2. Фуникулёр сан. Орджоникидзе

Так как ресурс ограничивает топик количеством символов 15000 единиц, то пришлось делить публикацию на 2 части. В первой части говорилось о фуникулёре сан. Ворошилова. Далее речь пойдет о соседнем фуникулёре, расположенном в сан. Орджоникидзе
Сан. Орджоникидзе



Санаторий Наркомтяжмаша, затем санаторий Министерства угольной промышленности, сейчас носящий имя Орджоникидзе строился в 1934-1937гг
Фуникулёр же санатория был построен в 1952г по проекту архитектора Фук предприятием «Южгипрошахт»
Длина трассы второго сочинского фуникулёра — 340 метров, перепад высот — 84 метра. Ширина колеи вагонов — 1250 мм. Отличительной особенностью этого фуникулёра является наличие на трассе туннельного участка длиной 126 метров. В остальном конструкция стандартная (верхняя, нижняя, промежуточные станции, разъезд), но с индивидуальными особенностями.
Продольный профиль пути, также как и у соседа, – переменный, но симметричный относительно промежуточных платформ. Средняя часть пути пологая, по моим ощущения даже очень. Не специалист, но я думаю именно из-за этого к вагонам цеплялся более тонкий трос снизу, чтобы подтягивать вагон дабы он не снизил скорость (это будет видно на фотографиях ниже по тексту).
Верхняя и нижняя станции, как и полагается, оборудованы площадками с обеих сторон от пути для посадки-высадки пассажиров (площадки задуманы необычно: перед верхней и нижней дверью вагона сделаны горизонтальные платформочки, а лестница, соединяющая эти платформочки идёт как бы в сторону от вагона, по дуге, внутри образуя зелёную зону с растительностью непосредственно под окнами стоящего вагона). Верхняя станция устроена непосредственно перед тоннелем. На нижнюю станцию можно было попасть и с пешеходной тропы. Промежуточные платформы устроены на разъезде, ровно посередине пути, друг напротив друга.
Разьезд начинается сразу после тоннеля.

Фуникулёр сан. Орджоникидзе практически скрыт от людских глаз. Вне территории санатория его можно было увидеть только на пешеходной тропе у нижней станции.

Итак фуникулёр сан им. Орджоникидзе открыли осенью 1952г


Первые вагоны фуникулёра были производства Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ (Москва),
Первые вагоны орджоникидзевского фуникулёра и вторые вагоны ворошиловского фуникулёра очень похожи.
Они одинаковые имеют округлые формы кузова. Боковые оконные секции также одинаковы и унифицированы с вышеобозначенными трамваем/троллейбусом/автобусом. Окна расположенные по углам на мой взгляд идентичны у обоих, лобовое стекло также по форме и размеру схоже, только на орджоникидзевском оно «глухое», а на ворошиловском открывается в верхней части. Не удивлюсь если и двери будут похожи. Планировка салона классическая.
Внешние различия: орджоникидзевские вагоны длиннее вторых ворошиловских на одну стандартную оконную секцию (9 секций против 8-ми). Также другое решение оформления внешнего облика вагонов производства СВАРЗ.
Окрас вагонов был по схеме: крыша+стойки окон+подоконная линия — светлый (белый цвет), борта по периметру до «юбки» — тёмный цвет (один из вагонов -тёмно-синий или чёрный цвет, может и второй такой же), «юбка» по периметру в цвет крыши.
На крыше спереди и сзади разместили габаритные огни. Фара расположена сразу под лобовым стеклом. Сразу под фарой перекрещенные элементы (очень похожи на перекрещенные молотки- шахтёрский символ), а ниже них располагалось как бы тройное подчёркивание (в виде трёх ломаных линий — «галочек»). С обоих сторон эти символы ограничивали вертикальные линии, металлические планки. Все декоративные элементы оформления были никелированы. Спереди и сзади присутствовало обозначение «Л» и «П» с обоих сторон от центрального символа шахтёров.

Фотографий первых вагонов очень мало, но они есть. Вагон «Л»
1953г:

1955г

В 1958г на фуникулёре прокатилась Королева Бельгии, совершавшая в тот год визит в СССР.
Вагон «П»:

Еще однотипные фотографии конца 50-х

Все фотографии сделаны на верхней станции, нижнюю станцию фотографы почему-то обделили вниманием.
Во время посещения города делегации из города побратима Ментона (1967год) их, кроме прочих экскурсий, прокатили на орджоникидзевском фуникулёре. Благодаря кинохронике можно дополнительно видеть некоторые детали экстерьера вагонов и интерьера.
Как видно на окнах появились решётки дабы пассажиры не высовывали выдающиеся части тел наружу))( к примеру- руки, головы. наверно был неприятный инцидент).


