Редкие автомобили советского Сочи. Эпизод 5

В данной публикации расскажу о прогулочно-экскурсионных открытых автобусах периода: начало 50-х и до конца 80-х годов прошлого века. Автобусы с открытым кузовом эксплуатировались у нас на побережье и ранее в 20-е, 30-е, 40-е послевоенные годы, но то были устаревшие или старые конструкции на б/у автомобилях. С появлением перспективного по тому времени грузовика ГАЗ-51 (это конец 40-х гг), начали появляться и новые образцы курортных автобусов на его шасси, для проведения популярных автомобильных экскурсий.
(Кстати, как проводились экскурсии можно прочитать здесь)

ГЗА-654 (1951-1952г)

ГЗА — Горьковский завод автобусов (филиал ГАЗа)
ГЗА-654 Экскурсионный автобус с открытым кузовом на базе автобуса ГЗА 651, разработанный для курортных маршрутов Крыма и Кавказа. Кузов имел 23 места с пятью рядами сидений и четыремя дверями по правому боку и укрывался сверху брезентом. Был изготовлен малой партией — около 20 штук. В дальнейшем эта конструкция была воспроизведена во многих авторемонтных заводах в южных районах СССР.
В некоторых источниках этот автобус имеет имя собственное «Сочи», но это не так


Этот автобус использовали как образец для своих изделий многие АРЗ и АРМ производившие подобную продукцию. Некоторые делали 100%-ные копии автомобиля, а некоторые видоизменяли немного или кардинально конструкцию, в зависимости от своих технических возможностей.

Автобусы сочинских ЦАРМ на шасси ГАЗ-51 (1954г — конец 1960-х гг)

В соответствии с заданием Министерства Автомобильной промышленности СССР (наладить на базе сочинских Центральных АвтоРемонтных Мастерских выпуск нового типа экскурсионного автобуса), с 1954г ЦАРМ нашего города начинают делать знаменитую «Торпеду».
Основой конструкции послужил автобус ГЗА-654, но наши мастера-кулибины подошли к вопросу производства творчески: они не стали просто копировать конструкцию горьковского завода, а на её основе создали свою. Вот как муки создания описаны в местной газете «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»:
...«Взяли за основу открытую машину, получившую в обиходе название «Торпеды». Шли по линии улучшения ее.
Сделали. Коллективно сделали. И коллективно… забраковали: не понравилось. Зачем в машине столько дверей? С шоферской получилось четыре. Борты изрезаны. При посадке пассажиры мешают друг другу. И совсем некстати оказалась наружная ступенька, — только вид портит, а удобства никакого.
Тогда главный инженер сказал:
— Давайте сделаем с одной дверью.
Кто-то удивился:
— С одной? А шоферу дверь?
Один из старейших мастеров автоуправления Александр Петрович Пахомов, обходя машину, промолвил:
— Можно и с одной. Лучше, красивее будет, и шофер обойдется одним парадным входом…
Обсудили и приняли такое решение. Но по пути вносили еще изменения. У старых автобусов делались цельнодеревянные кузова. Пройдет такой автобус 50-60 тысяч километров пробега, и кузов расшатался, заскрипел. Из чего же его сделать? Тут на помощь пришел мастер жестяного цеха Геннадий Кашперский. Посоветовавшись, решили сделать кузов больше чем наполовину металлическим.»...

Также коллективно, творчески и с любовью к детищу создатели подбирали цвет автобуса и декоративные элементы: … «Большое значение имеет внешний вид машины. Сначала красили в один светлоголубой цвет. Захотелось дать лучшую раскраску. В эту часть работы вложил свое умение инженер горпроекта Иван Яковлевич Сошников.»…
В итоге экскурсантов автобус радовал..." теплым, мягким сочетанием красок: две светлоголубые ленты поверху и низу кузова обрамлены блестящими металлическими поясками, создающими спокойный переход к широкой средней ленте цвета слоновой кости. Украшенная различными деталями из хромированного и нержавеющего металла, машина выглядит нарядной. Свежей."...

