Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года. (часть 1-я)

Предисловие.

Всем православным старожилам города Сочи известно о существовавшем в городе Сочи в дореволюционный и ранний советский период храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Этот храм находился в северной стороне бывших казённых Хлудовских имений недалеко от знакового места современного Сочи — парка «Ривьера» (Хлудовский парк). В 30 – е годы прошлого столетия храм был закрыт и на его месте стал действовать сначала безалкогольный, а затем пивоваренный завод. В 90 – е годы, после закрытия пивзавода хозяева этого места менялись один за другим, а в 2000 – х оно было передано под строительство жилого комплекса «Ривьера» строительной компании ооо «Донстрой». Однако церковное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому человеку при крещении в Церкви, но и каждому храму, во время его освящения. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу своё сердце, наполненное радостями или скорбями. Даже в случае уничтожения храма, его ангел хранитель – небесный покровитель не покидает отведённого его попечению места, надеясь, что когда – нибудь разрушенный храм будет восстановлен, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых богомольцев — христиан.

В конце 19-го столетия посад Даховский стал именоваться посадом Сочи, а в начале 20 –го века городом Сочи. Именно в этот период Сочи становиться популярным среди тогдашней российской знати и начинает приобретать славу курорта. Однако вместе с тем, на потребу тогдашнего общества Российской Империи, получает своё развитие на Черноморском побережье и церковно – приходская, духовная жизнь. Строительство храмов и основание монастырей шло с трудом, так строительство известного собора в честь святого Архистратига Михаила затянулось на 16-ть с половиной лет(1874 – 1891) ввиду различных трудностей местного быта и недостатка денежных средств. Однако, как и освоение, добытой кровью и потом длительной Кавказкой войны(1817 – 1864) земли в её прикладном значении (сельское хозяйство, строительство дорог, открытие различных артелей и т.п.), развитие церковной жизни шло медленно, но верно. К тому же духовная жизнь в этих краях не являла себя впервые! Предание Церкви свидетельствует о том, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный в первый век христианства, далее расцвет церковной жизни этих мест нам открывает история византийской эпохи, что подтверждается сохранившимися до наших дней развалинами древних храмов и крепостей. И вот новый виток христианской жизни на побережье Чёрного моря открывает нам завершающийся период истории Российской Империи. Период этот и славный и трагичный по своей сути, в нём и подвиги «За Веру, Царя и Отечество» и «разброд и шатания», предшествующие «лихим дням».

Свято – Николаевский храм и Свято – Николаевское братство.
13 февраля 1912 года Строительному Комитету по постройке храма на Хлудовской стороне был отведён участок земли казённых Хлудовских имений под бывшим винным подвалом для постройки на нём школы, приюта и церкви. В тот же период времени, организовывается Свято – Николаевский приход, во главе со священником-настоятелем о.Евгением Ивановским (сын действительного статского советника, почётного члена и заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии, доктора богословия Н.И.Ивановского) и старостой Павлом Амплиевичем Россиевым (литератор, общественный деятель, директор Тюремного комитета в посаде Сочи, председатель совета Свято – Николаевского братства, который также стал инициатором возведения изящной часовни – книжницы на старосочинском базаре, а также принимал участие на Поместном Соборе Православной Российской Церкви (1917 – 1918) как мирянин от Сухумской епархии, Черноморской губернии, города Сочи).

