Катальный сезон 2016 завершается... Спасибо ему !
31 марта, Четверг, стал для меня завершающим днем Сезона Фрирайда в 2016 году. Уже 1 апреля снег осел, сбился, местами образовался лед, направление на Обер Хутор закрыли где-то после 11.30 в связи с лавинной опасностью. Да и 31-го числа каждый час набирающего силу Солнца менял консистенцию снега и состояние склонов.
Сезон катания уходит. С огромной Благодарностью провожая его, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями и советами.
Куда ехать ?
На сегодняшний день у нас работает три горнолыжных курорта: Роза Хутор, Газпром «Лаура» и «Горная Карусель». На мой взгляд, самая нормальная политика в плане формирования цен на скипасы – у Лауры. При наличии хороших трасс G и F и цене за утренний скипас в 900/1000 рублей (рабочие/выходные дни), 400 рублей за парковку – это был самый бюджетный и иногда (когда Пик Розы Хутор по погоде был закрыт, а это бывает довольно часто) самый лучший вариант для катания. В районе F трасс можно неплохо и пофрирайдить. Так что мнение, что «Лаура» только для начинающих, я бы подверг критике. Более того, таких очередей, какие я наблюдал на Волчьей скале и Беседке на Розе Хутор довольно часто (иногда можно было простоять до 30 минут в очереди. Обычно это начиналось ближе к 11.00), на «Лауре» я не видел ни разу. Про Карусель ничего не могу сказать – в этом году я туда не ездил вообще. Как-то выпала эта горнолыжка из сферы моих интересов. Качество трасс там, на мой взгляд, уступает и Розе и Газпрому, сервис тоже. А фрирайд для меня интереснее на Розе.
В общем Карусель для меня стала как бы посередине. А если говорить проще «ни то — ни се» . Опять же по цене – на Карусели почти как на Розе, а с условием того, что парковка на Волчьей скале (Роза стадион) «Розы Хутор» бесплатна, то удобнее было ехать на Розу. «Лаура» была отличным выбором тогда, когда туман был на уровне выше 1600. На Розе и на Карусели в такие дни верхи закрыты, и «Лаура» становилась вне конкуренции. Отличные черные и красные трассы + стоимость скипаса, отличная видимость и погода, отсутствие очередей, безветрие – у меня сомнений куда ехать не возникало. Жаль, что сезон там на красных и черных трассах де-факто заканчивается раньше. Намного раньше.
Информация.
В горах погодка меняется быстро. Поймать «тот день» не так-то просто. Но можно.
Ориентироваться только на сайты, которые, как бы, призваны давать инфу по обстановке на склонах, не в обиду им будет сказано – не стоит (В любом случае — огромное им спасибо за любую информацию. Недостатки есть у каждого, и я надеюсь, что они над своими работают). Объясню почему – информация обычно там либо публикуется в конце дня (очень вовремя), либо отсутствует, либо не передает собственно ничего существенного. К сожалению, это так. Как и когда будут проходить тусовки, какие гиды, какие фестивали и что выбирают из снаряги создатели сайтов – этого полно. Рекламы. Тоже полезно иногда, но гораздо полезнее другое. Создание групп в VK и т.д., где пишут все желающие и катающиеся, конечно, немного улучшает информативность, но недостаточно. После того как люди уехали кататься на гору, они уже не пишут сразу, да и не должны, с чем они там столкнулись, как только приехали. Какая погода, какой снег на склоне, очереди, закрытые склоны ну и т.д. Они это напишут в лучшем случае после катухи – но это уже прошлое. Но, правда, хорошо что там можно договориться о трансфере или прописаться в попутчики на гору.
Для окончательного принятия решения ехать или не ехать и куда ехать в 7.00 текущего дня это не поможет. Информация об открытых трассах на сайтах самих горнолыжных комплексов публикуется тоже уже с началом катания. То есть не раньше 8.30. Сталкивался с тем, что она не всегда достоверна. Можно звонить еще по телефону, но опять же – уже с началом каталки. Это поздно, для тех, кто едет из Сочи, например для меня. А ехать лучше ( в моем случае «НАДО») с утра. К началу катания. Очередей на Розе до 11 избежать, снег лучше ну и т.д. И что поможет?
