На Эльбрус с Севера. Август 2016.

Эльбрус на закате. Вид из Джилы Су.
Решение идти на Эльбрус в августе этого года мы с друзьями приняли где-то весной спонтанно. У меня был опыт восхождения с Севера в прошлом году. У друзей было желание осуществить его в этом году. Маршрут известен, методы подготовки тоже – ничего не мешало нашим планам. На том и порешили.

Один из нас вызвался транспортировать группу к первому лагерю на Джилы Су. Что существенно снижало расходы на экспедицию. Позже определили ориентировочную дату выезда из Сочи – 18.08.2016, которая так и не изменилась.
Несколько раз в течение месяца до выезда встретились чтобы утрясти все нюансы: провизия, снаряжение, стратегия подъема, трафик.
И вот незаметно «подкатил» тот день. Последние штрихи и мы выезжаем.

Ехали из Сочи через Шаумяновский перевал, Апшеронск (под которым остановились на ночевку где-то около 0.30 19-го августа), Минводы (в аэропорту, в 12:10 19-го августа забрали еще одного из участников похода из Москвы), Кисловодск. На пересечение границ Ставропольского края и Карачаево-Черкессии мы с удовольствием остановились в красочном месте и с огромным аппетитом съели предложенные местными жителями свежеприготовленные хычины ( с пылу, с жару) и жирный, невероятно вкусный Айран.

Сделав еще несколько остановок в живописнейших местах,

проехали въезд в Кабардино-Балкарию, через час мы прибыли в Джилы Су (культовое место любителей нарзанных источников и просто прекрасное место для дикого отдыха).

Не доезжая шлагбаума, мы бросили машину на обочине, и чуть выше разбили первый лагерь. (около 2400м). По дороге мы купили прекрасный арбуз, который с аппетитом скушали после ужина, предварительно сходив чуть вниз по склону за водой.
Итак, 19-го августа, мы заснули крепким здоровым сном на альпийских лугах прекрасного края Приэльбрусья. Уставшие с дороги, но довольные началом путешествия и предвкушением больших дел.
20-го мы проснулись рано, около 6:00. Часиков около восьми утра, предварительно позавтракав мюсли со сгущенкой и салом с хлебом, а так же вяленным мясом, попив чаю, мы вышли через холм и Джилы Су под рюкзаками в 23 кг в среднем на человека в сторону полян Эмануэля и выхода к подножию Эльбруса с Северной стороны. По плану была заброска основной части продуктов и «железа» (карабины, ледорубы, кошки, веревка) на предполагаемое место второго лагеря на высоте 3500м.
Тропу выбрали поначалу не совсем практичную — через каменный мост в ущельи Джилы Су.

Она петляла и все время прыгала по высоте, и под грузом мы весьма вымотались при выходе как в одну, так и в другую сторону. Мы оказались возле выхода на основной маршрут от Полян Эмануэля (около 2500м) только минимум через полтора часа. Набрав нарзана, мы двинулись дальше, минуя «аэродром» (большое поле перед «взлетом» — тропой вверх, к моренам, к высоте 3500м).

На месте заброски и промежуточного лагеря, 3500м, в «кармане» между мореной и ледником, где есть несколько «ацангуаров» (обнесенные камнями ровные площадки) для постановки палаток мы были около 16:30.

Сделав заброску (7 пакетов разложили под камнями скальника –сыпухи морены), мы двинулись в обратном направлении. Тем самым, мы сделали первый акклиматизационный выход, плюс к этому совершили полезную вещь – облегчили себе завтрашний переход. Но дался нам этот первый выход весьма тяжело. Возвращались мы опять через Каменный мост и пришли в первоначальный лагерь на Джилы Су только в 20.30. Уставшие и голодные. Сварганили супа из риса, мяса и прочих продуктов, в коих не нуждались ни разу в течение всего похода. Попили чаю и «убитые» уснули по палаткам. 21-го нас ждал переход в промежуточный лагерь.
21-го августа проснулись около 5:00, 5:30. Позавтракали, и, не смотря на заброску накануне, под рюкзаками опять около 20-23 кг двинулись в уже проверенное вчера место — в промежуточный лагерь около морены на 3500м.
В этот раз мы шли другой тропой на Поляны Эмануэля, спокойной и умеренной, и через мостик рукотворный через Малку в сторону подножия. Это было правильное решение – мы без устали, за 40 минут, добрались до полян Эмануэля и основной тропы наверх. К тому же, мы с наслаждением припали к источнику «Серебрянный» в районе Полян Эмануэля. Выпили не менее, чем по литру вкуснейшего и бодрящего нарзана – оторваться было невозможно. Теперь наверх.
Путь дался не легко. Мы опять, как и накануне, миновали скальник вдоль речки, потом «Аэродром», «взлет» и тягун к хребту и морене.