Через два года с начала возникновения и активной деятельности прихода, в мае 1914 года храм на Хлудовской стороне был освящён в честь святого святителя Николая Мирликийского Чудотворца. К этому времени уже проводились богослужения в переоборудованном для этого бывшем винном погребе, и осуществлялась другая церковная деятельность. Следует отметить, что освящённый в 1914 году храм планировалось расстроить до масштабов собора, но поскольку началась Первая мировая война, трудности военного времени лишили приход такой возможности. Тем не менее, значение этого прихода, Российской Православной Церкви тех лет, и возникшего при нём, одноимённого ему братства, в образовывавшемся на юге империи городе — курорте Сочи было существенным в делах на потребу того времени, о чём свидетельствуют нам и наши историки: «В тяжелый период Первой мировой войны для облегчения духовной участи российского обывателя в стране создаются православные братства. Одно из таких братств было создано в городе Сочи накануне войны 15 декабря 1913 г. [36] Уже 1 декабря 1914 г. у братства появился собственный печатный орган «Известия Свято-Николаевского братства». В данном органе публиковались официальные сообщения Святейшего Синода (высшее государственное учреждение Российской империи), сообщения по епархии, объявления о жизни и мероприятиях, проводимые братством. Огромное значение уделялось укреплению духа русского солдата и человека тыла. В своей постоянной деятельности братство осуществляло помощь малоимущим, в особенности, членам семей, призванных в Действующую армию. 8 июля 1915 г. после утренних богослужений из соборной (собор Архангела Михаила) и Свято-Николаевской церквей прибыли на Пластунскую площадь крестные ходы. Здесь пятью священниками с дьяконом было совершено всенародное молебствие о даровании победы русскому и союзному с нами оружию над врагом. Перед молебствием о. Смарагдовым было сказано краткое, но ясное и зажигательное слово о войне и причине моления. Дьякон Остроумов прочел воззвание Святейшего Синода к православным христианам о долге перед защитниками Родины. По предложению о. Смарагдова некоторые церковные песнопения были исполнены молящимися совместно с хором певчих под управлением И.А. Шмелева. После многолетия была провозглашена Вечная память всем, положившим свой живот на поле брани в защиту Веры, Царя и Отечества. После молебствия был произведен кружковый сбор в пользу воинов. По окончании молебствия раздались крики «ура» в честь России и союзных держав, а хор певчих несколько раз исполнил гимн «Боже, Царя храни!». На молебствии История и историки в контексте времени. 2012. № 9 ― 69 ― присутствовал и начальник Сочинского округа [37]. 28 февраля 1916 г. Свято-Николаевское братство на базарной площади осуществило закладку книжницы-часовни. Торжество собрало многочисленную публику. Присутствовал почетный член братства начальник Сочинского округа Ф. И. Яников. Торжественны молебен и закладка здания, которое явилось первым в этом роде, на территории всей Черноморской губернии, совершил товарищ председателя совета братства священник отец Евгений Ивановский. На молебне пел хор Собора Михаила Архангела под управлением (вместо заболевшего И. А. Шмелева) А. А. Потатука. Председатель совета П. А. Россиев в своей речи выразил значение этого торжества, которое есть исполнение завета предков потомкам, провозглашенного устами киевского летописца: «Велика бывает польза от учения книжного, и велика бывает польза от народного самосознания». По словам Павла Амплиевича, «этот праздник есть праздник не только братства, маленькой, скромной пчелы, несущей свой мед в соты общественного сознания и филантропии, но это праздник всех слоев местного общества.И городское управление, представляя небольшую площадь базарной земли под братское сооружение, мудро учло моральную ценность дела, которая всегда выше коммерческих соображений» [38]. Произведенный почетным членом братства Е. А. Кушлянским кружечный сбор дал 91 руб. 65 коп. Кроме того, В. И. Сутугин пожертвовал 50 руб., а Е. А. Кушлянский — 25 руб.[39] 15 октября 1916 г. было проведено торжественное освящение книжницы-часовни на базарной площади, построенной благодаря усилиям Свято-Николаевского братства. Чин освящения совершал отец Евгений при сослужении священника отца Александра Ильинского и отца Петра Славина, а также при участии отца диакона Н. Ф. Остроумова. После освящения выступил председатель братства П. А. Россиев, который охарактеризовал цели и значение книжницы и историю ее возникновения. Как отмечал корреспондент «Сочинского листка», «речь произвела сильное впечатление на слушателей…». На освящении присутствовали статс-секретарь А. С. Ермолов, начальник Сочинского округа Ф. И. Яников и масса молящихся [40]...» *, — сколько содержания в этой странице истории того славного времени созидания. Через 100 – летие слышна вера тех людей, их стремление послужить Отчизне, их доброта и милосердие, забота об общем для всех благе и просвещении народа.

