Заглянуть за кулисы: медвежьи традиции цирка Филатовых

Вдохнуть запах цирка… резкий, своеобразный. Тот запах, что открывается только со служебного входа и надежно заперт вместе со всеми внутренними таинствами в технических помещениях.
Здесь нет смысла снимать — нет красивой картинки, но есть ощущение тайны. Надо стать ребенком и просто почувствовать.

Есть такой редкий формат общения журналистов с цирковыми, когда тебя не приглашают на представление, но делают поистине царский подарок, давая возможность прикоснуться к азам мастерства. Проникнуться цирковым духом и подзарядиться бурной цирковой энергетикой, познакомиться с артистами и историей легендарного цирка Филатовых.

Ведь когда историю своей семьи тебе рассказывает ее наследник, а грим клоуна накладывает настоящий «коверный», ощущения от жизни совсем иные…



Цирковые династии – явление не редкое, скорее даже наоборот. Мы привыкли к этому явлению, но каждая из них уникальна. Обычно зритель не может вдаваться в подробности, сравнивать и подмечать нюансы, но если появляется такая возможность, стараешься ее использовать.

Цирк зверей Филатовых отличается от прочих безупречной дрессурой и невероятными акробатическими трюками, но и своей природой.

Здесь традиции важнее всего, поскольку цирк Филатовых — это цирк одной династии. Легендарной и непревзойденной в искусстве дрессировки самого русского зверя, ведь визитной карточкой Филатовых всегда были медведи.

Оглянешься в далекое послевоенное прошлое и возникает картинка, словно с экрана старого черно-белого телевизора.



Залитая светом цирковая арена, по которой лихо несется тройка, запряженная… медведями. На месте ямщика — медведь в цилиндре. Седоки — и те медведи!

Публика, переполнившая зрительный зал, аплодирует появлению тройки, кото­рая вывозит на арену дрессировщика Ва­лентина Филатова. С этого быстрого выез­да начинается его номер, развивающийся в нарастающем темпе… Медведи-жонглеры, «коверные» ( эту роль всегда исполнял Макс — любимый питомец Валентина Филатова), акробаты, велосипедисты, пожарные, боксеры… медведи-мотоциклисты — аттракцион «Медвежий цирк» принес династии в пятидесятых годах прошлого столетия мировую известность.

Жизнь Валентина Ивановича целиком прошла в цирке. Он родился в семье дрес­сировщика — Ивана Лазаревича Филатова. Все свое умение и мастерство отец пере­дал сыну, воспитав в нем лучшие качества русского дрессировщика, привив ему лю­бовь к животным, невероятное упорство и трудолюбие.

Вначале Валентин Иванович выступал в зверинцах, где работал его отец, потом перешел в цирк и с помощью опытного мастера А. Н. Корнилова продолжал осваивать свою профессию.

В то время выступления проходили с небольшим составом дрессированных медведей, и Филатов задался целью создать крупный аттракцион «Медвежий цирк», в котором животные выступили бы в совершенно непривычных для них ролях.

Нереальная мысль для выполнения — целое цирковое представление в исполнении медвежьей труппы… Но молодой дрессировщик верил, что ему удастся показать на манеже такое представление.

И начались упорные поиски приемов и методов освоения трюков, долгие часы репетиций днем и ночью. Филатов настойчиво добивался, чтобы медведи освоили самые разнообразные цирковые жанры, внимательно выявлял индивидуальные навыки, склонности каждого животного, развивал их.

Два года трудился Филатов над осуществлением своего замысла. И, наконец, в 1949 году на манеже Московского цирка зрители впервые увидели новый оригинальный аттракцион — «Медвежий цирк».


И сегодня, глядя на Александра Филатова, потомственного дрессировщика, представителя цирковой династии Филатовых, насчитывающей уже более 160 лет, выводящего на манеж медведицу Настю, мысленно аплодируешь Валентину Ивановичу… Он не просто создал аттракцион, он основал целую философию воспитания, продолжил и дополнил традиции русского цирка.



Насте год и два месяца. Она некрупная для своего возраста, поскольку в цирк попала вместе с братом отказниками из зоопарка, без надежды на то, что возможно их выкормить… Единичны случаи, когда удавалось вырастить малышей такого возраста, сохраняя им жизнь.

Но все получилось, мишки размером с ладонь превратились во вполне упитанных и счастливых медведей-подростков и благодарных учеников.



Пока Настю учат ходить на задних лапах и ездить на самокате, репетиции проходят по четыре с половиной часа в день – с 9 утра и до половины второго дня.




Малышка очень талантлива, схватывает все на лету… Через 3 года тяжелого ежедневного труда, съев немало килограмм так обожаемого печенья, медведица освоит катание на велосипеде и станет настоящей цирковой звездой килограмм в 300 весом.


Когда смотришь на ворчащую мишку, тянущую мордочку к лакомству и нежно держащуюся когтистыми лапками за руку дрессировщика, невольно возникает вопрос: каким образом можно добиться таких результатов?

Существуют два метода, два принципа дрессировки: первый — болевой, рассчитаны на запугивание зверя, другой — поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного.

