Учет высокогорных копытных в Кавказском заповеднике в июне 2013. Участки 7 и 6. Часть 1 из 2.

Фотоотчет о летнем учете животных. Часть первая. Не наш участок (7-й).

Расскажу и покажу как это было у нашей группы, которой достался шестой участок (справедливости ради замечу, что часть седьмого мы тоже посчитали :).

Сразу предложу здесь вот такую инфографику с разбором маршрута учета. Трек на карте штука не такая наглядная, к тому же для стороннего зрителя там много информационного мусора. А здесь удалось показать какими массивами шли, уделил место орографии и сотовой связи. Думаю легенда не нужна — на схеме и так все понятно. Не беспокойтесь, трек ниже тоже приведен.
Кликабельно!

Каждый раз на учете некоторое количество времени уходит на то чтобы добраться до своего участка (и уйти с него). Бывают участки граничные, начинающиеся от кордонов. Там проще — можно начать учитывать почти сразу. Есть удаленные участки, куда два дня только идти в одну сторону (при этом меньше времени достается на сам учет, что плохо). Где-то заповедник может подбросить учетчиков на внедорожном транспорте, где-то не может. Иногда транспорта может не быть по тем или иным причинам. В этот раз мы начинали учет чуть позже других групп (хотя находились и группы начинавшие еще позже), к тому же ехали с опозданием даже от запланированного (еще на день сдвинув старт), поэтому в автотранспортировку мы не попали. Решили идти сами. Чтобы подход не совпадал с отходом (не поверите как это скучно), решили сделать кольцо, задев слегка соседний участок и потом уже пройдя вдоль по своему. У нас был район Ассары-Пришвина-Воробьева. Достаточно сложный технически, но богатый на животных и красоты.

Заповедник, кстати, учудил с указателями на краснополянских курортах, то ли переводя надписи «с русского на русский», то ли пригласив для этой работы какого-то узбека. Наш район, например, в одном месте гордо именовался «Воробьевы горы» :)

Решив в этот раз сделать кольцо, мы поступили еще более хитро — взяли за «пример» не слишком удачный проход этих мест группой Вартанова (знаменитый в узких кругах "поход в утробу"), в описании которого Юрий не скупился на эпитеты и ёмко охарактеризовал места как «второй раз туда пойду только если очень-очень-очень надо будет, ну там война начнётся или ещё какая херня».

Мы решили «исправить» ошибки Вартанова и пройти примерно также, но проще. Другими перевалами, обходя непролазные ущелья, но с тем же стартом и финишем. Это как раз совпадало в том числе и с учетным маршрутом, так что мы немногое теряли, совмещая приятное с полезным.

Впрочем, до Красной Поляны нужно еще было доехать. И вот тут появилась первая задержка. Я не смог доделать все свои дела и выехать в ночь, пришлось ехать рано утром и как мы не спешили, в Адлере мы оказались только ближе к вечеру. Посидели в Макдональдсе. Прикольно — он у них прямо на пляже, можно взять коктейль и вернуться на свой шезлонг :)
Кстати, это мои спутники — Ленка, и примкнувший в последний момент Саша.

Противникам фастфуда Адлер может предложить традиционные кафе.

Прямо возле впадения Мзымты в море строят пафосный низкоэтажный торгово-развлекательный центр.

Забрали в конторе заповедника документы и едем все-таки в Поляну.

«Летайте самолетами Аэрофлота!». Если монополиста вдруг начинают яростно рекламировать, то что-то здесь не так. Газпрома тоже касается :)

Заночевали мы даже не доезжая Красной Поляны (что там ночью делать?) напротив все никак недостроенного санатория Медвежий угол.
10.

У какого-то заброшенного здания.
11.

Там прямо в лесу труба идет от минеральных источников до завода по расфасовке воды по бутылкам. Из трубы много где можно набрать минералочки :)
12.

