Все это так- архитектура...

Михаил Кольцов о Сочи- очерк «На Кавказской Ривьере» 1934 год: «При наиболее возможном разнообразии форм весь новый город должен дышать единым гармоничным архитектурным стилем, дополняя красоту моря, вечнозеленых гор, подчеркивая характер каждого отдельного уголка, мыса, поворота, склона». В начале строительства главного советского курорта этого придерживались руководители гигантского проекта Всесоюзной здравницы. Но несмотря на принятые, утвержденные Сталиным законы строительства, они упрощались и варьировались в зависимости от обстоятельств времени. В своей речи Уполномоченный ЦИК СССР А.Д. Метелев 8 января 1937 года заявил: «Вопрос культурных а так же монументальных сооружений надо сейчас разрешить. Нужно уметь соответствующим образом подходить к каждой стройке, к каждой новой скульптуре, которая должна украсить наш город». Был регламент социалистического «скульптурного» направления, который прежде всего преследовал пропаганду великих идей. При всем вечном противостоянии- творчество художника и пропаганда, именно он и произвел на свет «пафос архитектурного образа Сочи». В санаториях, в оформлении городских зданий, в парках, на улицах появлялись скульптуры и композиции, которые украшали город. Перечислять нет нужды. Они еще рядом. На крыше Зимнего театра, Морского вокзала, фасаде Художественного музея. Они неприкосновенны. Это память о времени, когда путь в «светлое будущее» был абсолютно неотвратим. Но бесчисленное множество уличной скульптуры, объектов малой формы и садово-парковое прошлое времен строительства коммунизма бесследно исчезли. Вот уже лет двадцать время от времени в прессе появляются статьи под общим названием «Где ты, Девушка с веслом? Конец СССР 1991 год. Газета «Черноморская здравница»: «Нужно вместе заботиться о том, чтобы Сочи выглядел так, как подобает курорту. Ведь есть же депутатская комиссия по культуре! Нужно совместно с художниками решать вопросы оформления города. Нужно, в конце-концов воспитывать людей, прививать им художественный вкус». В абсолютно советский период существовал план «монументальной пропаганды» и на него выделялось немало средств. В городе Сочи появилось много произведений известных скульпторов. Вспомним. Монументы «Летчик» и «Танкист» скульптора В.В. Козлова.( Военный санаторий «Сочинский»), «Девушка с кувшином», собирательный образ сочинки, отражающей советскую эпоху (внутренний дворик железнодорожного вокзала). «Борец с быком» на здании сочинского Мясокомбината, скульптура работы Веры Мухиной. Можно еще перечислять. В семидесятые годы и сочинский творческо-производственный комбинат Художественного фонда РСФСР имел план создания монументальной и декоративной скульптуры. Важно, что имелись средства для его воплощения в жизнь. Скульптурная композиция «Ломающая стрелы» работы известного сочинского скульптора В.И. Глухова была установлена в центре Цветного бульвара Сочи в 1976 году. Отзыв: «Девушка-наездница, собственными руками ломающая над головой острые стрелы, в былые времена олицетворяла стремление советских людей к примирению и братству». Скульптурная композиция «Мацеста» автор И.Я. Гуслева, 1972 год, «городское зверье» в аллеях парков и дворах гостиниц, работы признанных скульпторов-анималистов. Они, пантера на Приморской, лошадки Рочняка, туры и олени еще живы. А «Девушек с веслом» и «Дискоболов» уже нет. Единственная представительница стиля и направления -во дворе территориального отделения ГТРК «Кубань» на Театральной. Было бы наивно полагать, что скульптура с теми смыслами и в тех пропорциях, которые были при расцвете здравых идей художественного оформления города вернется. Но есть повод настаивать, чтобы дешевые поделки вроде «Клоуна» в центре фонтана возле цирка и «Русалки» на площади Искусств больше не появлялись.

