Виноградарство шапсугов и убыхов в XIX веке

Виноградарство являлось одной из важных отраслей хозяйства шапсугов и убыхов. «Дикая виноградная лоза растет по всей стране»,- пишет в своем дневнике Дж. Белл. Жители, по его словам, «с усердием» занимались разведением винограда.



Разводили поздние столовые и винные сорта винограда. Виноградную лозу пускали виться по дереву. По информации И.Н. Клингена, закладка молодого виноградника происходила следующим образом: «… выкорчевывали лес, сажали молодые деревья (шелковицу, ольху), очищали от нижних ветвей и по ним давали виться лозе. Через каждые 7- 10 лет лозу снимали и очищали от сухих и старых побегов, дерево же, на котором она вилась, очищали и освобождали от лишних ветвей, затеняющих лозу листьями, повторяя это через три года». Он же пишет, что деревом- подставой могли быть хурма, ясень, яблоня, черешня. По мнению агронома, «белый виноград чаще всего пускали на шелковицу, а красный на ольху». Ольху в качестве подставы для лозы называет также А. Варгас де Бедемар: «виноград, в основном, на ольхе»,- пишет он.

Виноград выращивали вдоль ложа рек или в виде опушек вокруг полей и садов с солнечной стороны. На севере побережья полоса виноградников доходила до реки Аше. Основная часть винограда произрастала здесь в ее приустье, в том числе на месте нынешнего аула Шхафит. Спустя два года после окончания войны владельцы прибрежных имений делали из местного винограда очень хорошее вино, причем с одной старой лозы снимали до 30 пудов винограда.



Первые обширные виноградники, по замечанию Дж. Белла, начинались с долины реки Псезуапсе (Псышу), отсюда они распространялись на юг, повсюду, но интенсивно только в приморской полосе, на несколько километров от берега моря. Широкое возделывание винограда на побережье подтверждается многими источниками, в том числе исследованиями второй половины XIX в.

Так, по словам А. В. Верещагина, плодоносящие виноградники сохранялись во многих долинах и ущельях прибрежных рек, очень много — близ устья реки Шахе и в ущелье реки Чемитоквадже. Убыхский округ Варданэ был буквально покрыт виноградниками. «Винограда была такая масса, что через 6-7 лет по уходу черкесов, в Варданэ его собрали на 2-3 тысячи ведер вина, т. е. от 3 до 4 тысяч пудов», — свидетельствует источник.



Но еще больше виноградников было в долине реки Сочи. Так, по сообщению Дж. Белла, на ее правом возвышенном берегу виноградник тянулся «почти на протяжении мили» (до 1,5 км длиной) и являлся «общим достоянием соседей». Известно, что новый владелец, посадивший в конце XIX в. на этом месте шпалерным способом европейские сорта винограда, потерпел неудачу: вина получались «весьма слабые и самого сомнительного достоинства».

Возделывавшиеся горцами сорта винограда были местного происхождения. Восемь из них сохранилось вплоть до середины 1950-х гг. (данные проф. Н. А. Тхагушева). Среди них он называет такие, как «Санохурай» или «Санокепль кичмайский», «Санеф» — «Кичмайский белый», «Санатх» («Виноград хватающий»), а также «Бе- чепль» — «Лиса бурая» и «Чунэ» — «Воловье око».

Агроном Клинген отмечает широкое возделывание на побережье в прошлом винного сорта винограда почти черного цвета, с мелкими ягодами, сбитыми в плотную кисть, кисловатого на вкус («Санатх»). Этот сорт известен шапсугам и в настоящее время, хотя сейчас его вытеснила «Изабелла», преобладающий в садах сочинцев сорт винограда (в исследованиях конца XIX в. упоминается как не имевший широкого распространения у горцев).



Значительная часть винограда употреблялась адыгами в свежем виде. Виноград перерабатывался на вино, водку и спирт.

Особенность местного виноделия заключалась в том, что виноградное сусло выдерживалось не в кувшинах, а в деревянных чанах. По окончании процесса брожения его без выжимки сливали в кувшины и в них выдерживали до готовности. Кувшины закапывали в землю. О древности виноделия говорит и тот факт, что глиняные кувшины с вином часто находили при вскапывании земли, о чем сообщает, в частности, Дж. Белл (1837-1839).

По утверждению современников, адыгские и убыхские вина по своим вкусовым качествам и другим достоинствам не уступали лучшим французским и греческим винам. Особенно много хорошего вина приготавливали убыхи, «которое они называют «сана»,— сообщает один из источников.