Утром оставили свою машину на кордоне и поехали на канатной дороге наверх. Канатку не фотографировал, чего эту пыльную стройку по двадцатому разу фотографировать?
13.

Начинали мы популярным у туристов путем — тропой на лагерь Холодный.
14.

Тропу, кстати, облагородили аж до самого Холодного. Знаменитые псеашхинские «болота» по тропе теперь с деревянным настилом.
15.

Верховья реки Уруштен.
16.

Ничем не отличаясь внешне от туристов, мы шли обычным турмаршрутом.
17.

Тоже «открыточный» туристский вид на массив Псеашхо от лагеря Холодного. Правда, он всегда разный — в разную погоду и в разное время года и суток.
18.

Переночевав на Холодном (дальше уже просто не было сил идти), двинули дальше вниз. Туда уже туристов не пускают.
19.

Нижний дом на Синей. Здесь обед.
20.

Внутреннее убранство этого домика я не показывал в статье о домах заповедника. Это печка в нижнем домике на Синей.
21.

Это крупный самец елового жука-усача — обычный житель хвойных лесов заповедника.
22.

Покормили мышку и пошли дальше по Синей вверх.
23.

Дошли до верхнего нового домика на Синей. Нехотя обосновались здесь, поскольку пошел сильный дождь, а перевалы в Китайку затянуло плотным туманом. Снова задержка на маршруте. Как же я в такие моменты внутренне злюсь на обстоятельства…
24.

Вечером на поляну у домика приходил огромный медведь (темно было и далеко, поэтому качество не ахти), мы даже сначала приняли его за зубра.
25.

Утром тоже стартовали не сразу. Туманы не отпускали перевалы и дождик накрапывал, пусть и с меньшей силой. По-прежнему не было понятно куда идти. Я хотел перевалить из Синей сразу в Китайку перевалом Уруштен Южный, но я его так и не увидел в тумане.
26.

Вот новый домик на Синей, кстати.
27.

Стоит на границе леса с большой поляной.
28.

Лес за домиком.
29.

«Тыл» домика. Новые домики, стоящие в суровых местах, делают с более острой крышей, что защищает ее зимой от обильно выпадающего здесь снега.
30.

Так как туманы все еще закрывали от нас хребет Уруштен, решили идти проверенным путем — тропой к солонцу, а затем траверсировав верховья рек Аспидной и Грустной, выйти к Китайке более простыми («некатегорийными») перевалами по звериным тропам. Таким путем можно идти и под дождем. Вот такие деревья-исполины встречаются на подъеме.
31.

Подъем крутой, но простой.
32.

Вылезли на пастбища северо-восточного отрога хребта Уруштен в районе солонца.
33.

Кстати, соль на солонце недавно обновили. Вот она, слегка размокшая под дождем.
34.

Расположились на склоне в верховьях Аспидной. Утром оленья семья пробежала по хребту выше нас, подарив нам несколько фотосилуэтов.
35.

На следующий день понаблюдав немного за животными в долине Аспидной, двинули дальше.
36.

Аспидная.
37.

Здесь живет одно из заповедных стад зубров.
38.

Крупные самцы отдыхают в стороне от стада.
39.

Здесь их было четверо.
40.
41.

Идем дальше — к Грустной.
42.

Выходим на пологий гребень, отделяющий долину Аспидной от Грустной (часть Аспидного хребта).
43.

Наблюдаем и здесь. Хоть это еще не наш участок, однако расслабляться учетчикам нельзя. Запоминается вся информация по пути следования, ведь она может дополнить данные другой группы, если те не оказались в нужное время в нужном месте.
44.

Традиционное июньское цветение рододендрона на склонах Грустной просто бьет рекорды своим размахом.
45.

В Грустной живет большое стадо оленей. Это только часть самцов.
46.

Здесь встречаются и серны. Вообще серны сопровождали нас почти на всем пути следования, но почти всегда их появления были одиночными или в группах по две-три особи.
47.

Серны любят резвиться на снегу. «Смотри как я умею».
48.