Первый метод дрессировки не получил у нас распространения.
Он противоречит элементарным основам гуманного отношения к животным, вырабатывает у них болезненную озлобленность. По сути, воспитывая животное этим методом, дрессировщик получает живую бомбу замедленного действия. Советская цирковая традиция не восприняла этот метод, пойдя другим, отличным от западной цирковой школы, путем.

Метод использования теории условных рефлексов широко используется теперь не только в цирке, но и при дрессировке любых животных, будь то дельфины, служебные или поисково-спасательные собаки, медведи или прочие хищники.



Приучая медведя к выполнению того или иного задания, последователи Филатова разделяют про­цесс дрессировки на несколько этапов.
Так, например, процесс обучения езде на велосипеде начинается с посадки медведя в седло.

Сначала приходится с трудом затаскивать медведя на седло, потому что он пугается незнакомого предмета. Но, как только медведь попадает на велосипед, его незамедлительно кормят сахаром или другим любимым лакомством, исходя из того, что больше предпочитает мохнатый артист. Кто-то готов на все за кусочек сахара, а иные отказываются от всего, кроме сгущенки или, как Настя, печенья.

Сластена так увлекается, что забывает о недавнем чувстве страха.

В данном случае дрессировщик добивается того, чтобы медведь привык к пред­мету, с которым ему придется иметь дело. Это и есть выработка условного рефлекса у животного, который при виде определенного предмета (в данном случае велосипеда) чувствует физическую потребность в сладком и удовлетворяет эту потребность. Рефлексы закрепляются у животных очень крепко, так что снять их порою бывает уже невозможно.

Так движение за движением, трюк за трюком подготавливаются целые номера, в которых животные действуют исключительно на основе созданной у них цепи условных рефлексов.

Успех медвежьего шоу окрылил дрессировщика и в 1975 году была создана программа «Цирк зверей». С тех пор программа постоянно менялась, состав группы зверей расширялся, дрессура, традиции которой были заложены выдающимся дрессировщиком Валентином Ивановичем Филатовым, неизменно совершенствовалась, в репертуар включались новые номера.
Полюбившийся всему миру «Цирк зверей» разделился в 1994 году на два коллектива. В первый вошли «Медвежий аттракцион» и «Индийский слон», а во второй, под руководством Людмилы и Валерия Филатовых, вошли «Экзотическая группа животных», а также «Леопарды и лошади».
В 1998 году Андрей Клыков, муж заслуженной артистки России Юлии Филатовой, создал номер «Медведи-акробаты». А в 2001 году супруги Клыков – Филатова переделали и заново поставили все три номера, поменяв музыкальное, сценическое оформление и трюковые композиции. Так на арену вышел новый коллектив – «Цирк зверей» имени народного артиста СССР В.И. Филатова.

Но цирк не заканчивается на медведях.

Если увидите на манеже королевского пуделя ярко-оранжевого цвета, не задавайте вопроса про вред красителя — специальная краска совершенно не вредит довольной и безмерно счастливой собаке.



По словам дрессировщицы Надежды Филиной, очень тяжело найти щенка королевского пуделя — слишком мало в России заводчиков. Поэтому каждой собакой дорожат неимоверно, любят и холят, а лохматые артисты отвечают на это совершеннейшим дружелюбием.

Лама на манеже — явление редкое. Чрезвычайно пугливое животное крайне сложно чему-то научить, ведь любой резкий звук и всполох света может сорвать представление.

Лайма милая, красивая, невероятно любопытная и трусливая. Если лама пригнула уши — вспомните, что плюется она не хуже верблюда и отойдите подальше.



Лайма и Лилия Сычева.

Цирк невозможен без иллюзиониста.


Фокусник Владимир Максимов 22 года подряд работает с искусством иллюзии и тоже выходец из цирковой династии, но… акробатов. Магия рождается из технологии, но кто сказал, что это просто? Ничего подобного!)

А клоун Эрик, за маской которого скрывается обаятельный Энвар Шамшадинов, накладывая нам грим, признается, что умеет рисовать лицо лишь самому себе.

Но это не важно, поскольку побывать в гримерной цирка уже само по себе чудо. А выйти потом на обычную улицу в обычный рабочий весенний день означает кому-то подарить улыбку. Бесценно!



Впереди у артистов тренировки и репетиции, которые в цирке начинаются в семь утра и продолжаются до девяти часов вечера.

В утренние часы оттачивают мастерство своих питомцев дрессировщики, а после обеда на манеже властвуют эквилибристы, гимнасты, иллюзионисты и ковровые.

Для нас пустеет манеж. Прикосновение к чуду завершилось, оставив робкий привкус сказки. Или сбывшейся детской мечты.



