Большой и Малый Тхач

Трехдневный поход. Большой и Малый Тхач, Ачешбоки в сентябре.

• Регион: Западный Кавказ, Природный парк «Большой Тхач»
  • Продолжительность: 3 дня
  • Протяженность: 40 км
  • Даты: 18.09-20.09.2015

Маршрут: п. Мостовской — Бароновы Поляны — п. Тхач — г. Абестная — г. Асбестная — п. Чертовы Ворота — г. Восточный Ачешбок — приют Тхач — п. Мостовской

Введение:

Большо́й Тхач (2368 м.) — горный массив на водоразделе рек Малая Лаба и Белая, расположен на Западном Кавказе, на границе республики Адыгея и Краснодарского края. Часть горного массива, расположенная на территории республики Адыгея, входит в состав природного парка «Большой Тхач», включенного в 1999 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.В переводе с адыгейского «Тхач» означает — «Бог» (дословно с адыгейского «ТхьакI» — «вечно молодой бог»).

Большой Тхач.

Массив представляет собой типичную куэсту с пологим травянистым северным склоном и скалистыми южными и западными стенами, его характерный силуэт, образованный асимметричными (пологими к северу и крутыми к югу) вершинами гор Большой и Малый Тхач хорошо виден со многих населенных пунктов и хребтов Западного Кавказа. Длина стены Большого Тхача — 10—12 км. Перепад высот от 100 до 300 метров.

Большой и Малый Тхач известны у местного населения как горы Большая и Малая Лысая, географический топоним знают далеко не все. С запада массив ограничен бассейном реки Сахрай (приток Белой), а с востока — бассейном реки Ходзь (левый приток реки Лаба). Перепад высот между вершиной Большой Тхач и руслами окрестных рек составляет порядка 1 км. Среднегодовая температура воздуха на близлежащей метеостанции Киша (1500 м н.у.м.) составляет +6.9 °Ñ, количество осадков 854 мм в год, снег выпадает в ноябре-декабре, сплошной покров держится до середины апреля.

Основной орографической единицей района является Передовой хребет, в зону которого входит описываемый участок, на нём выделяются (с севера на юг) вершины Казачий Пикет (1184 м), Большой Тхач (2368.4 м), Малый Тхач (2238 м), Асбестная (2285 м) и Ачешбок (2486 м), к востоку от которого отходят хребты Агиге (2311 м) и Сундуки (2200 м).

День первый. Мостовской — Бароновы Поляны — п. Тхач.

Большая часть группы у нас была из Сочи (10 человек), так как маршрут был запланирован с пт по вск, в четверг вечером мы выехали из Сочи, на микроавтобусе, и несколько человек у нас были из Новороссийска (2 человека), итого в группе получилось 12 человек. Утром договорились встретится в п. Мостовской у Михалыча дома, который нас и забрасывал на Уазе до Бароновых Полян. В 6 утра мы были уже на месте, пока основная группа занималась упаковкой рюкзаков и приготовлением завтрака, то друзьям из Новороссийска мы объясняли как к приехать к нам. Минут через 15 мы были все в сборе. Микроавтобус мы отпустили, а легковую машину мы припарковали у Михалыча в гараже. Михалыч его жена, очень гостеприимные люди, помогли нам в приготовление завтрака, мы у них оставили кое какие вещи, что нам не потребуется в походе, и припарковали машину в гараже, за это они с нас и рубля не взяли. В 8 утра мы выехали на двух Уазах, буханка и тентованный.

Наши боевые кони.

От Мостов до Бароновых Полян ехать примерно 2,5-3 часа. Дорога местами шикарная, можно проехать и на пузотерки, а местами я думал и Уазу это не под силу, но мы проехали и не разу не где не застряли, только что пару раз бамперами цепляли. По пути мы заехали на Мраморный карьер, он оказался давно закрыт, Михалыч, рассказал что в недавнем прошлом тут шла добыча мрамора, но ввиду того что порода молодая она трескалась и ломалась, добычу приостановили. На последнем нашем подъеме у Михалыча случилась беда, на Уазе порвали задний мост.

Часа через мы прибыли на место начала нашей пешей части маршрута- Бароновы Поляны. тут мы выгрузились, до упаковали свои рюкзаки, посмотрели на наш предстоящий маршрут, с Бароновых полян открывается прекрасный вид на Большой и Малый Тхач, видно Чертовы Ворота и Ачешбоки.

Вид с Бароновых полян на Большой и Малый Тхач. Ачешбоки.

Начало тропы к горе Большой Тхач начинается от Бороновых Полян, начало тропы надо найти, тропа летом очень хорошо зарастает, туристы тут почти не ходят, в основном только ходит народ на балаган Соколова- на лошадях. Большую часть пути, тропа идет по лесу, только перед самым перевалом выходим в субальпийскую зону.