Во-первых: сайт sochi.camera. Спасибо создателям за этот ценный ресурс! Еще б поправить градусники (инфа о температуре то ли не меняется, то ли не работает просто) и информировать о скорости ветра на вершинах — было бы вообще супер. В основном при принятии решения опирался именно на мониторинг этого ресурса. Весной стало проще. Светало раньше, и на камерах уже было хорошо видно, как начинается день и что от него ждать. Во-вторых: сайты погоды snow-forecast и yr.no. Один минус «норвежцев» — что-то они нещадно врали о скорости ветра на вершинке. У них как-то чаще всего до 5 м/c было, а на деле бывало и 14 и 20. В этом плане snow-forecast был довольно точен. В общем, сравнив показатели этих двух сайтов, а так же свои ощущения можно было сделать какое-то более- менее точное предположение о погоде и состоянию склонов. «Свои ощущения» здесь не для красного словца. Именно опыт различных многолетних катаний, походов и прочих outdoor активностей + информация с указанных ресурсов позволяет сделать довольно приемлемый прогноз.
К сожалению, редко когда в течение сезона была информация о жестких склонах, когда на склонах образовывался лед (Это касается Роза Хутор). Яркий пример -7 марта. Сколько людей «убралось» с травмами на трассах Розы можно поинтересоваться у травматологии в Красной Поляне. Почему-то закрыть склон по лавинной опасности – это нормально, а закрыть трассу на которой сверху льда крошка замороженного снега как-то не сложилось. И инфы об этом не было никакой. Сколько людей столкнулось с «неприятным сюрпризом» и уехало, мягко говоря, не в лучшем настроении и, что хуже – состоянии.
Безопасность
Лучше Вас никто Вашу безопасность не обеспечит. Прежде чем ехать кататься и одеть снарягу, необходимо прикрепить голову. Ни биперы, ни эйрr бэги, ни гиды с лопатами и пр. не помогут. Голова – это тот гаджет, который необходим в горах и не только. Правда у многих этот девайс наполнен вредоносным ПО или давно не апгрейдился. А именно – отсутствуют функции уважения к окружающим, понимание поведения на склоне. Причем в этом году как-то отчетливо заметил, что этим страдают далеко не только непрофессионалы, но и инструкторы. Огромное количество инструкторов и обучающихся, катающихся поперек склона, абсолютно не смотрящих вокруг при начале какого-либо маневра со своей стороны — далеко не редкая картина. Они еще и залезут при этом на красную(черную) трассу. Или залягут группой в закрытом повороте для теоретических занятий и закрепления «полученных навыков». Возможно, перед этим они активируют режим «Бессмертный», который на самом деле никогда не работает и является лишь уловкой маркетологов.
Прекрасная погода и отличный снег, драйвовое и опьянительное настроение не должны отключать сигнализацию «Terrain ahead !». Другими словами, если не знаешь ландшафта, конфигурации кулуара и состояния склона (камень, лед), ну не надо же ехать так, как будто трэк рисуется и формируется исключительно вами в вашем воспаленном и наполненном счастья и адреналина мозгу. При мне паренек за малым не «убрался» со скалы на Юрьевом Хуторе. Думая, что прям с «Фиалки» (название трассы), свернув на хребет он приедет «куда надо». Вовремя я ему заорал. Вот тот самый «камушек», на который выкатил «бессмертный» бордист.
Не надо лезть на черные и красные трассы при неуверенном катании. Если вы плугом или бульдозером съедете со склона – «круче» вы от этого не станете. Скорее наоборот. Убивается склон, вы мешаете нормально кататься другим, устаете, часто травмируетесь, и смотрят на вас адекватные катальщики как на натурального идиота. И это — нифига не снобизм. Это так и есть. Пробуйте кататься и совершенствуйте технику на подходящих трассах – их полно на всех горнолыжках. К сожалению, сейчас наблюдать лежки «тюленей» (причем частенько в самых неподходящих местах), приходится постоянно.
Так же нужно помнить, что «подложка» (слой снега – основание снежного покрова, который лежит непосредственно на земле) формируется с началом сезона холодов и снега в горах (примерно с конца октября, в зависимости от погоды) и довольно продолжительный период.
Если месяц была теплая погода (как в феврале этого года, к примеру) в том числе на верхах, «плюсы» и солнце, то после сильного первого снега существенно состояние склона ни при каких обстоятельствах не улучшится. Зато угроза схода лавин возрастет. Верхний слой выпавшего снега съезжает с основания. Для того чтобы сформировался нормальный слой для фрирайдового катания, нужно чтобы прохладная погода и снег «задержались» хотя бы на недельки две-три.