  • 26 ноября 2022, 10:55
  • sava
  • 2

ЦВЕТЫ ВРЕМЕНИ

«Букет в честь Венчагова» -композиция известного флориста Бориса Меняйлова стал украшением одной из последних, десятой Выставки цветов в Зимнем театре в 2007 году. Неофициальным девизом этой выставки стали нетленные строки Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Время было не из самых благополучных в жизни Сочи, но Пушкин не молчал. На конкурс, который был условием каждой Выставки цветов в Зимнем, были представлены более полусотни композиций и букетов. Сложно даже некоторые из них найти в Интернете. Хотя, картинки не пахнут и не наделены каким-то своим «контактом», как живые растения вблизи. Сочинцы, которые раньше были постоянными посетителями выставок, делились впечатлениями. Каждый о своем. Например, Ольга, старшеклассница гимназии, ( на тот момент), что «все композиции выполнены в одной цветовой гамме. И как правило-основные цвета осени, все оттенки желтых, бордовых, темно-зеленых цветов». Однако, некоторые участники биеннале ломали стереотипы. Некотрые, особо взыскательные посетители, очевидно профессионалы из фитодизайнеров, высказывали свои замечания: «Каждый год новые работы слишком уж похожи на работы прошлых лет. Конечно, иногда встречаются композиции со свежими идеями, но их очень мало». Представители зеленого хозяйства Сочи последние два года вплотную заняты городским благоустройством. Жаль, что их творческий потенциал остается нераскрытым, такое впечатление, во всяком случае, присутствует. А ведь, допустим, и сочинский Национальный парк радовал своими неожиданностями. На юбилейной, десятой выставке была представлена композиция «Осьминог». В «Осьминоге», выполненном из крупной и мелкой гальки, ракушек и веток хвои, действительно угадывалось морское животное. В целом впечатления о выставке, озвученное журналистами, было с общим эпитетом «впечатляющая». Отмечали, что такого количества поэтических цветочных композиций, такого красивого оформления зала Зимнего театра, где проходила выставка, не было давно. Дополнительно делились своим личными: «Уникальна атмосфера тепла и уюта, в дни осенней непогоды». Потом цветочные выставки перекочевали в Центральный Дом культуры. Но обстановка была совсем не та, при проведении выставок в Зимнем театре организаторы сами признавались «атмосфера сама по себе определяет несколько иной взгляд на экспозицию». Остается надеяться, что проект «Сочи, море, цветы» возобновится именно в Зимнем театре. Тем более, что идей по созданию фитодизайнерских фантазий у нынешних представителей профессии появилось более чем достаточно. Их подсказывает само время.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР,СТОРОНА РОДНАЯ

«В этой части города (улицы Приморская, Московская, Подгорная и Нагорная) расположены лучшие дома, лучшие гостиницы, лечебницы частных врачей и церковь. Обширные городские парки надолго устраняют в ней возможность перенаселения, сохраняя за ней по условиям жизни первенствующее значение для постоянных жителей города». Д.И. Коченовский «Сочи», 1913 год.
«Уничтожены коррупционными стройками горы Батарейка и Виноградная. Больше нет красивейших улиц – Нагорной и Кубанской. Даже главную артерию – Курортный проспект уродуют частные небоскрёбы, построенные без всех соблюдений норм и правил». Б.М. Баликоев «Правда о Сочи»,2011 год.
Вплоть до начала девяностых годов существовали суровые правила застройки в лучшей здравнице СССР. Однако, в «лихие 90-е» все переменилось. Возобладали: выгода «братков», местных чиновников и вдруг выскочивших из волшебного ларца олигархов. Об этом рассуждали много, разоблачений в газетах, к примеру «Деловой Сочи», достаточно. Там публиковались масса критических материалов, назывались имена, размеры взяток, пути обхода законов и все прочее. Ни к чему это не привело. Списки незаконно возведенных объектов на сегодняшний день пополняются. Минстрой призвал сохранить историческую идентичность центров российских городов. Это значит, что в границах «исторического ядра» города Сочи беспредела больше твориться не может. Очень хочется в это верить.
Район обитания, выбранный нашей семьей 8 лет назад оказался в историческом ядре — между памятникам архитектуры и культуры: Художественный музей имени Д.Д. Жилинского, Зал Органной и камерной музыки, Музей Островского. Небоскребов конечно хватает. Чего стоит один лишь «Титаник». Утешает, что места для них не осталось. Хотя…пустошь Смауга, ( пустыня вокруг Одинокой горы по Джону Рональду Р. Толкину), а это почти гектар земли, остающийся пустырем около трех десятков лет на улице Нагорная, 28 может стать строительной площадкой в любой момент. Каким-то чудесным промыслом судьбы не возникли бетонные монстры на большей части улиц Нагорной и Кубанской. Счастье стало возможным после того, как в середине шестидесятых были построены пять домов для творческой интеллигенции (работников сочинской Госфилармонии) и два — для работников Горкома партии и Горисполкома. Автор проекта одного из домов на углу улицы Кубанской и Морского переулка мастер своего дела, А.Н. Стельмащук, в 1957-1960 годах Главный архитектор города Сочи. Немного проще, но привлекательны именно особенностями советского стиля дома на Нагорной 27 и Морскому переулку …Их достоинство некогда заклейменные как «архитектурные излишества»-полуколонны между балконами, рельефы и вазоны на фасадах. Есть на чем остановиться взгляду. «Видеть город через историю, понимать секреты зданий. Видеть тени и чувствовать жизнь города. Города курорта с необыкновенной южной архитектурой». Это сознают и чувствуют многие сочинцы и гости города, отправляющиеся изредка на экскурсии т.н. «Бродилки». На нашей улице — Нагорной, остаются целы и невредимы несколько домов с богатым прошлым. Некоторые изменились со временем, это нормально. Этот здание едва дышит. Дом на Нагорной,6 имеет сходство с тем, который остался только на открытке- «Дача Сотенная». История пока не раскрывает происхождение названия. Где-то на параллельной улице еще, вероятно, стоит дом знаменитый тем, что там жил профессор Соколов, избавивший наше побережье от малярии. «Скромная квартира Соколова находилась на первом этаже неказистого на вид трехэтажного дома на Кубанской улице»- пишет краевед И.Зайцев.
В разговоре с жителям района выяснился один любопытный факт. Домов, построенных в 20-е годы прошлого столетия здесь немало, пожалуй, около семи. К расселению пока предназначены только два, по Кубанской 21 «А» и Нагорной,4. Возмущаться, негодовать по этому поводу или просто принять обстоятельства, которыми вызвано такое положение дел? Некоторые моменты, однако, заставляют задуматься. А вдруг на месте освободившегося после расселения дома появится бетонная этажерка, каких уже полно в «историческом центре» города. И будет она стоять недостроенной — вечность. Примеров множество. Далеко ходить не надо. Улица Кубанская, 18.
Озадачило признание на одном из сайтов: «В ТОП-5 улиц сочинской «Рублевки» вошли такие улицы, как Орджоникидзе, Пирогова, Нагорная, Морской переулок и Курортный проспект». Может быть «хибары», как любил выражаться один из городских чиновников, составляют своего рода «изюминку» этих улиц…

