Редкие автомобили советского Сочи. Эпизод 5
В данной публикации расскажу о прогулочно-экскурсионных открытых автобусах периода: начало 50-х и до конца 80-х годов прошлого века. Автобусы с открытым кузовом эксплуатировались у нас на побережье и ранее в 20-е, 30-е, 40-е послевоенные годы, но то были устаревшие или старые конструкции на б/у автомобилях. С появлением перспективного по тому времени грузовика ГАЗ-51 (это конец 40-х гг), начали появляться и новые образцы курортных автобусов на его шасси, для проведения популярных автомобильных экскурсий.
(Кстати, как проводились экскурсии можно прочитать здесь)
ГЗА-654 (1951-1952г)
ГЗА — Горьковский завод автобусов (филиал ГАЗа)
ГЗА-654 Экскурсионный автобус с открытым кузовом на базе автобуса ГЗА 651, разработанный для курортных маршрутов Крыма и Кавказа. Кузов имел 23 места с пятью рядами сидений и четыремя дверями по правому боку и укрывался сверху брезентом. Был изготовлен малой партией — около 20 штук. В дальнейшем эта конструкция была воспроизведена во многих авторемонтных заводах в южных районах СССР.
В некоторых источниках этот автобус имеет имя собственное «Сочи», но это не так
Этот автобус использовали как образец для своих изделий многие АРЗ и АРМ производившие подобную продукцию. Некоторые делали 100%-ные копии автомобиля, а некоторые видоизменяли немного или кардинально конструкцию, в зависимости от своих технических возможностей.
Автобусы сочинских ЦАРМ на шасси ГАЗ-51 (1954г — конец 1960-х гг)
В соответствии с заданием Министерства Автомобильной промышленности СССР (наладить на базе сочинских Центральных АвтоРемонтных Мастерских выпуск нового типа экскурсионного автобуса), с 1954г ЦАРМ нашего города начинают делать знаменитую «Торпеду».
Основой конструкции послужил автобус ГЗА-654, но наши мастера-кулибины подошли к вопросу производства творчески: они не стали просто копировать конструкцию горьковского завода, а на её основе создали свою. Вот как муки создания описаны в местной газете «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»:
...«Взяли за основу открытую машину, получившую в обиходе название «Торпеды». Шли по линии улучшения ее.
Сделали. Коллективно сделали. И коллективно… забраковали: не понравилось. Зачем в машине столько дверей? С шоферской получилось четыре. Борты изрезаны. При посадке пассажиры мешают друг другу. И совсем некстати оказалась наружная ступенька, — только вид портит, а удобства никакого.
Тогда главный инженер сказал:
— Давайте сделаем с одной дверью.
Кто-то удивился:
— С одной? А шоферу дверь?
Один из старейших мастеров автоуправления Александр Петрович Пахомов, обходя машину, промолвил:
— Можно и с одной. Лучше, красивее будет, и шофер обойдется одним парадным входом…
Обсудили и приняли такое решение. Но по пути вносили еще изменения. У старых автобусов делались цельнодеревянные кузова. Пройдет такой автобус 50-60 тысяч километров пробега, и кузов расшатался, заскрипел. Из чего же его сделать? Тут на помощь пришел мастер жестяного цеха Геннадий Кашперский. Посоветовавшись, решили сделать кузов больше чем наполовину металлическим.»...
Также коллективно, творчески и с любовью к детищу создатели подбирали цвет автобуса и декоративные элементы: … «Большое значение имеет внешний вид машины. Сначала красили в один светлоголубой цвет. Захотелось дать лучшую раскраску. В эту часть работы вложил свое умение инженер горпроекта Иван Яковлевич Сошников.»…
В итоге экскурсантов автобус радовал..." теплым, мягким сочетанием красок: две светлоголубые ленты поверху и низу кузова обрамлены блестящими металлическими поясками, создающими спокойный переход к широкой средней ленте цвета слоновой кости. Украшенная различными деталями из хромированного и нержавеющего металла, машина выглядит нарядной. Свежей."...
