Ежегодный сезонный подъем реки Мзымта в контексте современного строительства.


Ставшая относительной редкостью в последние годы холодная снежная зима и обильные осадки способствовали достаточно позднему наступлению сезонной фазы водного режима — половодью в реке Мзымта.

На удивление, не смотря на скачкообразные весенние температурные перепады, какого либо катастрофического подъема воды не наблюдается и уровень реки держится в диапазоне стабильно высоких отметок. На строительных площадках дислоцированных в пойме реки, в том числе строительстве вантового моста, работы не останавливаются, хотя некоторые меры усиления защиты принимаются.

Часть подъездных путей и технологических проездов уже ушла под воду:


26 фотографий, общий вес 6,4 мегабайта
На противоположном относительно участка федеральной трассы А-148 берегу близ Красной поляны, где возводят один из протяженных мостов совмещенной дороги,  параллельно с собственно строительством ведется укрепление размываемой части берега:

2.


Шпунтовое заграждение продолжают монтировать непосредственно по линии отступающего берега при том, что до верхней границы остается совершенно немного:

3.


Пока на одном берегу искусственно зауженного русла заливают очередную опору моста, на другом Мзымта методично валит лес:

4.


Основные же берегозащитные сооружения внушительны, достаточной массы, снабжены контрфорсами:

5.


Отрезанные водой на крайне скудном пяточке автомашины продолжают работать как ни в чем не бывало. Отсутствие в прогнозах дальнейшего повышения воды при всех очевидных факторах, говорящих об обратном способствует развитию среди населения и рабочих рассуждений на тему контроля погодных условий в зоне олимпийского строительства:

6.


Многие площади со строительными материалами подтоплены:

7.


В районе строительства вантового моста строители, уже получившие опыт общения с горной рекой в прошлые сезоны, эвакуируют бытовые постройки из зоны подтопления. Тем временем, собрано уже значительное количество секций, вылет растет в сторону автодорожного тоннеля №2:

8.


Сбойка есть!™ портала второго автодорожного тоннеля, куда собственно направлен мост:

9.


Щит Herrenknecht-а, преодолевший многокилометровый подземный путь:

10.


Портал автомобильного тоннеля находится в живописнейшем ущелье — начале так называемого скального участка старого Краснополянского шоссе, что в совокупности с вантовым мостов безусловно станет новой достопримечательностью и, по заверению городских властей, визитной карточкой трассы:

11.


В начале скального участка, после слияния с реками Чвижепсе и Кепша, Мзымта становится значительно полноводнее и временные защитные сооружения работают на грани размыва:

12.


Затем река сворачивает в теснину:

13.


Проезд гражданского транспорта по старому Краснополянскому шоссе закрыт, тем не менее оно является единственным пешеходным проходом вдоль русла реки:

14.


Далее река подходит к естественным образом создавшемуся завалу, образовавшему гигантскую запруду в ущелье в шестидесятых годах. В ближайшее время в связи с масштабным строительством в пойме реки, ему обязательно будет посвящен отдельный пост ввиду колоссального влияния, оказанного на режим реки Мзымта выше по течению:

15.


Относительно спокойное течение выходит в завал с большим перепадом высоты:

16.


Мне неизвестна категория данных порогов:

17.


В данном месте набрав скорость, поток производит поворот, осуществляя размыв нескального основания берега и снежного конуса перманентно присутствующей в желобе лавины, уходя в скальный котел вниз:

18.


Грохот стоит страшный, вид ужасный. Жути нагоняет характерный для этого времени года звук — перекат несущихся в море по дну реки скальных обломков:

19.


С другой стороны теснины завал кажется абсолютно непроходимым, однако известно как минимум два случая. Первым был дед, на резиновой лодке, в кирзовых сапогах и плаще, совершенно некстати заснувший в процессе ловли рыбы на "краснополянском озере", образовавшимся в результате завала. Остался жив, проходил пороги неумышленно.
Вторым был, как мне кажется не совсем здоровый, байдарочник. Летом, по малой воде осознанно. Остался жив.

Так же, в местном фольклоре присутствуют передающиеся из уст в уста рассказы об оступившихся рыбаках и прочих жертвах разделенной/неразделенной любви кидавшихся в реку, оставшихся в живых после испытания Мзымтой в этом месте без плавсредств лишь благодаря, как водится, алкогольному опьянению или небывалой удаче:

20.


Преодолев спуск в теснине, река следует далее:

21.


Шоссе же, построенное в конце XIX века выдающимся инженером, выпускником Петербургской гимназии Императорского человеколюбимого Общества, Петербургского университета, а так же Петербургского института путей сообщения Василием Константиновичем Константиновым (1867-1920), удивляет тщательностью проработки деталей.