  • +31
  • 04 ноября 2022, 11:02
  • sava
  • 1

АРЕСТ У МОРЯ

Рано утром 22 октября 1938 года о красивого двухэтажного здания на главной сочинской улице-проспекте имени Сталина отошли пять черных «эмок» (так называли в народе легковые автомобили Горьковского автозавода) и направились к даче К.Е. Ворошилова.

Там уже пятый день гостил по приглашению хозяина маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер с женой и детьми. Они купались в море, загорали, а вечерами играли в карты. Всем нравились отменные условия для отдыха, близость еще теплого моря, южное солнце. Сюда же приехал брат Блюхера Павел, капитан ВВС. Утром 22 октября пятилетняя дочь Блюхера Ваира еще спала, старший брат Всеволод, племянница Нина пошли на занятия к учителю. Галина Александровна кормила грудью малыша Василина, дверь в ее комнату была открыта.

Примерно в половине десятого черные автомобили подъехали к даче, из них выскочили несколько человек в штатском, сразу направились в дом. Первым забрали Василия Блюхера, затем Галину Александровну и Павла. Все произошло за считанные минуты. Каждого арестованного посадили в отдельную машину. Кортеж автомобилей проследовал к зданию НКВД на проспекте Сталина 36/10, где они пробыли в тюремных камерах трое суток.По другой версии арестованных сразу доставили на железнодорожный вокзал. Там для их перевозки использовали служебный вагон маршала Блюхера. Имя его в те времена было широко известно в Советском Союзе……Можно бы было предполагать, что клеймо «враг народа» теперь будет навечно рядом с легендарным именем? И вот поползли слухи, что Блюхер шпион, собирается бежать в Японию, где в Токио у него резиденция. Его допрашивали 16 дней, «обрабатывали « его четыре специалиста- следователя под личным руководством Берии. Пытали, издевались, вырвали глаз.

Но как ни старались, Василий Константинович не подписал ни одного обвинения.9 ноября 1938 года он был расстрелян. Его жена Галина Александровна Кольчугина -Блюхер семь месяцев провела в одиночной камере, допросы проводил сам Берия. Потом снова была тюрьма, лагеря, ссылка. О судьбе младшего сына мать так никогда и не узнала. А о смерти мужа ей сообщили только через 18 лет после 20-го съезда КПСС в 1956 году. В этом же году Главная военная прокуратура сообщила, что дело в отношении Блюхера прекращено за отсутствием состава преступления и он посмертно реабилитирован.

Г. Полонский, краевед. Газета «Черноморская здравница»

Дом, где в Сочи располагался НКВД, до сих пор стоит на перекрестке улиц Соколова и Курортного проспекта. Остался один из кочующих некогда по СМИ страшных слухов, что гл, аз, вырванный у маршала был выброшен в канализационный колодец во дворе дома



( Читать дальше )
  • +28
  • 22 октября 2022, 20:18
  • sava
  • 13

ЭХО ИСТОРИИ В СТЕНАХ ОДНОГО ДОМА

Возрождать святыни и восстанавливать память нужно только тогда, когда они необходимы настоящему и могут принести свое важное «послание» будущему. Дом статского советника Стаховича в Сочи незаметно уничтожило Время. Осталось кирпичное строение в один этаж.