Выпускаемые в Сочи автобусы не имели официально ни индекса, ни имени. Не официально в городе, да и прессе того времени их нарекли «Торпедой». Почему «Торпеда»? — потому что одно из обозначений такого типа кузова автомобиля начала-середины ХХ века — «Торпедо»
Наши автобусы легко отличимы по внешнему виду от продукции других предприятий, ниже два «эталонных» образца:
Один из автобусов выставлялся в Москве и получил одобрение от Министра автомобильного транспорта СССР, конструкторов Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода.
На обычном шасси автобусы выпускали вместимостью 19 человек+1экскурсовод+водитель:
на удлинённом-23 человека+ 1экскурсовод+водитель
Каждый новый автобус отличался от предыдущих: улучшали и конструкцию и внешний вид.
Автобусы возили и экскурсии и совершали рейсовые городские маршруты, о чём вспоминает в одном из номеров «Черноморской здравницы» кондуктор работавший тогда.
«Торпеды» делались не только для Сочи, но и для других южных городов.
Было выпущено несколько сотен автобусов, я склонен думать около 500 автобусов. В те времена автобус не редкий, а сейчас эти автобусы воспринимаются как уникальные…
Автобусы ЦАРМ на шасси ГАЗ-53 Ф (середина-конец 1960-х гг)
В 1965г сочинские центральные авторемонтные мастерские изготовили опытную «Торпеду» на шасси автомобиля ГАЗ-53Ф:
Автобусов на шасси ГАЗ-53 было выпущено мизерное количество. Мне известно о 2шт (оба на фото в этом разделе)
ПАЗ-672А экскурсионный опытный (1967-1968гг)
Работа над автобусом началась в 1966г. Как писал выше, в те годы в южных районах страны были популярны экскурсии на открытых автобусах. Их изготовливали силами разных местных (южных) АРЗ или АРМ. Специально для этих целей автобусы на автозаводах не делали. И вот Госкомитет по туризму заказал ПАЗу прогулочно-экскурсионный автобус для курортных районов страны. Первый автобус был выпущен в 1967г. Ему присвоили индекс ПАЗ-672А-экскурсионный. Автобус выполнен на основе базовой модели ПАЗ-672.
Модель ПАЗ 672А отличалась от базовой отсутствием остекления боковин и задка, наличием раздвижной крыши для наилучшего обзора пассажиров. Кроме обычных рабочих и стояночного тормоза, автобус имел дополнительный аварийный тормоз с механическим приводом на задние тормозные механизмы. Поскольку отопление не требовалось, радиатор разместили по обычной схеме перед двигателем, а освободившееся место оборудовали для гида. Салон автобуса был радиофицирован. Сиденья выполнили индивидуальными, с увеличенными по высоте спинками. Число мест для сидения составляло 28, максимально допустимое число пассажиров ограничивалось 32-мя. Габариты автобуса – 7110 х 2370 х 2700 мм. Остальные характеристики полностью совпадали с аналогичными у базовой модели ПАЗ 672.
В 1967г автобус проходил испытания в районе г.Сочи.
На фото ниже первый экземпляр на испытаниях:
В 1968г был изготовлен второй, доработанный, экземпляр прогулочно-экскурсионного автобуса. Летом того же года оба автобуса отправили на испытания один в Крым, другой на Кавказ. По результатам испытаний автобусы были рекомендованы к производству, но т.к. в конце 60-х эксплуатация открытых курортных автобусов была запрещена, то и этот проект закрыли.
На фото ниже второй экземпляр ПАЗ-672А:
Всего было выпущено 2 автобуса.
Кубань Г4АМ (1969г)
В Краснодарском крае был завод «Кубань» или, как правильно: «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования», который выпускал одноимённые автобусы.
В конце 1960-х годов <...> планировались новые разработки завода – спецавтобусы серий «Г2», «Г3» и «Г4». Наиболее известным среди них стал автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом – «Кубань-Г4А».
