Синайские приключения. На чёрном континенте
Будто я египтянин,© Пикник
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной...
Продолжение наших декабрьских Синайских приключений, первая часть здесь, вторая здесь.
На третий день пребывания в Шарм-эш-Шейхе мы отправились в дальнюю, занимающую почти сутки, автобусную экскурсию в Каир. (Внимание трафик!)
Дорога в Каир
Экскурсия (стоимостью 50$ с человека) начинается глубокой ночью, около 1:00 за нами заезжает экскурсионный автобус.Ещё около 2 часов, стоим на выезде из города. Немногочисленные в это время года, туристические автобусы собирают в колонну для безопасного следования по маршруту. С нами в салоне, помимо гида, двое вооруженных автоматами сопровождающих. Подобные меры по охране туристов тут были введены задолго до известных событий на площади Тахрир.
Утомительная дорога тянется вдоль пустынного побережья Суэцкого залива.
На восходе наблюдаем совершенно психоделическое зрелище — прямо через пустыню движутся колоссальные суда-контейнеровозы. Так со стороны выглядит знаменитый Суэцкий канал, соединяющий Красное и Средиземное море.
За военизированным постом дорога ныряет в тоннель под Суэцкий канал.
С трудом верится, что над этим тоннелем проходит рукотворный пролив, где неспешно плывут гигантские суда. Здесь мы покидаем Синайский полуостров, впереди Африка!
После остановки на завтрак, несёмся в сторону Каира. Боже, как тут ездят! Скорость, разметка, положение транспортных средств на проезжей части — не, не слышали… Кажется почти все большегрузы идут в крайнем левом ряду, наверно им так удобнее, поэтому обгон и опережение выполняется исключительно справа. Время от времени на дороге возникают «пачки» машин, которые очень трудно объехать.
Каир
В сказках «Тысячи и одной ночи» говорится: «Тот, кто не видел Каира, не видел света. Его душа — золото, его Нил замечателен, его женщины — гурии, его дома — дворцы, его воздух — мягкий, хорошо пахнет, как алоэ, освежает душу. Как может быть Каир чем-либо другим, когда он центр мира?» Уже в 1200—1300 гг Каир стал крупнейшим торговым и культурным центром Востока. К 1300г его население превысило миллион человек. Но нынешний Каир уже не тот.Прямо в пустыне начинаются постройки гигантской, почти 18-миллионной агломерации Каира.
Самый большой город Африки и по совместительству самый крупный город арабского мира, производит жуткое впечатление.
Бесконечные кварталы нашпигованные рядами недостроенных домов, стоящих без крыш и внешней отделки. Нет, тут не бомбили, тут так живут.
Сумасшедший трафик и пробки.
Пыль и грязь.
Нищие уличные попрошайки.
Пожалуй это самый уродливый в архитектурном плане, неухоженный и грязный мегаполис, который мне доводилось видеть.
Выруливаем к набережной Нила,
тут, несколько цивильней, чем в жутких жилых кварталах из которых по большей части состоит город, но не глобально.
Въезжаем в деловой центр города. Некоторые административные здания стоят пустые и полностью заброшены.
На площади Тахрир виднеются какие-то транспаранты, не иначе опять очередные «волнения».
Египетский музей
Неподалёку от площади ворота всемирно известного Каирского Египетского музея.
Входящих встречает загадочно улыбающийся гранитный сфинкс.
Некоторый экспонаты размещены прямо под открытым небом в небольшом сквере у входа.
Перед музеем шумит фонтан небольшого пруда.
На заднем плане доминирует сожжённое в ходе событий Арабской весны здание штаб-квартиры Национально-демократической партии Египта. В 2011 году, благодарные трудящиеся, наконец смогли выразить свою копившуюся годами горячую любовь к местной партии власти. Сделали они это с огоньком и неподдельной теплотой.
К глубокому сожалению внутри музея снимать категорически запрещается. А там, поверьте, есть на что поглядеть. Пару цифр — только в коллекции извлеченной из знаменитой гробницы Тутанхамона более 475 кг золотых изделий. Только украшенный бирюзой саркофаг фараона 110,4 кило чистого золота, а вся огромная музейная коллекция насчитывает около 120 тысяч экспонатов. Несмотря на длившееся буквально веками разграбление Египта (в том числе и т.н. «цивилизованными» европейскими варварами), здесь собрана крупнейшая в мире коллекция древнеегипетского искусства. Не Эрмитаж конечно, с его трехмиллионным собранием всевозможных артефактов, но очень впечатляет.