Закреплено 268 оползней, в необходимых местах участки закреплены подпорными стенками, все ручьи взяты в дренажи, промоины заложены, а вдоль опасных участков выставлены парапеты*.    

22.


К сожалению современное состояние этого непризнанного памятника инженерного искусства оставляет желать лучшего: 

23.


Ливневые стоки в большинстве случаев уничтожены, дренаж забит, дорожное покрытие приходит в негодность:

24.


Сопутствующий строительству строительный мусор тут же:

25.


А пока, полноводная Мзымта продолжает нести свои воды в спешном порядке к Черному морю:

26.


*-материал из  книги С.С. Халайчева о Красной поляне (УДК 908(470+571)"1864/2011" ISBN 978-5-903867-03-4 ).
 .

Читать @bednenkiy
Фотографии в оригинальном разрешении.

UPD:
Ура! Наконец слава пришла ко мне! Про меня на привете написали! Через шесть лет награда нашла своего героя!
Есть несколько поправок. Это был ноябрь. Я психически здоров:-) Справка. есть.
Категория сложности порога 6+, при шести возможных. Цитата из классификатора: “6+ — Сверхсложные пороги, безаварийное прохождение возможно отдельными спортсменами на пике спортивной и психологической форме."
Весной 2000 года в рамках каякерского фестиваля этот порог прошли шестеро ведущих Российских спортсменов-каякеров. Они и считаются первопроходцами порога.
  • +100
  • 15 апреля 2012, 17:47
  • ree4

Комментарии (64)

RSS свернуть / развернуть
+
Еще не вечер…
avatar

Mavic

  • 15 апреля 2012, 17:58
+
К слову.

Катастрофические паводки по весне редки как никакие другие. Специфика нашей горной местности заключаются в том, что наиболее сильные наводнения происходят осенью.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 18:17
+
Если не возражаете, поправлю: сие есть половодье. У него гидрограф более плавный.
А фото замечательные. Сколько по той дороге было езжено…
Вопрос — фото № сделано из технологического (или как его там) туннеля?
avatar

Justice

  • 15 апреля 2012, 19:03
+
Фото № 25.
avatar

Justice

  • 15 апреля 2012, 19:05
+
Существование сего тоннеля для меня загадка. Их там два.



Горным способом пройдено метров тридцать с поворотом внутрь скалы и брошено.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 19:13


+
Ага, теперь понял. Спасибо.
avatar

Justice

  • 15 апреля 2012, 19:16
+
А каким временем, примерно, датируется постройка этих тоннелей? Два тоннеля между собой не связаны?
avatar

reticon

  • 15 апреля 2012, 20:59
+
Никоим образом.

Узнать не у кого. Начали проходку, остановили проходку. Если использовали для хранения чего либо, типа ВВ, то зачем два?

Самому интересно.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 14:42
+
Если не возражаете, поправлю: сие есть половодье. У него гидрограф более плавный.
Точки над i.
В топике и рассказываю про половодье, но комментатор кагбэ намекает штофсеравнофсехсмоет.

Фсеравнофсехсмоет настает зачастую, как в позапрошлом столетии, по осени. Когда сперва выпадает снег, а потом его смывает дождь и оба вдвоем развлекаются весело журча корчеходом до самого Черного моря.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 19:20
+
Нет. Просто уточняю терминологию. Половодье на Мзымте, как правило, не несёт катастрофических последствий. Паводок, как раз, может быть более разрушительным из-за резкого подъёма уровня воды в реке.
Описанный Вами вариант возможен, но весьма редок в истории наблюдений за уровнями реки Мзымта.
avatar

Justice

  • 15 апреля 2012, 19:31
+
О чем я и толковал предыдущему оратору, радетющему за торжество природы над остальными ;)
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 19:39
+
Не забывайте такой нюанс — режим у реки в многом искусственный, бо выше по течению река перегорожена плотиной ГЭС.
avatar

GeoSochi

  • 16 апреля 2012, 18:53
+
Что при вдумчивом регулировании стока снижает вероятность наступления катастрофических последствий. )
avatar

Justice

  • 16 апреля 2012, 19:27
+
Конечно, даже несмотря на относительно небольшие размеры водохранилища.
avatar

GeoSochi

  • 16 апреля 2012, 19:55
+
Там той «плотины»…
При открытом водосбросе дает пол-метра.
avatar

ree4

  • 18 апреля 2012, 11:59
+
классные фото!
+++
avatar

Nitro

  • 15 апреля 2012, 18:18
+
Фотограф явно рисковал жизнью. +++
avatar

Mavic

  • 15 апреля 2012, 18:26


+
Как не уродовала бы стройка, а все равно красиво…
avatar

anik

  • 15 апреля 2012, 18:27
+
как в том анекдоте: «дети у Вас хорошие, но все что Вы делаете руками...»
avatar

