на миллион русских блокаду Ленинграда прорывали.
neo
русские — 69,92 % (282 072 чел.)
армяне — 20,09 % (81 045 чел.)
украинцы — 2,29 % (9240 чел.)
грузины — 2,03 % (8190 чел.)
адыги — 1,06 % (4282 чел.)
шапсуги — 0,47 % (1897 чел.)
адыгейцы — 0,59 % (2385 чел.)
греки — 0,82 % (3292 чел.)
avStar
Romanic2
6SIN6
vallahar
Grazdanin
Grazdanin
vallahar
Grazdanin
neo
efimthebest
SanyaSochi
Foton
Manyak
6SIN6
а Вы что не помните проходила эта самая По данным переписи населения 2010 года?
Не заходя в квартиры, дома, переписчики из-за забора:
— хозяин, сколько тут проживает?
— слющай, брат, пищи двое, я и жина… ( еще 20 братанов, сестер и прочих родичей не в счет).
so3537
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.