Километра через 3 мы останавливаемся на небольшой полянке на перекус, по пути было пару болотистых мест- тропу сильно кони подразбили. На этой поляне развилка тропы, правая идет к балагану Соколова и далее можно пройти к п. Тхач, при этом сделать крюк в 3-4 км, а левая тропа идет по хребту, но она слабовыражена, приходится местами смотреть в навигатор. Тут же на поляне есть речка, метров 300 пройти по тропе в сторону балагана Соколова. Мы конечно идем по левой тропе, тут я бывал и с ориентироваться на месте проблем не было, пожалел только об одном, я шел в шортах, а крапивы тут чаща… Ох ноги и горели)))) Часа через полтора выходим на развилку с хорошей тропой, право на балаган Соколова, левая тропа идет к п. Тхач. Казалось бы что перевал тут уже рядом, уже совсем близко стены Тхача, но идти нам еще около 3 часов. В часов 5 вечера мы выходим на п. Тхач, тут же есть места для ночевки, решаем оставаться тут или идти дальше до балагана Ветренный (еще около 1 км идти под стенами Большого Тхача). Посмотрели на наличие воды в родниках, один оказался пересохшим, второй вполне пригодны для питья и приготовления еды. Остаемся на перевале. Ужин. Посиделки у костра (с дровами тут проблема, приходиться ходить далеко, лучше готовить на газу).

Вид на Большой Тхач из лагеря.

Перевал Тхач-вершина Большой Тхач- траверс Малый Тхач- западный Ачешбок.

Утром у нас не было запланированного раннего подъема, все таки сказывается усталость- ехать всю ночь, толком не спать, да и подъем на перевал отнял много времени и сил, тем более для кого то это был первый поход или второй. Поспать долго нам все равно не удалось, нас подняло солнце, нагрело так палатки что дышать там не чем было. Завтрак и сборы на вершину Большой Тхач, основная часть группы собралась идти на вершину, и несколько человек остались в лагере, решили погулять в окрестностях.

Вид на лагерь с вершины Большой Тхач.

В 8 утра мы выходим в сторону вершины Большой Тхач, подъем у нас занял примерно 1,5 часа, постоянный набор высоты, вершина технически не сложная, проходится везде ногами. На вершине полюбовавшись прекрасными видами, погода на столько хорошая была что нам открылся красавец Эльбрус, так нам открылся вид на Малый Тхач и Ачешбоки.

На фото Малый Тхач, Асбестная и Чертовы Ворота с Ачешбоками.

Так как время нас поджимало, пришлось бежать обратно в лагерь, через час мы были в лагере где нас ждал обед. После обеда собрав лагерь мы выдвинулись дальше на маршрут. Идем в сторону Малого Тхача, метров через 300 выходим на поляну небольшую, еще одно место для лагеря, с поляны идет две тропы, правая тропа идет через вершину Малый Тхач и спускается на основную тропу, левая тропа идет траверсом Малый Тхач. Так как во времени мы ограничены, траверсируем вершину.

Общее фото на фоне Малого Тхача.

От Малого Тхача примерно около часа ходу и мы под Асбестной, тут есть хорошая стоянка для туристов, открываются шикарные виды на Большой и Малый Тхач с одной стороны, и с другой стороны Ачешбоки, решаем остановится тут на ночевку. Рядом со стоянкой есть родник, но оказался мутный, идем дальше смотреть еще один родник, идти метров 500- родник пересох. Встретив 3 туристов узнали откуда идут, идут со стороны Чертовых Ворот, говорят что там тоже ближний родник пересох, за водой придется ходить метров за 700- да, проблема. Возвращаемся обратно к группе, и решаем идти под стены вершины Западный Ачешбок- есть балаган и рядом течет небольшой ручей. Все не много расстроились, не хотелось уходить отсюда, тут шикарные виды, и хотелось встретить рассвет на вершине Асбестной.

Вид на Чертовы Ворота и Ачешбоки, с Асбестной.

Но выход один, нужна вода, и идем под Западный Ачешбок. Часа через полтора мы были на месте, балаган конечно совсем прохудился, но видно что за ним периодически следят, пол в балагане земленой, да и в полный рост не развернешься. Кто решил заночевать в балгане, но все в основном поставили палатки. Вечером костер, ужин и посиделки у костра.

Балаган по стеной Западный Ачешбок.

День третий. Западный Ачешбок- Чертовы Ворота- Приют Тхач.

Подъем в 6 утра, завтрак и сборы лагеря, сегодня у нас самый сложный день, нам предстоит пройти около 15 км, да еще и в планах подняться на перевал Чертовы Ворота, да и машины у нас заказаны на 3 часа дня.

Перевал Чертовы Ворота, на заднем плане Западный Ачешбок.

Вышли мы из лагеря в 8 утра, нам предстоит пройти не много назад около 2 км, через км мы вышли на развилку, несколько человек желает подняться на перевал Чертовы Ворота, остальные ждут их не много дальше на следующей развилки. Около часа ребята бегали на перевал, а остальные загорали и фотографировались.

