Гибель санитарного транспорта "Армения"
Наверно трудно будет сыскать человека, который не слышал о гибели океанского лайнера «Титаник». Этой истории случившейся в 1912 году посвящены статьи и книги, сняты документальные и художественные фильмы, к обломкам судна организованны экспедиции. Ещё бы — грандиозная морская катастрофа, более 1500 погибших. Всё так, но в морской истории человечества есть куда более ужасные примеры.
Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным — самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…
Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:
Возможно такая лакуна в истории связанна с тем, что дата совпала с любимым Советским праздником. Со школы помним: «день 7 ноября — красный день календаря», может были другие причины. Например здесь можно прочесть следующее:
Как бы там ни было, в этот день, вопреки приказу командующего флотом, который гласил, что «в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход судна из порта запрещается до 19 часов», то есть до наступления темноты, судно в 8:00 вышло в море. Дальше сплошные вопросы.
Сколько людей было на борту? Википедия сообщает:
Что же произошло после выхода в море? Опять нет ясности — по общепринятой версий транспорт в 11:25 на траверзе Гурзуфа был атакован и потоплен одиночным самолетом-торпедоносцем противника He-111, однако в сети есть и другие версии.
Что осталось нам? Память, недавно увековеченная в камне, у поселка Малореченское.
Храм святителя Николая относится к московскому патриархату, посвящён памяти погибших на водах — самый высокий в Крыму, его высота — 65 метров.
Выполнен в форме маяка, украшен якорями и кораблями, освящён 30 мая 2010 года. Даже в резном иконостасе храма присутствует штурвал.
И ещё на стене с корабельными якорями,
вот эта скромная табличка…
Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным — самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…
Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:
«АРМЕНИЯ»* — выделено мной.
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели — 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17' с.ш., 34° 10' в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.*
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ.
Возможно такая лакуна в истории связанна с тем, что дата совпала с любимым Советским праздником. Со школы помним: «день 7 ноября — красный день календаря», может были другие причины. Например здесь можно прочесть следующее:
По архивным данным, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками; кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД, кроме того, корабль шёл в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения», в соответствии с международным правом, являлась законной военной целью.
Как бы там ни было, в этот день, вопреки приказу командующего флотом, который гласил, что «в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход судна из порта запрещается до 19 часов», то есть до наступления темноты, судно в 8:00 вышло в море. Дальше сплошные вопросы.
Сколько людей было на борту? Википедия сообщает:
По разным оценкам на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек.** — выделено мной.
Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек.
Что же произошло после выхода в море? Опять нет ясности — по общепринятой версий транспорт в 11:25 на траверзе Гурзуфа был атакован и потоплен одиночным самолетом-торпедоносцем противника He-111, однако в сети есть и другие версии.
Что осталось нам? Память, недавно увековеченная в камне, у поселка Малореченское.
Храм святителя Николая относится к московскому патриархату, посвящён памяти погибших на водах — самый высокий в Крыму, его высота — 65 метров.
Выполнен в форме маяка, украшен якорями и кораблями, освящён 30 мая 2010 года. Даже в резном иконостасе храма присутствует штурвал.
И ещё на стене с корабельными якорями,
вот эта скромная табличка…
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернутьAntana
anik
magnum
а вот интересно, как могли уместиться 10000 человек на таком небольшом судне? Стоя, как в Икарусе?
Framer
Diver
Diver
Fuze
GeoSochi
KOTIK
Их подводникам точно был приказ топить всех, не давать спасаться, растреливать выживших на воде.
думаю, и пилоты действовали так же.
Diver
GeoSochi
Diver
GeoSochi
knots
GeoSochi
Страшная трагедия…
Сколько таких еще трагедий произошло в современной истории, о которых мы не знаем…
YaSMiN
Война- ужасна…
YaSMiN
Вечная Память Погибшим…
В Ялте на набережной у порта, откуда «Армения» уходила в последний путь, стоит часовня и там мемориальная доска в память о гибели теплохода…
Людей много приходит, и свечи там всегда…
Lesnik
ervinrommel
GeoSochi
Вот он, Хенкель 111- из моей коллекции, стоит себе мирно на шкафу, а всего одна торпеда им выпущенная, принесла столько горя
Diver
shankar
v_slawa
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.