Были на месте около 15:30. Вытащили заброски и разбили наш промежуточный лагерь. Надо сказать, что второй день подряд нас радовала погода. Солнышко, отсутствие осадков, довольно тепло. Не как в прошлом году (штормовой снег, шквальный дождь, минусовая температура ). Эльбрус был «чист». Мало было надежд, что он простоит в таком «выставочном» виде хотя бы неделю. Но хотелось верить.

Плотно поужинав и попив чайку, разошлись по палаткам и уснули.
22-го 2016 проснулись рано. Около 6:00. Завтракали и мылись из 5 литровых бутылок. Было очень приятно, особенно когда начало припекать солнышко, а делает оно здесь довольно рано, еще и 8-ми нет. С водой проблем не было. Прямо рядышком ручеек тающего ледника среди камней.
Затем мы собрались и пошли на поляну «Грибов». Причудливое место из камней особой формы, сформировавшихся под ветром и прочими природными процессами буквально в 30-40 минутах от нашего лагеря.

Вернувшись с поляны, мы пообедали, и к часам трем дня были готовы сделать заброску на 3900м – штурмовой лагерь.

Около 16.00 мы были в штурмовом лагере 3900м, где сделали закладки на «ацангуарах» будущего местостояния. Продукты, снаряга. Вернулись к шести вечера на 3500. Итак, 22-го, мы сделали заброску в штурмовой лагерь. Все это укладывалось в план акклиматизации. Ужинали, пили чай.
Утром 23-го 2016 мы выдвинулись около 8:45, собрав лагерь на 3500, на наше основное место стоянки – штурмовой лагерь 3900.

Были в штурмовом лагере уже в 10:00. Поставили палатки, хорошенько закрепив их на камнях от ветра, разобрали и проверили снарягу, сортировали провизию, ходили за водой. В 12:00 сварили уху из сушеной щуки с рисом с овощами. Очень вкусный обед. В 15:00 испортилась погода — снег, дождь, град, ветер. Один из наших, Ромка, уже почувствовал не совсем дружественное влияние высоты. Головная боль и отеки. Начали использовать разные препараты. Триасон для сна, аспирин экспресс для разжижения крови, аскорбинку и гематоген, а также ревалгин. Надо сказать, что еще во время затяжных переходов до 3500м мы не брезговали аскорбинкой, лимоном, гематогеном – хорошие средства для помощи в акклиматизации. Минисникерс «на ход ноги» тоже употреблялся с удовольствием. Недаром мы его привезли на 4-х два килограмма.
24-го утром мы были готовы к выходу на акклиматизацию. На 4700. Один из нас, Роман, не пошел по здоровью. Все еще мучился отеком и головной болью. Это иногда здесь на несколько дней. Нужно терпеть. Втроем мы стартанули к скалам Ленца.

Вернулись часам к трем дня.

25-го утром проснулись около 6:00, позавтракали. Ближе к 10 в составе трех из четырех двинулись на новый акклиматизационный выход, на 5200м.

Вдвоем ( я и Илья) поднялись к указанной высоте, третий (Марат) поднялся до 4700 м в связи с более медленным продвижением и с нарастающей штормовой погодой – снег, метель и туман.