Еще длительное время после выселения горцев, новые поселенцы находили в земле большое количество красноглиняных кувшинов местной работы от 10 до 20 ведер емкостью каждый.
  • +33
  • 31 мая 2017, 15:16
  • GUNPOWDER

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+
спасибо! очень интересно и познавательно.
avatar

chipur

  • 31 мая 2017, 15:46
+
Интересно, а сейчас есть эти сорта
«Санохурай» или «Санокепль кичмайский», «Санеф» — «Кичмайский белый»
?
avatar

lyuda

  • 31 мая 2017, 17:02
+
+3
А как виноделие и, соответственно, виноупотребление сочеталось с исламом, в котором вообще пить нельзя?
avatar

so3537

  • 31 мая 2017, 17:51
+
+3
Этот трактат в большей части художественный вымысел, цель которого показать убыхов не с привычной стороны кровожадных работорговцев, а мирными виноградарями, производящими самое лучшее вино на планете.
Интересно, где Ольга Гунповдер его выкопала, этот трактат?
avatar

Udavlyugada

  • 31 мая 2017, 17:58
+
+2
Вот и я удивлен. Слышал про убыхский виноград, конечно, но чтобы убыхи лучшие вина производили, да еще чуть ли не в промышленных масштабах))
Кому они его продавали, если сами не пили? туркам-мусульманам?))
Хотя, может компоты закатывали по 3-х литровым банкам?)) тысячами на аул))
avatar

so3537

  • 31 мая 2017, 18:11


+
А кто сказал, что всё пили сами?
Умело пользуясь дарами богатой природы, горцы сумели воспользоваться близостью моря для расширения своих торговых сношений и увеличения размеров сбыта разнообразных продуктов своего хозяйства. Естественно, что во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корне разрушила их культуру, искусственные каналы заросли и засорились, стоившие много труда искусственные террасы осыпались, обширные сады и прекрасные виноградники частью вырублены во время войны и в период заселения страны русскими, частью одичали и так обросли другими породами деревьев, что теперь уже трудно определить, где кончается перевитая дикою виноградною лозой лесная чаща и где начинается бывшее культурное насаждение».
avatar

GUNPOWDER

  • 31 мая 2017, 18:34
+
Умело пользуясь дарами богатой природы, горцы сумели воспользоваться близостью моря для расширения своих торговых сношений и увеличения размеров сбыта разнообразных продуктов своего хозяйства. Естественно, что во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корне разрушила их культуру, искусственные каналы заросли и засорились, стоившие много труда искусственные террасы осыпались, обширные сады и прекрасные виноградники частью вырублены во время войны и в период заселения страны русскими, частью одичали и так обросли другими породами деревьев, что теперь уже трудно определить, где кончается перевитая дикою виноградною лозой лесная чаща и где начинается бывшее культурное насаждение».
avatar

GUNPOWDER

  • 31 мая 2017, 18:35
+
+3
Всё понятно, что за цель этой сказки. Русские варвары уничтожили высокоразвитую цивилизацию убыхов. Не позорьтесь, Оля, своим пропагадством.
avatar

Udavlyugada

  • 31 мая 2017, 19:08
+
p.s. за Оле привет передам
avatar

GUNPOWDER

  • 31 мая 2017, 19:56
+
А куда девали тогда вино? у абхазов всегда свое было, шапсуги и турки не пили. Или у них торговые связи с Англией и Бразилией были?))
avatar

so3537

  • 31 мая 2017, 18:39
+
Важнейшими предметами торговли издревле были продукты сельскохозяйственного производства. Адыги сбывали их в обмен на другие, необходимые им для обеспечения своей жизнедеятельности товары. Они имели торговые сношения как с горцами Кавказа, так и с другими странами и народами.

Побережье всегда было ориентировано на морскую торговлю, причем горцы не только принимали купцов у себя, но и сами плавали в Крым, Тамань, а также к малоазиатским берегам, в частности, в Трапезунд (Трабзон). Каботажное плавание вдоль берега моря было весьма развито у причерноморских адыгов с древних времен и существовало вплоть до завоевания Кавказа Россией.
avatar

GUNPOWDER

  • 31 мая 2017, 20:08
+
+2
Вы только копировать умеете?
как с горцами Кавказа
Везде мусульмане.
с другими странами и народами
С какими кроме Кавказа? бред это сивой кобылы.
в Крым, Тамань… в Трапезунд (Трабзон)
опять басурманы вина не употребляюшие…
Речь идет не о торговле вообще, а о торговле вином, коего, по вашим (и вашим ли?) сведениям производилось в промышленных масштабах.
Сделать из убыхов виноделов-алкоголиков вам не удалось.
avatar

so3537

  • 31 мая 2017, 20:31
+
+2
Ага, в Крыму и Тамани греческие старожилы до сих пор вспоминают об убыхском вине, своего-то, почитай, и не было никогда… :-)
avatar

olegman76

  • 01 июня 2017, 12:05
+
Каботажное плавание вдоль берега моря было весьма развито
На чём, — на брёвнах?)))
avatar

liberalis

  • 02 июня 2017, 15:57
+
так ислам не был изначально верой коренного населения. Бытовал симбиоз язычества с анахронизмами древнего христианства. Позднее уже, при сношениях с османами, те «завезли» ислам, для удобства ведения дел. Но вот незадача, на первом месте стояла работорговля, а мусульманин не мог быть рабом мусульманина. Поэтому ислам продвигали среди знати и княжеских фамилий, а бедняки и рядовые соплеменники оставались в старой вере, что было крайне удобно.
avatar

