Литография "Sotcha"

Почти год назад в публикации «Форт Александрия. Странные гравюры» я показывал, среди прочих, рисунок, размещённый в нашем краеведческом музее. Тогда по нему у меня не было понимания авторства и изображенного времени. Сегодня я хотел бы поделиться некоторой информацией.

Для начала полный вариант литографии:
Сверху надпись: «Путешествие по Чёрному морю, проливам Босфор и Дарданеллы»

Надпись снизу по центру: "№15. СОЧА. Абазия. Чёрное море"

Это один из 24 рисунков изданных после экспедиции французской эскадры вице- адмирала Гамелина на кораблях CACIQUE и SAMPSON по Черному, Мраморному морям, а также проливам Босфор и Дарданеллы.

Под литографией есть информационные подписи:
слева:
«Художник Дюран-Браже (Durand-Brager), маринист, прикрепленный к французской эскадре»

(Морской живописец Жан-Батист-Анри-Дюран-Браже (Durand-Brager) был официально прикреплен к эскадре вице-Амилала Гамелина и уполномочен зарисовывать местность и планы русских поселений на берегах Черного моря.)

справа:
Литографы Eug. Ciceri и Ph. Benoist

(по всей видимости Эжен Сисери и Феликс Бенуа)

Ниже на двух языках, английском и французском краткое пояснение к картине:
«Укрепление, где Касик и Сэмпсон (CACIQUE и SAMPSON) встретились с русскими пароходами, сопровождающими свои войска.»

Размер самого рисунка 25,5 х 41,5 см.
Хорошее качество и разрешение дают возможность довольно подробно рассмотреть укрепление и окрестности


В 1855г было издано собрание из 24 монохромных литографий, где кроме Сочи зарисованы следующие города и укрепления: 1. Gallipoli. 2. Trebizonde. 3. Varna. 4. Sebastopol. 5. Kaffa. 6. Soukoum-Kaleh. 7. Batoum. 8. Bourgas. 9. Soujak-Bay. 10. Platana. 11. Redout-Kaleh. 12. Sulina. 13. Touaps. 14. Anapa. 15. Sotcha. 16. Ghelindjick. 17. Kavarna. 18. Feu d'Europe. 19. Odessa. 20. Baltchick. 21. Therapia. 22. Sinope. 23. Dardanelles ou Kilid-Bar. 24. Feu d'Asie.
Издание, по характеру подписей, было предназначено не для лицезрения общественностью, а для военных нужд союзников

В том же 1855г собрание литографий издали и в цветном раскрасе, по всей видимости более ограниченным тиражом



Унылые краски пейзажа говорят о времени межсезонья.
Более точно определить запечатлённое время можно по рисунку №13 Touaps (Туапсе)
На литографии изображены события начала весны 1854г.

Об этом говорит пояснение к рисунку укрепления Туапсе:
«Важная крепость, оставленная русскими при прохождении Касика и Сэмпсона.»
Итак: На литографиях Сочи и Туапсе запечатлена эвакуация черноморских укреплений, которая проходила, как известно, в марте 1854г., во время Крымской войны.

Источники
www.ngv.vic.gov.au
www.bobins.splrarebooks.com
www.iskandarbooks.com
www.maremagnum.com
www.wikipedia.org
  • +85
  • 26 июля 2017, 01:40
  • chernomor

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+
Спасибо за исследование и интересный рассказ! )
avatar

Augustus

  • 26 июля 2017, 08:53
+
+1
но там же просматривается купол церкви, которой тогда ещё не было… мост через ущелье?..
и на другой репродукции были видны строения в районе морпорта, коих тоже не могло быть…
avatar

bsp_1991

  • 26 июля 2017, 13:52
+
к тому же… масштаб крепости на литографии гораздо большего масштаба, чем план укрепления возведённого в 1838 году… но вместе с куполом храма вполне соответствует византийскому поселению, смоделированное в этом вот видео…
vk.com/videos-2409612?z=video-2409612_456239282%2Fclub2409612%2Fpl_-2409612_-2
только она на несколько веков раньше чем 1854…
avatar

bsp_1991

  • 26 июля 2017, 14:01
+
+1
к тому же… масштаб крепости на литографии гораздо большего масштаба, чем план укрепления возведённого в 1838 году…
Это и мне не понятно. Прошлая моя публикация «Форт Александрия. Странные гравюры» посвящена и этому моменту. Приведённая тогда литография из французской библиотеки была с «условными планами», т.е. зафиксировано, то что можно увидеть с моря и с примерным описанием построек. (справа мой вольный перевод)
avatar

chernomor

  • 26 июля 2017, 17:11
+
но вместе с куполом храма вполне соответствует византийскому поселению, смоделированное в этом вот видео…
Судя по моделированию всё византийское укрепление располагалось по одну сторону от оврага

