Астрофото экспедиция в Абхазию Персеиды-2016. Часть 1. "Высокогорные озера"

Вот и решился таки написать пару строк о нашей небольшой экспедиции
за темным небом в горную часть республики Абхазия.

План о выезде на красивейшее астрономическое мероприятие именно в это место,
Агурское плато 2400м. н. у. м. вынашивался достаточно давно.
И, получив разрешение от Абхазской стороны на проведение фоторепортажной съемки и разбитие бивака в заповедной зоне, мы стали покорно ждать приближения заветной даты.
Хочется отметить, что в этой зоне действует ряд строгих правил, конечно же все я не стану перечислять, отмечу лишь самые главные: категорически запрещено купание в горных озерах и связанно это не только с языческим прошлым Абхазского народа, а и с бытовой необходимостью.
Из этих озер берут свое начало многочисленные горные речушки из которых можно пить, и вполне высока вероятность того, что ниже кто то именно так и делает.
Спешу добавить, что мы во время проживания на плато употребляли воду именно из этих озер, больше ее там взять негде. Так же, думаю ни кому не надо рассказывать о том какую необходимо оставлять за собой чистоту.
Ну в общем по порядку дальше, группа собралась не большая 3 человека: я, и два наших гостя, профессиональных фотографа Артем Поваров и Петр Якимов. Встреча произошла ранним утром 10 августа (5 утра) на ЖД станции Адлер, откуда мы отправились в путь, предварительно закупившись провизией в магазинах и рынке поселка Цандрыпш (респ. Абхазия) уже после прохождения границы.
Во время прохождения границы со стороны таможенной службы не возникло много вопросов к тому факту, что мы перевозим такое большое количество фототехники. Думаю просто они уже привыкли к моей машине и постоянному провозу оптики, то куча фотоаппаратов и объективов с триподами, то огромный телескоп Добсона, то астрографы поменьше.
Так вот, днем мы уже были на перевале Чха 2000м.
Подъем на 2400м. был отложен на 11-е число и изначально планировался осуществится пешим способом, дело в том, что дистанция не очень большая — 6км, но набор высоты в 400м, конечно ставил нас перед не простым выбором — пешком или лошади.
Местами там очень крутые подъемы и тащить на себе помимо стандартного туристического снаряжения еще тушки (фотоаппараты, у Артема их было аж два!), кучу стекла
(кроме объективов я затолкал еще в рюкзак мой любимый бинокль 8х56мм), и фотоштативы, выглядело весьма утомительным занятием.
Я даже принял решение оставить спальный мешок внизу в машине и взять с собой горнолыжную одежду, «убив таким образом двух зайцев», в ней можно было проводить визуальные наблюдения под открытым воздухом, не боясь замерзнуть на высоте 2400м и спать во время рассвета.
Несколько фото с перевала.

Так вот первый вечер прошел в достаточно неспешном ритме за приготовлением пищи и разбитием палаток.

Но все же вечер был несколько насыщен астролюбительской нотой.
Не смотря на переменную облачность мне удалось зафиксировать визуально несколько очень ярких болидов Персеид, в моменты прояснения неба. Один был настолько ярок, что даже засветил собой полнеба, как зарница, оставленный им дымный хвост наблюдался несколько секунд!
Невероятное зрелище несущегося, ярко зеленого метеора через весь небосвод с северо-запада на юго восток! Спать лег достаточно рано, часа в 3 ночи так как на следующий день был запланирован ранний подъем, сбор бивака и выход на плато.
11 августа проснувшись, позавтракав чаем и легким перекусом мы загрузили рюкзаки в машину, дабы поднять ее поближе к ребятам занимающимся конными прогулками, с поляны на которой мы стояли, и в этот момент мы принимаем решение о выходе с лошадьми. Грузим на них тяжелые рюкзаки с вещами и снарягой, а сами несем только фототехнику и оптику.

Подъем в таком формате дался очень легко и не принуждено.
И вот мы на берегу высокогорного озера ставим бивак соображаем небольшой обед.

Видео- vk.com/video?z=video322151129_456239051%2Fpl_cat_updates
Погода стояла хорошая, но с переменчивой облачностью, мы ждали наступления темноты,
заняв себя фотосъемкой пейзажей, облазив все близ лежащие возвышенности.

И низменности, подойдя к самому краю озера возле которого мы стали.