Новые автобусы предполагались к выпуску опытной партией в 1969 году в количестве 1000 штук, но было изготовлено лишь около 30 машин, причем абсолютно одинаковых среди них не было, отдельные модернизировались в процессе выпуска и несли уже индекс «Г4АМ». У некоторых машин «Г4А», изготовленных по заказу курортного управления Сочи, были открытые кузова типа «торпедо».
Так как на данный момент нет ни одного изображения открытого автобуса Кубань, то я, поработав в фотошопе, сделал два предполагаемых варианта автобуса, как он мог бы выглядеть:
Сколько таких автобусов было изготовлено для города — не известно, наверно единицы.
IKARUS кабриолет
Наш сочинский открытый Икарус сделан на основе Икаруса 255. (Основное отличие Ik255 от люксового Ik250 в 70-е годы- это рессорная подвеска и соответственно более низкий уровень пола.)
По данным на сегодняшний день он был единственным на территории СССР. В Сочи он появился в 1977 или 78гг не позже, т.к. снимался в одном эпизоде х.ф. «Бабушки на двое сказали» который вышел в прокат в 1979г.
В фильме он новенький «с иголочки» весь блестит, колпаки на колёсах, декоративные резинки на бампере, оригинальный окрас радует глаз:
Автобус получил гос номер 0700 соч, базировался в ПАТП-3 гаражный номер 600 колонна 4:
Потом гаражный номер сменили на 461:
а в дальнейшем поменяли передок, наверно попадал в аварию:
Автобус осуществлял регулярные рейсы по маршруту №28 Ривьера-Малый Ахун в теплое время года:
совершал экскурсионные прогулки для гостей города:
а также участвовал в городских праздниках и мероприятиях
Сидения Икаруса были выполнены из водостойкой фанеры, защиты от непогоды у пассажиров не было, поскольку конструкцией не предусматривалось наличие какого либо складного тента.
Икарус-кабриолет радовал жителей и гостей города до 1986г, а потом он пропал. По непроверенной информации он эксплуатировался в Ростовской области, там ему наварили крышу. По моим также не проверенным данным с 1997г автобус находился в г. Таганрог.
В 2002г Икарус утилизировали…
Повторюсь: в СССР в конце 60-х годов ХХ века запретили эксплуатацию подобных (открытых) автобусов, но Икарус тем не менее был куплен в конце 70-х и проработал почти 10лет. Я думаю он был, что-то типа опытного и на основе данных положительной его эксплуатации, возможно хотели закупить партию, таких автобусов и возить гостей города (в т.ч. и иностраннных) на экскурсии, как в Европе, ведь там открытые прогулочные автобусы не редкость и тогда и сейчас.
Ранее (в 1972г) завод Икарус изготовил в единственном экземпляре автобус «Ikarus 200» на основе Икаруса 250:
Икарус 200 эксплуатировался в Венгрии в качестве экскурсионо-прогулочного долгие годы.
Как видно наш Икарус очень похож на него по кузовным элементам. Очевидно, что при создании Икаруса для Сочи венгры использовали опыт и наработки полученные при изготовлении Ikarus 200.
Источники rcforum.ru/ www.avtoar.com/index.php www.denisovets.ru/ www.autowp.ru/ www.panoramio.com/ fotobus.msk.ru/ Эфкате www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_2_VForm sochived.info/ за статью из газеты «Красное знамя» спасибо Костиникову В.Н.
(Кстати, как проводились экскурсии можно прочитать здесь)
ГЗА-654 (1951-1952г)
ГЗА — Горьковский завод автобусов (филиал ГАЗа)
ГЗА-654 Экскурсионный автобус с открытым кузовом на базе автобуса ГЗА 651, разработанный для курортных маршрутов Крыма и Кавказа. Кузов имел 23 места с пятью рядами сидений и четыремя дверями по правому боку и укрывался сверху брезентом. Был изготовлен малой партией — около 20 штук. В дальнейшем эта конструкция была воспроизведена во многих авторемонтных заводах в южных районах СССР.