Даже зная захватывающую историю загадочного дома, где Шаляпин убил человека в сентябре 1916 года ничего не подлежит восстановлению. Сейчас нижние ступени знаменитой бетонной лестницы в сто ступеней окончательно размыты дождями и стоками вроде как водами неумолимой реки Леты. Переиначившая всю прежнюю архитектуру современная пристройка из шлакоблоков уже его полностью изменила. Навряд ли хозяева курятника когда-либо задумывались о том, что дом представляет историческую ценность. Им нужно было жить, учитывая что семьи будут постоянно расширяться. Охраняемым памятником Дача Стаховича-прежде имение графа Витте так и не стала.

А ведь в первозданном виде двухэтажное деревянное здание с открытой террасой на первом этаже и деревянным резным балконом на втором (с восточной стороны к дому примыкал флигель-столовая, стены которого были увиты розами) так вдохновлял великого певца России.

5 сентября 1916 года «царственный бас» писал жене из имения Стаховича: «Вот уже неделя прошла, как я приехал в Сочи. Здесь очень хорошо. Весь берег покрыт огромными лесами сплошь. И горы, горы без конца. Огромные дубы, охватить которые могут только три таких длинных человека, как я. Рядом с имением Стаховича находится источник серной воды, где я сейчас беру ванны. Этот источник целебный и очень помогает от ревматизма и подагры. Здесь сейчас ведётся железная дорога, которая, говорят, будет готова к январю. Буквально через два дня, 10 сентября, Шаляпин невольно оказался участником трагических событий, которые «взахлеб» стали смаковать журналисты столичных и провинциальных газет. Тогда-то Михаил Стахович посчитал своим долгом дать пространное интервью газете «Речь»: «В 5 часов утра, когда едва ещё рассвело, в комнату, которую занимал Фёдор Иванович, проник, взломав калитку в садовой стене, туземец (перс) и стал шарить по комоду, стоявшему у изголовья спящего. Разбуженный Ф.И., боясь принять за вора кого-нибудь из моих служащих, громко окликнул незнакомца …Пришедший прокрался за занавеску балконной двери, но не ушел из комнаты даже после разбудившего всех в доме предупреждения: «Уходи, а то буду стрелять!». К несчастью, туземец в ответ свою круглую дубину (которую Шаляпин принял за ружье). Тогда Ф.И. полез в ящик стола за револьвером, вынул его из кобуры и выстрелил. Целить в почти полной темноте по тени на занавеске, конечно, было невозможно, но волею судьбы пуля пробила аорту и предсердие. Смерть последовала мгновенно».

Федор Иванович тяжело переживал случившееся. Но, с волей и способностью справляться с эмоциями, свойственными великому деятелю оперной сцены, он уже 17 сентября пел на Дне рождения Надежды Васильевны Плевицкой, известной русской эстрадной певицы…

Только осенью, когда обнажаются склоны, сквозь поредевшие ветки деревьев, платанов и вязов, с Курортного проспекта хорошо виден этот дом. С чертами былой красоты, намеками на благородство архитектуры-уродливый и страшный. На него можно заглядеться. Это притяжение особого свойства. Необъяснимое, так притягивают руины с прошлым. Особые. Балкон с видом на море украшен сводом с деревянной резьбой. Со свода свешивается старинный фонарь. Площадка первого этажа бывшая веранда. Пол — настоящая венецианская мозаика. Вернее-отдельные ее плитки. Очень необычно выглядит одно из высказываний архитектора Соколова, буднично и сурово утверждавшего в своей книге «Сочи-Мацеста» в 1950 году. Он писал о «безвкусице» и «ничтожной архитектурной ценности старых зданий, а так же «всяких хлудовских, худековских, шаляпинских и прочих дач».

Исторической ценности этих дач архитектор Соколов не придавал никакого значения. Однако, в его архитектурных выкладках по поводу старого Сочи есть интересное упоминание «Шаляпинская дача».Это пишет Соколов, основываясь на реально существующем факте? В Сочи был дом, принадлежащий Федору Шаляпину, как допустим, в Кисловодске? Либо это просто не требующая подтверждений «фигура речи»?

Дом на Курортном проспекте 101. Его сохранность не гарантирована государством и он не отнесен к охраняемым памятникам архитектуры или истории. Его охраняет странный молчаливый Аргус. Собака с одним обычным, а с другим жутким, влезшим из орбиты глазом. Может быть псу уже больше 100 лет и он все видел? Жильцы дома уверяют, что собаку зовут Бобиком и она получила увечье в драке, еще будучи щенком. Нет, собаку специально предназначили хранить тайны и ей уже больше 100 лет. Это Аргус.


( Читать дальше )
  • +40
  • 17 октября 2022, 11:22
  • sava
  • 2

ХУДОЖНИК СТАШЕВСКИЙ.ВРЕМЯ,СТРАНЫ,ГОРОДА

На одном из сайтов об истории ИЗО этот художник именуется «Донецкий художник Сташевский Бронислав Гершович». На самом деле-он и польский, и иркутский и сочинский художник Сташевский. Судьба «заносила» Бронислава Георгиевича ( так значится его отчество в некоторых биографических пабликах) в разные города и страны. Это давало не только ощущение легкого преодоления границ мира, но простор для творчества. Жанры, темы, живописная сдержанность, через которую прорывается множество чувств.От любования -до откровенной грусти. Не исключено, что биография Бронислава Георгиевича довольно серьезно повлияла на видение мира.

