Поход на Амуко, или как быстро похудеть без диеты

Ещё этой зимой появилось сильное желание прогуляться по глухим окрестностям нашего города. Именно глухим, малохоженым местам. И в этом качестве была выбрана вершина Амуко, хорошо видная со многих точек города Сочи. Это верховья реки Агва.

Шестидневный маршрут начинался в Солох-Ауле, проходил по хребту Бзогу, затем горе Бородавка, Зелёным скалам, собственно вершине Амуко ( 1918 м, по данным известного сочинского краеведа Тарчевского Б.А. — 1920 м), затем по хребту Ушхо, хребту Ажек, селение Ажек, Пластунка. Время: 30апреля — 5 мая 2012 года.
Хребет Бзогу технически не представлял из каких-либо трудностей. Просто идешь по красивому весеннему лесу с небольшим набором высоты.

На деревьях изредка встречаются такие портреты

Первые трудности начались с крутым подъёмом на Бородавку(1401 м). Одного из участников пришлось отправлять назад домой. Нас осталось двое и мы смело поднялись на вершину этой самой Бородавки, сплошь покрытую снегом.

Отсюда мы впервые увидели панораму на Фишт, который будет нас сопровождать большую часть пути.

На снегу часто встречаются поваленные сильным ветром деревья.

Живые деревья — произведения матушки-природы.

Далее легко идём по снежным полям.

На проталинах цветут хохлатка и появляется папоротник.

Прямо по курсу появляется Амуко.

Зелёные скалы встречают нас вербой и прекрасным видом на долину реки Сочи. Тёплый ветер и очень уютное местечко.

Рядом, за ущельем Агвы — вершина Сахарная (1550,6 м).

Продолжаем путь дальше. По снежным карнизам идти легко. Но там, где снег растаял, из под земли появляются густые заросли черники, азалии и рододендрона. Это осложняет дорогу и замедляет движение. Прекрасно виден Фишт, под ногами цветы: чина и огуречная трава( бораго).

На деревьях растёт серый трутовик.

На закате, усталые, но счастливые мы ставим палатку возле снега и любуемся закатом.

Ночью было совсем не холодно, утром пьём чай и любуемся Фиштом в воздушной дымке

и Аутлем

На восточным склонах шагаем по тропе

а на западных и северных склонах огромные сугробы плотного снега напоминают о суровой зиме.

Иногда встречаются прогретые полянки. радующие глаз цветами ( морозник).

Мы уже подошли к перемычке между Зелёными скалами и Амуко, откуда открывается потрясающий вид на Фишт.

На снегу видны отпечатки следов медведя. Ходит-бродит голодный, в поисках заблудившихся туристов.
Но мы не испугались и смело пошли по огромному снежному полю цирка под вершиной.

Иногда мимо нас с грохотом пролетами такие вот огромные глыбы пресованого снега, слава богу, время лавин уже миновало.

Нашей целью было подняться на перемычку между Малым и Большим Амуко. И здесь нас подстерегало второе испытание. Попробовали подняться по скалам, но они сильно осыпались и эта попытка оказалась неудачной.

Начали подниматься по снежному склону, обходя скалы слева. Здесь тоже было несколько неприятных моментов. так что пришлось пару раз применять верёвку и поднимать рюкзаки по ней и самим страховаться.

Наконец, мы на перемычке. Небольшой прилив радости от содеянного и приходится срочно искать место ночёвки, так как уже довольно поздно.

Свысока увидели вдалеке на склоне маленькую полянку, свободную от снега, и устремились к ней.

Рано поутру, натопив снега и попив чая, мы за полчаса поднялись на вершину Амуко. которая оказалась состоящей из трёх макушек ( есть ещё и четвёртая, но она значительно ниже). По пути глаз радовали первые весенние цветы, а с горы открывалась непередаваемая словами панорама кавказских гор.

Главная цель нашего похода была достигнуты. Мы были на вершине счастья, но нужно было и возвращаться в наш бренный мир. Впереди нас ждал хребет Ушхо. Но путь к нему преграждало несколько кулуаров. забитых плотно спресованным снегом. пришлось снова воспользоваться верёвкой ( эти моменты я уже не смог снимать. так так был большой риск улететь в пропасть.)