Четвертый участник стартовал чуть позже на 4100м и вернулся, соответственно раньше. Втроем вернулись около 16:15. Сообразили по-быстрому ужин. Мы с этим никогда не затягивали. Затем погода заметно испортилась. На следующий день мы запланировали отдых, поскольку погода не радовала, да и передохнуть не мешало.
Водные процедуры по пути к скалам Ленца
26-е августа прошло в основном в восстановлении – сон, чай, кто хотел делал физуху, типа отжимания, в общем готовились к открытию «окна» на восхождение.

27-е встретило штормовым ветром, так что палатка ходуном ходила. Практически весь день. Из палатки почти не выходили.
Альпино Пауэр.
Ночь провел в ожидании «окна». Просыпался в 24:00, 02:00, 4:30, 5:30, а проще сказать не спал вовсе. И только в 6:00, убедившись, что погода не даст нам выйти сегодня на штурм, я успокоился и уснул. Проснулся ближе к 8.00. Погода улеглась и к 10:15 я еще раз сходил с двумя из участников, включая уже оклимавшегося от предыдущих головных болей и отеков Ромку, на высоту до 4600м – скал Ленца. Лишний акклиматизационный выход на самом деле вовсе не лишний и позволяет держать тонус.

28-е. Опять ожидание. Вся ночь – дежурство. Устал. Лег спать под 6:00. Все будет. Позже. Ждем и терпим. Двигаемся. Держим тонус. Ветер, снег, дождь, град, туман, солнце – урок природоведения просто весь день! Мы на нервах. Рвемся в бой. Ждем и терпим ….и кушаем…и пьем чай… чай…чай.
22:00! Все открылось. Облака ушли, Эльбрус под звездным небом! Бужу первого участника (Марата), кому по плану выходить первым. Снаряжаем его, кушаем и он отправляется в 23:45 на вершину. В лагерях ниже наблюдается нешуточное оживление, не менее 7-8 групп готовятся к восхождению. Не мудрено – все ждали «окна» несколько дней. У всех время ограничено. Сейчас! В 1:00, уже 29-го августа, из нашей команды еще двое, я и Илья (два Ильи) тоже выдвигаются на восхождение. Планировалось, что мы догоним Марата на 4500-4900м, где уже вместе продолжим восхождение. Таким образом, я бы контролировал группу, держал в зоне внимания на всем маршруте всех участников. Но догнал я его уже на 4200м. План поменяли – он должен был примкнуть к одной из групп и на их плечах подняться до 5000м в соответствии с его самочувствием, если он почувствует недомогание – немедленно повернет назад. Илья идет рядом. Разрываюсь с ним максимум на 100 м. Вижу постоянно. Несмотря на то, что ночь, налобные фонарики, метель и летящий в фас лед. Небо ясное, а ветер штормовой как в трубе ЦАГИ. Иногда даже бросает из стороны в сторону. Кошки держат на льду. Связываться не стали. Радует, что ветер стабилен, без усиления и небо звездное и чистое. Значит есть уверенность, что все удастся. Сегодня.
3:00 минуем скалы Ленца. Там скопилось пару групп. Обходим их. Лед с ледопада здесь, около скал особенно жесток при шторомовой скорости ветра. Его гул и темень, разрываемая только светом фонаря иногда «бьют» по сознанию. Идем. Терпим. Все ок. Мы готовы. Сил в нас хватает.
4:30 появляется полоска рассвета. Солнца еще нет, но полоска голубого цвета – «разрыв миров» уже появилась.
5:30. Верхние куски скал Ленца. 5000 и выше. Встает неимоверно красиво шар Солнца!

Ветер здесь стихает. 5200м, последний жесткий тягун с набором по вертикали 600м. Мантры, молитвы, песни – в помощь. Терпим, жмем, дожимаем.
На 5200 присаживаюсь возле камня подождать Илью и попить чаю, а также что-нибудь съесть- сало с хлебцем, сникерс, закинуть аскорбинку и гематоген.

