С именем "Сочи"... Корабли, продолжение

В этой публикации продолжу корабельную тему, но здесь расскажу о судах с названиями населённых пунктов и районов Б.Сочи

Паровая шхуна «АДЛЕР» (до июля 1921 г. «Петр»)

Грузовой пароход (паровая шхуна) построен в 1883 г. для частного судовладельца, на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino», Австро-Венгрия. Первое имя «Пётр».

Полная вместимость: 394 брт.
Размеры: 53.2 х 8.24 х 2.28 м.
ГЭУ котломашинная двухвальная, 304 л.с.
Скорость: 6 узлов.


Известно, что в 1908г порт приписки — Ростов-на-Дону.
По некоторым данным судовладелец Е.М.Маврогордате г.Ростов-на-Дону
В начале 1915 г. призван по военно-судовой повинности и вошел в состав транспортной флотилии ЧФ.
В ноябре 1917 г. возвращен владельцу.
В 1920 г. ушел с белогвардейцами в Стамбул.
В 1921 г. по возвращении национализирован и передан Мортрансу. Переименован в «Адлер»


С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны, в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна, выполнял военные и народнохозяйственные перевозки.
17.03.1943 г. поврежден германской авиацией у Геленджика.
Со 2.04.1943 г. по 8.12.1943 г. находился в Поти на ремонте. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству.
Находился в эксплуатации до 1955 г. Сдан на слом в конце 1950-х гг.


Сейнер «Адлер» (затем Тральщик)

Рыболовный сейнер «Адлер» построен в 1939г. Принадлежал Крымгосрыбтресту.
Водоизмещение 55 т
Размеры: длина 19,3 м, ширина 5,0 м, осадка 1,9 м (по др. данным 18 х 3.9 х 1.4 м)
Мощность двигателя: 65 л.с
Скорость: 7 (7,5) узлов
Экипаж: 11 (12) человек

Мобилизован 10.04.1942 г., Переоборудован в катерный тральщик Вооружение одно 45 мм орудие, однин счетверенный и еще одним 7,62 мм пулеметы, тралы.
21.05.1942г получил обозначение КАТЩ-575 (катер-тральщик)
4 июня 1942 года включен в состав Азовской военной флотилии. 30 августа исключен из списков флота, но 6 ноября после капитального ремонта включен в состав Черноморского флота.
21 июня 1944 года переформирован в КЭМТЩ (катер электромагнитный тральщик). Новое обозначение КЭМТЩ-575.
Учавствовал в Керченско-Феодосийской (25 декабря 1941 г. — 2 января 1942 г.) десантной операции, в боевых действиях на Азовском море, обороне Кавказа, защите коммуникаций и баз, проводил боевое траление в районе Новороссийска.

Дальнейшая судьба неизвестна.

Буксирный пароход «Адлер»

Речной буксир колёсный мощностью 400-500 л.с.
Тип судна: БПК — буксирный пароход с бортовыми колесами и развитыми надстройками на обносах.
Проект 732 (колёсный)
Назначение судна: буксировка несамоходным судов и плотов.


Часть судов проекта оборудована носовыми упорами и сцепными устройствами для использования в качестве толкачей.
Судостроительные заводы изготовляющие буксиры проекта 732:
Завод «Ленинская кузница» (Украина, г. Киев); Верфь «Obuda Hajogyar» (Венгрия, г. Будапешт); Лимендский ССРЗ (Россия, г. Котлас); ССЗ «Кама» (Россия, г. Пермь); Тюменский СЗ (Россия, г. Тюмень).