Вид с развилки. Путь домой.

В 10 часов мы выходим в полном составе, в обратный путь-домой. Километра через 3 км мы выходим на стоянку для ночлега, хотим сделать перекус, но за водой почти идти с километр, а личных запасов не так уж и много уже, решаем идти дальше и по пути сделать перекус, по пути были родники, но 12 человек с них не напоить- почти пересохли.

Вид на Большой и Малый Тхач со стоянки.

Тропа скоро переходит в дорогу, и по дороге нам еще топать около 8-9 км, в пути зря время не теряем, собираем шиповник, тут он как арбузы на ветках- крупный и спелый, и собираем мяту- давно такого ароматного не встречал. Усталость дает о себе знать и последние 3 км идутся очень тяжело, плюс к этому мы еще не перекусывали, так только конфеты да шоколад, а кушать хочется. Недоходя с километр до приюта, мы останавливаемся на перекус, тут полноценный ручей течет, напились и наелись вдоволь. Через 20 минут мы на месте- приют Тхач, тут нас уже ждут Уазы, пока нас ждали наши водилы, они время зря не теряли, насобирали несколько ведер грибов.

Через 2 часа мы снова у Михалыча дома, где собираемся и переодеваемся.В планах было еще посетить горячие источники, но спустились поздно, в этот раз без них. Михалыч показал нам свою коллекцию аммонитов, они большая и прекрасна. Некоторые сторговались и купили парочку, так же Михалыч заготавливает лечебные травы, их тоже можно прикупить у него. Прощаемся с Михалычем и двумя участниками нашего похода (им ехать в Новороссийск), и выезжаем в обратный путь в Сочи.

Погода все дни радовала, светило солнце, ночи были ясные.

Тайминг по дням.

Маршрут на карте.

День первый. Бароновы Поляны- п. Тхач

Пройдено около 12 км.

День второй. п. Тхач- Западный Ачешбок.

Пройдено около 15 км.

День третий. Западный Ачешбок- приют Тхач.

Пройдено около 14 км.

Рекомендации по маршруту.

-С собой берите 1,5 литровые бутылки, на маршруте с водой проблемно, постоянно наполняйте в ручьях и родниках при первой возможности
-На перевале Тхач есть два родника, но они могут быть пересохшими, можно пройти дальше к балагану Ветренный, необходимо идти в сторону леса, под стенами Большого Тхача.
-На ночевку можно остановится за перевалом Чертовы Ворота, между Восточным и Западным -Ачешбоком, есть родники и стоянка, а утром подняться на Восточный Ачешбок, подъем не сложный примерно как на Большой Тхач.
-Почти на всем маршруте есть сотовая связь
-На вершине Большой Тхач и Восточный Ачешбок можно встретить местных обитателей- серн. -Периодически ходит медведь.
-На маршруте лучше пользоваться газом, с дровами проблемно, их толком нигде нет.
-Контакты для заброски из Мостовского: 89181649365 Михалыч (Уаз Буханка), 89183139489 Дима (Уаз Буханка)

Снаряжение в походе.

-ПалаткаMarmot Aura 2P служит верой и правдой уже 9 год, конечно за это время силиконовое покрытие уже слетело, и сильный дождь палатка не держит, но своим весом радует и габаритам, полноценная двушка.
-Ботинки Asolo Sasslong, купил в начале этого лета, ботинки показали себя только с хорошей стороны, за все время ноги постоянно сухие при любой погоде, сидят на ноге как родные, прошли со мной около 1000 км за этот сезон, служат верой и правдой.
-Спальник пуховой Riegel Кокон (-7 до -30, вес 1600), купил в этом сезоне за 7200 р, это при нынешнем курсе доллара, спальник показал себя только с хорошей стороны, один минус- родной компрессионик нужно заменить. Стирал я его несколько раз, пух отлично себя ведет, не потерял свои свойств. Было ну очень жарко в нем спать, можно взять что по легче и более прохладный.
-Фонарь Petzl NAO, с этим фонарем хожу уже год, отлично себя ведет при любых погодных условиях. Единственный минус, из за того что батарейный блок находится сзади, на холоде мерзнет акум, и быстро разряжается- необходимо покупать удлинитель чтоб акум прятать под куртку. Вместо аккумулятора можно поставить две батарейки ААА, или зарядить от повербанка.
-Рюкзак Deuter Patagonia 70+15, покупал пару лет назад до подорожания курса доллара, обошелся мне в 4000р (на распродаже), не чего лишнего в рюкзаке, все по минимуму, но качество Deuter, удобная спина и реально вместительный. Делают специально для рынка России. Уже два года не расстаюсь, прошел с ним около 2000 км за спиной, не выгорел и потрепался, в пару местах есть пару маленьких коцак. Советую.

Путешествуйте и берегите природу. Спасибо.

Фото: Иван Аборнев, Артур Коваленко
Больше отчетов можно посмотреть на сайте.