Затем «тягун». Эти последние 400-500 м по вертикали самые сложные. Кислорода все меньше, движение замедляется.
8:00. Аллилуйя! Вершина! Группа преследователей подотстала. Илюху жду на вершине 1,5 часа. Опасаюсь «глюка» горняшки. Но акклимуха вроде в порядке. Сижу, наслаждаюсь, медитирую на высоте. У края вершины адский ветер, в 10м от края вроде можно спокойненько сидеть и созерцать. 1,5 часа проходят как пять минут. Подтягиваются все новые «гости» горы. Илюха! Обнимаемся, фотографируемся – мы сделали это!

Марат повернул назад на 4700м – в районе скал Ленца кусок льда попал в глаз, и это не позволило нормально двигаться дальше. Молодец, что четко выполнил установку перед выходом. Ромка остался в лагере.
К 13.00 я в лагере, Илюха подходит чуть погодя. Марат с Ромкой нас уже ждут. Сбрасываю снарягу и одежду, пью воду и ложусь спать. Есть не хочется совсем. После трех часов здорового сна – готовы к ужину. Вечером опять поднимается сильный ветер, который не прекращается всю ночь.
30-го просыпаемся в 5:10, собираем лагерь и выдвигаемся вниз. Наша основная часть похода закончена. В 9:00 последний участник (я) покидает лагерь, попращавшись душевно с Местом и Горой. Спасибо! К 13.00 мы уже внизу, на 2500, у нарзанных источников.

Теперь домой. Пропитанные Эльбрусом.

PS. Немного от себя в плане опыта и совета.

Основное питание на маршруте у нас было сало, сыровяленное и сырокопченое мясо, рис, гречка, лимоны, имбирь, мюсли, сгущенка, сахар, сникерсы, хлебцы, приправы разные. Делали супы с заправкой борщевой или приправами, а так же уху из сушеной рыбы — вообще рыба сухая там идет классно. Иногда баловались сухариками ванильными, пряниками и овсяным печеньем. Чаю пили много. Не одной железной банки не тащили. Все упаковывалось в пластиковые тубы (почти все). В итоге оптимальный вес и минимум мусора, который можно к тому же сжечь. Газ использовали Kovea. Взяли много (аж 12 балонов). Часть оставили на 3500 и на 2500. В итоге 6 баллонов привезли домой. Готовили на двух горелках: Jet Boil (кипятили воду) и обычной Track (готовили пищу).
Особое внимание к акклиматизации. Не стоит «лезть» на рожон. Хорошая акклимуха достигается челночным методом. Например 2500-3500-2500-3500-3900-3500-3900-4100-3900-4600-3900-5200-3900-отдых-восхождение. Дней пять. У некоторых конечно больше. Дней 7-10. Набор -сброс высоты и опять набор, но выше. Надо двигаться для более успешной и быстрой акклимухи. Работать в лагере. Надо быть готовым к тому, что придется сидеть и ждать погоды. Иногда долго.
Ежегодно с Эльбруса снимают десятки трупов. В основном из-за излишней самоуверенности или откровенной глупости. При нас только минимум два случая серьезных было на горе. Один труп, второй не знаю чем закончился (отек легких). В прошлом году еще хуже. Людей с признаками горной болезни мы встречали практически при каждом выходе на акклиматизацию и на вершину. Так же «любителей» ночевать на 4600 и выше «как бы» для лучшей акклиматизации или более быстрого броска затем на вершину хватает. Если это подготовленные и опытные люди это ладно, но к сожалению, это далеко не всегда так. На мой взгляд это малообоснованно. В основном все мучаются от сильного ветра, не отдыхают и заканчивалось это очень часто преждевременным спуском, или, что хуже, резким проявлением горной болезни и прочих воспалительных процессов. Не полагайтесь всецело на гидов. Они разные бывают. На моих глазах клиент из Филиппин уставший и дезориентированный на высоте 5200 шагал в пропасть, а гид сидел спиной к нему за камнем и даже не видел. Хорошо, что мы заметили и заорали ему, чтоб он повернул.Будьте сконцентрированы и внимательны. Прислушивайтесь к состоянию организма (не параноидально, а просто внимательно).
Удачных восхождений и следите за собой — вы нужны близким!
Ролик (14 минут) о восхождении:
  • 05 сентября 2016, 01:31
  • aloha

Красавы, что сказать. Сам тоже хочу. но боюсь не потяну нагрузки…
этим летом товарищ поднимался, по впечаталениям сказал, что вряд ли мне дойти до вершины…

konrad

• 05 сентября 2016, 01:40
Молодцы — это ооочень круто! Адски сложная гора.