Характеристики:
Длина: 57,9 м
Ширина: 17,5 м и 16,5 м (для Волго-Донского пароходства)
Высота борта: 2,4 м
Высота габаритная: 9 м
Водоизмещение полное (на жидком/твёрдом топливе): 346/363,3 т
Осадка при полном водоизмещении (на жидком/твёрдом топливе): 1,05/1,1 м
Водоизмещение порожнем (на жидком/твёрдом топливе): 283,45/279,3 т
Осадка порожнем (на жидком/твёрдом топливе): 0,91/0,89 м
Мест для экипажа: 26
Автономность: 8 сут
Скорость: 19 км/ч
Тип ГД: паровая машина ПМ-6 (наклонная двухцилиндровая двойного расширения)
Мощность ГД: 1х400 л.с.


Буксир «Адлер» построен в Венгии (Верфь «Obuda Hajogyar» (Венгрия, г. Будапешт) в 1958г
Судовладелец: ГП Пароходство Волготанкер МРФ РСФСР
Списан в декабре 1978г

Для иллюстрации выбрал фото однотипного буксира того же проекта 732, той же венгерской постройки, но 1956г выпуска


Буксир «Адлер»


Тип судна — речной буксир.
Буксир построен на верфи в г.Корнойбург, Австрия, в 60-х годах.
Эксплуатировался (а возможно ещё эксплуатируется) в Дунайском пароходстве.
Более информации о нём, на момент редактирования публикации, -нет
Однотипные суда
Поти, Сочи, Анапа, Балаклава, Гагра, Геленджик, Гурзуф, Евпатория, Ялта

Буксир-толкач «Адлер»

Тип РП (речной плотовод)
Проект Р-14
Двухвинтовой буксир с баком в носовой части, предназначенный для буксировки плотов и несамоходных судов.

Длина, м: 28,9
Ширина, м: 6,8
Габаритная высота, м: 10,0
Высота борта, м: 1,8
Высота надводного борта, м: 0,55
Водоизмещение с полными грузом и балластом, т: 126
Осадка средняя при водоизмещении 126 т, м: 1,0 (0,74-1,24)
Водоизмещение порожнем (доковый вес), т: 94,8
Осадка средняя при водоизмещении 94,8 т, м: 0,8 (0,66-0,92)
Марка ГД: 6ЧНСП 18/22
Мощность ГД, кВт: 2x225
Автономность, сут: 8
Скорость без состава, км/ч: 16

Суда строились с 1965 года на нескольких судостроительных предприятиях
Алексеевская РЭБ флота (Россия, г. Алексеевск); Вологодский судоремонтный завод (Россия, Вологда); Лимендский судостроительный завод (Россия, Котлас); CCЗ им.Побежимова (Россия, Красноярск); Щельяюрский судостроительный завод (Россия, Печора).

«Адлер» построен на Лимендском судостроительном заводе в 1969г для ГП Северное речное пароходство МРФ РСФСР, порт Сыктывкар


С 2009г трудится на реках Московской области

www.youtube.com/watch?v=8I2jYZZIzoQ

Прославился буксир неуклюжим происшествием летом 2013г: www.vesti.ru/doc.html?id=1111772

Морской буксир «Адлер»

Дизельный буксир проекта 1496, предназначен для буксирно-транспортных работ в прибрежных морских районах. Также суда данного типа эксплуатируются на внутренних водных путях, используются пограничными службами и работают в составе флотов ВМФ.

Автор проекта: Ленинградский ЦПКБ
Верфи строившие буксиры: Азовская судоверфь (Россия, Азов); Северный судоремонтный завод (Россия, Советская Гавань)

Тех. характеристика:
Длина расчётная: 23,40 м
Высота борта: 2,60 м
Длина габаритная: 21,05 м
Ширина габаритная: 5,70 м
Валовая вместимость: 69 рег.т.
Водоизмещение порожнем: 92,00 т
Водоизмещение в грузу: 107,00 т
Осадка в порожняя: 1,66 м
Осадка в грузу средняя: 1,84 м
Высота габаритная: 13,70 м
Скорость полного хода: 10,5 км/час
Скорость буксировочная хода: 9,26 км/час
Автономность по топливу: 6 суток.
Экипаж: 8 чел
Мощность: 1х315 л. с.
Марка ГД: 8ЧНСП18/22

МБ «Адлер» построен на Азовской судоверфи в 1990г.



