«Душу радует пышным цветеньем Хеномелеса сказочный куст...»

Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору


Февраль в Сочи – месяц хороший: праздничный, как одноименная пьеса Чайковского, и размашистый, как стих Маяковского. Кроме того, февраль у нас изобилует всякими вкусными запахами цикламенов, галянтусов. Конечно, бал правят нарцисс и мимоза, но в этом году даже тюльпаны стали вдруг издавать довольно отчётливый и крепкий, вполне самостоятельный такой себе аккорд. Любит зиму и японская айва -хеномелес, которая в начале своей деятельности в нашем городе многими ошибочно принималась за сакуру. Её коралловые лепестки на абсолютно голых ветках кустарника выглядят красиво и тревожно, как революция в каком-нибудь Сенегале.

Растение это цветет в феврале. Оно неизменно приковывает взгляд: и гостей города, и случайного прохожего, заставляя замедлить шаг, а иногда и остановиться, приветствуя этот яркий луч из той, НЕобычной жизни, в которую большинство из нас давно забыло дорогу. Остановившись же, случайный прохожий вдруг понимает, что этот айвовый куст входит в декоративную парковую композицию перед колледжем искусств, и своим присутствием, словно необычным звуком флейты сякухати, цитры кото или барабана цудзуми, приглашает прохожего насладиться красотой и гармонией мира, его совершенством. Даже в самый тоскливый и самый слякотный день, каковых также немало в феврале.

Музыка, везде музыка…Музыка во всем и для всех в Сочи. И всё равно мне её всегда не хватает. Каждый раз, когда я неожиданно встречаюсь с новым её воплощением, я это отчётливо понимаю. Вот собственно и тема моего рассказа: первая музыка года, знакомство с квартетом СОЧИ-СЮРПРИЗ. Инструменты в нём вроде не японские, а самые что ни на есть русские, но сюрприз мне был обеспечен с первых услышанных пассажей. Сразу стало ясно: в составе коллектива не просто оркестранты, а настоящие маэстро.



Надо сказать, что виртуозы народных инструментов – это всегда какая-то особая, не совсем понятная категория для современного зрителя. На них не стоит клеймо скрипача, нет международных стандартов, как у пианистов, никому не придет в голову предъявить к ним интеллектуальный запрос звучания типа виолончели или альта. Да и сравнить –то их молодому поколению не с чем. Огромное, повсеместное большинство молодых россиян звучание баса-балалайки не отличат от контрабаса, а звук домры точно не будет ими идентифицирован на слух. В лучшем случае, вам с осторожностью назовут мандолину.А ведь сочинская «балалайка и все –все-все» были серьёзным брендом нашего города долгие годы. Вячеслав Абрашкин и его оркестр «Русский сувенир» были ого-го каким гигантом на рынке городского культурного досуга 70-80х. В зимнее время конкурентов у него вообще не было. И конечно, по старой памяти, я было и решила, что именно им, «Сувениром», пресловутым, Сочинское концертно- филармоническое объединение и решило развлечь нас, участников одного из официальных городских мероприятий в Органном зале. Но ошиблась. При близком рассмотрении оказалось, что звучание-то у привычных русских инструментов совсем иное.

Несмотря на популярный набор мелодий, всё из-под их рук выходило как-то удивительно современно, по-новому. Даже заезженные Бесаме мучо и Либертанго. А очаровательный «Молодежный вальс» Дмитриева был подан музыкантами в удивительно доброй и слегка ироничной манере фильма «Покровские ворота», и так трогал, что одновременно хотелось тут же научиться кататься на коньках или заплакать от того, что того прекрасного времени больше нет.

«Уже более 20 лет квартет «Сочи-Сюрприз» является одним из ведущих коллективов Сочинской филармонии, и название коллектива, как нельзя более соответствует исполняемой музыке — обработку популярных мелодий отличает удивительная чуткость и глубина, душевность и задор и, в то же время, искрометный азарт виртуозности и импровизации», — сказано в визитной карточке коллектива на сайте учреждения, к которому он относится.

Казалось бы, завоевать благосклонность теперешнего неприхотливого слушателя легко: нужно просто начать играть популярную музыку, музыку стиля ретро, музыку в ключе времени. Это «работает». Но всегда ли удается взлететь зрителю с музыкантами? Ощутить то самое удивительное чувство, когда кажется, что твоё сердце выпорхнуло из груди, затрепетало, смягчилось, потом разлилось рекою вслед за виртуозными баянными пассажами? или запело в унисон с нежной, бархатной темой домры? Вот где азарт, дерзкий вызов для настоящего художника, мастера. Ведь нет другого мерила для оценки музыканта-народника, нет и другого призвания. От Чаконы из второй партиты Баха в исполнении Башмета — по телу мурашки и катарсис, а тут баян, домры и балалайки. И всё же они сделали это, они смогли: сначала сжать до слёз моё сердце, потом раскатали его, как тесто, и оно стало теплым, податливым, мягким и таким… уязвимым. Сюрприз, так сюрприз!

«Послушайте, это вы специально для меня так играете? Конечно, только для вас!»

Возвращаясь к декоративной японской айве. Когда в следующий раз увидите её, дорогой читатель, присмотритесь. Кто знает, может она и вас выведет к вашей музыке, научит видеть Прекрасное в обычном. Хотя, что обычно в нашем городе?

  • +54
  • 05 марта 2018, 11:49
  • ekoLena


Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Спасибо за прекрасную поэтичную статью. Сравнить цветущие растения с музыкальными аккордами и тонко, без грамматических (или почти) и стиллистических ошибок подвести материал к оригинальному музыкальному коллективу — это редкость на Привете. Получила удовольствие от статьи, надеюсь в скором получить удовольствие и от выступления квартета «Сочи-Сюрприз».
avatar

3079403

  • 07 марта 2018, 15:40

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.