В некоторых источниках этот автобус имеет имя собственное «Сочи», но это не так
Этот автобус использовали как образец для своих изделий многие АРЗ и АРМ производившие подобную продукцию. Некоторые делали 100%-ные копии автомобиля, а некоторые видоизменяли немного или кардинально конструкцию, в зависимости от своих технических возможностей.
Автобусы сочинских ЦАРМ на шасси ГАЗ-51 (1954г — конец 1960-х гг)
В соответствии с заданием Министерства Автомобильной промышленности СССР (наладить на базе сочинских Центральных АвтоРемонтных Мастерских выпуск нового типа экскурсионного автобуса), с 1954г ЦАРМ нашего города начинают делать знаменитую «Торпеду».
Основой конструкции послужил автобус ГЗА-654, но наши мастера-кулибины подошли к вопросу производства творчески: они не стали просто копировать конструкцию горьковского завода, а на её основе создали свою. Вот как муки создания описаны в местной газете «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»:
...«Взяли за основу открытую машину, получившую в обиходе название «Торпеды». Шли по линии улучшения ее.
Сделали. Коллективно сделали. И коллективно… забраковали: не понравилось. Зачем в машине столько дверей? С шоферской получилось четыре. Борты изрезаны. При посадке пассажиры мешают друг другу. И совсем некстати оказалась наружная ступенька, — только вид портит, а удобства никакого.
Тогда главный инженер сказал:
— Давайте сделаем с одной дверью.
Кто-то удивился:
— С одной? А шоферу дверь?
Один из старейших мастеров автоуправления Александр Петрович Пахомов, обходя машину, промолвил:
— Можно и с одной. Лучше, красивее будет, и шофер обойдется одним парадным входом…
Обсудили и приняли такое решение. Но по пути вносили еще изменения. У старых автобусов делались цельнодеревянные кузова. Пройдет такой автобус 50-60 тысяч километров пробега, и кузов расшатался, заскрипел. Из чего же его сделать? Тут на помощь пришел мастер жестяного цеха Геннадий Кашперский. Посоветовавшись, решили сделать кузов больше чем наполовину металлическим.»...
Также коллективно, творчески и с любовью к детищу создатели подбирали цвет автобуса и декоративные элементы: … «Большое значение имеет внешний вид машины. Сначала красили в один светлоголубой цвет. Захотелось дать лучшую раскраску. В эту часть работы вложил свое умение инженер горпроекта Иван Яковлевич Сошников.»…
В итоге экскурсантов автобус радовал..." теплым, мягким сочетанием красок: две светлоголубые ленты поверху и низу кузова обрамлены блестящими металлическими поясками, создающими спокойный переход к широкой средней ленте цвета слоновой кости. Украшенная различными деталями из хромированного и нержавеющего металла, машина выглядит нарядной. Свежей."...
Выпускаемые в Сочи автобусы не имели официально ни индекса, ни имени. Не официально в городе, да и прессе того времени их нарекли «Торпедой». Почему «Торпеда»? — потому что одно из обозначений такого типа кузова автомобиля начала-середины ХХ века — «Торпедо»
Наши автобусы легко отличимы по внешнему виду от продукции других предприятий, ниже два «эталонных» образца:
Один из автобусов выставлялся в Москве и получил одобрение от Министра автомобильного транспорта СССР, конструкторов Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода.
На обычном шасси автобусы выпускали вместимостью 19 человек+1экскурсовод+водитель:
на удлинённом-23 человека+ 1экскурсовод+водитель
Каждый новый автобус отличался от предыдущих: улучшали и конструкцию и внешний вид.
Автобусы возили и экскурсии и совершали рейсовые городские маршруты, о чём вспоминает в одном из номеров «Черноморской здравницы» кондуктор работавший тогда.
«Торпеды» делались не только для Сочи, но и для других южных городов.