Посещение музея 60 фунтов (~300 руб) включено в стоимость экскурсии, но лучше бы мы приехали сюда сами. По музею передвигаемся чуть ли не бегом. Увы, современное и совершенно не иллюзорное «проклятие фараонов» не позволило нам в полной мере ознакомится с музеем, но о «проклятии» расскажу несколько позже. Кстати, совершенно непонятно почему на билете маска Тутанхамона лишена бороды.
Внутри, вместе с гидом, почти никуда не сворачивая и не останавливаясь, галопом пронеслись вдоль коллекции Тутанхамона. В короткое (30минут) свободное время, мы таки успели найти некоторые экспонаты, которые специально искали, но толком рассмотреть их уже не было времени. Музей покидаем с чувством досады.
Прогулка по Нилу
Буквально в паре минут езды от музея, на набережной великого Ниланас ждут утлые судёнышки, на которых мы совершим речную прогулку. Ажурная гранитная Каирская башня на заднем плане, стоит на острове, это самое высокое строение в Каире — 187м. Говорят с башни открывается замечательный вид на Каир. На верху есть вращающийся ресторан и смотровая площадка.
В свое время египтяне называли её «башней ЦРУ». Она построена на средства, предназначавшиеся ЦРУ для подкупа первого президента Египта генерала Нагиба. Однако попытка подкупа провалилась, деньги были конфискованы, и потратить их решили на строительство этой башни.
На полуразвалившейся посудине заправляет бравого вида капитан лет 14-15-ти. Тарахтит изношенный движок, который пару раз за время плавания глох, но его перекрикивает местная музыка.
Выходим на просторы священной реки Египта. Нил — величайшая река планеты, его протяженность 6852км, вторая поле Амазонки. В Каире через реку переброшено 28 мостов.
Сам Каир с воды производит фантасмагорическое впечатление. То мерещится поздне-советская архитектура.
То встающие из воды быки мостовых опор, сами железные мосты, гранитные набережные и памятники живо напомнят имперский Питер,
но перспектива уставленная небоскрёбами недвусмысленно укажет на современный безликий мегаполис.
А то и вовсе померещится какая-то азиатчина,
с пальмами и минаретами. Кстати, эта высокая пальма, на самом деле замаскированная мачта сотовой связи.
Немного современной эклектики и
тут же в глаза опять бросится очень милый совковый фонтан на фоне бессистемного нагромождения уродливых современных коробок.
Говорят раньше на берега Нила выходили роскошные дома богатеев, но их смела безудержная волна новостроев элитного
Архитектурный облик? Не, не слышали. Если приглядеться целые этажи стоят пустые, даже без окон.
Дичайшая архитектура навевает невесёлые мысли о том, что случается с некогда прекрасными городами подвергшимися массовой бессистемной застройке.
Проплыв по реке около 5 км, на обед пристаём к плавучему ресторану.
После обеда (шведский стол входит в стоимость экскурсии) покинув ухоженный скверик у ресторана
пытаюсь прогуляться и свернуть на зелёную набережную общего пользования. Сразу начинаются кучи мусора, а чуть дальше набережная полностью перегорожена мусорной горой.
Покидаем Нил и возвращаемся в город, собираемся в Гизу, на пирамиды, но на этом пути нас настигнет…
Современная версия проклятия фараонов
Формально Гиза это 3х миллионный город, но на самом деле сейчас это часть огромной агломерации и один из районов Каира.Пересекаем Нил по мосту
и углубляемся в жуткие городские кварталы.
Вдруг, меж частокола построек мелькает остроконечный профиль.
Пирамиды Гизы! Единственные дошедшие до нас сквозь века и тысячелетия из семи античных чудес света.
Чем ближе к пирамидам, тем уже улочки и труднее пробираться, дорогу то и дело преграждают конные упряжки.
Общий свинарник достигает эпических масштабов.
И в тот момент, когда казалось, что мы уже почти у цели,
нас настигло современное проклятие фараонов. В этот раз оно приняло обличье «института папируса».
Теперь становится понятно, почему нас постоянно торопили-подгоняли в Каирском Египетском музее, у гида были дела поважней!