Выпускаемые в Сочи автобусы не имели официально ни индекса, ни имени. Не официально в городе, да и прессе того времени их нарекли «Торпедой». Почему «Торпеда»? — потому что одно из обозначений такого типа кузова автомобиля начала-середины ХХ века — «Торпедо»
Наши автобусы легко отличимы по внешнему виду от продукции других предприятий, ниже два «эталонных» образца:


Один из автобусов выставлялся в Москве и получил одобрение от Министра автомобильного транспорта СССР, конструкторов Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода.
На обычном шасси автобусы выпускали вместимостью 19 человек+1экскурсовод+водитель:

на удлинённом-23 человека+ 1экскурсовод+водитель

Каждый новый автобус отличался от предыдущих: улучшали и конструкцию и внешний вид.
Автобусы возили и экскурсии и совершали рейсовые городские маршруты, о чём вспоминает в одном из номеров «Черноморской здравницы» кондуктор работавший тогда.
«Торпеды» делались не только для Сочи, но и для других южных городов.
Было выпущено несколько сотен автобусов, я склонен думать около 500 автобусов. В те времена автобус не редкий, а сейчас эти автобусы воспринимаются как уникальные…

Автобусы ЦАРМ на шасси ГАЗ-53 Ф (середина-конец 1960-х гг)

В 1965г сочинские центральные авторемонтные мастерские изготовили опытную «Торпеду» на шасси автомобиля ГАЗ-53Ф:


Автобусов на шасси ГАЗ-53 было выпущено мизерное количество. Мне известно о 2шт (оба на фото в этом разделе)


ПАЗ-672А экскурсионный опытный (1967-1968гг)

Работа над автобусом началась в 1966г. Как писал выше, в те годы в южных районах страны были популярны экскурсии на открытых автобусах. Их изготовливали силами разных местных (южных) АРЗ или АРМ. Специально для этих целей автобусы на автозаводах не делали. И вот Госкомитет по туризму заказал ПАЗу прогулочно-экскурсионный автобус для курортных районов страны. Первый автобус был выпущен в 1967г. Ему присвоили индекс ПАЗ-672А-экскурсионный. Автобус выполнен на основе базовой модели ПАЗ-672.
Модель ПАЗ 672А отличалась от базовой отсутствием остекления боковин и задка, наличием раздвижной крыши для наилучшего обзора пассажиров. Кроме обычных рабочих и стояночного тормоза, автобус имел дополнительный аварийный тормоз с механическим приводом на задние тормозные механизмы. Поскольку отопление не требовалось, радиатор разместили по обычной схеме перед двигателем, а освободившееся место оборудовали для гида. Салон автобуса был радиофицирован. Сиденья выполнили индивидуальными, с увеличенными по высоте спинками. Число мест для сидения составляло 28, максимально допустимое число пассажиров ограничивалось 32-мя. Габариты автобуса – 7110 х 2370 х 2700 мм. Остальные характеристики полностью совпадали с аналогичными у базовой модели ПАЗ 672.
В 1967г автобус проходил испытания в районе г.Сочи.
На фото ниже первый экземпляр на испытаниях:


В 1968г был изготовлен второй, доработанный, экземпляр прогулочно-экскурсионного автобуса. Летом того же года оба автобуса отправили на испытания один в Крым, другой на Кавказ. По результатам испытаний автобусы были рекомендованы к производству, но т.к. в конце 60-х эксплуатация открытых курортных автобусов была запрещена, то и этот проект закрыли.
На фото ниже второй экземпляр ПАЗ-672А:

Всего было выпущено 2 автобуса.

Кубань Г4АМ (1969г)

В Краснодарском крае был завод «Кубань» или, как правильно: «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования», который выпускал одноимённые автобусы.
В конце 1960-х годов <...> планировались новые разработки завода – спецавтобусы серий «Г2», «Г3» и «Г4». Наиболее известным среди них стал автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом – «Кубань-Г4А».