От хребта Амуко к хребту Ушхо сначала необходимо резко сбросить высоту, а потом круто подняться. Вот где мы попотели! Сам хребет Ушхо.

Панорама Главного Кавказского хребта.

На хребте Ушхо главная трудность была на очень крутом спуске с г. Скальная.

Держась обоими руками за ветки лавровишни и черники, мы буквально сползли по склону рядом с обрывом, и продолжили путь до места ночёвки на одной из возвышенностей хребта. По пути нас сопровождали надписи на деревьях.

По последней из стрелок мы и спустились с хребта Ушхо в направлении летовок. Тропы никакой не было. Шли просто по склону вдоль ручья Мельничного. Красивейший лес.

По пути встречались ядовитые растения, съедобные грибы ( мы их не рвали -своей еды было много)

Перешли старый мостик через реку Ушхо

и по местами заросшей тропинке поднялись на хребет Ажек. Но это уже было на другой день. Последнюю ночь мы провели на крохотной ровной площадке на подъёме. От усталости не ставили палатку, спали под густыми кронами могучих буков. Утром быстром дошли до крохотного ручейка, плотно позавтракали и в прекрасном настроении спустились в селение Ажек.

Это место поразило нас своей тишиной, чистотой и солнечной радостью. Людей мы не видели и нас никто не заметил. В этом месте выделяется рубленный дом сотрудников Национального парка ( охраны не видно) и маленькая часовня Николая Чудотворца. Здесь мы хорошенько отдохнули.

Ниже по склону насобирали черемши ( здесь её растёт целый океан)

Засунули в рюкзаки по 5-6 кг акулины ( жёлто-пёстрый трутовик) — вкусный и полезный древесный гриб. Только нужно его уметь правильно приготовить.

Полюбовались водопадом.

И вскоре оказались в царстве цветов — понтийского рододендрона и жёлтой азалии. Из сурового царства зимы спустились в яркие краски весны.

src=«privetsochi.ru/uploads/images/00/28/65/2012/05/08/cd919f.jpg» alt="" />

Около 7 часов вечера мы подошли к конечной остановке автобуса № 102. Полные впечатлений, очень счастливые и смертельно уставшие мы вернулись " в суету городов и потоки машин". Маршрут рекомендуется для прохождения технически подготовленным, выносливым и опытным туристам.А также тем, кто хочет без особой диеты похудеть на 5-6 кг за короткое время.
  • 08 мая 2012, 20:10
  • travellersochi

Классный поход! Седловину между вершинами Амуко вообще не узнать, я помню мы там пешком по траве проходили, а тут такие скалы! Обалдеть.

• 08 мая 2012, 20:49
Вот спасибо за красоту! Хоть на фото поглядеть)))

070770

• 08 мая 2012, 21:54
+1000
Спасибо, нереально круто!)

Pavel1013

• 08 мая 2012, 22:10
Маршрут отменный, поздравляю! Поход замечательный, как и фото. Вы напомнили столь замечательные в окресностях Сочи места.

Есть только одно маленькое уточнение. Поскольку вы шли к главной вершине Амуко по гребню со стороны Зеленых скал и, как я понял, с гребня не сходили и Агву в её верховьях не пересекали, то и попали на скалы, примыкающие к одной из главных вершин Амуко. Именно по причине нахождения там скал маршрут со стороны Зеленых скал и Бзыча практически не использовался туристами, как трудный технически и реально весьма опасный.
Но эти скалы вовсе не находятся на седловине между Малым и «большим» Амуко, как вы написали. Скалистый гребень отрога, ведущий на Зеленые скалы, отходит именно от одной из главных вершин Амуко, но не от седловины между Малым Амуко и главными вершинами.
Седловиной в практике сочинских туристов называют короткое и крутое понижение между Малым Амуко (виден как пирамида из центра Сочи) и вершинами «большого» Амуко (вид которого из Сочи почти полностью перекрывается Мылым Амуко). На седловину эту выходят со стороны верховий Агвы по весьма крутому на верху кулуару, покрытому в это время года снегом. И уже с седловины через скальный выступ на узком гребне подбираются к главным вершинам Амуко.
Поэтому меня, как и GeoSochi, тоже интересует вопрос — а почему на седловине оказались столь крутые и округлые скалы, как на вашей фотографии? Может, это все же не седловина (или не та)? На седловине ведь всегда была шифероподобная каменная «мелочь», а до конца мая всегда лежит фирн.

