ДУБ ОДОЕВСКОГО
8 декабря (26 ноября по старому стилю) — день рождения Александра Ивановича Одоевского (1802–1839). Поэт и декабрист, драгун и разжалованный солдат эта фигура России пушкинских времен весьма любопытна, хотя и почти позабыта сегодня. Нас больше интересует, понятно, все, что связывает Одоевского с поселком Лазаревское. О чем напоминает сам поселок, в нем есть улица имени поэта-декабриста, библиотека, которая так же носит его имя, еще-сквер с бюстом работы Ираиды Гуслевой. Наверное, сидя на лавочке в сквере можно порассуждать, что же это были за странные такие «кормчие Руси»-вначале бунтовщики — революционеры, вступившие в «Союз спасения», потом уставшие от несбывшихся чаяний ссыльные, потом просто разочаровавшиеся в жизни вообще -смирившиеся с мыслью о смерти, когда им не исполнилось еще и сорока лет. Александр Бестужев погиб в Адлере в сорок лет. Александр Одоевский умер в Лазаревской, когда ему исполнилось 36.Их объединяет кроме маршрутов ссылки: Сибирь-Кавказ и общих для поэтов приподнятых мечтаний и. настроений, странная, возможно модная тогда тема-романтика смерти. Бестужев: « Я буду убит на Кавказе», Одоевский «Песни из гроба».
Одоевский в многочисленных описаниях преимущественно красивый, весёлый, остроумный молодой человек. Он был всеобщим любимцем. Его приглашали в разные дома(если будет Одоевский — не будет скуки). А ему самому было там скучно… В стихотворении «Бал» светское общество изображает он как сборище мертвецов:
«Сплотясь, толпясь, друг друга мча,
Обнявшись желтыми костями,
Кружася, по полу стуча,
Они зал быстро облетали»…
Сдается, что такие монологи Гамлета вполне могли постепенно превращаться в тотальное равнодушие к жизни. Ведь и Бестужева пытались спасти рядовые вместе с ним производившие разведку на мысе Святого Духа. Одоевского сослуживцы Нарышкин и Лорер звали уехать вместе с ними на Тамань как раз перед проклятым малярийным вирусом. Но-нет. Писатель Владимир Якунин подробно описывает последние дни жизни поэта-декабриста в повести «Одоевский» из серии «Жизнь замечательных людей». Занятные эпизоды, наверное точно, предающие дух, настроения, образ жизни молодого дворянства царской России.Из последнего, «лазаревского» периода жизни Александра Одоевского показалось интересным не то, даже что по легендам горцы вначале снесли крест с могилы Одоевского и забрали останки, а потом, растроганные, вернули. А то. что декабрист Якунин некогда подарил другу ветку дуба. того самого, что рос на могиле Лауры-воспетой Петраркой. И будто бы желудь с той самой ветки был зарыт в землю на холмике могилы. А из него после вырос дуб. Вот это поистине дуб, где может любой, кто интересуется прошлым, славным прошлым своего города, в шелестении листьев услышать «повесть дней ушедших» и попытаться вникнуть, почему так замысловата история страны и сколько необычных личностей, богато одаренных и «граждански активных» просто ушли, потеряв интерес разом ко всему.
Одоевский в многочисленных описаниях преимущественно красивый, весёлый, остроумный молодой человек. Он был всеобщим любимцем. Его приглашали в разные дома(если будет Одоевский — не будет скуки). А ему самому было там скучно… В стихотворении «Бал» светское общество изображает он как сборище мертвецов:
«Сплотясь, толпясь, друг друга мча,
Обнявшись желтыми костями,
Кружася, по полу стуча,
Они зал быстро облетали»…
Сдается, что такие монологи Гамлета вполне могли постепенно превращаться в тотальное равнодушие к жизни. Ведь и Бестужева пытались спасти рядовые вместе с ним производившие разведку на мысе Святого Духа. Одоевского сослуживцы Нарышкин и Лорер звали уехать вместе с ними на Тамань как раз перед проклятым малярийным вирусом. Но-нет. Писатель Владимир Якунин подробно описывает последние дни жизни поэта-декабриста в повести «Одоевский» из серии «Жизнь замечательных людей». Занятные эпизоды, наверное точно, предающие дух, настроения, образ жизни молодого дворянства царской России.Из последнего, «лазаревского» периода жизни Александра Одоевского показалось интересным не то, даже что по легендам горцы вначале снесли крест с могилы Одоевского и забрали останки, а потом, растроганные, вернули. А то. что декабрист Якунин некогда подарил другу ветку дуба. того самого, что рос на могиле Лауры-воспетой Петраркой. И будто бы желудь с той самой ветки был зарыт в землю на холмике могилы. А из него после вырос дуб. Вот это поистине дуб, где может любой, кто интересуется прошлым, славным прошлым своего города, в шелестении листьев услышать «повесть дней ушедших» и попытаться вникнуть, почему так замысловата история страны и сколько необычных личностей, богато одаренных и «граждански активных» просто ушли, потеряв интерес разом ко всему.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.