Новые автобусы предполагались к выпуску опытной партией в 1969 году в количестве 1000 штук, но было изготовлено лишь около 30 машин, причем абсолютно одинаковых среди них не было, отдельные модернизировались в процессе выпуска и несли уже индекс «Г4АМ». У некоторых машин «Г4А», изготовленных по заказу курортного управления Сочи, были открытые кузова типа «торпедо».

Так как на данный момент нет ни одного изображения открытого автобуса Кубань, то я, поработав в фотошопе, сделал два предполагаемых варианта автобуса, как он мог бы выглядеть:


Сколько таких автобусов было изготовлено для города — не известно, наверно единицы.

IKARUS кабриолет

Наш сочинский открытый Икарус сделан на основе Икаруса 255. (Основное отличие Ik255 от люксового Ik250 в 70-е годы- это рессорная подвеска и соответственно более низкий уровень пола.)
По данным на сегодняшний день он был единственным на территории СССР. В Сочи он появился в 1977 или 78гг не позже, т.к. снимался в одном эпизоде х.ф. «Бабушки на двое сказали» который вышел в прокат в 1979г.
В фильме он новенький «с иголочки» весь блестит, колпаки на колёсах, декоративные резинки на бампере, оригинальный окрас радует глаз:

Автобус получил гос номер 0700 соч, базировался в ПАТП-3 гаражный номер 600 колонна 4:

Потом гаражный номер сменили на 461:

а в дальнейшем поменяли передок, наверно попадал в аварию:

Автобус осуществлял регулярные рейсы по маршруту №28 Ривьера-Малый Ахун в теплое время года:

совершал экскурсионные прогулки для гостей города:

а также участвовал в городских праздниках и мероприятиях


Сидения Икаруса были выполнены из водостойкой фанеры, защиты от непогоды у пассажиров не было, поскольку конструкцией не предусматривалось наличие какого либо складного тента.
Икарус-кабриолет радовал жителей и гостей города до 1986г, а потом он пропал. По непроверенной информации он эксплуатировался в Ростовской области, там ему наварили крышу. По моим также не проверенным данным с 1997г автобус находился в г. Таганрог.
В 2002г Икарус утилизировали…
Повторюсь: в СССР в конце 60-х годов ХХ века запретили эксплуатацию подобных (открытых) автобусов, но Икарус тем не менее был куплен в конце 70-х и проработал почти 10лет. Я думаю он был, что-то типа опытного и на основе данных положительной его эксплуатации, возможно хотели закупить партию, таких автобусов и возить гостей города (в т.ч. и иностраннных) на экскурсии, как в Европе, ведь там открытые прогулочные автобусы не редкость и тогда и сейчас.

Ранее (в 1972г) завод Икарус изготовил в единственном экземпляре автобус «Ikarus 200» на основе Икаруса 250:


Икарус 200 эксплуатировался в Венгрии в качестве экскурсионо-прогулочного долгие годы.
Как видно наш Икарус очень похож на него по кузовным элементам. Очевидно, что при создании Икаруса для Сочи венгры использовали опыт и наработки полученные при изготовлении Ikarus 200.

Источники rcforum.ru/ www.avtoar.com/index.php www.denisovets.ru/ www.autowp.ru/ www.panoramio.com/ fotobus.msk.ru/ Эфкате www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_2_VForm sochived.info/ за статью из газеты «Красное знамя» спасибо Костиникову В.Н.
  • +160
  • 31 июля 2013, 02:41
  • chernomor

Комментарии (41)

RSS свернуть / развернуть
+
замечательный рассказ.
avatar

crocodile

  • 31 июля 2013, 07:43
+
Да уж, круто было бы покататься на Икарусе Кабриолете…
avatar