А за репортаж еще раз вам огомное спасибо! Амуко стоит того, чтобы там побывать!

• 08 мая 2012, 22:39
Уточнение. В нашем походе мы шли к вершине Амуко по широкому гребню до резкого его подъёма и в этом месте ушли вправо, т.е. ушли в самые верховья Агвы ( я называю это цирком под Амуко). Мы не попали на скалы, примыкающие к одной из главных вершин Амуко, как вы пишите. А из этого цирка поднимались на седловину, но снег в этом году сильно растаял и на подъёме открылись крутые и округлые скалы — шифероподобная каменная «мелочь», которую нам не удалось пройти. На самой же седловине лежит толстый слой снега. как видно на фото… Так что, это та самая седловина, другой быть не может.

• 08 мая 2012, 22:58

Да, я внимательно рассмотрел ваши фотографии этого места — вы действительно были на той самой седловине, обойдя истоки Агвы со стороны примыкания гребня от Амуко к Зеленым скалам.
Интересно, по какой причине столь сильно оголились скалы?
Около 15 лет назад на склонах этого хребта выпал сильный смерч, чего никто не ожидал — не верилось, что так далеко он может проникнуть. Тогда смыло тропу в верховьях Агвы, а саму реку замыло наносами так, что до самого её низа ям на реке почти не осталось. Понадобилось несколько лет, чтобы они вновь образовались. А что случилось на этот раз? (Вопрос риторический).

• 08 мая 2012, 23:19
Да это именно перемычка между Малым и Большим Амуко, со стороны т.н.«Плато Амуко». Я сам там несколько раз ходил и пешком, мне пока непонятно откуда там взялись такие скалы. Обычно наоборот проблемы когда снег, тогда там висит карниз и надо метров 10-15 вешать верёвку, а когда снега нет то трава и легко и вдруг эти скалы. Похоже это может усложнить летний маршрут на Амуко со стороны Агвы.

• 08 мая 2012, 23:31
Когда полностью растает снег в этом районе, думаю, обнаружиться несложная тропинка на седловину( перемычку) на Амуко со стороны Агвы.

• 08 мая 2012, 23:37
Вполне возможно, по фото трудно понять, но скалы озадачили.

• 08 мая 2012, 23:45
Я думаю, вы правы. Сейчас она под снегом — её просто не видно.
Удивительно, что сейчас нет цельного снежного поля, доходящего в цирке до верха перемычки. На фото видны лишь отдельные уплотнённые снежные участки, что для этого времени мая неожиданно.
Очень давно 21 мая мне довелось спускаться с этой перемычки в сторону Агвы. В тот день мы с товарищем «обернулись» с Пластунки на Амуко и обратно за один световой день. Из этого времени спуск по снежнику с перемычки до зоны леса («последние ночёвки под Амуко») занял не менее 2-х часов — так было скользко (я был в кроссовках, товарищь — в ВЦСПСовских ботинках). Летом он проходится гораздо быстрее.