Мы поднимаемся в верхний цирк Грустной, ибо нам надо переваливать в долину реки Китайка — к нашему учетному участку.
49.

В самых верховьях притаилось не отмеченное на картах озеро Грустное.
50.

Вот вид на озеро и реку Грустную с перевала. Кстати, крошечным белым пикселем на фото светится домик на Грустной. А сзади, за спиной, за очередным перевалом долина реки Китайка — наша сегодняшняя цель.
51.

Выходим на пологие ступени хребта Уруштен. Это уже бассейн реки Китайка.
52.

Наблюдение, учет и фотографирование за каждым новом поворотом тропы — постоянно отвлекают от маршрута. Этим учеты отличаются от походов. Мы бы шли быстрее, если бы не животные, так их разтудыть :)
53.

Перевалив увидели основное стадо оленей, которое живет на этом хребте мигрируя в течение дня то на эти склоны Китайки, то снова возвращаясь на Грустную.
54.

В одном месте собралось около шестидесяти оленей разного пола и возраста.
55.

А для ночевки нам надо аккуратно обогнуть их лежбище, чтобы не потревожить отдыхающих животных. Спускаемся ниже мимо нескольких луж-озер, заполнивших каждую полочку на этом травянистом склоне.
56.

Именно здесь я сделал самый редкий пока для меня снимок оленя в дикой природе. В траве я увидел рога. Обычно это означает что олень отдыхает лежа на траве и человека пока не видит. Отличная возможность подкрасться.
57.

Какая удача! Оказалось что он не просто лежит, он спит. Эту фотографию я уже показывал в интернете. Но заинтриговав читателей тем, что у меня есть и фотографии того, что произошло дальше, я ничего не показывал. Теперь покажу.
58.

Разумеется через несколько секунд он проснулся. Запах человека, громкий звук затвора фотокамеры или просто тень подкрадывающегося человека, которую прекрасно видно сквозь веки — что-то его спугнуло. Однако он не сразу поспешил встать на ноги, подарив мне еще один чудесный портрет.
59.

Наконец, когда он понял, что оставаться тет-а-тет со мной ему будет некомфортно, он решил встать.
60.

И убежать…
61.

Утро встретило нас чистым небом.
62.

Наблюдаем как солнце медленно вкрадывается в наш лагерь, постепенно высушивая палатку.
63.

Ленка рассматривает издалека склоны нашего участка. В принципе хороший бинокль помогает рассмотреть склон и с расстояния 2-3 км, только становится сложнее определить возраст и пол животного.
64.

А вот он и наш участок — массив горы Воробьева, возвышается напротив на другом берегу Китайки. Всего лишь спуститься и подняться :)
65.

Начинаем спуск сначала по травянистому склону вдоль редких сосен.
66.
67.

А потом и прекрасным хвойным гребешком (в отличие от мучений группы Вартанова, неоднократно провешивавшей веревку ночью в криволесье и спустившейся в Китайку к четырем часам утра).
68.

Позже мы нашли еще более логичный спуск с Грустной в Китайку, минуя буераки нижнего течения Китайки.
69.

Продравшись по Китайке вниз до ее слияния с Кишой (тот еще квест, несмотря на периодически появляющуюся тропку), переходим Китайку у самого слияния. Осенью она проходится легко в одиночку, сейчас прошу Сашу подстраховать Ленку. Течение сильное.
70.

Ведь именно в этом месте Китайка вырывается из своего уютного на вид, но стремнинного (чуть не написал «стрёмного») каньончика.
71.

Мое, с некоторых пор, любимое место стоянки — лес на слиянии Киши и Китайки. Здесь просто чудесно.
72.

И, ура, мы, наконец, на своем участке (номер 6). Вторая статья как раз и будет о продолжении нашего маршрута по нашему учетному участку. До скорой встречи!

Трек здесь — https://caucasia.ru/site/track/952 (без первого дня). Не запутайтесь — маршрут проходился против часовой стрелки.