Дольмены. Как перемещали многотонные плиты дольменов в древности
Исследование особенностей сооружения дольменов Кавказа и экспериментальная проверка существующих предположений является важным этапом в изучении исторических процессов нашего региона в эпоху бронзы.
Опираясь на сохранившиеся принципы и технологии ручной обработки камня и, используя существующие достижения в исследуемой области в других странах, мною было принято решение воссоздать весь цикл построения дольменов древними зодчими.
На нескольких международных конференциях мной были изложены все проведённые эксперименты. Ведущие археологи страны в этой области дали высокую оценку проделанной работе.
Читателям Привета легче будет воспринимать информацию поэтапно. Поэтому я и разбил свои статьи «Анализ и экспериментальная реконструкция
технологий строительства дольменов Кавказа» на части и адаптировал их в научно-популярном формате.
Как перемещали многотонные плиты дольменов в древности.
Спекулятивным и спорным вопросом является проблема транспортировки многотонных плит к месту строительства мегалитических конструкций. Транспортировка состоит, по сути, из двух основных операций. Первая операция — подъём плиты с поверхности земли на транспортировочную платформу, функцию которой могут выполнять подготовленные брёвна, по которым или на которых в дальнейшем будет перемещаться плита. Вторая операция – транспортировка многотонной плиты по пересечённой местности.
Бесспорно, создавая мегалитические сооружения, люди использовали накопленный ими за предыдущие тысячелетия опыт. Великий Архимед упорядочил и развил понятия человечества о принципах рычага, но пользовались наши предки этими принципами намного раньше. Не имея практических экспериментальных данных можно получить весьма сомнительные выводы. Так, например, в трудах В.И. Марковина при описании вариантов возможной постройки дольменов приводятся подсчёты Пачулия В.П., согласно которых «…для постройки достаточно крупного дольмена должны были неустанно работать 150 человек «от года до двух лет» (Марковин,1978. С. 201). Подъём массивной плиты без использования механизации кажется современным людям почти не разрешимой задачей, поскольку вряд ли кого посетит сейчас идея транспортировать многотонную конструкцию вручную.
Тем не менее, лучшим средством доказательства реальной возможности подобной транспортировки является наглядный эксперимент. Для решения этой проблемы были привлечены восемь волонтёров из русского географического общества. Подходящая плита песчаника была выбрана недалеко от двухпортального дольмена в урочище Каткова щель. Обмер кубатуры камня и пересчёт веса показал, что плита весила около трёх тонн.
Добровольцы из числа краеведов, увлеченных исследованием дольменов, за один час, без специальной подготовки, оторвали крышку дольмена на тридцать сантиметров от земли.
Сделали они это с помощью пяти четырёхметровых кольев, пользуясь ими как рычагами, и подкладывая под плиту камни, чтобы зафиксировать результаты каждого рывка.
И вот тут-то и дали о себе знать факторы, которые питают нелепые заблуждения. Многие наши попытки демонстрировали нам, насколько чётко отрабатывали свои строительные приёмы древние зодчие за столетия практики возведения мегалитических сооружений. Так, к примеру, камни, которые мы подкладывали под плиту, изначально нами выбраны были неправильно. Круглые и угловатые булыжники продавливались в почву и сводили на нет все наши усилия, и только, применив плоские плиточные камни, мы смогли добиться результата. Опять же соотношение размеров рычажных брёвен могло свести на нет все наши усилия. Идеальными оказались четырёхметровые круглые брусья диаметром около десяти сантиметров, поскольку они хорошо входили в зазор между плитой и опорной плоскостью, были удобны с точки зрения эргономики и создавали оптимальный момент в рычажном усилии. Таким образом, было установлено опытным путём, что небольшая группа людей вполне может справляться с перемещением многотонных каменных плит.
Следующим сложным вопросом являлась транспортировка плит на дальние расстояния. Описанные в научной литературе способы касались лишь транспортировки по равнинным местам, как, например, в Египте.
Сложностью являлся, скорее всего, не сам эксперимент а проблема собрать достаточное количество добровольцев в лесу для проведения фактической транспортировки. На помощь пришла современная этнография. Выяснилось, что в Индонезии на острове Сумба до нашего времени сохранился культ построения мегалитических гробниц наподобие наших дольменов. ( Энциклопедия. Народы и религии мира. – М. 1999г. с.500). Конечно, конструктивизм дольменов Сумбы отличается от Кавказа, но размеры плит в сооружениях соизмеримы. Нельзя не отметить, что ландшафты острова сопоставимы с предгорьями Кавказа. За несколько дней толпа индонезийцев дружными усилиями перемещает многотонную плиту на несколько сотен метров и далее без применения техники и тяглового скота.