Он родился в 1910 году в польском городе Лодзь. В 12 лет под руководством художника Развинского начал изучать основы живописи и рисунка, В Краковской Академии художеств Сташевский занимался в классе Войцеха Вейса, который считался и считается до сих пор одним из крупнейших польских художников-модернистов начала XX века. В 1939 году Сташевский становится гражданином СССР, живет в Белоруссии.

С первых дней Великой Отечественной добровольцем уходит на фронт. После окончания войны отправляется в Горную Шорию, путешествует по Средней Азии. Все свои впечатления он передает в картинах. С 1948 по 1974 год работает в Донецке. Знакомство с шахтерами подвигло его не по канонам социалистического реализма, а по-правде писать жанровые картины рабочих этой профессии.

Живя уже в Иркутске семья решила – Сочи не только летом, а в любое время года удивительно вдохновляющее пространство. Сташевские покупают домик в Аибге, с этой самой поры Бронислав Георгиевич становится адлерским художником. Любовь к природе берет свое, по количеству пейзажей, можно смело утверждать, что картины природы становятся любимым жанром художника. Сочинские музеи неоднократно проводили выставки картин Сташевского. Последняя состоялась в конце октября 2020 года. В экспозиции были представлены пейзажи, созданные художником в разные периоды жизни. А вообще очень много картин-более восьмидесяти, художник передал Адлерскому музею истории района. Не хотелось бы, чтобы таких людей, которых не зря называют «выдающимися сочинцами» забывали. И иногда персональные выставки «старейших художников» мы имели возможность видеть-пусть даже в формате «мультимедиа».



( Читать дальше )

ПАРК С УДИВИТЕЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

Все сочинцы, пожалуй, хорошо знают где находится и как выглядит вилла «Вера». Центр внешкольной работы, который там располагается на протяжении многих лет, посещали дети множества горожан. Увы, не получилось разузнать осталась ли, организованная в 2016-м постоянная выставка, посвящённая истории здания. Центр огорожен металлическим забором, у ворот охранник. Но речь сейчас не об этом, хотя притча о «замке с волшебным зеркалом» завораживает. Парк, детище знаменитого агронома и садовода, как бы его сейчас назвали «ландшафтного дизайнера Рейнгольда Иоганновича Гарбе не сохранил своего былого стиля, разнообразия растений и нескольких, только ему свойственных особенностей. Главной аллеи из пальм, клумбы в центре парка, фонтана. Конечно, вместо погибших сосен высаживают новые. Но как-то без того, чтобы соответствовать планировке парка, придуманной основателем. А между тем, совсем рядом уже второй раз за год активно возрождают Сад российско-японской дружбы. На теперешний этап возрождения выделено 15 миллионов. В парке по-соседству обидное унылое зрелище-после дождя земля под соснами «раскисает», не пройдешь, фонтан уже который год затянут баннером с имитацией фонтана, раскуроченный постамент какого-то памятника уже не дает шанса надеяться, что когда-то здесь поставят красивую скульптуру. Напрашивается что-то связанное с самим Мамонтовым, владельцем виллы «Вера»-меценатом, Почетным гражданином города Москвы. Пока же остается только вздыхать о былой большой роскошной зеленой зоне в центре Сочи. «Современники отмечают, что огромный сад, созданный под строгим руководством агронома Р.И. Гарбе, был весьма живописным: крупный питомник, ни чуть уступающий нынешним Сочинскому дендрарию и «Ривьере», поражал разнообразием флоры». Да, в концепции Градостроительного плана Сочи парк виллы Вера отмечен зеленым цветом. Но значит ли это, что наступит время, когда все, что придавало ему неповторимую привлекательность, «своеобразие флоры» будет возвращено?

СОЧИ, КОТОРЫЙ УЖЕ НЕ ВЕРНЕТСЯ

«Сочи в картинах художников» — это тема, которая с годами не теряет своего интереса, а напротив, его приобретает.Конечно, отчетные выставки художников Сочи проходят почти каждый год и на них много работ посвященных городу.

Однако, это, в основном Сочи сегодня. А того прошлого, и во многом утраченного Сочи выставлять на вернисажах вроде бы нескромно. Это лучше всего понимают коренные сочинцы. Они здесь живут и наблюдают то, о чем писала на «Фейсбуке» одна журналистка: «Сочи утрачивает свою душу». Воистину. К ее мнению присоединились больше сотни подписчиков.