Так за неспешным коротанием времени начали подкрадываться краски заката. Надо было идти к палаткам и утеплятся, а за одно готовится к ужину. В мои обязоннасти входило притаскивать воду из озера т.к. с готовкой лучше и виртуозней всех справлялся Артем. Отдельное спасибо! Было очень вкусно все!

И вот эта долгожданная ночь, ночь пика активности метеорного потока Персеиды, осталось совсем малое дождаться захода Луны!
Отсняв закат, Артем поставил будильник и отправился спать, мы с Петей последовали его примеру. Проснувшись ночью от будильника на телефоне, я с ужасом увидел картину затянутого напрочь неба. Точней была небольшая дырочка в облаках, как раз над ГКХ, и я даже умудрился увидеть в ней пару метеоров средней яркости!
Так прождав около часа с моря погоды, я поставив будильник на звонок еще через час лег спать. Через час тоже самое, только еще хуже.
Ну в общем в таком режиме и встретил рассвет, после чего раздевшись из горнолыжного костюма лег высыпаться.
Но долго проспать мне не удалось, проснулся достаточно рано или в 8 или в 9 утра, не помню уже сейчас.

Перекусив, принял решение пойти погулять по озерам, мои друзья идею не поддержали
решив поработать на этой локации (первая долина с несколькими озерами ).
Я же взяв с собой дождевик, фотик с одним зум объективом, решил выдвинутся по дальше,
в сторону озер. Конечно с моей стороны это серьезное пренебрежение ТБ, но все же желание дойти до самых дальних озер (гораздо более дальних, чем те, что мне удалось
посетить во время однодневной прогулки в июле 2016г с небольшой группой)
и расчет на свой некоторый опыт подбодрили меня в моем намерении.
Шел я сначала вдоль самого большого озера в той долинке рядом с которой мы устроили наш бивак.

Посидев немного возле него я отправился к следующему, так называемому «озеру с островком» по меньше. Еще совсем недавно здесь был голубой снег, буквально в июле.
Июльское фото-

Да и хотел отметить еще один факт, на перевале, на подходе к долине озер в июле лежал весьма большой снежник.
Июльское видео по ссылке- vk.com/video?z=video322151129_456239042%2Fpl_cat_updates
А в августе от него не осталось и следа!
Дальше я двинулся по скудно проглядывающейся тропе, затем через камни, и по несколько отвесному скальному участку, по так называемой «полке».

Затем прошагав некоторое время по холмам, буйно заросшим альпийской растительностью я вышел к следующим двум озерам, соединенным между собой узким перешейком.

Но самое интересное в этом месте наличие, так называемых Ацангуаров.

Пройдя мимо еще одного озера средних размеров, я подошел к достаточно крутому спуску,
к озеру в которое впадает несколько речушек. Как раз в июле я к нему и не спустился.
Но на этот раз я был один и рисковать мне было некем. Двинулся вниз, должен заметить, что не смотря на несколько каменистый спуск. На сильно сыпучие участки я не попал и спустился достаточно комфортно и динамично. По пути напившись воды из источника.

Июльское фото с несколько иного ракурса-

Поснимав немного рядом с ним я двинулся далее, тропы не было, и я просто шел напролом через колючки прочую пышно растущую растительность, по холмикам, время от времени спотыкавшись об утопающие в ней камни.
Одет я был в защитные штаны и трекенговую обувь, по этому в целом переход по безтропью прошел на ура.
И вот я выхожу к следующей, уже третьей долине!

Первым, что бросается в глаза наличие еще одного горного озера!

А как только я подошел к третей долине еще ближе и начал спуск я обнаружил огромное озеро! Гораздо большего чем то, что находится в первой долине.

Обогнув его и выйдя, напрямик по рододендрону, на некоторую возвышенность в центре долины, я огляделся и обнаружил еще пару не очень крупных водоемов,
а также возможность подъема вдоль снежника на хребет, который проходил от меня по югу.
Решение принялось моментально, надо подниматься!
Хочу заметить, что подъемчик был несколько крутоват и местами была сыпуха.
Но все же запыхавшись мне его удалось взять без траверсы, прямым подъемом
пробуксовав на сыпухе лишь пару раз.
И вот я на самом верху наблюдаю всю долину как на ладони!