Вид салона только такой (из той же хроники). Повторюсь для иллюстрации, что писал выше: спереди и сзади места вагоновожатой, сиденья для пассажиров спаренные, окна открываются путём передвижения вверх.

Ровно на середине пути сделано распутье и промежуточные станции. Это хорошо видно на фрагменте

И как было выше сказано 126м из 340м это тоннель

Для иллюстрации тоннеля покажу фотографии сделанные спустя 40 лет. Территория вокруг покрылась пышной зеленью. Вагоны уже другие. Рельсовый путь заменили, наверно в ходе реконструкции в середине 1985г. Теперь рельсы крепятся непосредственно к бетонному основанию.
Здесь, кстати, видны два троса: потолще и потоньше, о которых писал выше


Нижний портал туннеля:

Верхний портал.


как видно со временем олени «разбежались», декоративная штукатурка под «правильную каменную кладку»- «осыпалась» и осталась обыденная картинка рядового спального района Сочи: серые покрытые «шубой» подпорные стены с белёсыми разводами подтёков и обилие зелени. Прежней архитектурной привлекательности этого места более не видно.
Сам тоннель



Вернёмся к вагонам фуникулёра.
СВАРЗовские вагоны использовались с 1952 по 1985г.
с 1985 года по 2010 (?) год —использовались вагоны типа ВГД-1 производства Малаховского завода Министерства угольной промышленности СССР. Т.е близнецы ворошиловских, поэтому повторно описывать их не буду, а рассказу о особенностях.

Поначалу, на горизонтальной полосе под лобовым стеклом у них была изображена: справа -заводская эмблема, по-центру-- номера вагонов №1 и №2, слева какой-то логотип.

Позднее полосу перекрасили в оранжево-коричневый цвет, номер вагона (1, 2) перенесли на правую сторону вагона, по-центру гордо разместили эмблему санатория.

Не большое отступление: По какой-то причине вагоны перестали доезжать до конечных положений на верхней и нижней станциях. Как видно по многочисленным фотографиям на верхней станции вагон выходил только на половину корпуса из тоннеля и останавливался, производя посадку-высадку только через верхние двери. Зеркально-аналогично было и на нижней станции:

(кстати здесь хорошо видна конструкция платформы с зелёной зоной о которой писал выше)
Идентификация вагонов была по номерам «1» и «2»


Салон аналогичен салону ворошиловских вагонов:

На каком то этапе интерьер вагонов изменили, отремонтировали: потолок обшили реечным пластиком, убрали потолочное освещение и поручни:

Обратите внимание на следующей фотографии видны съёмные панели которыми закрывали вентиляционные решётки (под и над окнами) в холодное время года:

Рабочее место вагоновожатой:

Сейчас фуникулёр не работает. Дальнейшая судьба не известно, но надеюсь на его возрождение в обновлённом виде…

В качестве заключения.
Год назад, во время проведения эстафеты Олимпийского огня на этапе в г.Владивосток Огонь провезли на местном фуникулёре



Нашему городу, единственному в России обладателю в недавнем прошлом двух фуникулёров по соседству, крыть было нечем. Т.к. ни один не работал…
______________________________________________________________________
Попалась информация, что для одного из пансионатов близ Сочи с новья изготовили двухпутный монорельсовый подъёмник-фуникулёр www.optimalift.ru/podyemniki/podyemnik-funikuler. Может кто-то знает подробности?
______________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали до конца. Публикация основана на данных из сети и личных знаниях.

Честно говоря топик мне дался с трудом, тем более что в процессе написания узнал, что существует книга «Наши фуникулёры» повествующая о всех фуникулёрах бывшего СССР. Но решил не бросать начатое на пол дороги и всё же довести топик до конца, тем более что писал про внешнеочевидное и с минимальными предположениями/догадками, не вдаваясь в технические дебри. До книги ещё не добрался. Интересно было бы её почитать. Наверняка там есть любопытные технические подробности.