• 05 сентября 2016, 02:15
Адски сложная гора.
Да?!

• 05 сентября 2016, 07:32
Да. Климатически она сложная.

• 05 сентября 2016, 20:58
Я дико звиняюсь, а Ушба климатически намного легче?

• 05 сентября 2016, 22:26

Гибнут на Эльбрусе, а не на Ушбе. Климатически Ушба более предсказуема. Безенгийская стена вообще тянет на мастера спорта, хотя Эльбрус — нет. А некоторые восходители, покорившие Эверест, оставили свои жизни на Эльбрусе… Почему? Ведь технически Эльбрус легок.

• 05 сентября 2016, 23:12
Климатически Ушба более предсказуема.
Чавой?
Тут дело в том, что на Эльбрус, особенно летом, прутся все кому не лень — от того и куча трупов. На Ушбу вот так с наскока не ходят, а ходят с хорошей подготовкой.
При мне на Эльбрусе в феврале сдуло со склона в районе скал Пастухова члена сборной Украины. На Ушбе он бы был прибит и привязан к стене, а тут типа, а чё нам!

• 06 сентября 2016, 09:00
Да, в феврале на Эльбрус только самые отчаянные ходють… Там сдует не только члена сборной…
На Ушбе он бы был прибит и привязан к стене,
Поэтому и считается, что Эльбрус сложней в климатическом плане, а не технически. Ну а теперь, исходя из информации ТС, почти до вершины ратрак гуляет, тут уже о самой горе с ее климатом вообще никто не задумывается… Осталось только дело за акклиматизацией… А раньше надо было выйти в 2 часа ночи с приюта, чтобы к обеду вернуться, более подготовленные возвращались и пораньше, а я только после 15 дня могла дотопать назад… Еще смотрели на состояние снега.., там это — величина не постоянная (по крайней мере так было раньше).

• 06 сентября 2016, 13:00
в феврале на Эльбрус только самые отчаянные ходють…
Зато всё по-взрослому :)
Еще смотрели на состояние снега..
Везет вам — у вас снег был :)
А Гора, не сложнее всех остальных, просто расслабляет кажущейся простотой.

• 06 сентября 2016, 13:46
Она не может расслабить. Она тихо и спокойно вводит в заблуждение, человек спокойно ложится спать на склоне и, если мимо никто не идет, то может больше не проснуться. Или также спокойно и без паники человек ступает прямо в пропасть..., которую совершенно не видно за безмятежным снегом… Это вам не стоячая ночевка на Ушбе, которая не дает расслабиться.

• 06 сентября 2016, 15:21
Чаво? Я про гору говорю :)

• 06 сентября 2016, 15:33
Чаво, чаво… я тоже про нее. Прогуляйтесь на эту гору, тогда поймете, о чем речь.

• 06 сентября 2016, 19:30
Да ну что Вы, я боюсь!

• 07 сентября 2016, 04:35
Все кому не лень… Член сборной Украины… Короче — да, ходят многие, доходят далеко не все. Сложна гора по физухе и климатически. Технически — нет. За годы восхождений убрались в большом кол-ве как новички так и заслуженные. За сезон не меньше десятка к сожалению остаются. По словам местных гидов 30-40. Думаю от 10 будет правильнее говорить. Прежде всего к Горе нужно проявлять уважение. Сравнивать Горы? Ну блин не знаю. У них характеры у всех и подходы разные. Как у людей. Я б не стал. Заходят те, кто заточен на Гору. Готовятся, физически и морально. Концентрация еще никому не мешала. И не покоряем мы их. Мы в гости ходим, если они позволяют. Покорить их невозможно. Они стояли и будут стоять, когда мы здесь песчинки, пролетающие мимо.