Буксир, в составе Кудепстинского плавотряда, выполняет буксировку и обеспечивает безопасность ТПП в составе технологического каравана, а также может использоваться самостоятельно для перевозки людей и буксировки негабаритных грузов.

Танкер «Адлер»

Тип Адлер
Серия строилась на судоверфи Nederlandsche Dok en Scheepsbouw Maatschappij (Нидерланды, г.Амстердам).
Всего в 1955-1964 г.г. было построено 7 судов, из которых 2 — для Министерства морского флота СССР.
В типизации ММФ СССР серия получила обозначение Тип Адлер (по первому судну, построенному для СССР).

Тип судна: теплоход, нефтеналивной танкер.
Район плавания: неограниченный.
Валовая вместимость: 16277 — 16417 рег.т
Чистая вместимость: 9423 — 9451 рег.т
Дедвейт: 25250 т
Длина: 188,91 м
Ширина: 23,38 м
Высота борта: 13,03 м
Осадка: 10,31 м
Марка ГД: дизель «B 75/160» (Stork-Hotlo, Амстердам, Нидерланды)
Мощность ГД: 1 х 6914 кВт
Скорость в грузу: 14,7 уз.

Танкер «Адлер» построен в 1960г на голландской судоверфи. Спущен на воду под именем «DELIAN SPIRIT»


На сколько известно, танкер перекуплен союзом на стадии строительства. Вскоре переименован в «Адлер»



До 1967г судном владело ГП Черноморское морское пароходство ММФ СССР, затем ГП Латвийское морское пароходство ММФ СССР
По некоторым сведениям «Адлер» разделан в 1983г. в Читтагонге

Сейнеры «Адлеровец» и «Сочинец»

«АДЛЕРОВЕЦ» — средний черноморский сейнер. Других характеристик корабля, на данный момент, найти не удалось
К сожалению есть только такая информация.
16 декабря 1969 года по пути из Сочи в Анапу СЧС «Адлеровец» был застигнут жестоким штормом. На траверзе мыса Идокопас в борт судна ударила большая волна, вызвавшая крен до 80 градусов, при котором произошло заливание машинного отделения, трюма и носового кубрика. Следующая волна перевернула сейнер. Несколько человек оказались заперты внутри судна, а пятеро были смыты за борт. Спасти удалось только одного моряка, которого поднял на борт проходящий мимо сейнер «Сочинец». Одиннадцать человек погибли в этой катастрофе, причем тел шести из них так и не нашли. Судно затонуло на глубине 42 метра в точке с координатами 44°24' северной широты и 38°12' восточной долготы.
Старое анапское кладбище



Про СЧС «Сочинец» информацию не нашёл

Балкер «Дагомыс» ранее «Cumbria»

Т/х «Дагомыс» построен как «Cumbria» в 1971 на верфи Scotts Shipbuilding, Greenock, Scotland, одной из старейших в Британии.

Балкер «Cumbria» девейтом 32 000 т строился по заказу компании Hedley Shipping Co, London, UK

Длина: 186.1 м (572.2 feet),, Ширина: 26.2 м (82.5 feet).
Тоннаж: 18570 брт, Двт: 32010 мт.
Двигатель: Scott-Sulzer 6RD76;
Мощность: 10210 л.с.
Скорость: 14 уз.


По некоторым данным в начале 1981г, после выгрузки зерна в п. Новороссийск, «Cumbria» поменяла британский флаг на советский, и название на «Дагомыс».


Судно находилось в составе НМП до 1990г. Затем продано греческой компании Oriental Beauty S/A, переименовано в «Flag Paola».
В 1995г переведено под флаг Панамы.
4 мая 1996 г повреждено в результате столкновения с судном «Windia» в Северном море.
Продано на слом в октябре 1996г, разделано в Аланге, Индия, в ноябре 1996г.