bsp_1991

  • 01 июня 2017, 17:41


+
ислам не был изначально верой коренного населения
Не был, но пару веков они с исламом уже жили. А это кое-что.
Не знаю насколько жестко заповеди ислама соблюдались среди убыхов, но, по описаниям того же Торнау, соблюдались. И вряд ли, учитываю родовой уклад, могло быть так что князь мусульманин, а те, кем он управлял — христиане.
avatar

so3537

  • 01 июня 2017, 19:10
+
ну не прям христианин, они были язычниками, с сохранившимися элементами христианства (крест, подобие пасхи).
avatar

bsp_1991

  • 02 июня 2017, 11:29
+
вот не могу вспомнить, то ли у того же Торнау, то ли у Ворошилова как раз рассказывается о сосуществовании языческого поклонения духам леса, пережитков древнего христианства и ислама. Кстати в том числе и по вопросу потребления вина!
avatar

bsp_1991

  • 02 июня 2017, 11:32
+
+1
Я вполне допуская что у убыхов ислам был своеобразный, с примесями язычества и христианства. Пример тому — Абхазия. Знаю там семьи где один верит в Иисуса, другой в Магомеда, третий — в Ленина, четвертый вообще ни в кого… а все праздники — пасхи, байрамы и революционные празднуют вместе. Лишь бы повод выпить был))
avatar

so3537

  • 02 июня 2017, 13:56
+
вот и я о том же )
avatar

bsp_1991

  • 02 июня 2017, 14:03
+
Кстати, вспомните, что убыхи сделали с резиденцией Магомеда Амина на Буу, когда он христианские кресты на святилищах пожег. Мы искали как-то место, где предположительно могла находится его резиденция. Там ЛЭП проложили — 4 версты от моря вверх по реке Буу на правом берегу. А вот керамики старой там полно находили.
avatar

so3537

  • 02 июня 2017, 13:59
+
Зачастую считают, что черкесы были к тому времени мусульманами, значит, и крестились как приходящие «от сарацын». Однако наличие особого чина для принятия «черкас» показывает и доказывает, что авторы XVI в. так не думали. Иначе достаточно было бы наличествующего чина отречения от «сарацынской веры» -как тогда называли ислам в России. И уж кому как не иерархам церкви знать, какой религии придерживался тот или иной, прибегающий ныне к их верованию адепт. На самом деле, ислам начал проникать в Черкесию намного позже, а закрепился и стал основной религией вообще в середине 18 века.
aheku.net/articles/russian/etnografiya/cherkesskaya-vera
avatar

bsp_1991

  • 02 июня 2017, 12:36
+
+1
Везде ранее читал, что убыхи (да и шапсуги) промышляли набегами на соседей, пиратством и работорговлей (за что и были изгнаны из этих мест). А оно вон как оказывается…
Интересно, если бы Россия не навела на Кавказе порядок, здесь до сих пор были бы невольничьи рынки? Как в Сомали…
avatar

Taganay

  • 31 мая 2017, 21:34
+
Не, дали бы здешнему князю Героя и освободили от налогов…
avatar

Igor1966

  • 01 июня 2017, 21:12
+
А оно вон как оказывается…
Ага. Спились они от чрезмерного употребления алкоголя...))
avatar

liberalis

  • 02 июня 2017, 16:03
+
+1
По утверждению современников, адыгские и убыхские вина по своим вкусовым качествам и другим достоинствам не уступали лучшим французским и греческим винам.
прям на дегустации 33 водопада побывал и купил 5м полторашек!!!
avatar

rem-sochi

  • 31 мая 2017, 21:43
+
Ольху в качестве подставы для лозы
Юру подставили?!
avatar

rem-sochi

  • 31 мая 2017, 21:48
+
а кто здесь до убыхов жил?
avatar

11A11

  • 01 июня 2017, 17:46
+
+2
Абизяны.
avatar

VVE_Rost

  • 01 июня 2017, 17:53
+
тоже вино делали?
avatar

11A11

  • 01 июня 2017, 18:02
+
+1
Древнейшая тема. Подбродившие фрукты кушали, постепенно становясь людьми.
avatar

VVE_Rost

  • 01 июня 2017, 18:06
+
Подбродившие фрукты кушали, постепенно становясь людьми
А так, как крепость этих перебродивших фруктов была невелика (ну, типа брют), то людьми стали не все, — некоторые так и застыли на полпути)))
avatar

liberalis

  • 02 июня 2017, 16:07
+
Брют свое дело сделал. Абизяна стал человеком и научился делать отличные вина)
avatar

VVE_Rost

  • 02 июня 2017, 16:23
+
Используя при этом бесценный опыт убыхов…
avatar

liberalis

  • 02 июня 2017, 16:32

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.