Myaut

  • 31 июля 2013, 07:52
+
Вот меня что удивляет — напишет кто какую-нибудь ерунду про свет, воду, аварию коих десятки ежедневно и… обсуждений, плюсов!!!.. А человек провел целое научно-историческое исследование, которое и труда и времени потребовало не мало — и особо никакой реакции…
Жаль. А автору большое спасибо за интереснейший рассказ.
avatar

so3537

  • 31 июля 2013, 07:58
+
Вот меня что удивляет
а меня пугает…
avatar

rem-sochi

  • 31 июля 2013, 09:00
+
???
avatar

chernomor

  • 31 июля 2013, 11:04


+
имелась ввиду рекция на интересные, как ваша, публикация… ох и дикий же у нас народ)))
avatar

rem-sochi

  • 31 июля 2013, 18:59
+
и особо никакой реакции…
+160 в этом топе — говорит об очень замечательной реакции.
Развейте свои сомнения — зайдите в профиль автора:))
avatar

bakc

  • 31 июля 2013, 22:22
+
Еще будут публикации? Уж очень интересные!
avatar

san22

  • 31 июля 2013, 08:25
+
Можно ещё попробовать по спец технике, но это узкая тема, я думаю будет не особоинтересно.
avatar

chernomor

  • 31 июля 2013, 11:03
+
Напишите если несложно, У нас как чем «уже тема» (техническая) тем интереснее
avatar

san22

  • 31 июля 2013, 11:08
+
Открытые автобусы ГАЗы-для Сочи супер! Вот бы возобновить.Для нашего климата только такие и нужны, даже зимой.А от дождя можно применять сдвижну- крышу…
avatar

gibraltar

  • 31 июля 2013, 08:26
+
Открытые автобусы ГАЗы-для Сочи супер! Вот бы возобновить.
Ну хотел я… вот ответ НАМИ: По поводу автобусов без крыши (с открытым верхом) сообщаем, что возможность создание и допуска к эксплуатации подобных транспортных средств категорий М2 и М3 действующими нормативными документами по соображениям безопасности не предусматривается (см. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» и другие нормативные документы).

НИ Центр Технической экспертизы ФГУП НАМИ. «А в странах евросоюза на пассажиров то плевать, вот наши заботливые…
avatar

rem-sochi

  • 31 июля 2013, 08:59
+
по соображениям безопасности не предусматривается
в то время, когда машин были единицы на них можно было ездить, а сейчас… представьте, что его кто-нибудь в бок долбанет — посыпятся как орехи… а если перевернется…
avatar

so3537

  • 31 июля 2013, 09:28
+
кто-нибудь в бок долбанет — посыпятся как орехи… а если перевернется…
в Европе ездят… ужас)))
avatar

rem-sochi

  • 31 июля 2013, 18:58
+
В Абхазии можно покататься на самодельных

avatar

chernomor

  • 31 июля 2013, 11:11


+

avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 21:13
+
Очень занимательно, прочитал с удовольствием. СПАСИБО!
avatar

Sergey155

  • 31 июля 2013, 08:36
+
Я помню, помню этот «Икарус»! Жаль, не удалось нам нем прокатиться. Автору огромное спасибо!
avatar

geosochi64

  • 31 июля 2013, 09:00
+
Жаль, не удалось нам нем прокатиться
катался-маманя гидом работала-называли «туфелька»-работать на нем не очень рвались-задувало…
avatar

rem-sochi

  • 31 июля 2013, 09:03
+
Завидую… несколько раз наблюдал его на Платановой аллее с отдыхающими. Просто завораживал своей необычностью…
avatar

geosochi64

  • 31 июля 2013, 09:06
+
Очень понравилось, это наша история, потому и приятно вспомнить.
avatar

sssromansss

  • 31 июля 2013, 09:12
+
На Икарусе-кабриолете маршрут №28 ездил на Малый Ахун в начале 80-х. Спасибо за добрые воспоминания.
avatar

mih62

  • 31 июля 2013, 09:56
+
:) Точно. 28 маршрут…
avatar

ZMike

  • 31 июля 2013, 09:59
+
Открытый Икарус в том числе работал в Сочи «обычным» автобусом по маршруту Малый Ахун-Ривьера. Ходил без остановок в пути и очень редко (не знаю, может между экскурсионными маршрутами). А проезд в нем стоил не пятачок, а 15 копеек, и поэтому прокатиться на таком было КРУТО.
Завидуйте, я катался :)
avatar