Бессмысленно рассуждать, вспоминать бывших глав курорта, замглав, главных архитекторов, которые уже получили свои сроки или готовятся их получить. Сохранить то, что уцелело из прошлого величия, природного убранства, необычайного архитектурного своеобразия и южного колорита, это конечно все, кто причастен к планированию и развитию городской среды провозглашают постоянно. На деле получается не всегда.

Сейчас, например, наконец-то демонтируют и убирают ларьки и нелепое здание караоке-клуба «Соло» на углу Морского переулка и Курортного проспекта.Что том будет возведено-никому пока не известно. Вполне вероятно, что очередная стеклянная коробка в десять этажей. Градостроительный план еще не утвержден, можно смело действовать.

Вот потому все больше ностальгии по былому городу Сочи…

Художник В.Д. Фомичев «Сочи-город и море», художник Н.М. Мирекин «Пляж в Сочи», художник В.М. Казьмин «Ахун-гора. Сочи»





  • +24
  • 18 сентября 2022, 11:33
  • sava
  • 1

Шаляпин. Убийство на даче Стаховича

8 сентября 1916 года Федор Иванович Шаляпин пишет сыну: «Я здесь на Кавказской Ривьере, живу уже не так весело, как в Крыму, хотя здесь природа веселее». Скоро случилось то, что омрачило весь последний год пребывания великого певца в России 10 сентября, ночью, на даче Стаховича Шаляпин выстрелом из револьвера убил проникшего на дачу злоумышленника.Обстановку происшествия в газете «Сочинский листок» передают так: «Шаляпин проснулся, разбуженный каким-то шорохом, и в полумраке заметил силуэт человека, подкрадывавшегося к его постели.Шаляпин окликнул неизвестного. Тот отпрянул к окну.Шаляпин схватил лежавший около постели револьвер и одним выстрелом убил злоумышленника наповал. Убитый имеретин. Принимаются меры к выяснению его личности. Шаляпин по распоряжению судебного следователя оставлен на свободе. На самом деле убитый был местным юродивым. «В убитом опознан хорошо известный в Сочи юродивый армянин Абрам,60-ти лет. Абрам был нищим. Он постоянно бродил по Сочи и окрестностям, собирая подаяние. В роковую ночь он, никем не замеченный, взломал калитку дома, где жил Шаляпин, прошел во двор и оттуда в комнаты. Невольное убийство произвело на Шаляпина ужасное впечатление. «Нервное потрясение столь велико, что близкие опасаются за голос певца». Бывшая дача М. Стаховича, который любил приглашать к себе различных знаменитостей, сегодня жилой дом. Причем, довольно ветхий. Когда-то издания позапрошлого века называли его не иначе, как «роскошной дачей Стаховича». Сегодня от этой роскоши уже ничего не осталось. Разве что полуразрушенная лестница, ведущая к дому, несколько сохранившихся архитектурных фрагментов и осколки мозаичных полов. За сотню лет в доме сменилось огромное количество жильцов. В публикации в «КП» автор пишет: «Знаменитая дача, на которой отдыхал певец, превратилась в руины». А жаль. Ведь это единственный памятник нашему великому артисту в Сочи. Хотя известно о его выступлении в санатории «Кавказская Ривьера», он пел в здании Общественного собрания, которое снесли при строительстве санатория «Черноморье».

Вот и не верь после этого в «Силу судьбы» (опера, в которой Шаляпин исполнял главную партию).Все исторические места связанные с лучшим басом России провалились в небытие. Жаль, что больше не существует сталинского плана по установке монументальной скульптуры в городе Сочи. Упоминается карандашный набросок художника Александра Яковлева «Шаляпин на берегу Черного моря, дирижирующий «музыкой моря». Отличный бы был арт-объект.