Катамаран «Дагомыс»

Пассажирский прогулочный катамаран


Проект KP-2 (ПНР), тип Szmaragd / Иверия
Суда этого проекта строились с 1980г на судостроительном заводе «Stocznia Wisla» г. Гданськ, Польша.
Большая часть судов этого типа работает в Польше (порты Гданськ и Колобжег) на местных и международных линиях. Несколько судов, поставленных ранее в СССР, возвращены обратно в Польшу.

Технические данные:
Длина: 37,85 м
Ширина: 11,56-11,85 м
Высота борта: 2,60- 2,75 м
Водоизмещение: 570-654 т. (бр)
Двигатель: 2хSulzer, 1140 л.с.
Максимальная скорость: 13,0 узлов
Пассажировместимость: 330-430 чел.

«Дагомыс» построен в 1987г. Сразу же после приёмки прибыл в г.Сочи.

Наш порт был родным для катамарана до 2013г.


Сейчас «Дагомыс» приписан к Новороссийску, но Сочи до сих пор проступает рельефными буквами на корме.

Катамаран продолжает радовать жителей и гостей нашего города отрабатывая курортный сезон на местных прогулочных маршрутах

Паровая шхуна «Хоста» Первое название «Георгий»

Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Георгий». Построена 1910 году в г. Будапешт на заводе Никольсона.
Корпус стальной, ординарный с цистернами
Размеры 201,60 х 33,20 х 11,40 английских футов
Вместимость полная 715,63 брт
Чистая 468,18 нрт
Осадка без груза 6 футов
Осадка в полном грузу 10 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 400 индикаторных сил
Скорость 9 миль в час
Грузоподъемность 61300 пудов

Биография
Судовладельцы Ф.К. Звороне и Э.С. ди Поллоне, порт Ростов-на-Дону
Мобилизована 15.10.1916 г., переоборудована в тральщик и включена в состав ЧФ под именем Т-261
1.05.1918 г. судно захвачено австро-германскими оккупантами.
В 1919 — 1920 гг. шхуна входила в состав белогвардейского флота в качестве транспорта. Захвачена частями Красной Армии 14.11.1920 г., и 23.11.1920г. включена в состав Морских сил Черного моря в качестве тральщика (Т-15)
5.12.1921 г. передана Наркомату путей сообщения.
1922г. присвоено название «Хоста»
Прошела капитальный ремонт в 1933 г.
Мобилизована повторно 22.06.1941 г., переоборудована в тральщик и 5.07.1941 г. вошла в состав ЧФ. Тральщик носил бортовой №62.
21.06.1944 г. Т62 переоборудован в электромагнитный тральщик.
С 21.08.1946 г. шхуна «Хоста» входила в состав Азовского пароходства. Числилась в составе АМП до 1955 года.




ПКАСС проект 21600 «Хоста»

Пограничный катер специальной службы

В 2003-2005 годах специалистами Бюро ЦМКБ «Алмаз» был разработан проект пограничного катера специальной службы проект 21600 «Хоста», предназначенный для обслуживания членов Правительства РФ, проведения ими на борту встреч и переговоров с российскими и зарубежными делегациями проведения экскурсий и отдыха на воде.
Построено 2 катера ПКАСС-961 в 2006г.,

и ПКАСС-960 в 2007г.


Технические характеристики
Длина наибольшая, м 29,5
Ширина наибольшая, м6,5
Осадка, м1,85
Водоизмещение, т94,6
Экипаж, чел9+6
Автономность, дней3
Дальность, м.миль310
Мореходность4
Мощность гл.двигателей, кВт2x1120
Скорость наибольшая, уз.25

Эти катера посещают среди прочих и наш порт.

