Города-призраки. Часть 1. Ткварчели
Вообще-то, положа руку на сердце, городом-призраком Ткварчели можно назвать с трудом. Тем не менее, на многих ресурсах он фигурирует именно с таким эпитетом. Зимой этот странный, вот уже 20 лет приходящий в себя город, выглядит, конечно, удручающе, но летом солнце и обилие зелени скрашивает послевоенную разруху.
В советские времена Ткварчели был вторым (разумеется, после Сухуми) городом по населению Абхазской АССР. Примечательно, что среди жителей абхазы насчитывали 9202 человека (42,3%), русские – 5321 человек (24,5%), грузины – 5086 (23,4%), т. е. во всей Абхазской СССР в Ткварчели абхазы составляли самую крупную в процентном отношении национальную прослойку.
В годы войны с Грузией Ткварчели превратился в маленький блокадный абхазский Ленинград. Город трёх революций находился в блокаде 900 дней, Ткварчели — 413. Снабжение осуществлялось не по Дороге жизни (единственная ведущая в город, как принято сегодня говорить касательно Красной Поляны, совмещенная дорога, была как раз блокирована), а с помощью российских вертолётов.
В отличии от других абхазских городов, в Ткварчели по сей день сохранились ещё советские вывески, например, эта: «Агастроном».
Во время «Лыхнашты» 2008-ого года, второй абхазский президент Сергей Багапш, присвоил городу звание героя.
Как таковой работы в Ткуарчале (до 1993 года Ткварчели) нет. Единственное предприятие это «Ткуарчалуголь» (бывшая абхазо-турецкая фирма «Тамсаш»).
Как-то в сухумском книжном магазине попало в руки произведение Спартака Жидкова «Зёрна мятежа» — более ста страниц тягот национально-освободительного движения «Аидгылара».
Что же город имеет сегодня, спустя 20 лет после войны и 35 лет с момента первого массового выступления в 1978 году на почве разгорающегося национального самосознания?
ООО «Ткуарчалуголь» по факту турецкое предприятие, платящее республике Абхазия 7$ за 1 тонну добытого угля (5$ идут в госбюджет, 2$ — в бюджет района) и на 90% кормящее весь Ткуарчальский район. На предприятии трудится и около 300 жителей города (из 5000 населения). Условия труда тяжёлые. Уголь добывается открытым способом, что сильно загрязняет реку Галидзгу (так что в районе Очамчири не самое чистое в Апсны море). Рабочий день, как до революции, 12-13 часов в день. Зарплата 200$… Такие дела…
Большинство крупных зданий города построены немецкими военнопленными после 1943-44 гг…
ДК им. Гулиа. В советские времена — центр культурной жизни города. Ныне — ни одной афиши.
Вход в зрительный зал был закрыт,
но по самому дворцу прогуляться можно. В помещении для билетных касс и гардеробе — бомжатник. Не стал выкладывать эти фото.
Парк культуры и отдыха.
Верхняя площадка канатной дороги. Сегодня, помимо главной улицы города, вниз можно попасть и по знаменитой, уцелевшей в годы блокады, лестнице.
Вообще-то, город был основан в тридцатых годах прошлого века, но официальный статус получил в 1942 году. Сегодня Ткварчели 71 год. Последние 20 лет пребывает в состоянии комы.
Компактно вписанные в горы многоэтажки, небольшие жилые кварталы в соседстве с водопадами и обрывами, шахты, обогатительная фабрика, собственная гидроэлектростанция, заводы и всё это вдали от морской полосы. Городская интеллигенция, обилие кружков, насыщенная спортивная и партийная жизнь. Постоянное электричество, горячая вода, слаженная работа ЖКО. Чем-то советский Ткварчели напоминал книжный коммунистический город, утопию, которая в итоге рухнула, превратившись в развалины.
Мост через реку Галидзга.
«Apocalypse Now»
Канатная дорога была закрыта в 1993 году. Использовалась для перевозки горожан между верхней (жилой) площадкой и нижней (промышленной) и вокзалом.
Просторы промзоны.
Руины центральной обогатительной фабрики. В советское время посещалась делегациями из США, Франции и Индии в целях перенимания новейшего опыта.
Сегодня железнодорожное сообщение осуществляется сугубо для перевозки добытого угля в порт Очамчири. Далее уголь направляется в Турцию.
Пассажирского железнодорожного сообщения нет. Впрочем, как и самих рельсов, по которым оно осуществлялось до войны.
Замершая кабинка канатной дороги.
Но регулярно автобусное сообщение: с Сухуми и Псоу — несколько рейсов «ПАЗов» и «Икарусов» в день, последний, кажется в 18-00. Гостиниц в городе нет. Пацха одна. С настоящей абхазской кухней. На момент посещения в ней проводилось какое-то торжество по случаю рождения или крестин младенца. У пары посетителей были заткнуты за пояс пистолеты ТТ.