• 06 сентября 2016, 23:17
Очень с Вами согласна. Была в гостях у этой горы 5 раз со всех сторон, кроме Запада. И каждый раз Эльбрус встречал по-разному. То снег разный, то погода, то люди… И всегда оставалось ощущение, что надо прийти еще раз.

• 07 сентября 2016, 09:53
Мое Уважение! Тянет туда. Это факт.

• 07 сентября 2016, 13:23
Эльбрус — технически совсем не сложен. Смотри под ноги — следуй маршруту. По погоде и физически — серьезно сложен. Нужно идти в хорошем темпе так как погода меняется и у тебя нет большого кол-ва времени. Тебе нужно дойти и спустится. 10 -12 часов серьезной физ. нагрузки не всем под силу. 7 часов наверх с 3900 — хорошее время. 9 часов — ну пойдет. Больше -уже критичино очень. А еще вниз спускаться. Часа 3-4. Тоже — точно не сахар. Я говорю про маршрут без ратраков и канаток. Не надо путать. А шоколад Аленка и сейчас в кайф. Буханки хлеба и тушенку для доп. физухи -ну пожалуйста! Каждому свое. Можно еще достать свитера и брезентовые палатки ;)

• 06 сентября 2016, 22:21
Хотя простите. С Запада подъем вообще-то уже 3Б. Там уже не все так безоблачно и кроме физики, нужно еще приложить технические навыки. Так что не будем говорить сразу про все маршруты.

• 06 сентября 2016, 23:20
Группе 16-летних пацанов из 13-й школы повезло с погодой 50 лет назад, и сложностей не было! Приют Одиннадцати тогда работал, не знаю, это самый легкий маршрут? Тушенка была в железных банках и хлеб в тяжелых буханках. Шоколад «Аленка» почему-то был рекомендован, он какой-то особенный или исходили из наличия в магазинах? ))

• 05 сентября 2016, 09:50
Не знаю 50 лет назад меня не было. У 16-х может и не было сложностей.

• 05 сентября 2016, 09:59
Не стоит путать разные маршруты. приют 11 бывший -это с Юга. С Юга обычно сейчас едут на ратраках в район около 5000. Оттуда начинают подъем. В описанном маршруте — подъем с 2500. С Севера никаких ратраков и канатных дорог.

• 05 сентября 2016, 12:44
С Юга обычно сейчас едут на ратраках в район около 5000.
а как в этом случае проходит аклиматизация?

• 05 сентября 2016, 20:32

приницип примерно тот же. Приезжают к подножию и «челночат» пару дней. Потом на канатку до приюта, оттуда акклимуху на 5000 еще делают, затем ратрак и оставшиеся 500-600м по вертикали восходят. Не все акклиматизацию удачно проходят. Некоторым нужно времени побольше.

• 06 сентября 2016, 08:47
Итого времени (в днях) примерно столько же уходит, разница только в личных трудозатратах и доп. расходах?

• 06 сентября 2016, 08:54
в физухе разница. Расходах?.. ну наверное. Тут не могу сказать. Смотря как идти. С Гидами- без ну и прочее. А еще -с Севера — ты и гора. С Юга — ты, табор и гора. Зато цивилизация ближе и ее «радости».

• 06 сентября 2016, 22:28
Это ратрак уже выше скал Пастухова ходит? И канатка до приюта… И до седловины уже никто не топает? Как все изменилось… Теперь понятно Pablo, воспринимающего с иронией, что Эльбрус — сложная вершина. Ведь почти до вершины на такси сейчас доставляют… Надо мужа свозить на экскурсию, а то тоже посмеивается, мол чего там такого в этом Эльбрусе… Знаю, что до скал Пастухова в принципе может каждый добраться без акклиматизации, а вот выше… можно и заснуть, не дойдя до седловины, если ножками идти…

• 06 сентября 2016, 12:49
По-моему, там со всех сторон Север! ))

• 05 сентября 2016, 20:33
Это на Южном Полюсе всюду Север…

• 05 сентября 2016, 21:06
Помнится, с Севера был закрытый разорванный ледник… Или в обход его шли? Или ледник так изменился за 25 лет? У нас там в 1991 году «бензовоз» в трещину провалился.