В деятельности Свято – Николаевского братства была не только забота о духовном просвещении и материальной помощи нуждающимся, как мы видим из истории, но так же и попечение о духовном окормлении черноморской паствы. В то время храмов на побережье было совсем не много, в основном в более существенно обосновавшихся сёлах греков, перебравшихся в эти места из Турции, после окончания Кавказкой войны. Вместе с тем людей прибывало в эти края из разных мест с каждым годом, и основывались новые поселения, но бедность не позволяла селянам строить храмы и содержать духовенство. Тем не менее, священники также жили в некоторых посёлках и служили в домах, имея на то благословение священноначалия. Однако и этого было не достаточно для населения сочинского побережья, которое преимущественно было православным. И поэтому священниками и другими членами братства предпринимались объезды сёл на лошадях с палаточным храмом, для совершения богослужений, крещения, исповеди и причащения нуждающихся. Сохранились об этом некоторые рассказы – воспоминания, здесь: sochi.bezformata.ru/listnews/poezdka-na-azhek/55637913/ (Поездка на Ажек «Известия Свято — Николаевского братства» №9 от 15 июня 1915 г.) можно прочесть один из таких, окунувшись в атмосферу событий той поры.

Гимназия и Церковь.

На одном земельном участке вместе со Свято – Николаевской церковью располагалась в то время мужская гимназия, что не удивительно, поскольку до отделения Церкви от государства, декретом Совнаркома в 1918 году, Церковь принимала участие не только в общественно полезной, социальной, гуманитарной деятельности, но и в образовании и воспитании будущих поколений. Именно потому, что рядом с храмом находилась гимназия, некоторые жители настоящего Сочи, путаясь, считают, что на этом месте находился мужской монастырь. Действительность, похоже, была такова, что трудно было отличить дисциплинированных гимназистов от смиренных монахов, да и далеко не все люди, выросшие уже в советской эпохе, могли разобраться во внешних отличиях в одежде и прочей атрибутике между светским – мирским и церковным – духовным чином. Строй Российской Империи напоминал один большой монастырь, в котором у каждого было определённое послушание на общее благо Отечества и Церкви, без которой прошлое, настоящее и будущее великой России просто немыслимо.

Знаменательно, что известная в городе Сочи Платановая Аллея была высажена, чуть более 100 лет назад, как раз гимназистами из этого самого учебного заведения. Эта акция была организованна не случайно, а к приезду в Сочи Всероссийского Самодержца, великого государя – императора Николая 2-го с благочестивым семейством. К сожалению, этот визит главы Российского престола в развивающийся посад — город не состоялся.

Очевидно сколь многогранной, интересной и полезной была жизнь Свято – Николаевского прихода на Хлудовской стороне посада — города Сочи.

Отдельно следует сказать о старосте и настоятеле этого прихода, о которых уже было несколько упомянуто выше.
__________________

А.А.Черкасов, Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 – феврале 1917г.г.*

Для составления данного очерка использованы исторически – архивные сведения и публицистические материалы из открытых источников.

Продолжение
  • +34
  • 17 ноября 2017, 00:53
  • dionisy-s

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
А.А.Черкасов, Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 – феврале 1917г.г.
Не совсем понятно. Автор дореволюционный, а описаны и события советского времени.
Это как? кто автор?
avatar

so3537

  • 17 ноября 2017, 08:18
+
Спасибо, очень познавательно. Буду ждать продолжения.
avatar

BAP1982

  • 17 ноября 2017, 08:33
+
Так и хотелось уже на стадии предисловия сказать — «Корче Склихасовский...» чего оттяпать для себя хотим? Скоро похоже узнаем, что весь город был одним большим прицерковным хозяйством. А по количеству уже существующих церквей даже словосочетание «скоро узнаем» становится не нужным.
avatar

TEPEK888

  • 17 ноября 2017, 11:00
+
«Строй Российской Империи напоминал один большой монастырь, в котором у каждого было определённое послушание на общее благо Отечества и Церкви, без которой прошлое, настоящее и будущее великой России просто немыслимо. » Отечества и Церкви? Автор, Вы не не перегнули с обобщением? Мне вот тут сразу вспоминается картина И. Репина «Крестный ход в Курской губернии», где в одном строю дружно движутся попы, нищие калеки и полицейские. ТАКОЕ будущее «великой России» у кого-то вызывает ностальгию?
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B8
avatar

Gennadius

  • 17 ноября 2017, 12:10
+
«Знаменательно, что известная в городе Сочи Платановая Аллея была высажена, чуть более 100 лет назад, как раз гимназистами из этого самого учебного заведения. Эта акция была организованна не случайно, а к приезду в Сочи Всероссийского Самодержца, великого государя – императора Николая 2-го с благочестивым семейством.» Заметьте, Платановая аллея высажена всё же гимназистами, а не попами.
Ну и заодно очень хотелось бы узнать в чём «величие» этого «великого государя Николая 2-го» (кстати, а почему тогда уж не Николая №2 ?)? Я вот про его великие деяния ничего не читал…
avatar

Gennadius

  • 17 ноября 2017, 12:16


+
Всегда считал, что Платановая аллея была высажена по случаю другого события — 300-летия дома Романовых.
avatar

so3537

  • 17 ноября 2017, 20:19
+
Вполне вероятно, но это совсем не противоречит изложенному материалу… Благодарю Вас!
avatar

dionisy-s

  • 17 ноября 2017, 23:12
+
Очень трудно читать текст, продираясь сквозь грамматические ошибки в каждом предложении. Наличие такого их количества снижает доверие и к фактологическому изложению материала.
avatar

vms12

  • 20 ноября 2017, 10:40
+
Ну уже не знаем к чему придраться! Ошибки в грамматике зачастую подтверждают достоверность изложенного тем, что текст не «подчищали», что касается некоторых ссылок взятых в кавычки… А если у Вас претензии к основному тексту, то будьте несколько конкретней в выражении претензий, а ещё лучше проведите экспертизу с целью опровержения, обратитесь в архивы и другие источники достоверных фактов по изложенному материалу.
avatar

dionisy-s

  • 20 ноября 2017, 10:57
+
Да мне за русский язык обидно. История — вещь многранная, местами субъективная, чем и интересна, но правила русского языка достаточно однозначны. А у вас, извините, казнить нельзя помиловать))
avatar

vms12

  • 20 ноября 2017, 11:11
+
Ещё раз поясню, по всей видимости Ваши претензии не по адресу, поскольку ошибки о которых Вы упомянули, относятся к вставленному тексту из работы историка Черкасова.
avatar

dionisy-s

  • 20 ноября 2017, 11:24
+
Упомянутые мною ошибки относятся целиком к тексту топистартера. Работа историка Черкасова в этом отношении безупречна www.gipanis.ru/?level=1306&type=page&lid=1299
avatar

vms12

  • 20 ноября 2017, 12:17
+
ruskline.ru/analitika/2017/11/16/istoricheskij_ocherk_o_svyatonikolaevskoj_cerkvi_na_hludovskoj_storone_posadagoroda_sochi_1912_goda/, значит здесь знатоки русской грамматики и правил публикации, глупее Вас… Приведённый Вами материал по ссылке редактированный. Всего Вам наилучшего… И не ругайтесь на малопонятном языке, знаток и любитель Русского — Великого!
avatar

dionisy-s

  • 20 ноября 2017, 12:34
+
Не глупее, не сомневаюсь, но с грамматикой, увы, и у них слабовато :)
avatar

vms12

  • 20 ноября 2017, 13:02

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.