Было выпущено несколько сотен автобусов, я склонен думать около 500 автобусов. В те времена автобус не редкий, а сейчас эти автобусы воспринимаются как уникальные…
Автобусы ЦАРМ на шасси ГАЗ-53 Ф (середина-конец 1960-х гг)
В 1965г сочинские центральные авторемонтные мастерские изготовили опытную «Торпеду» на шасси автомобиля ГАЗ-53Ф:
Автобусов на шасси ГАЗ-53 было выпущено мизерное количество. Мне известно о 2шт (оба на фото в этом разделе)
ПАЗ-672А экскурсионный опытный (1967-1968гг)
Работа над автобусом началась в 1966г. Как писал выше, в те годы в южных районах страны были популярны экскурсии на открытых автобусах. Их изготовливали силами разных местных (южных) АРЗ или АРМ. Специально для этих целей автобусы на автозаводах не делали. И вот Госкомитет по туризму заказал ПАЗу прогулочно-экскурсионный автобус для курортных районов страны. Первый автобус был выпущен в 1967г. Ему присвоили индекс ПАЗ-672А-экскурсионный. Автобус выполнен на основе базовой модели ПАЗ-672.
Модель ПАЗ 672А отличалась от базовой отсутствием остекления боковин и задка, наличием раздвижной крыши для наилучшего обзора пассажиров. Кроме обычных рабочих и стояночного тормоза, автобус имел дополнительный аварийный тормоз с механическим приводом на задние тормозные механизмы. Поскольку отопление не требовалось, радиатор разместили по обычной схеме перед двигателем, а освободившееся место оборудовали для гида. Салон автобуса был радиофицирован. Сиденья выполнили индивидуальными, с увеличенными по высоте спинками. Число мест для сидения составляло 28, максимально допустимое число пассажиров ограничивалось 32-мя. Габариты автобуса – 7110 х 2370 х 2700 мм. Остальные характеристики полностью совпадали с аналогичными у базовой модели ПАЗ 672.
В 1967г автобус проходил испытания в районе г.Сочи.
На фото ниже первый экземпляр на испытаниях:
В 1968г был изготовлен второй, доработанный, экземпляр прогулочно-экскурсионного автобуса. Летом того же года оба автобуса отправили на испытания один в Крым, другой на Кавказ. По результатам испытаний автобусы были рекомендованы к производству, но т.к. в конце 60-х эксплуатация открытых курортных автобусов была запрещена, то и этот проект закрыли.
На фото ниже второй экземпляр ПАЗ-672А:
Всего было выпущено 2 автобуса.
Кубань Г4АМ (1969г)
В Краснодарском крае был завод «Кубань» или, как правильно: «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования», который выпускал одноимённые автобусы.
В конце 1960-х годов <...> планировались новые разработки завода – спецавтобусы серий «Г2», «Г3» и «Г4». Наиболее известным среди них стал автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом – «Кубань-Г4А».
Новые автобусы предполагались к выпуску опытной партией в 1969 году в количестве 1000 штук, но было изготовлено лишь около 30 машин, причем абсолютно одинаковых среди них не было, отдельные модернизировались в процессе выпуска и несли уже индекс «Г4АМ». У некоторых машин «Г4А», изготовленных по заказу курортного управления Сочи, были открытые кузова типа «торпедо».
Так как на данный момент нет ни одного изображения открытого автобуса Кубань, то я, поработав в фотошопе, сделал два предполагаемых варианта автобуса, как он мог бы выглядеть:
Сколько таких автобусов было изготовлено для города — не известно, наверно единицы.
IKARUS кабриолет
Наш сочинский открытый Икарус сделан на основе Икаруса 255. (Основное отличие Ik255 от люксового Ik250 в 70-е годы- это рессорная подвеска и соответственно более низкий уровень пола.)
По данным на сегодняшний день он был единственным на территории СССР. В Сочи он появился в 1977 или 78гг не позже, т.к. снимался в одном эпизоде х.ф. «Бабушки на двое сказали» который вышел в прокат в 1979г.