Ссылки (показать текст)www.seilbahn.net/sn/index.php?i=60&kat=1&news=5126&titel=Wiederbelebung%20der%20Standseilbahn%20von%20Sotschi%20durch%20Garaventa
www.doppelmayr.com/ru/produkcija/funikulery/
transphoto.ru/
www.sochinskie-novosti.com/2014/04/25/%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8/
д.ф Советская империя. Сочи.
Д.ф. Сочи-Ментон
CVS900.RU
www.voroshilova.ru/
www.ordzhonikidze.su/
arch-sochi.ru/
fotki.yandex.ru/next/
molotok.ru/
turometr.ru/place/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%91%D1%80+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%BC.+%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_72/
www.railwayfoto.narod.ru/funic/sochi1/f_sochi1.htm
forum.nashtransport.ru/index.php?autocom=gallery&req=user&user=14021&op=view_album&album=1615
russos.livejournal.com/207456.html
www.trainsim.ru/forum/showthread.php?t=6871
kubtransport.info/sochi/funikulars.html
metropost.ru/funiculars/soch.html
www.findtm.ru/card/4/44366.html

  • +104
  • 26 декабря 2014, 02:30
  • chernomor

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
+
В девяностые частенько через тоннель на море и обратно ходили.
avatar

jonny

  • 26 декабря 2014, 03:36
+
Большое спасибо за воспоминания детства!)) Я вырос на ворошиловских! ))) лет ~ 8 назад удалось прокатится последний раз!
avatar

Prafesar

  • 26 декабря 2014, 03:40
+
дался с трудом
А получилось очень интересно. Спасибо. Немного напрягает техническое описание в начале.
Если о ворошиловском фуникулере еще что-то слышал, об этом впервые кто-то рассказывает.
avatar

so3537

  • 26 декабря 2014, 08:30
+
Спасибо большое!
avatar

Babinich

  • 26 декабря 2014, 09:28
+
avatar

monkey

  • 26 декабря 2014, 09:58


+
В копилочку — современный интерьер вагонов не заводской. В 90х (кажется) была авария и несколько лет вагоны стояли без движения. За это время их раздербанили до каркаса. После ремонта заменили практически всю машинерию и восстановили салоны. Самое убойное в машзале верхней станции фуникулера — зубчатое колесо диаметром больше 2х метров.
avatar

Vlad

  • 26 декабря 2014, 10:18
+
Какого рода авария? Двигатель сгорел?
avatar

chernomor

  • 26 декабря 2014, 20:52
+
Не помню. Знаю только, что в вагонах аварийные тормоза сработали и одному человеку плохо стало. А из-за того, что обследование, экспертиза и ремонт стоили дофигища сразу все сделать не смогли (Совет Курорта к тому времени уже по швам трещал).
avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 11:39
+
я слышала, что Ателика взялась за реконструкцию и летом 2015 года фуникулер будет работать
avatar

iri-shok

  • 26 декабря 2014, 10:23
+
С удовольствием читал и вспоминал на каком фуникулере мне довелось побывать? Был с родственниками в начале девяностых в каком то вагоне сидел (тогда был маленьким лет пять было может меньше) Запомнил, что пол был ступеньками, ни я (был малой), ни родные не помнят куда меня водили.Приятно было повспоминать те времена, еще раз спасибо за интересный топик!!!
avatar

cotoff

  • 26 декабря 2014, 11:25
+
их архива санатория

avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 11:47
+
Спасибо за снимок! Фотографий первых вагонов очень мало, тем более вид со стороны моря нигде не встречал.
Здесь видны вентиляционные прорези в кабину проводника. Они появились, наверно, в процессе эксплуатации. Да и цвет небесно-голубой.
Вы имели/имеете отношение к санаторию?
avatar

chernomor

  • 27 декабря 2014, 12:39
+
Имел. Кое-что перепало после развала и распила.
avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 17:42
+
Еще 2 снимка. точнее переснимка с рук фото со стенда санатория. Качество очень так-себе 8( Стенд с фото был во 2м отделении в здании с корабликом.



avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 17:48
+
сорри — не тот снимок

avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 17:49


+
Не знаете зачем к вагону прикреплён трос снизу?
Если есть ещё фотографии и интересные сведения по теме- порадуйте пожалуйста)))
avatar

chernomor

  • 27 декабря 2014, 18:50
+
По теме, к сожалению, больше нет.
Нижний — это тонкий? Если да — то это банальный противовес, как в лифте. Система сбалансирована и таскать электродвигателю надо только пассажиров. С остальным гравитация справится а трос — балансировщик нагрузки и, скорее всего, один из элементов безопасности. Точно не помню, но при ослаблении натяжения этого троса должны срабатывать аварийные тормоза.
avatar

Vlad

  • 27 декабря 2014, 20:18
+
avatar

Skif

  • 27 декабря 2014, 11:48
+
Это ж ворошиловский фуникулёр…
avatar

chernomor

  • 27 декабря 2014, 12:40

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.