«Лесное катание» я бы в такое время напрочь исключал. Очень обманчивый снег. Можно заехать в лесок и собрать снежок прямо до земли. А там камни, коряги, пни (…червяки, дохлые животные, прошлогодние лыжники и сноубордисты, кххх….фууу…). Ну надо ли, рискуя снарягой, а тем более здоровьем, туда лезть?
Так что в таких случаях лучше выбирать трассовое катание.
Если был снег, но при этом ветер 40-50 или более км/ч, то этого снега, все равно что не было. Даже хуже, из-за ветра и низкой температуры появляется лед. Нужно быть внимательным и контролировать скорость своего спуска, а так же стараться держать канты ваших лыж и бордов в надлежащем состоянии, иначе «закрепиться-зарубиться» на склоне будет нечем, и вас будет нещадно сносить и сбрасывать со склона. И не надо ориентироваться на то, что на сайте написали после снега «POWDERDAY». Не надо верить всему, что пишут. Если посмотреть сколько раз я это слово встретил на сайте funsochi (я иногда думал, что там «восторженный бот» пишет) и сколько это было в реале, я думаю будет в лучшем случае 50/50.
Подведу некоторые итоги:
Народу в этом году на горе (на горнолыжках разных) было много. Очень. Больше чем когда-либо до этого. Очередей на Газпроме не видел, на Розе часто — вплоть до марта. Горы переварили огромное количество туристов. Много было иностранцев. Видел неоднократно.
Средний ценник у меня был в этом году(выезд из Сочи, р-н ул.Донской, час –час двадцать в пути):
Роза Хутор: 500 руб. за бензин + 1900/2300 руб. скипас + бесплатная парковка на Розе стадионе (Волчья скала)
Газпром «Лаура»: 500 руб. бензин + 900/1000 руб. утренний скипас + 400 руб. парковка
На Розе часто можно было продать свой дневной скипас, если закончил около 13.00 или раньше, на парковке возле Волчьей скалы за 500 рублей. Желающих, которые приезжают к этому времени довольно много. Парковка доступна, места всегда хватало.
Цены и политика их формирования, конечно, на Розе не радуют совсем. Сезонные абонементы стоят вообще каких-то совершенно оторванных от реальности денег. На мой взгляд, цена абонемента должна быть в районе 50% от стоимости 20 однодневных скипасов. То есть 20-25 тыс.р. А катать больше 20 раз в году могут позволить только профессионалы. Притом, что верха были закрыты в этом году, наверное, более половины времени, а стояние в очередях на подсадке, Беседке или Волчьей скале плюсов сервису на Розе не добавляют. Но видимо есть спрос… Кризис, говорите?
В случае тумана и закрытия верхов часто Газпром «Лаура» выручал.
Транспорт до горы.. Для меня практически безальтернативно — свое авто. Цена на электричку рождена в воспаленном мозгу не знаю кого. С ценой в зимний сезон 400 рублей в одну сторону на человека можно об этом виде транспорта забыть. Спасибо группе товарищей. Про девайс, который нужно включать я писал выше. Это просто охренеть. Мне одному дешевле на машине съездить, а если группой, так и подавно. Автобусом за 250р в одну сторону еще как-то можно подумать, но 2 часа езды до горы, а потом столько же обратно снижают интерес к этому варианту.
Принятие окончательного решения о поездки – 6.30 утра, чтобы успеть к 8.30 к подножию горы.
Ресурсы принятия решения: sochi.camera, snow-forecast.com, yr.no, polyanaski.ru, rosaski.com, funsochi.ru ,riderhelp.ru.
Про питание не пишу. Для меня главное было катание. Чай, бутерброды, бананы, фрукты брал с собой.
Интенсивного катания с 9 до 13(14) в принципе было достаточно. Поэтому очень бы хотелось, чтобы и на других горнолыжках как на Газпроме было утреннее катание. С начала работы канатки и до 13.30 или 14. Или хотя бы до 13.00. С соответствующими скипасами и адекватной ценой на них.
Спасибо Сезону! Спасибо ВСЕМ кто причастен к его проведению! Будем ждать наступления нового! И надеяться, что ценники не будут «конскими». А сейчас готовимся к летне-осеннему горному и пляжному сезонам! Живем ведь, как в Раю! Давайте это ценить ;)
В завершение небольшой ролик:
«Завершающий фрирайд 2016. Четверг 31.03.2016»
Комментарии (42)
RSS свернуть / развернутьDOK
укачало.
)))
zhdann
aloha
DoctorAngelicus
aziat
DOK
aziat
Не, по снегу — на двух километрах пятидесяти метрах над уровнем моря.