( Читать дальше )
  • +31
  • 08 сентября 2022, 09:45
  • sava
  • 4

АЛЕКСАДР ГРИН И ВСЕ…ДРУГИЕ

«Солнечный шар плавился над синей водой, играя с пространством легкими дрожащими блестками, рассеянными везде, куда направлялся взгляд. Крепкий густой запах зелени волновал сердце. Прозрачность далей казалась широко раскинутыми, смеющимися объятиями; синие тени множили тонкость утренних красок и кое-где в кудрявых ослепительных просветах блистала лучистая паутина». Этот брызжущий красками, светом, жизнью пейзаж написан тяжело больным человеком в старой ветхой каморке под Феодосийским маяком, е динственное окно которой выходило на море. В том году победный гром рр-революции уже утих и все слышнее становились выстрелы и стоны братоубийственной войны. Люди же, в основном молчали. Боялись навлечь на себя и гнев властей и случайное порицание. Буханка хлеба стоила полтора миллиона. Книги не стоили ничего. Но Грин писал, он не мог оставить свое основное послание- «Алые паруса» незаконченным. Красивая, волшебная, сладкая как звуки флейты сказка о несбыточной мечте, которая осуществилась Константин Паустовский в повести «Черное море» описал чудака, который это – спасительную« веру в мечту, описал так правдоподобно. «Он ходил в черном просторном костюме, строгом и скучном, как у священника, без конца играл с детьми…слушал шум моря и был из сказки отдаленно похожей на жизнь». В придуманной Грином стране Гринландии все персонажи носили странные имена: сказочник Эгль, скиталец Гнор, Эдвин Друд, Ассоль и капитан Грэй.
Они часто публично философствовали, высказывали свои необычные позиции по поводу самых разных вещей. «Думать или знать»-сказал Грантом,-«что мы знаем о себе. Однако мы знаем нечто, стоящее за пределами чистого опыта. Не думаете ли вы, что нервность наша-общая сумма нервности, звучашая ныне таким знаменательным и высоким тембром». Еще этот герой рассуждал на тему о душах-кораблях, которые будут двигаться и править наверняка, подсказывая нам какой-то путь.Автобиографию Александра Грина читать сложно. Можно привести лишь пару строк, чтобы понять почему это так. «Я испытал горечь унижения, стояния на коленях, мне прочили жизнь полную пресмыканий у людей удачливых, преуспевающих». Поэтому Грину очень хорошо удавались образы людей, гордых, непреклонных, охваченных властью мечты, презирающих суетность повседневности.Е го кнги заряжены радостью жизни и верой в силу любви. Она обращена к деревьям, морю, людям. Кому же как не нам, живущим рядом с самым теплым морем, среди множества удивительных деревьев вспоминать и перечитывать Грина. Сегодня его День рождения. А в День кино можно было устроить просмотр фильмов-экранизаций романов Александра Грина «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Господин оформитель» и других. В настоящее время насчитывается более тридцати экранизаций разных произведений писателя.

"Памятники зодчества" в нашем городе..

ПАМЯТНИК ЗОДЧЕСТВА
«Сочинцы помнят, как несколько лет назад «Черноморская здравница» выступала за сохранение Дома Тихомировой в Морском переулке. Он был построен в начале 20-го века и отнесен к памятникам деревянного зодчества. Резьба, оригинальные наличники украшал фасад дома. Но шло время, здание ветшало, совсем состарилось. За его воссановление взялся было кооператив «Сочинка», но ничего сделать не успел, дом сгорел.С тех пор прошло несколько лет. И вот на днях на пепелище появились экскаватор, самосвалы, началась подготовка котлована под будущее основание здания.Строители восстановят дом по сохранившимся фотографиям, воспользуютс рассказами старожилов. «Дом будет восстановлен «один к одному»,-уверено сказал прораб участка предприятия «Феникс» Союза архитекторов Дмитрий Леонидович Гордиенко….Вести восстановительные работы не просто.Трудно с материалами, значительно возросли цены на строительные работы. Но городские власти обещают помочь».
«Черноморская здравница» 26 апреля 1991 года.
Возможно, Дом Тихомировой был и не особо выдающимся памятником архитектуры. Но история настолько поучительная-и обыденная для тех лет. Хотели воссоздать, но получилось что-то не то. Стандартное строение с парой элементов фасада, напоминающих о прошлом оригинальном доме. Немного страшно становится за памятники архитектуры, которые находятся недалеко -на Курортном проспекте в границах так называемого «исторического ядра». Аптека Лордкипанидзе и бывшее Народное собрание, позже-ВОИР.С ним возятся уже пять лет но -после пожара на втором этаже, сам дом медленно ветшает. И пустует. А зря. Хотя бы филиал Музея истории там сделали.

Художник Лучевский.Возвращение картин

Пять лет назад 11 августа 2017 года, в сочинском Художественном музее. Открылась выставка сочинского художника Леонида Ивановича Лучевского. Это был привет из прошлого, совершенно неожиданно оказавшийся открытием. Коллекция из 16 картин, живописных работ заслуженного художника России Леонида Ивановича Лучевского, найденные в 2016 году в подсобных помещениях санатория «Золотой колос». Картины передал музею Генеральный директор санатория И. Р. Хайдаров. Сотрудниками Сочинского Художественного музея Б. Салаховым и Е. Хотиновой была организована реставрация полотен, необходимая для того чтобы показать их в наилучшем виде. Леонид Лучевский (1929-2000г.г.) наш, один из немногих художников «академической школы», представляющих Сочи на всероссийском уровне». Так уверяют искусствоведы. Но дорого даже не это,-звания, награды, наличие той самой «школы» русских художников, которая считается классической и порой представляется застывшей во времени. Искренность и неподражаемая способность восхищения предметом, которые присутствуют в живописи Лучевского-пейзажах и натюрмортах, никогда не станут архаикой. У Лучевского вещи и просторы лучатся.
Жаль, что на сайте местного отделения Союза художников РФ перестали появляться статьи о наших лучших, классных художников «былых времен». Иногда не мешает оглянуться, чтобы вновь почувствовать каким был Сочи, как могли его лучшие «мастера резца и кисти» передавать свое ощущение мира, пронизанное нашим солнцем.
  • +32
  • 12 августа 2022, 10:00
  • sava
  • 2

Почетный долгострой


Провалы, просчеты и тут же рядом- хорошие примеры работы крупных строительных компаний до сих пор невозможно объяснить. Особо возмущают застройки всеми любимых «зеленых зон» в центре Сочи. А так можно было»? Мы живем в приличном ЖК, построенном компанией «Империал». На расстоянии пятисот метров-два долгостроя той же компании, судьбу которых никто не сможет предсказать. О самом печальном-в материале одного из сайтов сказано: « У небольшого кусочка земли на «Светлане» (возле супермаркета «Перекресток») нет мистического прошлого, но тем не менее уже 30 лет здесь ничего не «растет». В 70-х годах, участок был прекрасно озеленен благодаря Сергею Венчагову, однако через 10 лет начинается стройка, которая не может закончиться до сих пор. Сначала стройплощадку хотели отдать под гостиницу «Всесоюзного Совета по туризму», затем под гостиницу «Натали» с аквапарком на крыше, а еще позже под 24-этажный многофункциональный жилой комплекс.ЖК «Кристалл Тауэр».Компания «Империал» построит торгово-развлекательный центр с аквапарком. В сентябре планы снова поменялись». Этот сентябрь был четыре года назад. Времена наступили совсем другие. В разных районах возрождают «Уголки Венчагова». А «Светлана»? Остается слабо надеяться, что согласно смыслу поэмы Жуковского все кошмары и ужасы героини– это не вмешательство потусторонних сил, а лишь сон (хотя и «прорицатель муки»).
  • +56
  • 05 августа 2022, 10:44
  • sava
  • 3

Мое дерево

Согласно «календарю друидов» мое дерево-Кипарис. Своим деревом могут считать этот памятник природы люди, родившиеся 25 января — 3 февраля и 26 июля — 4 августа. В любом районе Сочи растут кипарисы. Однако, специалисты лесохозяйства стали замечать, что они сделались более подвержены болезням, присущим этой древесной породе. Одна из них становится сразу заметна, — побеги дерева становятся желтыми, а кора на стебле приобретает буроватый оттенок. Это такой «грибок» у вечнозеленого, а еще причина-вредители. С ними у нас в городе вроде как постоянно идет борьба.Плохо сказывается на благополучии нашего исконно сочинского дерева (хотя он и родом с Кипра)-увеличение влажности. Дожди льют и льют-ежу понятно. Надежда на естественное выживание, умение приспособиться к природным условиям.Кипарисы принадлежат к долгоживущим деревьям, один вид его живет аж до четырехсот- шестисот лет, а есть и такие, которые живут дольше. Сочиняя краткий доклад о природе дерева в качестве задания на лето, мы с одним юношей школьного возраста не упустили красивую легенду о том, откуда вообще появилось на земле это растение. Некогда на острове Кеос жил царевич по имени Кипарис, у которого был любимый олень. Это прекрасное белоснежное животное с золотыми рогами тоже было очень привязано к хозяину. Кипарис любил украшать оленя цветами и даже научился на нем кататься. Но однажды по неосторожности царевич убил своего друга копьем во время охоты. Горе заставило юношу попросить своего покровителя Аполлона, чтобы тот превратил его в дерево. Так на свете появилось красивое и стройное, каким был царевич Кипарис, дерево смерти и скорби.
Но не будем о грустном. Лорд Байрон справедливо заметил: «Мы знаем край, где кипарис и мирт-эмблема деяний, совершенных в этой стране». Известно, что среди основателей курорта Сочи-строителей первых частных санаториев, владельцев первых дач, осваивавших побережье, было такое стремление- сажать кипарисовые аллеи. Это были дворяне, меценаты вроде Мамонтова и Худекова, кипарисы до сих пор растут возле дачи Якобсона, огороженной забором от людей, поскольку это территория санатория «Светлана». Еще одну из кипарисовых аллей где-то на дороге в село Лазаревского района ( м.б. Солох Аул) иногда упоминают особо любознательные туристы. В 1925-м комсомольцы в парке «Дендрарий» закладывали кипарисовую аллею, которую назвали «Комсомольская».
В Сочи кипарис стал даже проводником в историю. Есть сведения о том, что перед смертью в форте Лазаревский» Одоевский цитировал строки «Не севера сосна, а стройный кипарис своей прикроет тенью». Мы листали и читали. Обнаружились еще несколько интересных фактов. А когда уже надоело, пошли гулять в кипарисовую аллею вдоль гостиницы «Магнолия». Соберем кипарисовые шишки и сделаем из них рамку.

  • +24
  • 27 июля 2022, 10:30
  • sava
  • 2