В фильме он новенький «с иголочки» весь блестит, колпаки на колёсах, декоративные резинки на бампере, оригинальный окрас радует глаз:
Автобус получил гос номер 0700 соч, базировался в ПАТП-3 гаражный номер 600 колонна 4:
Потом гаражный номер сменили на 461:
а в дальнейшем поменяли передок, наверно попадал в аварию:
Автобус осуществлял регулярные рейсы по маршруту №28 Ривьера-Малый Ахун в теплое время года:
совершал экскурсионные прогулки для гостей города:
а также участвовал в городских праздниках и мероприятиях
Сидения Икаруса были выполнены из водостойкой фанеры, защиты от непогоды у пассажиров не было, поскольку конструкцией не предусматривалось наличие какого либо складного тента.
Икарус-кабриолет радовал жителей и гостей города до 1986г, а потом он пропал. По непроверенной информации он эксплуатировался в Ростовской области, там ему наварили крышу. По моим также не проверенным данным с 1997г автобус находился в г. Таганрог.
В 2002г Икарус утилизировали…
Повторюсь: в СССР в конце 60-х годов ХХ века запретили эксплуатацию подобных (открытых) автобусов, но Икарус тем не менее был куплен в конце 70-х и проработал почти 10лет. Я думаю он был, что-то типа опытного и на основе данных положительной его эксплуатации, возможно хотели закупить партию, таких автобусов и возить гостей города (в т.ч. и иностраннных) на экскурсии, как в Европе, ведь там открытые прогулочные автобусы не редкость и тогда и сейчас.
Ранее (в 1972г) завод Икарус изготовил в единственном экземпляре автобус «Ikarus 200» на основе Икаруса 250:
Икарус 200 эксплуатировался в Венгрии в качестве экскурсионо-прогулочного долгие годы.
Как видно наш Икарус очень похож на него по кузовным элементам. Очевидно, что при создании Икаруса для Сочи венгры использовали опыт и наработки полученные при изготовлении Ikarus 200.
Источники rcforum.ru/ www.avtoar.com/index.php www.denisovets.ru/ www.autowp.ru/ www.panoramio.com/ fotobus.msk.ru/ Эфкате www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_2_VForm sochived.info/ за статью из газеты «Красное знамя» спасибо Костиникову В.Н.
Комментарии (46)
RSS свернуть / развернутьcrocodile
Myaut
Жаль. А автору большое спасибо за интереснейший рассказ.
so3537
rem-sochi
chernomor
rem-sochi
Развейте свои сомнения — зайдите в профиль автора:))
bakc
san22
chernomor
san22
gibraltar
НИ Центр Технической экспертизы ФГУП НАМИ. «А в странах евросоюза на пассажиров то плевать, вот наши заботливые…
rem-sochi
в то время, когда машин были единицы на них можно было ездить, а сейчас… представьте, что его кто-нибудь в бок долбанет — посыпятся как орехи… а если перевернется…
so3537
rem-sochi
chernomor
Romyald
Sergey155
geosochi64
rem-sochi
geosochi64
sssromansss
mih62
ZMike
Завидуйте, я катался :)
ZMike
MrNick
Но т.к. информация продолжает собираться и уточняться, приветствуются любые воспоминания очевидцев.
chernomor
Romyald
12345
cortez
vvs2010
потом пересел на икарус
Постараюсь фотки отсканировать и выложить в ближайшие дни.
Кстати дядька жив здоров и если что интересует спрашивайте я переспрошу.ему хоть и 80 но память отличная.
Romyald
chernomor
Romyald
для сhernomor-хочешь поспрашиваю-знает отецдостаточно может и какой никакой фотоматериал мог остаться. он обе чайки водил. история сочи наша история стоит поупираться…
Battdriver
chernomor
Romyald
chernomor
пhttps://www.privetsochi.ru/blog/history/49837.html#comment1944871
По знакомлю с дядькой он про них все знает и пере снимите фотки, я щелкал на апад и качество паршивое получается
Romyald
Romyald
chernomor
Battdriver
Сделано в Сочи!
