Первая сочинская автогонка

Принц организует автопробег – неприлично взятые повороты – Белобородов не процветает – телеграммы корреспондентов – приём на даче Голубева – в Сочи участники сами ищут себе пропитание – гонка на скорость – победитель гонки — выгода доказана.



А.П. Ольденбургский стал одним из организаторов замечательного автопробега Новороссийск-Гагры в 1911 году. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В. Свечин. Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. У одного авто сломалось колесо, а два других перевернулись на крутых поворотах. Седоки отделались только ушибами.

Участник пробега, издатель журнала «Автомобиль», Андрей Платонович Нагель рассказал об одной из аварий: «Я обогнал несколько автомобилей на длинном извилистом подъёме, когда на самом перевале сзади меня раздалось неистовое гудение свистка и крики и через несколько секунд мимо меня пронёсся с хулиганским шиком автомобиль г. Белобородова – местного автомобильного предпринимателя, управляемый его «шоффером». Он так неприлично брал повороты, что мы с Бобошко пришли к заключению, что он должен непременно свалиться.

Не успели мы проехать и трёх вёрст, как при въезде в какую-то деревню были остановлены на мосту стражником, бежавшим к нам навстречу.

Он, усиленно махая руками, сообщил нам, что дальше на дороге «препятствие».
В чём заключалось «препятствие», мы от него не добились и поехали потихоньку вперёд.
За поворотом мы увидели большую толпу народа и стоявший у дороги, упершись носом в забор, автомобиль Белобородова.

Наше предположение оправдалось – он на повороте наскочил на бревно и перевернулся вверх колёсами.

Его только что подняли перед нашим приездом.
К сожалению, без несчастья дело не обошлось. Контролер офицер был ранен. Если этот лучший шоффер г. Белобородова с таким же успехом возил по этой дороге публику, то я понимаю, почему предприятие г. Белобородова не процветает, несмотря на то, что ему дано монопольное право автомобильных перевозок по этой дороге.

Тотчас же за мной приехало ещё несколько автомобилей, и, увидев, что в моей помощи нет никакой надобности, я двинулся дальше».



А.П. Нагель за рулём.

Журнал «Автомобиль», который редактировал А.П. Нагель публиковал подробные отчёты:
«Телеграммы нашего специального корреспондента о пробеге Новороссийск – Гагры и о верстовой гонке в Гаграх.

Новороссийск. 21 сентября 1911. Из Новороссийска в Гагры выехали «Итала» гр. Орлова-Давыдова, «Минерва» Карышева, «Лорен-Дитрих» Дмитриева, «Металлуржик» Валенского, «Мерседес» Синельникова, «Русско-Балтийский» Нагель, «Лаурин-Клемент» Деринга, «Оптима» Баталина, «Лаурин-Клемент» барона Ган, «Лаурин-Клемент» графа Коловрат, «Уайт» Дедюлина, «Мерседес» Мекка, «Бенц» Эрле, «Бенц» Мюллера, «Металлуржик» Нотомб, «Хорх» Стаука, «Хорх» Фаарца, «Форд» Дамаскина, «Лорелей» Новикова, «Лаурин-Клемент» Книрша, «Фиат» Коробаева, «Мерседес» Донье.


Гагры. 23 сентября 1911. Кроме ранее сообщённых машин на пробег Новороссийск-Гагры записались: «Орикс» 20 сил Белобородова, «Оверланд» 20 сил его же, «Стевер» 13 сил Старосельской. «Адлеры» 17 и 20 сил Збиза, «Бенц» 25 сил Т-ва Проводник, «Даймлер» 40 сил князя Шаховского, «Бенц» 12 сил Непомнящего, «Форды» Шаш и Дамаскина.

Гагры. 23 сентября 1911. До Аше из пробега выбыли «Форд» Дамаскина, свалился в канаву и сломал колесо. «Хорх» Стауха, опрокинулся в обрыв перелом ключицы, пассажиры целы. «Орикс» опрокинулся, у контролёра перелом руки. Дисквалифицирован. Автомобиль флигель-адъютанта В.В. Свечина «Мерседес» ударился об откос погнул ось, но всё-таки поздно вечером прибыл в Гагры. Дорога опасная, узкая, отчаянные крутые повороты, погода чудная.