Пассажирский теплоход «Аквалоо» первое имя «Дмитрий Калинин»


Тип судна- Евпатория, проект 10110
О данном типе и проекте кораблей я писал в прошлой публикации, когда речь шла о «Sochi-14», поэтому повторяться не буду.
Год постройки «Дмитрия Калинина» 1985г. Порт приписки — Новороссийск, место работы до 2016г — Анапа, ныне сочинское побережье

Сухогруз, лесовоз «Мацеста» первое название Stubbenhuk

П/х «Мацеста», сухогрузный пароход, лесовоз с удлинённым ютом

Построен в 1925 г. в г. Любек (Германия). Первоначальное имя «Stubbenhuk» (стана эксплуатант- Германия).

Длина – 72,13 м. Ширина – 10,15 м. Осадка 4,4 м.
Дедвейт — 1515 т. Скорость – 8 узлов. Мощность двигателя — 650 л.с.


На фото сделанном в 1940г «Stubbenhuk» в качестве госпитального немецкого судна, с декабря 1940г — преобразован в плавучую казарму.
В 1946г «Stubbenhuk» передан по репарации Советскому союзу.
Кораблю присвоили имя «Мацеста»





Сухогруз «Мацеста» работал в Азовском пароходстве до 1960 г. (по др. данным до 1961г)


Траулер СРТ-468 «Мацеста»

Средний рыболовный траулер построен в 1951г на верфи Volkswerft Stralsund, г. Штральзунд, ГДР.

Первоначальное имя РЛ-468. Вскоре название кораблю подкорректировали и расширили — СРТ-468 «Мацеста». Порт приписки -Калининград.

Техническая информация, приведёная на скане ниже, дана по однотипнику:


СРТ-468 в ночь с 27 на 28.08.1952г участвовал в спасении экипажа тонущего СРТ-103 «Ракета». Спасено 15 человек.

СРТ-468 «Мацеста» утилизирован в 1970-71гг. (по другим данным в 1974г)

Траулер РТ-304 «Мацеста»

Рыболовный траулер польской постройки, проект B-14. В период с 1957 по 1961 г. в Гданьске и Гдыне было построено 78 траулеров этого проекта, из них 46 для СССР


Рыболовный траулер РТ-304 «Мацеста» построен в 1958г на верфи Stocznia Gdanska им. Ленина, г. Гданьск, Польша. Порт приписки — Мурманск


Технические характеристики
Назначение судна: лов рыбы тралом, выработка соленой и свежеохлажденной продукции, рыбной муки и жира, изготовление консервов из печени

Длина габаритная (м) 59,29
Ширина расчетная (м) 9,00
Высота борта до верхней палубы (м) 4,95
Осадка средняя в грузу (м) 4,34
Водоизмещение наибольшее (т) 1309
Дедвейт (т) 483
Грузоподъемность (т) 250,6
Автономность плавания (сут) 18
Главные двигатели Frederikstad (TR-800):
количество и мощность (л.с. каждый) 1*800
Вспомогательные двигатели K5
количество и мощность (л.с. каждый) 2*42

В процессе эксплуатации судно его наименование упростили до имя собственного «Мацеста»

Траулер «Мацеста» списан и утилизирован в 1980г.

Сухогруз «Мацеста» затем «Iason»

Тип судна: теплоход, сухогруз.
Проект B-44 (ПНР), тип Муром
Проект морского сухогруза разработан в СВКО-1 (г.Гданьск, ПНР).
Серия строилась в 1963-1967 г.г. в Польше на Гданьской, Щецинской и Гдыньской судоверфях. Всего было построено 30 судов. Все суда серии были построены для ММФ СССР и работали в составе
Черноморского морского пароходства

Тех.характеристики
Конструктивный тип: двухпалубное, трехостровное, с баком и ютом, с МО и жилой надстройкой,
смещенными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Назначение: перевозка генеральных грузов
Район плавания: неограниченный
Дальность плавания: 10000 миль
Экипаж: 44 чел. (запасных мест — 17)
Валовая вместимость: 9695 — 10407 рег.т
Дедвейт: 12298 — 12587 т
Длина: 155,0 м
Ширина: 20,2 м
Высота борта: 11,8 м
Осадка: 5,67/9,35 м

Марка ГД: дизель Sulzer «6RD76» (типа «6ДКРН 76/155») производства завода им. Х.Цегельского (г.Познань, ПНР)
Мощность ГД: 1 х 9000 л.с. (1 х 6620 кВт)
Скорость: 17,2/18,7 уз.