На неторопливый осмотр «главной достопримечательности» поездки и впаривание папирусов доверчивым туристам, уходит почти два драгоценных часа. Под конец гид с гордостью сообщил, что он сам родом с этой улицы… Проклятье!!!
Не выдержав алчного напора аляповатого папирусного угара, ждём группу на улице. Хорошо в декабре не жарко…
Величайшая загадка истории
Когда в каком-нибудь очередном бложике, кто-нибудь собирается в очередной раз выложить свои уникальные фоточки пирамид, то в начале обычно пишется следующая глубокомысленная фраза: «Все на свете боится времени, а время боится Пирамид». Не будем и мы отступать от этой традиции.Посещение плато Гизы, где стоят пирамиды, входит в стоимость экскурсии, а вот чтобы побывать внутри Великой пирамиды, приходится доплатить 100 фунтов (около 500 руб), о чем на билете ставится штамп с обратной стороны. Гид долго убеждал, что внутри делать абсолютно нечего в результате, из всего автобуса внутрь отправились только мы втроём.
Видимо гид был доволен продажей папирусов, поэтому он не скупясь выделил нам на посещение пирамиды аж целых 40 минут. Автобус высаживает нас прямо у Великой пирамиды и уезжает на стоянку между пирамид.
Грань грандиозной рукотворной горы круто (51° 50') взмывает в небо.
Поднимаемся по ступеням блоков.
У пролома пробитого в 832 году багдатским халифом Аль-Мамуном дежурят охранники, внутри висят телекамеры, снимать там нельзя, а с фотоаппаратами не пускают. Но мы всё равно пробовали фотографировать на телефон.
Дальше начинаются загадки. Посмотрим на Великую пирамиду в разрезе:
1. Главный вход
2. Вход, который проделал Аль-Мамун
3. Перекресток, «пробка» и туннель Аль-Мамуна сделанный «в обход»
4. Нисходящий коридор
5. Незавершенная подземная камера
6. Восходящий коридор
7. «Камера царицы» с исходящими «воздуховодами»
8. Горизонтальный туннель
9. Большая галерея
10. Камера фараона с «воздуховодами»
11. Предкамера
12. Грот
Загадка — каким образом Аль-Мамун пробивая свой ход попал точнехонько к месту пересечения восходящего и нисходящего хода если учесть, что главный вход не был известен и никак не обозначен снаружи, а пирамиды стояли к тому времени уже несколько тысяч лет и никаких сведений о них не дошло. В левой части снимка видны гранитные блоки, они запечатывали восходящий ход.
Большая галерея, высота её 8,74м длина 47,84м. Ещё загадка — почему ходы внутри пирамиды (за исключением Большой галереи) тесные и узкие и человеку двигаться по ним можно только сильно согнувшись.
Полное отсутствие надписей и изображений резко отличает внутреннее пространство пирамиды от всего того, что мы увидели в Каирском музее, в том числе и от роскошного убранства гробниц фараонов.
В камере фараона было совсем темно, поэтому это фото найдено в сети. Скажите, это похоже на величайшее погребение в величайшем сооружении древности? А как вам продолжение истории хода Аль-Мамуна:
В камере не было найдено ничего, кроме пустого гранитного саркофага и слоя белой пыли, вроде талька, толщиной пол-локтя. Во избежание бунта, Аль-Мамуну пришлось срочно доставить из Багдада небольшое количество золота и подбросить его в одно из помещений пирамиды. Но никаких настоящих царских сокровищ он так и не нашёл.Загадки, загадки, загадки…
Наружу выбираемся проделав весь путь обратно — другой дороги нет.
Прямо под ногами, у всех на виду лежит пожалуй главная загадка Великой пирамиды — аккуратно пригнанные многотонные каменные блоки из которых построена пирамида. На фото хорошо виден ряд блоков белого известняка, которым когда-то была облицована пирамида.
Выше, помимо известняка встречаются блоки из гранита и базальта. Всего таких блоков в пирамиде около 2,3 миллионов, средний вес блока 2,5т, максимальный 15т.