Именно от сюда я увидел среди камней озеро, с чистейшей как слеза водой.
Быстренько в мозгу начал прорисовываться путь к нему, немного по хребту над снежником, мимо второго снежника, потом по полке вдоль скальника, там по «дендрону» ( кстати, я шел прямо по нему в прямом смысле, иначе не пройдешь, там очень отвесный уклон).

Ну и в общем, несмотря на некоторую степень сложности маршрута я прошел его легко.
Лишь немного буксонув на спуске к подножию горы Каменистая
(как я выяснил позже ее название, когда попал в лоно цивилизации и подключился к wi-fi d Мюсссере).
Именно там находилось это озеро, с невероятно прозрачной, кристально чистой и нетронутой водой. Я сначала даже не решался прикасаться к ней. Но все же жажда победила.

Сделав пару кадров у озера, я двинулся дальше и выше в проход между горой Каменистая и скальником справа от нее, но тут меня уже ждал тупик и огромный снежник!

Спустившись к озеру среди камней, я сделал еще пару снимков, рядом с озером виднелся след только что растаявшего снежника, и совсем маленький кусочек грязного снега, который я смог взять подержать в руках.

Обратный мой путь пролегал таким же образом, по камням, пара пробуксовок, по «дендрону»,
но на хребте, откуда к стати виднелась долина Псху, я заметил очень необычные остроконечные камни.

Обратный путь через скальник шел по полке несколько вниз с хребта, надо было сворачивать вправо, но я двинулся прямо к ним. Не могу сказать, что в них необычного, но они как то стояли не совсем естественно что ли, или их форма была не типичной, что то в них очень сильно меня заинтриговало и поманило подойти по ближе, дабы рассмотреть и сфоткать.
И вот когда я начал подходить ближе к ним на моем пути еще встал лопух,
такой высотой 30-40см.
И прям около него у меня прям под ногами что то зашипело! Сердце ушло в пятки, прям между ступней (не знаю каким чудом я не наступил на нее, шел и смотрел на эти невероятные и загадочные камни) лежала змея скрученная восьмеркой. Такая коричневая с желтыми поперечными черточками.
Я как горная коза просто отскочил от этого лопуха и змеи и как угорелый понесся в сторону прохода к скальнику по дендрону. И уже только когда снизился темп на проходе полки
(очень отвесный скальник) я поймал себя на мысли-«Вот досада, камни то так и не сфоткал», а снизу уже их не увидеть.Я, конечно, был несколько удивлен, все время считая до этого дня, что на высоте 2000 и более метров, над уровнем моря змеи не водятся!
Ну и конечно безумно рад, тому, что почти весь мой путь была облачная погода и солнышко только-только начало пробиваться сквозь тучи и видимо змея только начала греться и еще не совсем вышла из сонливого состояния.
Обратно я решил идти не спускаясь в третью долину, а двигаться далее по хребту.
Для этого мне пришлось совершить некоторый маневр со спуском к снежнику и опять подъемом
на хребет, необходимо было обойти скалу. По хребту шлось хорошо, старался выискивать козьи тропы и двигаться по ним, внимательно посматривая под ноги.
Некоторое время меня долго не оставляла мысль о змеях. На пути мне встретился еще один большой скальник и мне пришлось обходить его по южному склону хребта идя то по козьим тропам, то напролом по дендрону, то еще через какие то заросли высоких альпийских цветов.
И вот уже и вдалеке виднелись силуэты лошадей с людьми. Это Абхазские ребята с экскурсиями привезли туристов-пляжников, к конечной точке их маршрута.
Но мне еще предстоял приличный набор высоты, по зарослям, и только под конец я попал на хорошую козью тропу. Поднявшись к ним поздоровавшись и немого отдохнув, я спустился к нашему биваку в первую долину. Передохнув, я принялся разглядывать в бинокль те места, где днем ходил-скальники и гору Каменистая

Подходило время к ужину и закату. После ужина как обычно ставим будильник на заход Луны
и отправляемся спать. Погода предвещает ясную ночь, а прогнозы IMO второй пик активности метеорного потока Персеиды!

На фото, сделанной от месторасположения нашего бивака, обозначен проход к снежники у подножия горы Каменистая.

О метеорах, фотографировании потока и наблюдениях в бинокль на высоте 2400м. над уровнем моря я расскажу во второй части статьи.

Материал подготовлен для группы vk.com/astroabhazia
В статье использовались фотографии авторов: