Переселение при Олимпиадах. Сеул-1988*
* Восстановленный топик
Хочу поделиться материалом о предолимпийском переселении в разных городах — организаторах Олимпийских игр. Материалы — в основном с сайтов таких международных организаций,
как UN Habitat (Программа ООН по населенным пунктам) и COHRE (Centre on Housing Rights and Evictions — Центр по правам на жилище и переселениям).
Сегодня — о Сеуле-1988. Будет интересно — продолжу.
Сеул-1988
Предварительные замечания.
Высокие темпы индустриализации в Южной Корее вызвали в 60-ые годы прошлого века массовую миграцию сельских жителей в города, в том числе в Сеул, численность населения которого в 60-ые годы возросла с 2 млн. до 11 млн. человек.
Переселенцы 60-ых застраивали в Сеуле те участки земли, которые им удавалось занять,
не получая никаких разрешений и не проходя никаких согласований.
Муниципальные власти Сеула справиться с этим массовым самостроем не могли, в результате
к началу 70-ых годов город оказался хаотично и бездарно застроенным.
Инициатором подачи заявки на проведение в Сеуле Олимпийских игр 1988 года был Президент США Дж.Картер, предложивший эту идею Президенту и Правительству Южной Кореи в ходе своего визита в страну в июне-июле 1979 г.
Предполагалось, что подача заявки и пиар этого события позволят отвлечь внимание населения
от острых внутриполитических проблем страны.
Муниципальные власти Сеула сразу же выступили категорически против проведения в городе Олимпиады, назвав эту идею авантюрой, поскольку в Сеуле не было ни одного объекта, необходимого для проведения игр.
В итоге возникшей конфронтации сначала одного избранного мэра заставили уйти в отставку, потом второго, а затем и вовсе отменили выборы мэра, назначив очередного из них президентским указом, а также подчинив муниципалитет Правительству Южной Кореи.
В начале октября 1979 года заявка на проведение Олимпийских игр 1988 г. все-таки была подана.
Более того, Южная Корея подала также заявку на проведение в Сеуле Азиатских игр 1986 года.
В победу Южной Кореи никто особенно не верил – обе заявки были откровенно слабыми.
Тем не менее в сентябре 1981 года Южная Корея выиграла право проведения в Сеуле Олимпийских игр 1988 года (из четырех претендентов два в последний момент отозвали свои заявки).
В ноябре 1981 года ситуация практически повторилась – из трех претендентов на проведение Азиатских игр 1986 года два отозвали свои заявки, в итоге Сеул стал победителем.
Как следствие, Южная Корея оказалась вынуждена в крайне сжатые сроки (четыре года) полностью перестроить Сеул, подготовив его к проведению двух спортивных мегамероприятий международного масштаба.
В том числе необходимо было снести около 48 000 индивидуальных жилых домов.
Количество переселенных лиц: 720 000 человек.
Прежние жилые помещения: расположенные в центре города одноэтажные дома, в которых обычно проживали представители 3-4 поколений одной семьи.
Дома имели холодное водоснабжение и печное отопление (на дровах или угольных брикетах).
Туалеты – во дворе, бани – общественные.
Жилые помещения, предоставлявшиеся взамен – благоустроенные квартиры, расположенные на окраинах Сеула или в близлежащих городах-спутниках.
Основные проблемы, связанные с переселением – разрушение привычного уклада жизни.
Квартиры для переселенцев строились малогабаритные, отвечающие требованиям понятия «домовладение», существующего в законодательстве западных стран, в соответствии с которым стандартные квартиры экономкласса строятся в расчете на одного или двух взрослых, не имеющих несовершеннолетних детей, или на одного или двух взрослых, проживающих с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
В итоге каждая переселяемая семья получала взамен изымаемого дома 2-3-4 квартиры и разъезжалась. Недовольных таким разобщением было много, особенно среди лиц среднего и старшего возраста. Следует отметить, что тема внедрения в ходе предолимпийского переселения западных стандартов, разрушения традиционного жизненного уклада обсуждается в Южной Корее и по сей день.
Специфический опыт выселения – Правительство Южной Кореи и иные органы власти полностью уклонились от участия в переселении, возложив эту обязанность на инвесторов, которым предоставлялись земельные участки, изымавшиеся в целях строительства олимпийских объектов и развития прилегающих к ним территорий.
Роль инвесторов в переселении, как и в целом в организации в Сеуле Азиатских игр 1986 года и Олимпийских игр 1988 года, была очень высока.
Фактически инвесторами и был выстроен новый Сеул.
Особый вклад в подготовку и проведение Олимпийских игр 1988 года внесла группа компаний Hyundai, совокупный бюджет которых в тот период времени существенно превышал бюджет Южной Кореи.
Примечательно, что Комитет по подготовке и проведению Олимпийских игр 1988 года в мае 1981 года возглавил не кто-либо из высокопоставленных чиновников, как того ожидали, а Президент Hyundai Group, который и курировал олимпийский проект весь период подготовки и проведения игр.
Проект был масштабный (включал в себя даже изменение русла реки, пересекающей Сеул),
а его реализация – безупречной. Все объекты были построены в срок, качество строительства и архитектурные решения заслуживали только похвал.
Уже в течение первого года реализации программы строительства инвесторам стало понятно,
что без изменений законодательства страны они не смогут вернуть затраченные средства.
В частности, в то время в центре Сеула разрешалось строить только малоэтажные здания,
в то время как инвесторы хотели строить высотные сооружения.
Под их давлением в течение 1982 года были спешно проработаны изменения в градостроительное законодательство Южной Кореи, и 31 декабря 1982 года принят закон № 3646, направленный
на существенное упрощение и ускорение процедур строительства, а также разрешающий строительство в центре Сеула высотных сооружений.
Методы принудительного выселения – Инвесторы создали совместными усилиями риэлтерскую компанию, которая и занималась непосредственно переселением.
Активное сопротивление переселенцев подавлялось с помощью органов власти – сопротивлявшиеся, а также сочувствующие им лица (журналисты, активисты общественных организаций) подвергались уголовным преследованиям, пыткам, принудительному лишению гражданства и высылке из страны.
В отношении лиц, оказывавших пассивное сопротивление переезду (уклонявшихся от подписания соглашений о переселении, затягивавших проведение необходимых процедур), практиковались методы психологического воздействия.
С этой целью риэлтерская компания, занимавшаяся переселением, неофициально сотрудничала
с уголовниками. Как только первая из семей, которой предлагалось переехать, подписывала соглашение и переезжала, в освободившийся дом заселялись (как будто самовольно) уголовники,
в чью задачу входило превратить жизнь соседей в кошмар. В районе начинали происходить разбойные нападения, изнасилования, поджоги.
Со временем переселенцы добились того, чтобы каждый освобождавшийся дом если и не сносился сразу, то хотя бы разрушался до степени невозможности проживания в нем (во избежание вселения в него криминальных элементов).
Дополнительное проблемы с переселением – возникли в двух районах города, заселенных католиками и протестантами.
У жителей этих районов были родственники за рубежом, прежде всего в США (как следствие присутствия американских военных и специалистов на территории страны в период Корейской войны 1950-1953 годов и в период проводимого с помощью США послевоенного восстановления 1953-1957 годов). Эта категория переселенцев чувствовала себя наиболее защищенной и отказывалась переехать на окраины Сеула или в пригороды.
Сопротивление включало в себя перекрытие центральных городских магистралей, проходящих через эти районы, поджог офиса инвестора, получившего в этих районах земельные участки под строительство.
В итоге собственникам квартир предоставили возможность остаться в прежнем месте проживания – они в первоочередном порядке и по себестоимости смогли приобрести жилые помещения в новостройках района.
Арендаторов хоть и выселили на окраины, но выдали им «утешительный приз» — помимо новых жилых помещений каждая семья получила еще и ваучер на право арендовать по муниципальной цене одну комнату в квартире в доме-новостройке в прежнем районе проживания. Впоследствии эти комнаты в большинстве случаев использовались для проживания в них в течение рабочей недели работающих в центре Сеула членов семей переселенцев (не хотевших или не имевших возможности тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу с окраины или из пригорода). Некоторые переселенцы предпочли продать свои ваучеры, получили неплохой доход, так что тоже остались довольны.
Олимпийское наследие (в части изменения жилищного законодательства)
В жилищное законодательство Южное Кореи в ходе подготовки Азиатских игр 1986 года и Олимпийских игр 1988 года были введены понятия:
— «домовладение», основанное на западном принципе “nuclear family”, то есть базовой семьи
(один или двое взрослых с несовершеннолетними детьми или без них), вызвавшее, как уже отмечалось, изменение привычного уклада жизни в стране;
— «благоустроенное жилое помещение», отвечавшее самым высоким западным стандартам того времени (в то время как жителям Южной Кореи даже стандарты жизни в Сеуле казались тогда высокими – все-таки в городе было холодное водоснабжение, вся остальная страна обходилась колодцами, колонка на улице или водопроводный кран во дворе уже считались благом).
В целом олимпийское жилищное строительство послужило катализатором последующих перемен
в городе. Контраст между вновь построенным жильем и прочими жилыми помещениями оказался настолько резким, что Южной Корее пришлось срочно принимать пятилетний план строительства
в Сеуле уже после Олимпиады (в 1988-1992 годах) еще двух млн. квартир.
Хочу поделиться материалом о предолимпийском переселении в разных городах — организаторах Олимпийских игр. Материалы — в основном с сайтов таких международных организаций,
как UN Habitat (Программа ООН по населенным пунктам) и COHRE (Centre on Housing Rights and Evictions — Центр по правам на жилище и переселениям).
Сегодня — о Сеуле-1988. Будет интересно — продолжу.
Сеул-1988
Предварительные замечания.
Высокие темпы индустриализации в Южной Корее вызвали в 60-ые годы прошлого века массовую миграцию сельских жителей в города, в том числе в Сеул, численность населения которого в 60-ые годы возросла с 2 млн. до 11 млн. человек.
Переселенцы 60-ых застраивали в Сеуле те участки земли, которые им удавалось занять,
не получая никаких разрешений и не проходя никаких согласований.
Муниципальные власти Сеула справиться с этим массовым самостроем не могли, в результате
к началу 70-ых годов город оказался хаотично и бездарно застроенным.
Инициатором подачи заявки на проведение в Сеуле Олимпийских игр 1988 года был Президент США Дж.Картер, предложивший эту идею Президенту и Правительству Южной Кореи в ходе своего визита в страну в июне-июле 1979 г.
Предполагалось, что подача заявки и пиар этого события позволят отвлечь внимание населения
от острых внутриполитических проблем страны.
Муниципальные власти Сеула сразу же выступили категорически против проведения в городе Олимпиады, назвав эту идею авантюрой, поскольку в Сеуле не было ни одного объекта, необходимого для проведения игр.
В итоге возникшей конфронтации сначала одного избранного мэра заставили уйти в отставку, потом второго, а затем и вовсе отменили выборы мэра, назначив очередного из них президентским указом, а также подчинив муниципалитет Правительству Южной Кореи.
В начале октября 1979 года заявка на проведение Олимпийских игр 1988 г. все-таки была подана.
Более того, Южная Корея подала также заявку на проведение в Сеуле Азиатских игр 1986 года.
В победу Южной Кореи никто особенно не верил – обе заявки были откровенно слабыми.
Тем не менее в сентябре 1981 года Южная Корея выиграла право проведения в Сеуле Олимпийских игр 1988 года (из четырех претендентов два в последний момент отозвали свои заявки).
В ноябре 1981 года ситуация практически повторилась – из трех претендентов на проведение Азиатских игр 1986 года два отозвали свои заявки, в итоге Сеул стал победителем.
Как следствие, Южная Корея оказалась вынуждена в крайне сжатые сроки (четыре года) полностью перестроить Сеул, подготовив его к проведению двух спортивных мегамероприятий международного масштаба.
В том числе необходимо было снести около 48 000 индивидуальных жилых домов.
Количество переселенных лиц: 720 000 человек.
Прежние жилые помещения: расположенные в центре города одноэтажные дома, в которых обычно проживали представители 3-4 поколений одной семьи.
Дома имели холодное водоснабжение и печное отопление (на дровах или угольных брикетах).
Туалеты – во дворе, бани – общественные.
Жилые помещения, предоставлявшиеся взамен – благоустроенные квартиры, расположенные на окраинах Сеула или в близлежащих городах-спутниках.
Основные проблемы, связанные с переселением – разрушение привычного уклада жизни.
Квартиры для переселенцев строились малогабаритные, отвечающие требованиям понятия «домовладение», существующего в законодательстве западных стран, в соответствии с которым стандартные квартиры экономкласса строятся в расчете на одного или двух взрослых, не имеющих несовершеннолетних детей, или на одного или двух взрослых, проживающих с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
В итоге каждая переселяемая семья получала взамен изымаемого дома 2-3-4 квартиры и разъезжалась. Недовольных таким разобщением было много, особенно среди лиц среднего и старшего возраста. Следует отметить, что тема внедрения в ходе предолимпийского переселения западных стандартов, разрушения традиционного жизненного уклада обсуждается в Южной Корее и по сей день.
Специфический опыт выселения – Правительство Южной Кореи и иные органы власти полностью уклонились от участия в переселении, возложив эту обязанность на инвесторов, которым предоставлялись земельные участки, изымавшиеся в целях строительства олимпийских объектов и развития прилегающих к ним территорий.
Роль инвесторов в переселении, как и в целом в организации в Сеуле Азиатских игр 1986 года и Олимпийских игр 1988 года, была очень высока.
Фактически инвесторами и был выстроен новый Сеул.
Особый вклад в подготовку и проведение Олимпийских игр 1988 года внесла группа компаний Hyundai, совокупный бюджет которых в тот период времени существенно превышал бюджет Южной Кореи.
Примечательно, что Комитет по подготовке и проведению Олимпийских игр 1988 года в мае 1981 года возглавил не кто-либо из высокопоставленных чиновников, как того ожидали, а Президент Hyundai Group, который и курировал олимпийский проект весь период подготовки и проведения игр.
Проект был масштабный (включал в себя даже изменение русла реки, пересекающей Сеул),
а его реализация – безупречной. Все объекты были построены в срок, качество строительства и архитектурные решения заслуживали только похвал.
Уже в течение первого года реализации программы строительства инвесторам стало понятно,
что без изменений законодательства страны они не смогут вернуть затраченные средства.
В частности, в то время в центре Сеула разрешалось строить только малоэтажные здания,
в то время как инвесторы хотели строить высотные сооружения.
Под их давлением в течение 1982 года были спешно проработаны изменения в градостроительное законодательство Южной Кореи, и 31 декабря 1982 года принят закон № 3646, направленный
на существенное упрощение и ускорение процедур строительства, а также разрешающий строительство в центре Сеула высотных сооружений.
Методы принудительного выселения – Инвесторы создали совместными усилиями риэлтерскую компанию, которая и занималась непосредственно переселением.
Активное сопротивление переселенцев подавлялось с помощью органов власти – сопротивлявшиеся, а также сочувствующие им лица (журналисты, активисты общественных организаций) подвергались уголовным преследованиям, пыткам, принудительному лишению гражданства и высылке из страны.
В отношении лиц, оказывавших пассивное сопротивление переезду (уклонявшихся от подписания соглашений о переселении, затягивавших проведение необходимых процедур), практиковались методы психологического воздействия.