Причём, следует отметить, что до недавнего времени такая транспортировка являлась частью ритуала, при котором недопустимо было применение тяглового скота или техники, и человеческий фактор являлся данью уважения соплеменников к тому, для кого сооружался дольмен (ARCHEOLOGICAL PAPERS OF THE AMERICAN ANTHROPOLOGICAL ASSOCIATION, Vol. 20, Issue 1, pp. 17–32, ISSN 1551-823X,).
Таким образом, этот факт делает вопрос о транспортировке мегалитов окончательно понятным в его основных принципах.
Воспроизведённое нами перемещение трёхтонной плиты лишь подтвердило тот факт, что при грамотном и оперативном применении такие операции весьма эффективны даже при использовании небольшого числа работников.
Опираясь на сохранившиеся принципы и технологии ручной обработки камня и, используя существующие достижения в исследуемой области в других странах, мною было принято решение воссоздать весь цикл построения дольменов древними зодчими.
На нескольких международных конференциях мной были изложены все проведённые эксперименты. Ведущие археологи страны в этой области дали высокую оценку проделанной работе.
Читателям Привета легче будет воспринимать информацию поэтапно. Поэтому я и разбил свои статьи «Анализ и экспериментальная реконструкция
технологий строительства дольменов Кавказа» на части и адаптировал их в научно-популярном формате.
Как перемещали многотонные плиты дольменов в древности.
Спекулятивным и спорным вопросом является проблема транспортировки многотонных плит к месту строительства мегалитических конструкций. Транспортировка состоит, по сути, из двух основных операций. Первая операция — подъём плиты с поверхности земли на транспортировочную платформу, функцию которой могут выполнять подготовленные брёвна, по которым или на которых в дальнейшем будет перемещаться плита. Вторая операция – транспортировка многотонной плиты по пересечённой местности.
Бесспорно, создавая мегалитические сооружения, люди использовали накопленный ими за предыдущие тысячелетия опыт. Великий Архимед упорядочил и развил понятия человечества о принципах рычага, но пользовались наши предки этими принципами намного раньше. Не имея практических экспериментальных данных можно получить весьма сомнительные выводы. Так, например, в трудах В.И. Марковина при описании вариантов возможной постройки дольменов приводятся подсчёты Пачулия В.П., согласно которых «…для постройки достаточно крупного дольмена должны были неустанно работать 150 человек «от года до двух лет» (Марковин,1978. С. 201). Подъём массивной плиты без использования механизации кажется современным людям почти не разрешимой задачей, поскольку вряд ли кого посетит сейчас идея транспортировать многотонную конструкцию вручную.
Тем не менее, лучшим средством доказательства реальной возможности подобной транспортировки является наглядный эксперимент. Для решения этой проблемы были привлечены восемь волонтёров из русского географического общества. Подходящая плита песчаника была выбрана недалеко от двухпортального дольмена в урочище Каткова щель. Обмер кубатуры камня и пересчёт веса показал, что плита весила около трёх тонн.
Добровольцы из числа краеведов, увлеченных исследованием дольменов, за один час, без специальной подготовки, оторвали крышку дольмена на тридцать сантиметров от земли.
Сделали они это с помощью пяти четырёхметровых кольев, пользуясь ими как рычагами, и подкладывая под плиту камни, чтобы зафиксировать результаты каждого рывка.
И вот тут-то и дали о себе знать факторы, которые питают нелепые заблуждения. Многие наши попытки демонстрировали нам, насколько чётко отрабатывали свои строительные приёмы древние зодчие за столетия практики возведения мегалитических сооружений. Так, к примеру, камни, которые мы подкладывали под плиту, изначально нами выбраны были неправильно. Круглые и угловатые булыжники продавливались в почву и сводили на нет все наши усилия, и только, применив плоские плиточные камни, мы смогли добиться результата. Опять же соотношение размеров рычажных брёвен могло свести на нет все наши усилия. Идеальными оказались четырёхметровые круглые брусья диаметром около десяти сантиметров, поскольку они хорошо входили в зазор между плитой и опорной плоскостью, были удобны с точки зрения эргономики и создавали оптимальный момент в рычажном усилии. Таким образом, было установлено опытным путём, что небольшая группа людей вполне может справляться с перемещением многотонных каменных плит.
Следующим сложным вопросом являлась транспортировка плит на дальние расстояния. Описанные в научной литературе способы касались лишь транспортировки по равнинным местам, как, например, в Египте.