• 09 мая 2012, 00:01
спасибо напомнили юность, Амуко первая моя вершина была ) красота, особенно на подходе к горе… тоже шли с Сахарной…

• 08 мая 2012, 22:48
тоже шли с Сахарной… Мы шли не с Сахарной, а с хребта Бзогу и г.Бородавка

• 08 мая 2012, 23:01
И ещё — для сведения.
Изображения собаки и солнышка на деревьях в районе Скальной, которые вы приводите, — дело рук Воскресенского, которого, увы, уже нет в живых. Этот человек знал район, как свои пять пальцев. И много лет водил по нему и Наташ, и Лен.
А на подъеме на Скальную вы должны были пройти рядом с надписью «ЗИН» на буке, растущем на самом узком гребне в начале подъема со стороны перемычки на Амуко. Эту надпись оставил некто Зикран Иван Николаевич в ноябре или декабре 1943 г.! Зикран — создатель звезды в районе р. Ажек, которую многие блогеры видели, а также с его именем связаны некоторые местные названия в этом районе.

• 08 мая 2012, 22:52
Прям завидую… :)))
Два раза был там, но уже давно: ходили через Сахарную, Амуко, Б.Чуро, Ачишхо в Поляну.

Табличка на вершине еще осталась?

• 08 мая 2012, 23:26
Никакой таблички на вершине нет, только раздавленная триангуляция.

• 08 мая 2012, 23:31

Вы ещё пушечное ядро вспомните.))

• 08 мая 2012, 23:33
в честь ДНЯ ПОБЕДЫ была же. Сейчас прям в тему. а ее нет :(
унесли «пионеры» или снесло силами природа?

• 08 мая 2012, 23:40
Силами природы унесли «пионеры».

• 08 мая 2012, 23:42
Наверно снесло, а я ещё в 80х годах застал полный комплект — табличку, ядро и раздавленный трингопункт.))

• 08 мая 2012, 23:48
в 2002 г. была еще табличка

• 08 мая 2012, 23:51
Я знаю сочинца, который затащил на вершину Амуко арбуз! Но он, зараза (арбуз, конечно), укатился с вершины в тот момент, когда его решили съесть!

• 09 мая 2012, 00:04
Этот арбуз мы видели с вершины и тоже хотели его съесть, подошли поближе, но он укатился, зараза, ещё дальше.

• 09 мая 2012, 00:08
А кто следующий его найдет — тому достанется арбуз мочёный!

• 09 мая 2012, 00:12
пятое фотои фото которое перед козами (извеняюсь со счета сбилась :)) — яртышник мужской, местная орхидея :))))))

• 08 мая 2012, 23:43
Совершенно верно. Там его великое множество. ОЧЧень полезное растение. Хорошо, что ОЧЧЕНь далеко растёт. а то бы уничтожили быстро.

• 08 мая 2012, 23:45
Хорошо, что ОЧЧЕНь далеко растёт
совершенно верно :) те которые растут близко/низко жестоко обдираются и выкапываются :((

• 09 мая 2012, 00:01
зы: а можно поподробнее о полезных свойствах? :)))

• 09 мая 2012, 00:03
Просто наберете в поисковике название растения и получите полезные свойства.

• 09 мая 2012, 00:07
а что с палками реально легче идти? никогда с ними не ходил интересно…

• 09 мая 2012, 00:28
Последние несколько лет хожу с палками (разумеется там где нет ледоруба в руках), никак не могу понять как раньше без них обходился. Облегчают жизнь очень сильно, единственно по нашим кушерям не всегда помогают, но это скорее исключение.

• 09 мая 2012, 00:32
а по сильному склону не мешают? по моему руками карабкаться сподручнее?

• 09 мая 2012, 00:37
Там где крутой склон, но вы ещё идёте на ногах, там палки только помогают, а там где уже именно лазанье и крутой скальный/снежный/ледовый рельеф, то конечно палки не нужны, они складываются и вешаются на рюкзак.

• 09 мая 2012, 00:47
В первый раз у видел палки у европейских туристов под Килиманджаро ( Танзания — 2003 год), там и попробовал, с тех пор ни разу в них не разочаровался. очень выручают и делают движение в горах безопаснее и легче. Только надо уметь ими правильно работать.

• 09 мая 2012, 01:02
Спасибо, Гена. За подробный рассказ и хорошие фото. Вы — молодцы!!! +

so3537

• 09 мая 2012, 00:23
Впечатляет. Весьма))

Ponaehala

• 22 мая 2012, 12:28
Набрел случайно. Офигенный поход.