По официальной версии блоки доставлялись сюда из карьера на плато, он расположен ниже, у Сфинкса. Но некоторые блоки, например блоки облицовки доставляли из каменоломен по Нилу за много километров, а гранит вообще из Асуана. Наверх мегалиты поднимались при помощи нехитрых деревянных механизмов, пандусов и мускульной силы. Далее каждый блок точно обтёсывался и подгонялся до идеального гладкого сочленения. С учетом известного времени строительства в 20 лет, нетрудно посчитать, что при безостановочном цикле работ (20лет*365дней*24часа*60мин*60сек)/2,3млн блоков, на установку и точную подгонку по месту каждого блока требовалось не более 27,5 секунд. Такие дела.
В качестве пожалуй единственной альтернативной версии (инопланетян вычеркиваем) выступает не менее замечательная гипотеза «толчёных пирамид». Мол эти блоки никакой не известняк, гранит, базальт, а геополимерный бетон, никак неотличимый от исходного камня и отлитый в деревянной опалубке выложенной изнутри циновкой. На фото специально снял слоистую структуру известняка, чтобы не было вопросов. Потемнение камня подвергшегося воздействию окружающей среды — «пустынный загар», тоже явственно присутствует, насколько я знаю в бетоне такого явления не бывает.
А ещё попадаются и такие «блоки» как по центру снимка, они вообще из кирпичей, не иначе более поздняя реставрация, но мы отвлеклись.
Если авторам смелой бетонной теории кажется, что истолочь в ступе 2,5 млн кубометров камня совершенно плёвое дело, то со своей стороны предложу мысленный эксперимент. Всё что надо — истолочь великую пирамиду в ступе и из полученного цемента-порошка построить рядом точно-такую же. На всё про всё 20 лет. Приступаем.
Кстати, если вам вдруг скажут, что пирамиды не такие уж и большие — не верьте! Современная длина грани Великой пирамиды 225м, периметр основания 922м, высота 138,75м.
Но она была ещё выше, примерно 146,6м! Помимо утраченной белой мраморной облицовки на вершине сиял позолотой пирамидон Бен-бен, который куда-то завалился со временем. И ещё:
В древности пирамида Хеопса была обнесена стеной. К югу от этой стены расположены два дока для священных ладей, обнаруженные в 1954-м году. Ладьи были разобраны и закрыты большими известняковыми блоками весом около 16 тонн. Одна ладья восстановлена и экспонируется в специальном стеклянном павильоне рядом с Пирамидой (Музей Солар-Барке (Солнечной ладьи)).
А рядом с Великой пирамидой (Хеопса), расположилась почти такая же по размеру пирамида Хефрена.
Размер основания 215,3 × 215,3м, высота первоначальная и нынешняя 143,5 и 136,4м. Пирамида Хефрена — вторая по величине древнеегипетская пирамида.
На её вершине сохранилась гладкая облицовка.
Пирамида Хефрена, как и Великая пирамида сложена из огромных блоков известняка. Вокруг пирамиды пояс гранитных обломков, по-видимому они упали с пирамиды.
Некоторые из обломков вызывают недоумение.
На нижнем ряду блоков как по линейке вырезана аккуратная ступенька.
Пример мегалитической кладки.
Между пирамид стоянка автобуса и прожектора светомузыкальной установки.
Город вплотную подходит к краю пустыни Сахара на котором расположено плато Гизы.
Вездесущие бедуины пытаются катать туристов на верблюде. Это именно здесь можно очень задёшево залезть на верблюда, а вот слазить будет совсем дорого.
Вдали за городом ещё пирамиды, среди которых легко узнать характерную ступенчатую пирамиду Джосера в Саккаре (крайняя правая). По своей датировке ок. 2650 г. до н. э. считается древнейшей из сохранившихся в мире крупных каменных архитектурных построек.
Всего в Египте известно 118 пирамид. Если вас заинтересовали загадки Великой пирамиды на плато Гизы, то начать знакомство с пирамидой можно здесь.
Сфинкс
К Большому Сфинксу спускаемся на автобусе, на посещение великой статуи и храма сфинкса нам выделили ещё целых 40 минут.Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.Мне, как геологу, сразу бросается в глаза, что падение пластов в стенке котлована за сфинксом и на самой статуе совпадает, но при этом более тёмная голова и капюшон резко отличаются и по цвету и по углу падения пласта.
Если приглядеться, то тело Сфинкса до шеи вырублено из более светлого рыхлого и кавернозного известняка, подпорки капюшона сложены из блоков, а сама голова и капюшон смахивают вообще на отливку из бетона.