• 05 сентября 2016, 21:05
Там есть ледопад с серьезными трещинами. Но это если прямо смотреть под седловиной и вниз. А слева нормальная тропа. Трещины и там есть рядом, но забиты видимо хорошим слоем снега-льда. В основном идут в связках, но многие идут без связок, внимательно под ноги и вокруг смотреть только не забывать… Тропа эта, если смотреть сверху прямо к скалам Ленца. То есть под ними, чуть может правее, в сторону седловины. Сейчас ее вешками метят.

• 06 сентября 2016, 08:53
Ледопад мы проходили, а потом этот ледник и сразу вверх. На этом леднике в закрытую трещину «бензовоз» и провалился метров на 10, короче на всю длину связки. До тропы мы не дошли, да ее тогда никто и не метил, и вообще там тогда никто не ходил. После седловины пришлось идти вниз до скал Пастухова, потому что погода была не для восхождения. И то, чуть не прошли мимо Приюта Одиннадцати, настолько было темно днем от непогоды. Спас сигнальный фонарь, который мы приняли за звездочку в небе, только потом дошло, какая звездочка в пургу… и вернулись. Непогоду переждали на Приюте и вниз к бочкам. А вам пожелаю новых достижений, новых вершин. Попробуйте Безенгийскую стену. Наши ребята ее в 1994 году прошли всю. Путешествие на 6 с +, но там техника требуется.

• 06 сентября 2016, 12:26
ээээ… бензовоз на 5000 поднялся? Выше ледопада 4800-4900. Что-то сомнительно. Может о разных местах говорим. Там никакой транспорт (С Севера) не пытается даже. Нет там таких мест. До скал Ленца разве? И то… Чота не то. Скалы Ленца от 4600. Не представаляю там бензовоза в упор. Там вертолет на верхних Ленца лежал долго, потерпевший жесткую посадку. В этом году уже практически следа от него не осталось.

• 06 сентября 2016, 22:32
«бензовоз» в кавычках это термин какой-то, а не машина, имхо.

• 07 сентября 2016, 06:43
Бензовоз — это человек который в рюкзаке нес только бензин для примуса на всю команду. Раньше с примусами ходили… Горелки газовые появились позже. Нас было 10 человек, и представляете, как остаться без огня на просторах северного склона, где температура ночью в нашем походе была сильно ниже 20 градусов. Вытаскивали бензовоза всей группой в условиях штормового ветра..., причем парень сначала подал нам рюкзак с бензином, оставшись на выступе трещины ждать веревки. Мы тогда еще в кошках были и с ледорубами. Что, собственно сильно и помогло. Потом ночью нас засыпало снегом в мульде, приходилось по очереди каждые 20 минут очищать палатки от снега… Было жутко холодно, перчатки не спасали, руки мерзли моментально. А утром солнце, но не надолго. Палатку замерзшую несли некоторое время, так и не сложив ее. Смеялись очень… Кстати, у нас было три «памирки-серебрянки». Это потом мы сшили под заказ новые круглые палатки…
Мы шли по склону как раз 1 августа 1991 года, когда на побережье выпал сильный смерч на Туапсе, и смыло там что-то. Тогда еще три дня была закрыта железная дорога на Сочи. Так вот это климатическое событие очень красочно было видно с Эльбруса, не сам смерч, а черные тучи, покрывающие весь горизонт. С горы это сначала было красиво, но потом эта непогода быстро пришла и к нам в виде пурги и урагана. Нас у приюта Одиннадцати приняли за приведения, спустившиеся с горы. И почему-то приют был пуст, был только один дежуривший.

• 07 сентября 2016, 10:18
Это для наглядности (извините, что фото в Вашем топике, появилась тема для разговора..., за что — спасибо Вам).
Ледопад
Палатки памирки в мульде
А это наша команда, справа в нижнем ряду в белой футболке — тот самый бензовоз. Мы уже идем домой к станции Мир.