Сложностью являлся, скорее всего, не сам эксперимент а проблема собрать достаточное количество добровольцев в лесу для проведения фактической транспортировки. На помощь пришла современная этнография. Выяснилось, что в Индонезии на острове Сумба до нашего времени сохранился культ построения мегалитических гробниц наподобие наших дольменов. ( Энциклопедия. Народы и религии мира. – М. 1999г. с.500). Конечно, конструктивизм дольменов Сумбы отличается от Кавказа, но размеры плит в сооружениях соизмеримы. Нельзя не отметить, что ландшафты острова сопоставимы с предгорьями Кавказа. За несколько дней толпа индонезийцев дружными усилиями перемещает многотонную плиту на несколько сотен метров и далее без применения техники и тяглового скота.
Причём, следует отметить, что до недавнего времени такая транспортировка являлась частью ритуала, при котором недопустимо было применение тяглового скота или техники, и человеческий фактор являлся данью уважения соплеменников к тому, для кого сооружался дольмен (ARCHEOLOGICAL PAPERS OF THE AMERICAN ANTHROPOLOGICAL ASSOCIATION, Vol. 20, Issue 1, pp. 17–32, ISSN 1551-823X,).
Таким образом, этот факт делает вопрос о транспортировке мегалитов окончательно понятным в его основных принципах.
Воспроизведённое нами перемещение трёхтонной плиты лишь подтвердило тот факт, что при грамотном и оперативном применении такие операции весьма эффективны даже при использовании небольшого числа работников.
Комментарии (66)
RSS свернуть / развернутьdrevniy
natlik
Хорошо, что выяснилось про остров Сумба. Для науки это веский аргумент и далее уже нет смысл ломать копья. Я свои усилия направил на другие важные эксперименты — обтёска плит, раскол плит и т.д.
drevniy
А на гору? Не везде можно и пешком пройти, не говоря о том чтобы такую каменюку дотащить до места «сборки».
XoDok13
Лично я считаю, что человек всегда куда более рационален, чем пытаются представить ученые — объясняющие любую непонятную штуку верованиями и религией. Когда о пропитании надо думать, то заниматься «дурью» времени нет.
Вот пример технологий развитых государств-современников дольменов, согласно официальной истории естественно:
Да да — рваный кирпич сырец и ничего больше. Т.е. эти развитые государства оставили после себя кучи всякой керамики, изделий из бронзы, остатков городищ и т.д. Мелкие изделия иногда достаточно изящные — тут уж от прямости рук ваятеля все напрямую зависит. Но качественных построек многотонных у них нет. Как нет и тысяч непонятных грубо-примитивных, но в чем то слишком технологичных коробок.
barm
so3537
drevniy
drevniy
vallahar
drevniy
drevniy
drevniy
BAP1982
drevniy
Vasyara
drevniy
FanatOf80s
Пирамиды — это совсем другой уровень работ, а главное и технологий. Но официальная «наука» твердит про те же тянитолкаи. Это ведь словно бригада соседнего СМУ из кирпичей построит не одноэтажный сарай, а Бурдж Халифу.
barm
drevniy
drevniy
Как раз пяток плит из мягкого материала причем без каких либо признаков стандартизации естественно обрабатывали руками и вручную же и собирали.
barm
liberalis
Romyald
drevniy
Vasyara
Нет, бросок через мозги. А ещё один человек разработал технику перемещения многотонных камней путём выявления их центра тяжести — подпихивает под них камушек и руками крутит как тумбочку на кухне!
drevniy
Romyald
DesperadoRU
rem-sochi
DesperadoRU
rem-sochi
barm
Отношения к строительству и истории этот эксперимент не имеет…
Проверил высказывание Архимеда только дищь
driver
Вот и я не въехал зачем это все в принципе. Что это вороченье каменюк доказывает??? То, что это люди делали, так, вроде, и не сомневается никто. Как? тоже ясно, при желании и массе времени и не такое воротили древние… Один Ангкор чего стоит. При чем построенный не снизу вверх, а сверху вниз…
Со стороны копошащиеся на фото смотрятся как кружок любителей покорячиться в лесу переворачиванием камней.
so3537
Т.е. в том что твердит «наука» что египтяне исключительно камнями все долбили, да на бычках или вручную по пандусам что-то там таскали. Или что инки «строили» свои пирамиды, Мачупикчи и Сакуйаманы всякие. Или что «околоримляне» Баальбек с Иерусалимом с тысячетонными!!! блоками ручками отгрохали.