Гагры. 24 сентября 1911. На верстовой гонке показаны следующие скорости:
Дорожные машины:
«Итала» гр. Орлова-Давыдова 48 1/5 сек
«Даймлер» кн. Шаховского 39

Призы присуждены в следующем порядке: гоночные машины: 1-й Меллиру на Берце, 2-й Донье на «Мерседесе». Дорожные машины: по степени превышения нормальной скорости машины: 1-й графу Коловрат на «Лаурин и Клемент», 2-й фон Мекк на «Мерседесе», 3-й Эрле на «Бенц».


Подробное иллюстрированное описание пробега было помещено в №18 журнала «Автомобилист»:

«Севастополь-Новороссийск – Гагры.

18 сентября. На другой день после банкета, которым закончился Севастопольски пробег, около полудня начался отъезд участников предстоящего состязания из Севастополя. Хотя накануне был назначен общий час выезда, большинство участников уезжало из Севастополя в разное время небольшими группами. Дорога до Байдар хорошая, несмотря на некоторое количество крутых поворотов. С вершины перевала, где находятся знаменитые Байдарские ворота, открылся чудесный вид на южный берег и море. К сожалению, южный берег встретил неприветливо. Дул холодный ветер и погода была скорей северная. После Байдарских ворот начался спуск, частые повороты требовали постоянного напряжённого внимания от управляющего автомобилем.
В Ялте часть автомобилистов осталась ночевать, чтобы на следующее утро продолжать путь на Феодосию.
19-го сентября. На следующее утро отъезд начался около 9 час. Дорога была взята через Ай-Петри, так как предупреждали, что ехать на Алушту-Судак будет крайне затруднительно, вследствие того, что часть дороги размыта дождём. Было чудное осеннее утро, когда машины с небольшими промежутками начали подъём на Ай-Петри. Дорога и без того живописная, была особенно обворожительной, благодаря мягкой солнечной погоде. Сквозь ветви громадных сосен расстилалась внизу Ялта, а за ней, как бы подёрнутое мягкой дымкой, море, сливающееся с горизонтом. Вот и Ай-Петри. Большинство едва остановившись, чтобы полюбоваться видом спешат дальше. Предстоит довольно длинная дорога через Бахчисарай и Симферополь до Феодосии. Кое-кто останавливается в столице крымских ханов, чтобы посетить дворец и сады. Другие проезжают её, останавливаясь только перекусить в Симферополе, где невольно вспоминается недавняя радушная встреча участников пробега. От Симферополя до Феодосии идёт почти прямое шоссе по мягкому белому грунту с большими колеями. Быстро наступает вечер. Мало помалу все автомобили приезжают в Феодосию уже с зажжённым фонарями. Там уже идёт нагрузка. Около пристани стоит грузовой пароход «Инженер Авдаков», специально зафрахтованный для перевозки автомобилей в Новороссийск. Погрузкой руководит сам капитан. Он внимательно следит за тем, как одна за другой машины вкатывают и укрепляют на деревянной платформе, поднимают в воздух и затем плавно опускают в трюм. Часть машин ставится на палубе и пароход, покрытый автомобилями, представляет непривычную для глаза картину.


Автомобили погружены на пароход

Отъезд назначается в 7 ч. утра и публика спешит найти комнаты для предстоящего ночлега.
20-го сентября. Утром пароход отошёл из Феодосии. Вследствие отсутствия кают для пассажиров или даже просто стульев, публика живописно располагается на палубе. Большинство толпится около мостика, некоторые сидят на покрытых брезентом лодках или забираются в собственные автомобили. Море спокойно, хотя вследствие недостаточной нагрузки пароход неустойчив и легко поддаётся волнам. Многие едут первый раз по морю. Мало-помалу опасения качки начинают исчезать и автомобилисты, чувствуя приступы голода, набрасываются на бутерброды, не дожидаясь обещанного в 1 час обеда. К вечеру пароход начинает слегка покачивать. Приближается кавказский берег. Красное солнце опускается в море. Берега кажутся то фиолетовыми, то зелёными. Ветер крепчает и по мере того с наступлением темноты публика начинает мечтать о береге. Кое-кго начинает закачивать и капитану всё чаще и чаще задаётся вопрос «когда же мы приедем». Наконец пароход входит в порт и после довольно долгих сигнализаций с берегом находит место у пристани. Начинается долгая разгрузка, которая кончается только к часу ночи, а завтра чуть свет предстоит готовиться к началу трудного пробега по горным дорогам.