• 07 сентября 2016, 10:52
Все понятно :) Не сразу уловил — простите. Очень интересно на самом деле и фотографии отличные ниже. Спасибо за историю! Представляю каково вам было. Как я понял вы шли с Севера на Юг? Через седловину? Такое впечатление, что специально шли по ледопаду, отрабатывая взаимодействие и технику или по какой-то причине не нашли лучшего маршрута?

• 07 сентября 2016, 13:10
Наш руководитель — еще тот ходок в хорошем смысле слова. Он мастер спорта. Он не искал нам легких дорог. В планах было сделать крест — Север, две вершины и Юг. Но погода вмешалась конкретно.
Такое впечатление, что специально шли по ледопаду,
Возможно, я была только в составе группы и не более. Но знаю, что частенько вперед уходили разведчики… самые молодые и с опытом. Под мульдой наблюдали, если стоять лицом к седловине, слева хороший путь. Но пошли в лоб. Да, руководитель всегда нам подкидывал слегка усложненные маршруты, за что мы ему благодарны. Да и сейчас приятно вспоминать… и пикник на Эльбрусе, и лавину, и купание в ледяной воде горных озер…

• 07 сентября 2016, 21:24
Уж не с Наумовым ли?

gmfs07

• 05 сентября 2016, 18:52
Учитель истории Владимир Ермолаевич водил.

• 05 сентября 2016, 20:32
С Приюта самый легкий маршрут. 50 лет назад даже рюкзаков не было нормальных и одежки… Это лишь подтверждает, что в те времена люди были и физически и морально более крепкими. А 16 -летние самые активные, они и в 80-е были «крутыми», сами шили пуховки, сами делали рюкзаки станковые..., и тушенку уже не брали.

• 05 сентября 2016, 21:03
Что да?, ежегодные трупы на горе и многочисленные рассказы о трудностях при восхождение не показатель сложности горы???

• 05 сентября 2016, 09:54
В море тонет куча народу. В море сложно плавать?

• 06 сентября 2016, 09:03
Ну Вы уже утрируете… Жить вообще опасно, можно когда-нибудь тоже умереть. К Эльбрусу такое беспечное отношение… у некоторых, которые пройдя Эверест с Эльбруса не вернулись.

• 06 сентября 2016, 12:30
У меня был друг, пройдя кучу Гор, умер от простуды. Простуда смертельно опасна, верно?

• 06 сентября 2016, 13:42
Так бывает иногда. Не усмотрел потерю иммунитета.

• 06 сентября 2016, 15:25
Вот те на!

• 06 сентября 2016, 15:54
Извеняюсь канэшна, а в чем кайф залезть на пупок??? Погулять в царстве дяди лёши понятно, ну этот мазохизм не понимаю!!! Но всеравно молодцы!!!))))

TOSCHA

• 05 сентября 2016, 02:36
Круто!!! Молождцы! ++++++

Japonec

• 05 сентября 2016, 08:15
Круть… фото с вершины как из космоса…

Karamba

• 05 сентября 2016, 08:24
Когда туда газпром канатку уже проведет, мучаются ведь люди?!

• 05 сентября 2016, 09:33
Предъявителям значка «За восхождение на Эльбрус» подъем бесплатный будет?

• 05 сентября 2016, 09:54
такой?

• 05 сентября 2016, 10:07
Нет, с цветной картинкой был, помнится, и с указанием высоты более высокой вершины.

• 05 сентября 2016, 10:46
тогда вообше не пустят.знаем мы таких, раньше было лучше, горы выше…

• 05 сентября 2016, 11:06
Не каждому под силу такой поход, но видно впечатлений масса. Прекрасные фото!!!)))) Ребятам новых покорений в будущем.

Malusheva

• 05 сентября 2016, 13:55
Отличный поход. Отличный репортаж. Автору большой плюс и пожелания будущих путешествий.

travellersochi

• 05 сентября 2016, 23:23
Вы лучшие!!! Восторг и восхищение, и радость за Вас. Адреналин прямо через экран выплёскивается. Спасибо!