А уж дальше сомневающиеся делятся на тех кто в зеленых человечков верит, или Атлантов, или еще кого. Сходятся сомневающиеся лишь в одном — академическая история древнего мира — чушь полнейшая.
barm
so3537
drevniy
Как раз на таких экспериментах и понимают люди, что гипотетическая постройка больших пирамид с блоками до 40 тонн весом, без нормальных веревок/пил и что там еще лепит официальная наука, это совсем не то же самое, что перетащить пару блоков весом в пару тройку тонн.
barm
drevniy
Ну или какие проблемы — едешь в Баальбек и вперед на подъем 1000 тонного камня, ну там деревяшек подложить, блоками на попа поставить :). Вот только их же там не 1, а целая куча. Заодно и взвесить — вдруг не 1000, а лишь 900 тонн весит. :)
P.S. Дело в количестве. Одну каменюку в 10… 100 тонн дотащить «всем миром» можно. Но когда речь идет о миллионах блоков, тщательно уложенных, подогнанных и т.д., то как-то в сказки про постройку пирамиды «Хеопса» исключительно ручками за 20лет слабо верится.
barm
drevniy
liberalis
drevniy
liberalis
barm
drevniy
barm
drevniy
vallahar
barm
Вот еще Древнему понятно. Он их так описывает, словно сам руководил постройками того времени…
liberalis
drevniy
barm
Ну вот Вам два Баальбека, а что, раньше была вода мокрей и сахар слаще?
drevniy
2) Не подскажете ли когда там колонну ставили в Питере? А когда Баальбек и комплекс в храмовой горе строился, даже согласно официальной истории?
3) Я и сказал что разово один-два больших камня дотащить «всем миром» можно, даже в 18 веке при наличии металлов и куда более высокого уровня развития науки и техники это было крайне сложно.
Даже в 20 веке при всей технике понадобилось 4 года для переноса готового комплекса Абу-Симбел на 200 метров по горизонтали и 65 по вертикали. При этом его распилили на блоки вменяемых размеров по 20 тонн. И это ведь не постройка, а лишь перенос готовых камней. Но официальная история втюхивает, что фактически в каменном веке люди без каких либо металлических инструментов т.е. без пил, зубил, крепких металлических блоков и т.д., а лишь с помощью каменных рубил и пары пальмовых канатов вырубали миллионы много тонных блоков, многие с идеальными поверхностями, некоторые с идеальными криволинейными поверхностями, построили сотни пирамид, храмов и каких-то бомбоубежищ — мастаб. А пирамиду «Хеопса», где объем работ на несколько порядков больше Абу Симбела — рабы каменными рубилами построили за 20 лет. И это лишь потому, что правил этот Хеопс примерно столько и просто больший срок взять неоткуда. Правил бы 5 — значит за 5 бы построил. Ну ладно бы положил он весь свой срок на такую титаническую стройку — так нет — же он чуть ли не пол Египта отстроил :)
4) Есть очень хороший аргумент против официальной версии по Баальбеку. Официально его построили римляне. Так вот вопрос — почему где-то на задворках римской империи отстроен такой комплекс с тысячетонными камнями, а в самом Риме ничего подобного нет. Камни в римских постройках на 2-3 порядка меньше весом!!!
5) Дело в принципе не в весе отдельных каменюк, а в промышленных масштабах явно машинного производства. Дело в том что в каменоломнях идеально ровные стены словно их специально выравнивали — рабам делать было нечего? Причем в отличии от наших карьеров нет следов использования клиньев для откалывания блоков — т.е. явно отличная от нашей технология добычи камня применялась.
Дело в явных свидетельствах опять же машинной обработки — различные отверстия которые просто невозможно выдолбить камнями или еще какими приспособлениями каменного века, Дело в идеально ровных поверхностях срезанных уже после установки блоков.
Дело в совершенно идентичной полигональной кладке крупных каменных блоков разбросанной по всему миру на разных континентах — словно одна и та же бригада их ваяла. А официальной истории приходится это разносить на тысячи лет, чтобы подогнать под свою версию.
barm
1000 тонн это «кирпич» в Баальбеке. 600тонн — это Александровская колонна. Так вот как раз по ней хорошо видно чего это стоило. С технологиями 19-го века!!! одну колонну по официальной версии вырубали, тащили и ставили 5 лет!!!
Но даже с этим событием много непоняток. Казалось бы одно и тоже событие — а художники рисуют по разному:
Они ведь типа документируют происходящее. К чему бы это? видимо они в глаза не видели того что якобы рисовали. Историю переписали?
Это как тут камень весом от 1600 до 2400 тонн на паре бревен катят как на санях. С мужичками которые прямо на ходу его обтесывают. А досочки то не простые — они еще и по шарикам металлическим якобы перекатываются — понятное дело что про сопромат художник не слыхал:
barm
А вот по дольменам я многое сам изучил на натуре, могу и поспорить дэ факто!
drevniy
DesperadoRU
drevniy
Но в то что это некие святилища не верю.
barm
drevniy
DesperadoRU
И второе. На что Вы живете? Разве дольмены могут вас прокормить?
liberalis
2) Они нас не кормят, мы от себя отрываем, чтобы их защитить!
drevniy
drevniy
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.