DoctorAngelicus
aziat
В Горки Городе 50 руб.
> Про Карусель ничего не могу сказать – в этом году я туда не ездил вообще. Как-то выпала эта горнолыжка из сферы моих интересов. Качество трасс там, на мой взгляд, уступает и Розе и Газпрому, сервис тоже.
Чушь какая-то. Вот только что, качество всех устраивает, более чем:
DoctorAngelicus
aloha
Зачем же вы обманываете? Парковка тоже входит в понятие «сервис». И на Карусели она дешевле и за сутки тоже, и парковочных мест там побольше будет:
> Сколько стоит скипас на Карусели не знаете разве?
Мне ли не знать? :)
> А фотки тусы вообще ни о чем не говорят :)
Само собой.
DoctorAngelicus
aziat
Можно и позагорать. 23 мая 2015:
DoctorAngelicus
aziat
DoctorAngelicus
И не стоит сейчас приводить весенние скипасы. Они везде попадали в цене. И цена в 1300р и на Розе, и на Карусели — без разницы. На Лауре вообще н1100. Только что там делать.
Так вот давай отталкиваться от высокого сезона за взрослый скипас. 1800 на Карусели было? Правильно? 1900 в нерабочий на Розе. В рабочий — 2250р. Но парковка на Волчьей скале БЕСПЛАТНАЯ. А на Карусели — 350 в сутки. То на то и выходит. Лаура по ценнику была вне конкуренции. Можно было взять отдельно скипас только на утро, в пределах 900/1000 рублей до 13.30 + 400 р. парковка в сутки(сопоставимо с Каруселью). Я это писал. Так что про какой обман речь? Я что-то не въехал. Попиарить Карусель или просто так, «потроллить» хочется ?:) Трассы Карусели всерьез считаете сопоставимыми по уровню с Розой и Лаурой? Фрирайд — тут дело вкуса. На Розе, мне кажется, возможностей больше. Да и покров там держится благодаря расположению и конфигурации лучше чем на Карусели и Лауре. В остальном не буду повторять, что писал раньше. Читай внимательнее и не передергивай — не красиво просто. А рекламу курорта хорошо конечно делать, но не за счет потребителя. Лучше развивать его и исправлять косяки.
А так, я за развитие всех горнолыжек. Очень жду когда откроется Альпика. Ностальгия… Надеюсь все будет там хорошо.
aloha
aziat
Ну типа вы зашли, немножко обосрали Карусель. Я восстановил справедливость. Вы стали оправдываться. Как-то так.
DoctorAngelicus
aloha
Релакс, этот персонаж платный троль, и когда надо потролить он даже про Сталина забывает и начинает с визгом пиарить Американские бренды).
Мне тоже оч нравится Лаура, как раз из за того что ты описал.
Nitro
Армяне в своём репертуаре. Тут тебе не рынок, Томаз.
DoctorAngelicus
Если не гадил, зачем так много текста в оправдание?
DoctorAngelicus
aloha
DoctorAngelicus
aloha
Я тебе вообще не рекомендую с ним общаться… там беда вообще с головой. )
Он начнет скоро впрягать Сталина, потом увидит в тебе Армянина, потом Итальянца (ну зависит от степени сколько за воротник заложит).
Nitro
Bond
aloha
P.S. В этом году ездили в Приэльбрусье, там вообще гораздо быстрее укатываешься, сказывается другой порядок высот, ну и их «подготовка» трасс(на Чегете вообще ее отсутствие и обилие бугров) до КП им далеко по многим параметрам, и наш снег таки вкуснее, во всех смыслах)))
Bond
По поводу дороги — мы жили в Адлере, ибо жилье там. При цене сетевого таксо 1500 познакомились у Нового Века с милейшим дядей Арамом, который возил за 700, а в дни Розы и Газпрома ждал у отеля друзей, пока мы переоденемся, и всю компанию довозил до тех курортов еще за сотню :)
ПыСы — классно было на Горной Карусели сидеть во время вечернего катания у обрывчика и смотреть на огни Красной Поляны внизу. Оно завораживает :)
Goryanka
aloha
Goryanka
dakunin
Добавлю еще, что мнение о качестве уборки трасс на ГК отлично выразил один мужчина на трассе — «действительно, на… зачем нужны ратраки» Но в целом там красиво, масса адреналина и понравилось =)
Goryanka
aloha
DoctorAngelicus
dakunin
juma
juma
aloha
juma
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.