Перспективы нашего Сочи как исторического поселения.

На днях Министр культуры РФ Мединский заявил, что фактически, кто не смотрит сайт КУЛЬТУРА.РФ (сайт Минкультуры), того нельзя считать культурным человеком. Я немножко переформулировал сказанное, но по сути оно звучало именно так.





Но что мы читаем на сайте КУЛЬТУРА.РФ? Да то, что дольмены являются самыми древними постройками возведёнными человеком.



То же самое мы имеем в учебниках искусствоведения, что дольмены — древнейшие архитектурные сооружения.



Но по факту так оно и есть. То есть на территории нашего города мы имеем более 400 древнейших архитектурных сооружений в РФ… но не имеющих подобного статуса. Которые и в туристско-экскурсионной сфере используются не более 1% от общего количества, которые не популяризируются в должном объёме в РФ. Если зарубежом выпущено множество даже почтовых марок с их сооружениями, то у нас на всю РФ вышла лишь одна с Волконским дольменом перед Олимпиадой 2014!!!





В своё время в СО РГО мы разработали проект «Мегалит» имеющий целью изучение, сохранение и популяризацию дольменов Сочи с перспективой их включения в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Но, «воз и нынче там», к сожалению. Дальше разговоров продвижения проекта не произошло. Но только Вы вдумайтесь — «Самые древние архитектурные сооружения на территории Российской Федерации»!!! Разве они это не достойны? Разве они не способны привлечь тысячи зарубежных туристов??? Ещё как способны, даже именно зарубежных, так как раз там людям подобные постройки интересны, они у них есть аналогичные и используются именно в культурном туризме. А у нас что? А у нас Сочи является ещё Историческим поселением регионального значения. Сейчас более подробно, извините:

23 июля 2015 году Законодательным собранием Краснодарского края был принят закон № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края». С последними изменениями, внесёнными в закон от 08.09.2019 года, город-курорт Сочи является историческим поселением регионального значения со следующими границами: по северо-западной границе Сочинского национального парка от берега Черного моря до северо-восточной границы Сочинского национального парка, по северо-восточной границе Сочинского национального парка до берега реки Мзымта, по берегу реки Мзымта до берега Черного моря (1). Таким образом, от Магри до правобережья р. Мзымта вся территория города-курорта Сочи является историческим поселением на данный момент.

Согласно п.1 ст. 19 3223-КЗ «Историческим поселением регионального значения в целях настоящего Закона является включенный в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт (или его часть), в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.» В статье 20 п.1 3223-КЗ сказано: «1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении регионального значения должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и законодательством Краснодарского края.» В Статье 60. «Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении» Федерального закона (с изменениями на 18 июля 2019 года) 73-ФЗ (2) находим следующее (естественно вошедшее и в 3223-КЗ):

«1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения и включает в себя:

1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;

3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

3_1) разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов);

4) обеспечение согласования в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

4. Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию соответственно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

6. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

7. Предметом согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения.

8. До утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

9. Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений
на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

10. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, указанного в пункте 9 настоящей статьи раздела проектной документации объекта капитального строительствав региональный орган охраны объектов культурного наследия и направление региональным органом охраны объектов культурного наследия указанных в пункте 9 настоящей статьи заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. Порядок предоставления застройщиком, техническим заказчиком указанного в пункте 9 настоящей статьи раздела проектной документации объекта капитального строительства, порядок рассмотрения указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства, порядок выдачи и форма указанных в пункте 9 настоящей статьи заключений устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональный орган охраны объектов культурного наследия размещает типовые архитектурные решения объектов капитального строительства на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение десяти дней со дня их утверждения. Указанные типовые архитектурные решения должны быть доступны для ознакомления на таком сайте всем заинтересованным лицам без взимания платы.

13. Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которые предусмотрены частью 1 и пунктом 4 части 3 статьи 51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рассматривает описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в указанные орган исполнительной власти или орган местного самоуправления уведомление о соответствии или несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
До 1 января 2019 года положения пункта 13 статьи 60 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках — пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.»

В п.3 ст.36 73-ФЗ написано: «Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия».

Итак, подведём некоторые итоги:

1. Градостроительная деятельность в историческом поселении г. Сочи должна быть строго регламентирована в соответствии с предметом охраны исторического поселения;

2. Генплан г. Сочи, как и ПЗЗ должны соответствовать предмету охраны исторического поселения и расположенных на его территории объектов культурного и археологического наследия;

3. Генплан г. Сочи в предыдущей редакции содержит очень много ошибок, особенно в области месторасположения ОКН и ОАН, статья на эту тему здесь: www.privetsochi.ru/blog/sitiproblem/75197.html

4. Нового Генплана пока в Сочи нет и ПЗЗ в новой редакции пока нет, старая же редакция ПЗЗ содержит абсолютно не верное количество объектов культурного и археологического наследия (гораздо меньшее), чем содержит список регионального органа по охране наследия;

5. Согласно пункту 7 3223-КЗ «До утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.». В городе-курорте Сочи, к сожалению, этот пункт Закона не выполняется.;

6. Согласно законодательной базе, в исторических поселениях при выдаче разрешений на строительство даже небольших объектов (ИЖС, садовые участки и т.п.) должен учитываться предмет охраны исторического поселения и разрешения на строительство должны согласовываться в области охраны ОКН со специалистами или уполномоченными органами. Этот пункт Закона также не выполняется в Сочи;

7. По статье 18 73-ФЗ (п.12): «В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц). Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.»;

8. В Сочи не ведётся работа по включению в реестр ОАН и ОКН – хороший пример, так называемые «Перемыкинские дачи», расположенные под горой Малый Ахун (Картавцева, Могилевича, Новицкого). Большинство сочинцев прекрасно знают об этих исторических объектах, где сохранились не только развалины самих дач, но и гидротехнические и иные сооружения, а также исторические рощи реликтовых деревьев и растений. Данная территория на сегодня активно застраивается СНТ «Сутугинское». Естественно, не имея никаких согласований и обследований территории в историко-культурном аспекте. Аналогичная ситуация происходит с застройкой горы Бытха.

Застройщикам и организациям продающим землю совершенно не выгодна ситуация с историческим поселением — это накладывает и ограничения и определённый регламент использования. Департамент архитектуры и градостроительства не проводит предварительные обследования в археологическом плане земельных участков. В итоге мы имеем что? Всем известные объекты наследия просто идут под нож бульдозера. Это уже случилось с 2\3 известных сохранившихся «Перемыкинских дач» — дачи Новицкого и Могилевича уже нет.



На фото этого года всё видно — двух дач более чем столетнего возраста уже нет, увы. А между тем, ещё до этих дач на этом месте было средневековое поселение. Об этом свидетельствует находка пифоса на той же территории. Но остатки и средневекового поселения опять же просто пошли под нож бульдозера, так как территорию никто не обследовал, как должно было бы быть в историческом поселении.



Подобная ситуация и в Лазаревском районе. На СНТ «Коммунальник» в этом году проводя земельные работы на НОВОМ участке в охранной зоне уже стоящего на охране дольмена собственник Вырыл дольменные плиты. Они кому-то, думаете, нужны? Об этом как-то в СМИ никто и не говорил.





Таким образом, здесь мы по логике имеем ВСЁ для дальнейшего развития культурного туризма, особенно въездного из-за рубежа. В том числе и для включения в общий проект «Золотого кольца Боспорского царства». Не только парой-тройкой византийских храмов и средневековых крепостей, всё гораздо существеннее. И статус исторического поселения как нельзя кстати. Только он, увы, не работает, а должен!!!
  • +65
  • 15 ноября 2019, 21:51
  • RebelNeo

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.