Экскурсионный открытый автобус, рожденный в мастерских Сочинского автоуправления, сделал первый рабочий рейс лишь до Сочинского порта. Здесь его погрузили на теплоход и по морю доставили на крымскую землю. Оттуда, по автостраде Симферополь-Москва, он помчался в столицу, чтобы показать себя придирчивому взгляду автомобилистов и руководителей Министерства… В пути машина привлекала всеобщее внимание. На стоянках подходили люди и восклицали: «Вот это красавец!». Потом спрашивали: «На каком же заводе делают?..» И действительно, подобранная, небольшая, но вместительная и даже просторная, машина не может не вызвать восхищения. Пассажир-экскурсант говорит о ней:
— В такой не устанешь… Сиденье удобное. Широкое. Спинка хороша… Хоть на тысячи километров!..
А пассажир-эстет к тому же непременно полюбуется теплым, мягким сочетанием красок: две светлоголубые ленты поверху и низу кузова обрамлены блестящими металлическими поясками, создающими спокойный переход к широкой средней ленте цвета слоновой ккост. Украшенная различными деталями из хромированного и нержавеющего металла, машина выглядит нарядной. Свежей. … Последний отрезок пути до Москвы. Главный инженер автоуправления Н.М. Вайнштейн опять сменил шофера. Заурчал мотор, расступились любопытные. Машина вырвалась на простор и со скоростью семьдесят пять километров помчалась вперед. Низкий центр тяжести прижимает зад машины к земле. И кажется, что она вот-вот взлетит. Бордовый стоп-сигнал с отходящими в стороны выпуклыми конусными украшениями создает впечатление самолета и подчеркивает стремительность машины…
Вот Тула, Серпухов… Скоро автобус предстанет перед комиссией…
… Натан Моисеевич Вайнштейн, задержав любующийся взгляд на рисунке, с которого смотрел глазами фарами новый автобус, сказал:
— Когда работа увенчалась успехом, то все кажется простым, А трудностей было немало….
Кто-то из присутствующих вставил:
— Шли ощупью…
… Задание было срочным. Из Министерства автомобильной промышленности СССР сказали:
— Освойте новый тип экскурсионного открытого автобуса. Получите мотор и шасси машины «ГАЗ-51». Остальное конструируйте и делайте сами. Полагаемся на ваш опыт…
misha
И вот начались поиски. Перебрали существующие типы автобусов. Все они оказались устаревшими. Нужно было создать комфортабельный автобус с максимумом удобств для советского человека, совершающего экскурсии по достопримечательным местам своей Родины.
Взяли за основу открытую машину, получившую в обиходе название «Торпеды». Шли по линии улучшения ее.
Сделали. Коллективно сделали. И коллективно… забраковали: не понравилось. Зачем в машине столько дверей? С шоферской получилось четыре. Борта изрезаны. При посадке пассажиры мешают друг другу. И совсем некстати оказалась наружная ступенька, — только вид портит, а удобства никакого.
Тогда главный инженер сказал:
— Давайте сделаем с одной дверью.
Кто-то удивился:
— С одной? А шоферу дверь?
Один из старейших мастеров автоуправления Александр Петрович Пахомов, обходя машину, промолвил:
— Можно и с одной. Лучше, красивее будет, и шофер обойдется одним парадным входом…
Обсудили и приняли такое решение. Но по пути вносили еще изменения. У старых автобусов делались цельнодеревянные кузова. Пройдет такой автобус 50-60 тысяч километров пробега, и кузов расшатался, заскрипел. Из чего же его сделать? Тут на помощь пришел мастер жестяного цеха Геннадий Кашперский. Посоветовавшись, решили сделать кузов больше чем наполовину металлическим.