ZMike

  • 31 июля 2013, 09:59
+
Икарус-кабриолет радовал жителей и гостей города до 1986г, а потом он пропал.
Информация неверная. Я 1983 года рождения, но отчётливо помню, как мы с родителями ездили на этом автобусе с Юбилейной на Мамайку на море. Мне годиков 5 точно тогда было. Думаю ~ до 1989 года он по Сочи колесил. И никакого Таганрога — потом его в ПАТП-3 в Сочи и порезали, ещё тогда знакомые сотрудники ПАТП-3 сокрушались о нём.
avatar

MrNick

  • 31 июля 2013, 10:11
+
В 1989г автобуса не помню, ранее на пару-тройку лет видел лично, но не ездил. Более того разговаривал с бывшим водителем ПАТП-3 он пришёл в парк в 1986г и тогда уже Икаруса там не было. Насчёт ростовской области говорят разные люди, потому это я считаю аргументом.
Но т.к. информация продолжает собираться и уточняться, приветствуются любые воспоминания очевидцев.
avatar

chernomor

  • 31 июля 2013, 11:01
+
avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 21:06
+
Спасибо!
avatar

12345

  • 31 июля 2013, 13:44
+
фото отличные класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1
avatar

cortez

  • 31 июля 2013, 19:07
+
А мне посчастливилось не только на Икарусе регулярно на Малый Ахун кататься, но и на «Торпеде» на озеро Рица съездить. Это было году в 1967. Тогда мой дядя на «Торпеде» водителем работал. Спасибо за материал, он вернул в счастливые детские годы!!!
avatar

vvs2010

  • 24 сентября 2013, 01:36
+
Мой дядька был водителем автобуса кабриолета (Торпеды)с 1956 по 1969 г
потом пересел на икарус
Постараюсь фотки отсканировать и выложить в ближайшие дни.
Кстати дядька жив здоров и если что интересует спрашивайте я переспрошу.ему хоть и 80 но память отличная.
avatar

Romyald

  • 23 января 2014, 10:35
+
Вопросы есть. Задам в личке.
avatar

chernomor

  • 23 января 2014, 19:17
+
Вот фото торпеды водительЕвсюков Алексей
avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 20:59
+
мне 40 помню икарус и торпеду.автору статьи спасибо. на торпеде катался. их в сочи было 6 -вчера разговаривал с отцом-он водителем в России, а затем в Дзержинке всю жизнь.2 торпеды было у сан Сочи 2 в Дзержинке 2 где ещё он сказал не помню могу уточнить. из сан Дзержинского продали на Кубань в колхозы за ненадобностью(!) остальные4 списаны санаториями и порезаны в металл
для сhernomor-хочешь поспрашиваю-знает отецдостаточно может и какой никакой фотоматериал мог остаться. он обе чайки водил. история сочи наша история стоит поупираться…
avatar

Battdriver

  • 24 января 2014, 13:43
+
Конечно. По-узнавайте. Торпед в Сочи было гораздо больше, чем 6. Вечером напишу в личку.
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 13:50
+
avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 21:01
+
Romyald спасибо за фото! Для меня это интересно. Есть ли возможность увидеть отсканированные Ваши фотографии?
avatar

chernomor

  • 12 ноября 2014, 21:43
+
Сканера нет, хоти те приезжайте в гости
пhttp://www.privetsochi.ru/blog/history/49837.html#comment1944871
По знакомлю с дядькой он про них все знает и пере снимите фотки, я щелкал на апад и качество паршивое получается
avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 21:52
+
avatar

Romyald

  • 12 ноября 2014, 21:52
+
Как появится свободное время напишу в личку. Мне интересна тема курортных автомобилей. Спасибо!
avatar

chernomor

  • 12 ноября 2014, 22:00
+
торпеды красивые были коричнево-кремовые(кофесмолоком типа)
avatar

Battdriver

  • 24 января 2014, 13:45

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.