21-го сентября. Из Новороссийска не все автомобили вышли в одно время. Это произошло из-за того, что накануне старт был назначен Свечиным в 6 ч. утра.
Так как разгрузка с парохода кончилась только поздно ночью, многие участники просили командора фон-Мекк назначить выезд позднее. Просьба эта была исполнена и последовало новое распоряжение перенести время старта на 8 ч. В виду позднего времени и благодаря тому обстоятельству, что все разбрелись по разным гостиницам, это новое распоряжение для многих осталось неизвестным и на другой день большая часть участников и все контролёры были уже в 5 час. на ногах. В 6 час. выехала первая партия во главе с В.В. Свечиным, а в 8 час. Вторая с командором фон-Мекк. С первых вёрст начались повороты. На 29-й версте произошло первое несчастье. Опрокинулся «Хорх» г. Стауха. Когда на место несчастия подъехали автомобили, им представилась такая картина: автомобиль опрокинулся, закрыв собой г. Стауха, а колёса продолжали ещё вертеться в воздухе. К счастью, пострадавший отделался только переломом ключицы, хотя это падение могло иметь гораздо более серьёзные последствия. Это первое несчастье и последовавшее за ним второе с машиной Белобородова, как следствие бесчисленных поворотов, создало в этот день атмосферу какой-то нервной напряжённости. Это особенно чувствовалось, когда приехали на полуэтап в Туапсе. Здесь многие не знали, что произошло позади и встречали каждого вновь прибывшего расспросами. Дорога до Туапсе вьётся по берегу моря, по временам углубляясь в горы. Вначале унылая, она вёрст через 50 от Новороссийска становится живописнее. Богатая и сочная растительность, спускающаяся к самому морю, покрывающая сверху донизу мягкие очертания холмов, приводила на память сравнение с лучшими уголками Западной Европы. Русская Ривьера вполне оправдывает своё название. После часовой остановки в Туапсе, автомобилисты отправились дальше, чтобы остановиться на ночлег в имении Ашэ, принадлежащем Голубеву.


Граф Коловрат на «Лаурин и Клемент»

Почти все машины прибыли туда засветло, и участники могли ещё полюбоваться с террасы дома сквозь аллею из кипарисов на заходящее солнце. Своеобразную картину представлял из себя ужин на свежем воздухе при факелах. За несколькими столами расположились участники пробега в обществе гостеприимного хозяина, его гостей, съехавшихся специально для этого вечера и нескольких туземцев в национальных костюмах. Начались речи и тосты. И когда среди южной ночи раздалось приветствие, сказанное на языке горцев, а в ответ В.В. Свечин предложил тост за «черкесские аулы», с трудом верилось, что всё это действительность, так необычна и фантастична была эта обстановка. И те, кто сделали весь далёкий путь от Петербурга, должны признать, что «вечер в Ашэ» был одним из тех впечатлений, которые не скоро забываются.

Многие из участников пошли купаться в море, и шумно барахтаясь в воде, приводили в сильное беспокойство Йокке – прелестного бульдога гр. Коловрата. А.П. Нагель

На следующий день в 7 час. утра все были уже около своих машин, запасаясь бензином, а в 8 час. тронулись в путь по направлению Сочи. Дорога местами была ещё более неудобна для автомобилей: бесчисленные повороты особенно трудные для больших машин, узкие мосты воронкой, часто дополнявшие повороты, иногда совсем узкое шоссе над обрывом без намёка на перила. А природа становится как будто ещё богаче. Среди лиственных деревьев начинает чаще попадаться хвоя, внося большое разнообразие картины. В Сочи наскоро завтракают.


В Сочи, где должен был состояться завтрак, нас встречали музыкой.
Автомобили были установлены на площади в несколько рядов, а владельцы их отправились на поиски пищи.
Определённого места для завтрака здесь не было, и приходилось отыскивать пропитание самому.
Мы все разбрелись в разные стороны по различным гостиницам и довольно неважным ресторанам. А.П. Нагель.


Все спешат в Гагры, до которых остаётся недалеко. Начинается ровное шоссе. После 300 вёрст горной дороги автомобилисты чувствуют себя как выпущенные на свободу птицы и весело бегут, развивая большую скорость. Ещё час и автомобили подлетают к финишу под звуки туша оркестра казаков. Трудный пробег Петербург-Гагры окончен. В палатке Принца Ольденбургского участникам предлагается чай.