Пора в свой мир. Но теперь, придя на представление, за каждым номером видишь колоссальный труд, более того, ощущаешь свою пусть мимолетную, но причастность к тайне под названием Цирк…
  • +38
  • 31 марта 2015, 14:22
  • moriarti13

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
+
В детстве как-то попал за кулисы цирка. Ходил между клеток с животными, мимо провели верблюда. Бегали люди в трико: жонглеры, гимнасты. Дяденька в ливрее громко командовал.
Вот это было впечатление!!!
avatar

Skif

  • 31 марта 2015, 16:04
+
Вам довелось туда попасть во время представления, верно?)
Рабочая суета во время выступления отличается от репетиционной))) Но в любом случае это круто!
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 16:15
+
А мне довелось даже поработать в цирке чуть-чуть :)))
avatar

Pablo

  • 31 марта 2015, 18:33
+
Много раз по чуть-чуть или все же чуть-чуть?)
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 18:43
+
С полгодика это как по твоей классификации?
avatar

Pablo

  • 31 марта 2015, 18:47


+
Крутой ты чувак)))
По моей классификации.
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 19:07
+
Сам дурак! :)
avatar

Pablo

  • 31 марта 2015, 19:17
+
Когда-то давно я пост про истории из жизни медведей-байкеров цирка Филатовых писал. Советую почитать и, конечно, сходить на представление: --------->
avatar

MrNick

  • 31 марта 2015, 16:37
+
%)))))))))))

avatar

info

  • 31 марта 2015, 16:47
+
Сижу смеюсь… ушло в избранное)))
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 17:00
+
Спасибо огромное за великолепный репортаж!
avatar

12345

  • 31 марта 2015, 16:51
+
Та не за что))
Мало было… слишком мало времени.
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 16:59
+
«Красное знамя» от 27 июля 1956 г.

Третье отделение посвящено «медвежьему цирку». Не раз на арене работали эти четвероногие артисты. Мы помним кувыркающихся «пьяниц», медведей-кучеров из некрасовской сказки. Но то, чего добился дрессировщик заслуженный артист РСФСР Валентин Филатов – поражает.

Медведи катаются на обыкновенных велосипедах, без посторонней помощи управляют мотоциклами, жонглируют горящим факелом.

Чего стоит, например, бурый гонщик на велосипеде, который непрестанно и ревниво оглядывается на отставших от него товарищей. Тонкость работы дрессировщика чувствуется в каждой детали этого прекрасного номера.


Но конечно, особое место в программе занимает Олег Попов. С первых же минут он покоряет зрителя своей неутомимой шуткой, изумительной мимикой. Помиммо номера с жонглированием на свободной проволоке, Олег Попов участвует в паузах. Надо сказать, что это участие не ограничивается вставными репризами. Попов умело обрамляет юмористической канвой большинство номеров программ.

Запас его шуток неистощим. При случае он использует меткое слово. Но в основном репризы Олега Попова построены на мимике.

Для сочинских зрителей Олег Попов приготовил специальную репризу. В одной из пауз он появляется на манеже с подносом в руках. На подносе – бутылка боржома и различные закуски.

— Ты куда? – спрашивает его ведущий.
— В кафе «Отдых» — серьезно отвечает клоун.
— А зачем же берешь с собой еду?
— Там пока дождешься, чтобы тебя обслужили, совсем проголодаешься…

Зал хохочет.

Олега Попова зрители ждут, встречая всякий его выход веселым смехом. Особенный успех достается репризе со свистком.
avatar

12345

  • 31 марта 2015, 17:19
+
На Попова меня пацаном специально в Сочи возили...)
avatar

so3537

  • 31 марта 2015, 18:04
+
Начинаю завидовать....)))
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 18:42


+
))) не надо… тогда вы были бы такая старенькая как я...)
avatar

so3537

  • 31 марта 2015, 18:45
+
Хоспиди, мне это тож грозит.....))) Причем в любом случае)) Но Попова я не увидела…
avatar

moriarti13

  • 31 марта 2015, 19:08
+
В разное время — разные развлечения. Хотя, я, например, доволен, что видел осмысленно и социалистическую эпоху, и развал, и сегодняшнее время. Не надо пытаться делать выводы с чьих-то рассказов и съемок.
avatar

so3537

  • 31 марта 2015, 19:15
+
Помнится ещё при Союзе был этот цирк на гастролях в Сочи. Меня тогда отец на представление водил. Так вот, можно сказать, что это было одно из самых удивительных и запоминающихся представлений. Особенно запомнился номер, когда медведи выступали на арене без дрессировщика. Номер более пяти минут длился, и на арене не появился ни один человек, звери работали в автономном режиме ))
avatar

shaitan93

  • 31 марта 2015, 22:27
+
Бедные зверюшки (((((((
avatar

Olevelaya-Em

  • 31 марта 2015, 23:55
+
Почему они бедные?
Например, Настя обязана своей жизнью цирку, в зоопарке у нее не было шансов выжить. Настолько же несчастна любая очень дорогая племенная собака, поскольку любой артист в цирке незаменим и на вес золота ценен.
Представляете, сколько труда вложено в любое животное на манеже?
avatar

moriarti13

  • 01 апреля 2015, 01:04
+
Любой процесс обучения требует самоотдачи, массу времени, любви к этому обучающего.
Не всем это дано. Мне, например, нет… поэтому, без преувеличения, считаю труд учителей героическим.
avatar

so3537

  • 01 апреля 2015, 10:03
+
Интересный рассказ, спасибо! Но цирк я не люблю почему-то.
avatar

listcom

  • 01 апреля 2015, 15:55

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.