После технического решения задачи надо было научиться решить ее практически. Рабочих, знающих это дело, не было. У Кашперского работало в цехе два десятка учеников. Кашперский осваивал сам новое дело и учил других. Если зайдешь сейчас в мастерские, то увидишь более сотни молодых рабочих, уверенно владеющих инструментом и хорошо знающих свои операции.
Большое значение имеет внешний вид машины. Сначала красили в один светлоголубой цвет. Захотелось дать лучшую раскраску. В эту часть работы вложил свое умение инженер горпроекта Иван Яковлевич Сошников. Он же превращал мысль конструкторов в строгие линии чертежа, помогая облагородить их, довести до рабочей точности.
Таких, сплошь голубых машин бегает по экскурсионным маршрутам побережья 12. Но это еще не тот экземпляр, который бегал в Москву. Выпуская каждый новый экземпляр, люди улучшали конструкцию машины и ее внешний вид.
Начальник автотранспортного управления И.Р. Драганов сказал:
— Вот видите. Теперь можно и автора конструкции назвать… Только сначала добавим фамилии мастеров Бориса Владимировича Рукина, Александра Ивановича Швецова и инженера Ивана Александровича Петрунина… А в общем – коллектив. А для точности посмотрите приказ по управлению.
В приказе, отмечающем успешное выполнение задания, перечислено 24 автомобилиста, внесших свой вклад в создание нового типа автобуса. Тут и инженер, и простой рабочий – думающий хозяин, технически мыслящий советский человек.
Один из участников конструкции, улыбаясь, сказал:
— Тут, как в истории с поддубинскими частушками… Рассказ такой есть у писателя Антонова… Каждый свою строку вписал…
Новый тип двадцатиместного автобуса оценивали министр автомобильного транспорта СССР, главный конструктор Горьковского автозавода, конструкторы Павловского автобусного завода, работники Министерства. Автобус с гаражным номером 99 Сочинского автоуправления получил одобрение и утвержден для производства, как новый тип открытого экскурсионного автобуса.
Автотранспортное управление получило задание Министерства изготовить в этом году 75 таких автобусов. Несколько машин уже курсирует по маршруту Ялта-Симферополь. Один автобус возит отдыхающих на курортах Минеральных Вод.
Организаций, желающих получить «Автобус-сочинец», очень много. Нетерпеливые заказчики приезжают в мастерские и торопят выдать поскорее «их» машину.
… Раньше автомобилистов никто, пожалуй, не начинает трудовой день. Еще нет шести утра, а в центральном гараже жизнь бьет ключом.
Шофер Павел Иванович Труш четверть века ездит на машинах. Как говорят, бывалого не удивишь, а тут он с гордостью и любовью водит машину с номером 99. На правом борту аккуратная трафаретка: «Экскурсионный. Сочи-Рица».
-Наша сочинская «Торпеда» побила и «Астрофиата» — большой остекленный автобус, и наш отечественный автобус «ПАЗ-651», — говорит Павел Иванович. – В руках держишь руль, а кажется, всю машину: послушна, подвижна, верткая… Для нашего горного профиля пути – такая и нужна…
Водитель любовно обтирает машину белой тряпкой, смахивает еле заметный слой пыли с никелированных колпаков на дисках колес.
Погода предвещает быть солнечной, и Павел Иванович с снимает мягкий темносерый тент.
К машине подходит кузнец Сергей Васильевич Криворотов. Ласково похлопав по крылу автобуса, коротко спрашивает:
— Заказы есть?
Павел Иванович Труш также коротко отвечает:
— Нет. Все в порядке.
Водитель Труш и его напарник Василий Оленин, приняв новый автобус, взяли социалистическое обязательство пробежать 400 тысяч километров без капитального ремонта.
Время выезжать к месту посадки пассажиров-экскурсантов. Медленно, горделиво выезжает «Торпеда» из гаража, и десятки других водителей, занятых своим делом, бросают вслед быстрые, теплые взгляды.
А. Олегов.
chernomor
В Ростове все они были только в цельнометаллическом варианте. Условия не те…
VVE_Rost
chernomor
VVE_Rost
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.