С этой целью риэлтерская компания, занимавшаяся переселением, неофициально сотрудничала
с уголовниками. Как только первая из семей, которой предлагалось переехать, подписывала соглашение и переезжала, в освободившийся дом заселялись (как будто самовольно) уголовники,
в чью задачу входило превратить жизнь соседей в кошмар. В районе начинали происходить разбойные нападения, изнасилования, поджоги.
Со временем переселенцы добились того, чтобы каждый освобождавшийся дом если и не сносился сразу, то хотя бы разрушался до степени невозможности проживания в нем (во избежание вселения в него криминальных элементов).
Дополнительное проблемы с переселением – возникли в двух районах города, заселенных католиками и протестантами.
У жителей этих районов были родственники за рубежом, прежде всего в США (как следствие присутствия американских военных и специалистов на территории страны в период Корейской войны 1950-1953 годов и в период проводимого с помощью США послевоенного восстановления 1953-1957 годов). Эта категория переселенцев чувствовала себя наиболее защищенной и отказывалась переехать на окраины Сеула или в пригороды.
Сопротивление включало в себя перекрытие центральных городских магистралей, проходящих через эти районы, поджог офиса инвестора, получившего в этих районах земельные участки под строительство.
В итоге собственникам квартир предоставили возможность остаться в прежнем месте проживания – они в первоочередном порядке и по себестоимости смогли приобрести жилые помещения в новостройках района.
Арендаторов хоть и выселили на окраины, но выдали им «утешительный приз» — помимо новых жилых помещений каждая семья получила еще и ваучер на право арендовать по муниципальной цене одну комнату в квартире в доме-новостройке в прежнем районе проживания. Впоследствии эти комнаты в большинстве случаев использовались для проживания в них в течение рабочей недели работающих в центре Сеула членов семей переселенцев (не хотевших или не имевших возможности тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу с окраины или из пригорода). Некоторые переселенцы предпочли продать свои ваучеры, получили неплохой доход, так что тоже остались довольны.
Олимпийское наследие (в части изменения жилищного законодательства)
В жилищное законодательство Южное Кореи в ходе подготовки Азиатских игр 1986 года и Олимпийских игр 1988 года были введены понятия:
— «домовладение», основанное на западном принципе “nuclear family”, то есть базовой семьи
(один или двое взрослых с несовершеннолетними детьми или без них), вызвавшее, как уже отмечалось, изменение привычного уклада жизни в стране;
— «благоустроенное жилое помещение», отвечавшее самым высоким западным стандартам того времени (в то время как жителям Южной Кореи даже стандарты жизни в Сеуле казались тогда высокими – все-таки в городе было холодное водоснабжение, вся остальная страна обходилась колодцами, колонка на улице или водопроводный кран во дворе уже считались благом).
В целом олимпийское жилищное строительство послужило катализатором последующих перемен
в городе. Контраст между вновь построенным жильем и прочими жилыми помещениями оказался настолько резким, что Южной Корее пришлось срочно принимать пятилетний план строительства
в Сеуле уже после Олимпиады (в 1988-1992 годах) еще двух млн. квартир.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернутьМатериалы — в основном с сайтов таких международных организаций, как UN Habitat (Программа ООН по населенным пунктам) и COHRE (Centre on Housing Rights and Evictions — Центр по правам на жилище и переселениям).
Но «висели» они там в 2008 году.
Позднее COHRE обобщила все эти материалы в Сводном докладе «Fair play for housing rights»
www.cohre.org/sites/default/files/fair_play_for_housing_rights_2007_0.pdf
В Сводном докладе — всё то же самое, что было в материалах 2008 года, но в сокращенном варианте.
Если кому-то нужен полный первоначальный вариант материалов исследований, у меня сохранились их копии. Пишите в личку, вышлю.
Groma
Топик вывешен повторно (взамен ранее мною удаленного), все сроки голосования по нему прошли.