Diver

  • 15 апреля 2012, 18:31
+
Автору плюсище. А вот природе наплевать на олимпийские амбиции тараканов.
avatar

dalles

  • 15 апреля 2012, 18:56
+
Спасибо, очень познавательно.
avatar

Suren

  • 15 апреля 2012, 19:04
+
Выпустили или «оттуда»?
avatar

Mavic

  • 15 апреля 2012, 19:07
+
а куда интересно делись заградительные габионы, которые олимпстрой так любезно рекламировал на каналах.

vesti-sochi.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=4869:2012-02-18-05-19-58&catid=25:2011-07-12-06-59-00&Itemid=57

Ну и как же распоряжение губернатора

vesti-sochi.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=5929:2012-03-27-13-44-53&catid=25:2011-07-12-06-59-00&Itemid=57

и главного «эколога» нашей страны — Трутнева, вроде вещал о том, чтобы реку Мзымту подготовили к половодью и все потенциально опасные участки расчистили как от техники, так и от стройматериалов.

vesti-sochi.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=6205:2012-04-06-10-32-35&catid=25:2011-07-12-06-59-00&Itemid=57
avatar

Suvorov

  • 15 апреля 2012, 19:24
+
Так вроде всЁ на местах и народ в пойме кагбэ готов, не?
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 19:27
+
габионы, судя по фото, остались под водой. Все эти мероприятия стоят дорого, но малоэффективны после того, что сделали с руслом.
avatar

Suren

  • 15 апреля 2012, 19:28
+
На посещенных мной участках и не предполагались, вроде как, никакие упаси Боже габионные заграждения. Нечего тут защищать, ребята, о чем вы — тут мостовые переходы с большими пролетами и вантовый мост. Какие к черту габионы :)

Берега зачехлили шпунтовой стенкой которую снимут если не моет до того момента, по окончанию строительства. В русле остаются тупо опоры мостовых переходов.

Чтобы посмотреть на работу габионных защитных сооружений, которые я видимо по недоразумению считаю полной туфтой в данных условиях, нужно забраться в район Эсто-Садок, к многоэтажкам и подождать настоящий паводок с летающими булыжниками размером минивэна включительно, бревнами и что особенно важно — корнями, рвущими сетки.

Вот тогда будет предметный разбор эффективности работы инженерного решения. А сейчас предмета для обсуждения попросту нет по причине отсутствия необходимости таковых в данной локации.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 19:38
+
Но из-за чего пороги появились, если все на месте? Расчистку от бревен по данным администрации произвели еще месяц назад.
avatar

Suvorov

  • 15 апреля 2012, 20:51
+
Но из-за чего пороги появились, если все на месте? Расчистку от бревен по данным администрации произвели еще месяц назад.

Это замечание объясняет все.

Вы ни разу, к глубочайшему сожалению, не присутствовали по всей видимости на Мзымте в части обсуждаемых участков.

Сии пороги к человеческому творчеству и его последствиям имеют отношение ровно такое же, как к примеру высота Эльбруса. Иными словами — никакого. Объяснение их этимологии, я полагаю, утомит Вас перегруженностью геологической терминологией и, присущей автору заунывной менторской тональности в наискучнейших повествованиях.

Настоятельно рекомендую ознакомится с предметом обсуждения, как говорят, «в поле».
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 21:01
+
Был я там, но именно таких порогов там не было. По видимому под водой между камней застряли или деревья или шпунт, который плохо был закреплен…
avatar

Suvorov

  • 15 апреля 2012, 21:36
+
Они там, простите, с 60-х. Недвижимы абсолютно.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 21:39
+
нет, я не спорю про пороги, но они не такие большие…
avatar

Suvorov

  • 15 апреля 2012, 21:57
+
нет, я не спорю про пороги, но они не такие большие…
Не спорьте. Ознакомьтесь на местности.

Был там только что. Ночью они кажутся еще больше.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:40
+
Я имел в виду как раз габионы на Мзымте и Ачипсе выше Поляны, которые, судя по интенсивности паводка, оказались сейчас под водой. Там узковато, на мой непосвященный взгляд, русло стало.
avatar

Suren

  • 15 апреля 2012, 22:16
+
Есть ли вообще возможность открыть старое Краснополянское шоссе для экскурсий?
По поводу истории строительства шоссе хочу уточнить, что Василий Константинович Константинов был прорабом. Начальником строительства Краснополянского шоссе был Станислав Фомич Гофман.
avatar