У французов Навагинское укрепление раскинулось по обе стороны оврага
avatar

chernomor

  • 26 июля 2017, 17:15


+
нет, ну тут взгляд как бы над водой, если на уровне воды посмотреть, то можно увидеть начало оврага, потом он сворачивает вправо, вместе со стеной с левой стороны. обман зрения )
avatar

bsp_1991

  • 26 июля 2017, 17:22
+
обман зрения
Рассматривал этот вариант, но мысленно не смог найти точку, с которой удаляющаяся от берега часть укрепления смотрелась бы параллельно берегу.
Если учитывать в обсуждении французские планы, пусть и не достоверные, так вот они изображают две отдельные территории.
avatar

chernomor

  • 26 июля 2017, 17:33
+
+1
но там же просматривается купол церкви, которой тогда ещё не было…
В.И. Ворошилов «История убыхов»: Перед началом Крымской войны Навагинский форт был одним из лучших укреплений Черноморской береговой линии. Расположенный на живописном месте, отлично отстроенный, он имел великолепный вид. Внутри Форта были добротные здания, церковь, купол которой, как маяк, виднелся из далека, всё свободное пространство было занято садом.
avatar

chernomor

  • 26 июля 2017, 16:25
+
хм… спасибо! похоже вы помогли мне разобраться в этом паззле )
avatar

bsp_1991

  • 26 июля 2017, 17:00
+
И всё же: это описание (с куполом церкви, «который, как маяк»!) сделано на основе достоверных документальных источников? Тогда каких? Это это не более, чем авторск
ая фантазия уважаемого г-на В.И.Ворошилова на тему изображения, представленного на французской литографии?
avatar

Augustus

  • 29 июля 2017, 07:47
+
Не могу знать.
Но мне думается так: «История убыхов» — это исторический документальный труд базирующийся на свидетельствах, фактах (иногда противоречивых), а не художественная литература по мотивам произошедших событий.
avatar

chernomor

  • 01 августа 2017, 23:32
+
Почему-то у меня нет такой уверенности. Поскольку сей «исторический ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ труд» базируется по большей части на пересказе «фактов» из области народных преданий несуществующего народа. Гипотезы, предположения, версии… и в то же время почти документальные рисунки, не находящие однако подтверждения достоверности в археологических изыканиях на местности
avatar

Augustus

  • 02 августа 2017, 00:24
+
+1
Горы какие-то надуманные.
avatar

ZMike

  • 26 июля 2017, 15:03
+
А что надо было нарисовать, полухолмики центрального района?)
avatar

Udavlyugada

  • 26 июля 2017, 16:01
+
+1
Рисунок Туапсе — откровенное шарлатанство. Там близко ничего подобного нет.
avatar

liberalis

  • 26 июля 2017, 17:08
+
Местность Туапсе досконально не знаю.
Вид Вельяминовского укрепления с литографии, на мой взгляд, не идеально, но совпадает с планом
avatar

chernomor

  • 26 июля 2017, 17:40
+
+1
Ну, в общем-то, интересно было услышать мнения и утверждения… Однако на данный момент у сочинских исследователей этих фортификаций имеются материалы качественной аэро-фотосъёмки разведки «люфтваффе» на период начала Великой Отечественной войны. Да! Эти материалы стоят больших усилий! Но это того стоит. Чётко видны контуры рвов и стен древних крепостей (даже тех, которые уже были снесены). Начата работа по корректировке старых карт и топографии современных ландшафтов. Придёт время — будем читать результаты на сайте Сочивед. Успехов в ваших изысканиях!!!
avatar

drevniy

  • 27 июля 2017, 23:00
+
Интересно. Придёт время — почитаем.
avatar

chernomor

  • 01 августа 2017, 23:33

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.