Groma
fotoserg
— Женщина…
:)
DoctorAngelicus
Меня тогда очень прессовали в Тверском суде г. Москвы, куда я подала иск о восстановлении на работе
в «олимпийском» департаменте Минрегиона.
В то же самое время Эрвин стал придираться на Сочной территории — мол, плохо топики оформляю, текст некрасиво размещаю.
И на Привете Михаил стал добавлять неприятных эмоций — комменты в мой адрес пошли резкие…
А потом он и вовсе взял и удалил с сайта мой топик о проекте Декларации ОНФ, сказав, что это оффтоп.
Тогда и решила, что пусть лучше вообще на Привете не будет моих топиков, чем будут те, что мне позволили вывесить. Вот и поудаляла всё ранее написанное — в знак протеста против цензуры.
Будь тогда ситуация вокруг поспокойнее, нашла бы, что Михаилу по поводу оффтопа ответить.
Но в тот момент эмоции рулили сильнее разума :(.
Потом, поуспокоившись, пожалела о содеянном. Потому что ни один из удаленных топиков не потерял актуальности. Некоторые, наоборот, сегодня воспринимаются острее, чем несколько месяцев назад,
когда были написаны.
Теперь вот понемногу восстанавливаю.
И хочу извиниться перед теми, кто мои удаленные топики ранее комментировал.
Ведь при удалении пропали и комменты, многие из которых были очень интересны.
Один из топиков — «О женихах и партийной работе» (О Прохорове и партии «Правое дело») восстанавливать теперь даже не буду. Потому что там самое интересное было как раз в комментах, а их уже не вернуть :(
Groma
Papashka
Ну вот так совпало.
В общем, вывод простой — не надо ничего делать сгоряча.
Groma
Papashka
Насколько я понял, вы, мягко говоря, не сторонник «несправедливой» Олимпиады. К чему тогда восстановление на прежней работе?
DoctorAngelicus
DoctorAngelicus
Groma
Groma
Точнее, «несторонники» и сейчас там работают, но теперь уже молча. Не выступая. Тех, кто выступал, просто сократили. Думаете, проект от этого выиграл? Сомневаюсь :)
Вижу только одно — всё то, что нам когда-то удалось отстоять, теперь отыгрывают назад.
Как ту же «Приморскую». И если бы только её одну.
Groma
Я там одну статью до конца толком не прочел.
avStar
Groma
Какое нибудь сетевое издание заинтересовалось бы этими статьями.
avStar
Мы на те же грабли должны наступить?
Тем более, прошло целое поколение, 23 года, а это достаточно много, чтобы понять, что их методы неправильны.
Papashka
Фигасе "грабли"…
DoctorAngelicus
andy
В Сочи тоже будут что-то переделывать, доделывать?
andy
Там, наоборот, отстроенный Сеул оказался настолько хорош, что по всей стране стали подтягивать стандарты под Сеульские.
Groma
andy
В Сеуле к Олимпиаде понастроили красивых высоток в зонах олимпийского гостеприимства, удобных многоэтажек на окраинах и в пригородах. А другие районы города остались прежними.
Получился «Сеул — город контрастов». Вот и пришлось срочно эти контрасты сглаживать, старые дома сносить, новые строить. Заодно и другими городами занялись.
Groma
andy
За счет бюджетных средств — вряд ли. А вложатся ли инвесторы — будет зависеть от того, насколько для них привлекательным станет город.
Groma
andy
Groma
andy
Groma
andy
Groma
andy
Justice
Переселение при всех Олимпиадах — всегда проблема. Потому что оно принудительное. Одно дело, когда
по собственной воле переезжаешь, другое — когда вынуждают. И весь опыт переселения — во всех странах —
это попытки найти наиболее безболезненные решения.
И везде сопротивление переселению так или иначе подавляется. Потому что промедление в реализации такого мегапроекта, как Олимпиада — это многомиллиардные убытки и масштабные репутационные риски.
Groma
Papashka
andy
andy
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.