Некоторые спешат к морю, чтобы выкупаться. Остаток дня посвящается на то, чтобы привести себя в порядок после путешествия. А вечером все собираются вместе на банкет в присутствии Принца Ольденбургского. Вечер заканчивается балом в гостинице.


Подготовка к верстовой гонке

23-го сентября была назначена гонка на скорость, которой заканчивался кавказский пробег. В 2 часа участники отправились на место гонки в 17 верстах от Гагр. К сожалению автомобилистам не дали проехать эту версту хотя на её протяжении был поворот, с которым необходимо было освоиться заранее. Это обстоятельство явилось отчасти причиной того, что результат показанных скоростей был ниже ожидаемого. В состязании приняли участие 24 машины, три из них были гоночного типа.

Первой была пущена «Итала» гр. Орлова-Давыдова, вторым стремительно пролетает перед трибунами «Бенц» Ю.Э. Меллера.


Начинается общее оживление; один за другим проходят автомобили и, наконец последним номером единственная участница, сама управлявшая автомобилем – г-жа Старосельская; ей устраивают шумную овацию. Гонка окончена. Все спешат к машинам и едут обратно через Гагры в имение Принца Ольденбургского. Среди участников чувствуется праздничное настроение.


Многие участвовали в гонке в первый раз и пережили волнение первого дебюта. Медленно один за другим участники едут обратно, наслаждаясь мягким южным вечером.

В имении Принца Ольденбургского на его лесопильном заводе под навесом участникам предложили ужин, тут же произошла раздача призов, лично вручаемых Принцем Ольденбургским.



За ужином подавались бараны, которые по кавказскому обычаю жарились тут же на вертеле на кострах. Это зрелище особенно занимало иностранцев, участников пробега, которые наблюдали эту картину в первый раз. На другой день начался разъезд участников пробега. Часть отправилась в Сухум, чтобы там нагрузить машины до Новороссийска. Большинство же возвращались прежней дорогой. Обратный путь также не обошёлся без аварий. Сломался «Мерседес» фон-Мекка и «Русско-Балтийский» — Красного Креста под управлением г. Постникова».

***
Победителем гонки стал граф Александр «Саша» Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat), он прошёл версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны. Интересная деталь — автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым сoвершил на нём путешествие по Африке, проехав 40 000 км.

Граф Александр Коловрат


На киностудии

Граф Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние – ему принадлежала фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге.
Был пионером австрийской киноиндустрии. Считается, что именно Саша Коловрат отрыл новую кинематографическую звезду – Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли.

Марлен Дитрих в фильме «Кафе Электрик»

Другом Коловрата был и легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha.


Austro-Daimler «Sascha» и сам Саша слева.

Саша Коловрат был известным шутником. Однажды прибыл на предстартовый осмотр в автомобиле, украшенном большим количеством кукол. При этом гордо ходил рядом с ним и позировал перед объективами фотоаппаратов (можно было подумать, что он директор цирка), и его поведение вызывало восторг у зрителей. Через год он украсил машину гирляндами картофеля. Еще через год посадил в салон большую жирную свинью, которая довольно похрюкивала в кресле, в то время как комиссия осматривала его машину. В четвёртый раз он пригласил трёх трубочистов. Они сидели на капоте, стояли на подножках, изображая разные смешные сцены. В общем, устраивал настоящий театр. По регламенту соревнований на Сицилии минимальный вес экипажа автомобиля был 120 кг (обязательно 2 человека). Граф Александр Коловрат один весил более 100 кг и посему в члены экипажа он взял… лилипута. Эта парочка выглядела, конечно, комично, но обязательные требования регламента были соблюдены.

2 место занял барон фон Мекк Марк Николаевич (сын известного нам Николая Карловича) на «Мерседесе».

«Мерседес» М.Н. фон Мекка
3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.

Ф.Эрле на «Бенце»


Главным итого этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья Кавказа по Новороссийско-Сухумскому шоссе.

И вот уже в путеводителе Т.Скупенского «На лазурном берегу» (1911): «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы».

Костиников В.Н., краевед
3 фото
image

3 изображения

  • +43
  • 21 сентября 2021, 16:53
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии