Немного про экскаваторы

Запомнились мне необычные для 1990-х и, тем более, для 2000-х годов, в нашей южной местности, два экскаватора с тросовыми приводами, стоящими стрела к стреле на железнодорожной платформе в ж.д. тупике, напротив молкомбината. Эти экскаваторы, как мне казалось, стояли на этом месте всегда и были уже частью обыденного пейзажа, не привлекая особого внимания к своим металлическим персонам.

Не могу сказать, когда железные землекопы там появились, могу лишь сообщить когда они исчезли.
При подготовке города к зимней Олимпиаде, реконструировали и обновляли в т.ч. и железнодорожное хозяйство. В результате проводимых работ, примерно в 2008 или 2009г эти «искапаемые экскаваторы» пропали. И вероятно, в силу их возраста – навсегда.
Жалею, что тогда ни разу не направил объектив фотоаппарата в их сторону…

Один из экскаваторов – это экскаватор ОМ-202.
Считалось, что к 90-м годам ХХ века в СССР эта модель экскаватора полностью выведена из эксплуатации и более не существует ни одного экземпляра.


В Перми на машиностроительным заводом имени В. М. Молотова. (ныне Мотовилихские заводы), в 1946-48 годах, начали осваивать производство нового одноковшового экскаватора. Первый «железный землекоп» новой модели вышел из ворот завода в конце 1947 г. Этим экскаватором был «ОМ-201» (ОМ – это аббревиатура «отдел механизации» завода, отдел который занимался выпуском гражданской продукции).
Вскоре после начала выпуска экскаватора ОМ-201, в процессе эксплуатации, выявились небольшие недоработки, что совершенно естественно, они были быстро устранены, в том числе появилась 2-х ступенчатая коробка скоростей, металлическая кабина вместо деревянной и другие усовершенствования. После модернизации экскаватор получил марку «ОМ-202»
Универсальный полноповоротный экскаватор ОМ-202 с ковшом емкостью 0,5 м3 на гусеничном ходу предназначен для различных земляных, погрузо-разгрузочных и монтажных работ. Но главным образом его использовали для разработки грунтов I — IV категорий.
ОМ-202 имел рабочее оборудование прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана.


Как писали в литературе того времени:
«Экскаватор ОМ-202 сочетает в себе положительные качества экскаваторов ОМ-201, Э-502 и Э-505А и является одним из лучших универсальных экскаваторов, выпускаемых в настоящее время нашей промышленностью. Он отличается простотой конструкции, надежным рычажным управлением, хорошей износостойкостью деталей, изготовленных из высоколегированных сталей, и т. д.»

Экскаваторы ОМ-202 выпускались до конца 1960-х годов.
Экскаваторы ОМ проработали в тяжелейших условиях строек вплоть до начала 80-х годов, а находившиеся в резерве (в гаражах заводов, предприятий и тп.), были в строю до 90-х гг.

В Сочи…


  • Эскаватор ОМ-202. г.Сочи, 2007г., Фото М.Бернадского
Судя по фотографии, с большой долей вероятности можно утверждать, что сочинский экскаватор ОМ был выпущен до 1958г., поскольку с 1957г машиностроительный завод стал именоваться Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина. Таким образом в 2008г данному экскаватору ОМ-202 было около 50 лет. Благоприятные климатические условия, периодическая работа, а также уход сделали возможным столь долговременное существование конкретного образца техники. Также по фотографии можно отметить хорошую сохранность кузовных панелей.


  • На переднем плане ОМ-202. За ним стоим экскаватор Э-10011. г.Сочи, 2007г., Фото М.Бернадского

Второй экскаватор на платформе в Сочи — это экскаватор Э — 10011
С 1958 г. на Костромском экскаваторном заводе начат выпуск улучшенной конструкции снятого с производства экскаватора Э-801 — экскаватора модели Э-10011.

Одноковшовый экскаватор Э-10011 представляет собой полноповоротную гусеничную машину V разменной группы с одномоторным дизельным приводом и гибкой подвеской рабочего органа и предназначен для производства земляных работ в грунтах I-IV категорий и мелкодробленых скальных породах V-VI категорий с величиной куска до 400 мм включительно, а также для перемещения штучных грузов и сыпучих материалов.
Экскаватор Э-10011 с ковшом емкостью 1,0 м3 может работать с прямой и обратной лопатой, драглайном и грейфером.
Сменное рабочее оборудование, изготовляемое для экскаваторов, позволяет использовать их для разработки карьеров, возведения насыпей, рытья котлованов, траншей, каналов с выгрузкой грунта в отвал или в транспортные средства, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на строительстве промышленных и жилых сооружений.
Экскаватор предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом в интервале температур окружающей среды от + 40 до—40 градусов С.

Конструкция экскаватора Э-10011 на тот момент времени имела лучшие показатели для экскаваторов этого класса отечественного и зарубежного производства, и оказалась настолько удачной, что неоднократно модернизируясь, эта машина выпускалась до конца 90-х гг., став базой для модификаций А, Д и Е, экскаваторов ЭО-5111Б, ЭО-5115 и ЭО-5116-3, а так же их модификаций для работы на Севере (ЭО-5111АC и Э-10011ЕХЛ).



Сочинский Э-10011 -это поздняя модификация предположительно с литерой «Д» 1970-х годов.

Какой организации нашего города принадлежали два «динозавра» ОМ-202 и Э-10011, я не могу сказать. Насколько мне известно, напротив ж.д. вокзала станции «Сочи» вдоль путей, располагались обслуживающие железную дорогу конторы. Поэтому наиболее вероятно, что экскаваторы использовались преимущественно на строительных работах связанных с железной дорогой, и на работах по ремонту ж.д. полотна, а также на аварийных работах по расчистке от оползней ж.д. путей.

Если у кого-то есть более точная или полная информация по теме, а также фотографии – делитесь в комментариях.

Публикация основана на личных знаниях и информации собранной из сети.

Источники
www.techstory.ru
stroy-technics.ru
www.rcforum.ru
yadi.sk/a/Oz378gcM3WArEr/5affaadceed4e5aa25b9466f
  • +40
  • 29 октября 2019, 15:00
  • chernomor

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
Где бы накопать фоток 90х годов района Вардане
avatar

Djtom

  • 29 октября 2019, 23:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.