Сухогруз «Мацеста» был построен в 1964г на верфи Stocznia Gdańska (им. Ленина) г.Гданьск



Принадлежало ГП Черноморское морское пароходство ММФ СССР до 1989г. С 1989г у корабля иностранный владелец, порт приписки Валетта, Мальта и новое имя «Iason»
Утилизировано в 1991г в Китае

Прогулочный катер «Ривьера»

Проект 485, тип Аркадия
Заводы-строители Одесский СРЗ №1; Батумский СРЗ; Херсонский СРЗ
Суда проекта строились в 50-60гг. Построено 76 судов проекта.

Характеристики:
Длина наибольшая 24,10 м
Ширина по палубе 4,50 м
Ширина габаритная 4,74 м
Высота борта 2,10 м
Осадка в грузу габаритная 1,57 м
Осадка средняя при водоизмещении 54,30 т 1,43 м.
Водоизмещение порожнём 44,30 т
Водоизмещение в грузу 54,30 т
Пассажировместимость 90 чел
Тип главного двигателя: рядный дизель 3Д6С
Мощность 150 л.с
Скорость полного хода 18,9 км/час
Экипаж 5 чел

Катер «Ривьера» построен в 1959г на Батумском СРМЗ. Порт приписки — Сочи.



В 1999г катер убыл из города. Поменяв несколько городов приписки, в 2019г «Ривьера» вновь стала обслуживать прогулочные маршруты города Сочи, при этом оставшись приписана к порту г.Таганрог


Кораблей данного проекта в нашем порту было достаточно много в лучшие времена. Но последнее время работала только одно — «Гагра».

(показать текст)Корабли и других проектов с именем «Ривьера» имеются на просторах нашей страны
В частности
fleetphoto.ru/photo/167916/?vid=3225

и fleetphoto.ru/photo/175770/?vid=18516

Но я их не ассоциирую с нашим городом, поскольку они переименованы недавно и, как мне кажется, не в честь Кавказской Ривьеры

Прогулочный катер «Ахун»


Кроме этой фотографии, более ничего по нему найти не удалось.
Как мне кажется «Ахун» корабль того же проекта, что и «Ривьера», «Гагра».
______________________________________________________________________
Публикация отредактирована 11.08.19г
Причина — добавление информации

______________________________________________________________________

Источники:
(показать текст)fleetphoto.ru
mmflot.com
odessatrolley.com
forums.airbase.ru
rosmorport.ru
korabli.qdg.ru
soviet-trawler.narod.ru
samlib.ru/
russrivership.ru
tsushima.su
sovnavy-ww2.ho.ua
almaz-kb.ru
shipconstruction.ru
alexswandesign.com
vse-grani.com
photo-war.com
riverfleet.ru
epron8.com
tuapseport.ru
photos.sochi.org.ru
walkarounds.scalemodels.ru
www.facebook.com
  • +62
  • 24 октября 2016, 00:32
  • chernomor

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
Интересно было почитать. Спасибо.
avatar

MrNick

  • 24 октября 2016, 13:32
+
поддерживая, теперь я уверен что слово корабль
произошло не от абхазского «ора-бль»…
Спасибо!
avatar

rootwing

  • 24 октября 2016, 14:42
+
Сейчас только наткнулся.СПАСИБО!
avatar

rem-sochi

  • 08 августа 2019, 21:06
+
Ну чтож, поскольку мои старые публикации ещё читают, добавил сюда ещё один буксир «Адлер»,


а в тему про корабли С именем Сочи... его «однотипник» буксир «Сочи»
avatar

chernomor

  • 11 августа 2019, 12:25

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.