12345

  • 15 апреля 2012, 20:38
+
А откуда он начальствовал, если не секрет? Где почитать?
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 20:45
+
бедненький столько ругани… а так нормальный пацан… кхватит ругаться ну....)))
avatar

adlergold

  • 15 апреля 2012, 20:58
+
Ненуачо на, начальники епт. Кто батрачил тот и главный, чо.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 21:09
+
О Гофмане можно прочитать здесь: sochived.info/doroga-na-krasnuyu-polyanu/
avatar

12345

  • 15 апреля 2012, 21:44
+
Познавательно, спасибо.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 09:30
+
Ахренеть! С горной рекой шутки плохи — странно, что вся техника и материалы до сих пор не уплыли в море!
avatar

reticon

  • 15 апреля 2012, 20:57
+
Не сезон, чо.
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 21:02
+
столько негатива, приезжай ко мне у мен\я порыбачить можно:…
avatar

adlergold

  • 15 апреля 2012, 21:11
+
avatar

adlergold

  • 15 апреля 2012, 21:14
+
Мыслем пазитивна, йоу!
avatar

ree4

  • 15 апреля 2012, 21:15
+
смотря что курим, вот я сегодня это…
avatar

adlergold

  • 15 апреля 2012, 21:27
+
Кстати, вот один экземпляр. Это было в конце октября напротив аэропорта:
А вот это видеобыло ещё раньше у bescker-а.
avatar

Pelmen

  • 16 апреля 2012, 18:18
+
Суровая река…
avatar

pokerface

  • 15 апреля 2012, 21:28
+
В переводе-«Бешенная»
avatar

anik

  • 15 апреля 2012, 22:06
+
Вторым был, как мне кажется не совсем здоровый, байдарочник. Летом, по малой воде осознанно. Остался жив.
Ура! Наконец слава пришла ко мне! Про меня на привете написали! Через шесть лет награда нашла своего героя!
Есть несколько поправок. Это был ноябрь. Я психически здоров:-) Справка. есть.
Категория сложности порога 6+, при шести возможных. Цитата из классификатора: “6+ — Сверхсложные пороги, безаварийное прохождение возможно отдельными спортсменами на пике спортивной и психологической форме."
Весной 2000 года в рамках каякерского фестиваля этот порог прошли шестеро ведущих Российских спортсменов-каякеров. Они и считаются первопроходцами порога.
avatar

tksokol

  • 15 апреля 2012, 23:05


+
Да ладно! Одобрямс!

Не, ну на счет «здоров» эт конечно извини, но после очередной экскурсии ночной экскурсии «туда», без справки не поверю :))))))

На счет аж шестерых каюсь, не знал :)

Зато где-то в архиве фото есть. Если дополнительно в архиве покопаться, можем перепроверить, представь если твой проход :)
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:44
+
Фото здорово было бы. А то у нас фотограф прохалявил и только видео осталось
ww-video.ru/mediadetails.php?key=a32cd4e8d8b
avatar

tksokol

  • 16 апреля 2012, 07:43
+
Ссылка не туда ведет. Еще раз попробую
ww-video.ru/mediadetails.php?key=a32cd4e8d8b93ba4e753
avatar

tksokol

  • 16 апреля 2012, 07:48
+
Отлично. Буду искать.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 08:17
+
Нашли. 2-3 дня, будут сканированные.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 09:25
+
Здорово. Если фотки моего прохождения — будет классно. Вообще мысль есть по истории возникновения порога и эпопею осознаных и неосознаных прохождений описать. На заметку с картинками информации должно хватить. Попробую на неделе сделать.
avatar

tksokol

  • 16 апреля 2012, 09:39
+
Ок. Как раз по приезду свяжусь с Вами.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 11:31
+
Кстати так и знал, что в классификации он будет значится как «запредельный».
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:53
+
Пост upd.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:53
+
За фоторепортаж — ПЛЮС!
Ещё бы видео потока и аудио грохота и рёва стихии (на ночь — для релаксации)))
avatar

illari

  • 15 апреля 2012, 23:15
+
Аудио пока писать возможности не было, микрофона соответствующего задачи применить не представлялось возможным.

Плодить некачественный контент не имеет смысла.
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:47
+
СС Халайчев — это случайно не Серега?
avatar

adlergold

  • 16 апреля 2012, 01:16
+
Книги под руками нет, на развороте там генеалогическое древо Халайчевых присутствует и по фото так же можно посмотреть :)
avatar

ree4

  • 16 апреля 2012, 01:44
+
Фотографии отличные… Мзымта — прекрасная река…
avatar

fire-fly

  • 16 апреля 2012, 07:06
+
Хороший материал, особенно вспомнилась старая дорога на поляну. Плюсище автору.
avatar

markovdn

  • 16 апреля 2012, 15:16

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.