В любом случае думается подпорки капюшона из блоков не понадобились бы, буде голова была вырублена из того же монолита что и тело. Загадки…
Чтобы попасть к Сфинксу нужно пройти через Гранитный храм, у входа которого столпотворение.
Гранитный храм был построен из гигантских блоков слоистого известняка, снаружи обшит гранитными блоками. Вес некоторых блоков превышает 100 тонн. Как их перемещали и поднимали — загадка.
Заглянем внутрь.
Прямо на входе ещё загадка — ровненький угол будто аккуратно прорезан по линейке в мегалитической гранитной кладке. Невозможно представить как это было сделано.
Внутри храма огромные гранитные колонны и
балки сложенные из цельных гранитных блоков. Плотность гранита 2,6 тонн на кубометр.
Гранит очень твёрдый камень, в наше время его режут и шлифуют на станках алмазными инструментами.
Глядя на непостижимые особенности полигональной кладки,
задаёшься вопросом — неужели древним строителям так было удобней.
Побродив меж внушительных развалин нижнего храма поднимаемся к Сфинксу.
Сфинкс — самая большая цельная скульптура в мире (после взрыва талибами в Афганистане статуй Будды). Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров, а между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Существуют небезосновательные версии о том, что возраст Большого Сфинкса, может достигать и 8 и 10 и даже 12 тысяч лет. Лицо статуи обезображено, то ли Наполеоном, то ли мамлюками палившим из пушки ради забавы, то ли ещё раньше религиозными фанатиками.
Однако Сфинкс ещё и много раз реставрировался, в том числе фараонами, древними греками и римлянами. Например при Рамзесе II, значительная часть его задней части, пострадавшая от эрозии, была отреставрирована заменой монолитного камня на кладку известняковыми блоками.
А ещё у Сфинкса есть хвост!
От Гранитного храма мимо Сфинкса тянется погребальная дорога к Верхнему храму Хефрена у подножья одноимённой пирамиды.
Есть такое мрачноватое пророчество касающееся Сфинкса и пирамид Гизы: «Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование…»
Когда топик был готов, в сети попалось это фото о чудесах реставрации
Обратная дорога
У нас опять спешка, гид торопит в обратную дорогу.Не успели мы толком познакомится с загадками и тайнами плато Гизы, как приходится возвращаться.
Проходим через рыночек, приставучие уличные торговцы собираются домой.
По дороге успеваем бросить взгляд на ряды кресел под открытым небом, здесь устраивают светомузыкальное шоу с пирамидами и Сфинксом в главных ролях.
Через Каир продираемся по безумным уличным пробкам.
И снова нас настигает проклятье сокровищ фараонов, на это раз нас везут на государственную фабрику по изготовлению и впариванию
После фабрики созерцаем картины ночного Каира. Два наиболее ярких впечатления. Первое — дикая драка, на остановке маршрутных такси. Пожилая женщина в черных одеждах дубасит молодого парня-водителя маршрутки. Парень пытался отбегать, прятаться, а собравшаяся толпа напирает и улюлюкает. Второе — гигантская многолепестковая развязка «ромашка» посреди города, на пересечении двух крупных шоссе, забитая потоком машин. Прямо внутри лепестков развязки громадная мусорная свалка, которая горит и чадит, её ворошат ревущие бульдозеры.
Перед выездом из города останавливаемся и ждём другие автобусы, чтобы обратно следовать организованной колонной.
Глубокой ночью возвращаемся в номер, где нам сложили дивный цветочек с лепестками роз.
Осталось рассказать ещё об одной дальней поездке, предпринятой нами во время недельного путешествия по Синаю, но это будет совсем другая история.
PS. Хочется выразить благодарность за неоценимое содействие, без которого наверно не было бы этого путешествия, моим друзьям из цифровой типографии Графитек:
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернутьБлагодарю Вас…
Lesnik
korlik
Denger
mota57
filval1960
geosochi64
long
Alesya
Temka
GeoSochi
bakc
bakc
GeoSochi
travellersochi
Mashutta
rem-sochi
GeoSochi
ramzet
aleksey_morozov
707
so3537
YULA
Увы!!! Осталось не много… до «совершенства».
bakc
SaraBarabu
travellersochi
GeoSochi
А ещё в Египте есть Белая пустыня.
Felichita
Felichita
GeoSochi
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.