Станция Ткуарчал соединена с Очамчири веткой длиной в 26 км. Ранее линия Армавир-Самтредиа.
Железнодорожный вокзал. Грузинское название, как и везде в Абхазии, сбито.
Слева единственный выезд из города, со всех сторон окруженного горами. Одна из гор Лашкендар — святилище Абхазии. Справа здание железнодорожного вокзала.
ГАЗ-69 на улице города. Машина на века.
P.S. Трагические даты.
14 декабря 1992 года над высокогорным селом Лата (Гульрипшский район) ракетой «земля-воздух» грузинские военные сбили российский вертолет, вывозивший женщин и детей из блокадного Ткварчели в Гудауту. В вертолете заживо сгорели 84 человека (преимущественно женщины, 8 из которых были беременны и 34 ребенка)
P.S.S. Сегодня в Ткуарчале один новый детский сад (когда-то их было 8). В скором времени планируется открытие ещё одного. И это свидетельствует лишь об одном: жизнь в городе начинает возрождаться. К сожалению, число требующих восстановления объектов и зданий огромно, и возвращение к нормальной жизни произойдёт не так скоро. В промышленном же масштабе эти планы и вовсе кажутся утопическими, такими, каким когда-то был город Ткварчели.
В советские времена Ткварчели был вторым (разумеется, после Сухуми) городом по населению Абхазской АССР. Примечательно, что среди жителей абхазы насчитывали 9202 человека (42,3%), русские – 5321 человек (24,5%), грузины – 5086 (23,4%), т. е. во всей Абхазской СССР в Ткварчели абхазы составляли самую крупную в процентном отношении национальную прослойку.
В годы войны с Грузией Ткварчели превратился в маленький блокадный абхазский Ленинград. Город трёх революций находился в блокаде 900 дней, Ткварчели — 413. Снабжение осуществлялось не по Дороге жизни (единственная ведущая в город, как принято сегодня говорить касательно Красной Поляны, совмещенная дорога, была как раз блокирована), а с помощью российских вертолётов.
В отличии от других абхазских городов, в Ткварчели по сей день сохранились ещё советские вывески, например, эта: «Агастроном».
Во время «Лыхнашты» 2008-ого года, второй абхазский президент Сергей Багапш, присвоил городу звание героя.
Как таковой работы в Ткуарчале (до 1993 года Ткварчели) нет. Единственное предприятие это «Ткуарчалуголь» (бывшая абхазо-турецкая фирма «Тамсаш»).
Как-то в сухумском книжном магазине попало в руки произведение Спартака Жидкова «Зёрна мятежа» — более ста страниц тягот национально-освободительного движения «Аидгылара».
Что же город имеет сегодня, спустя 20 лет после войны и 35 лет с момента первого массового выступления в 1978 году на почве разгорающегося национального самосознания?
ООО «Ткуарчалуголь» по факту турецкое предприятие, платящее республике Абхазия 7$ за 1 тонну добытого угля (5$ идут в госбюджет, 2$ — в бюджет района) и на 90% кормящее весь Ткуарчальский район. На предприятии трудится и около 300 жителей города (из 5000 населения). Условия труда тяжёлые. Уголь добывается открытым способом, что сильно загрязняет реку Галидзгу (так что в районе Очамчири не самое чистое в Апсны море). Рабочий день, как до революции, 12-13 часов в день. Зарплата 200$… Такие дела…
Большинство крупных зданий города построены немецкими военнопленными после 1943-44 гг…
ДК им. Гулиа. В советские времена — центр культурной жизни города. Ныне — ни одной афиши.
Вход в зрительный зал был закрыт,
но по самому дворцу прогуляться можно. В помещении для билетных касс и гардеробе — бомжатник. Не стал выкладывать эти фото.
Парк культуры и отдыха.
Верхняя площадка канатной дороги. Сегодня, помимо главной улицы города, вниз можно попасть и по знаменитой, уцелевшей в годы блокады, лестнице.
Вообще-то, город был основан в тридцатых годах прошлого века, но официальный статус получил в 1942 году. Сегодня Ткварчели 71 год. Последние 20 лет пребывает в состоянии комы.
Компактно вписанные в горы многоэтажки, небольшие жилые кварталы в соседстве с водопадами и обрывами, шахты, обогатительная фабрика, собственная гидроэлектростанция, заводы и всё это вдали от морской полосы. Городская интеллигенция, обилие кружков, насыщенная спортивная и партийная жизнь. Постоянное электричество, горячая вода, слаженная работа ЖКО. Чем-то советский Ткварчели напоминал книжный коммунистический город, утопию, которая в итоге рухнула, превратившись в развалины.
Мост через реку Галидзга.
«Apocalypse Now»
Канатная дорога была закрыта в 1993 году. Использовалась для перевозки горожан между верхней (жилой) площадкой и нижней (промышленной) и вокзалом.
Просторы промзоны.
Руины центральной обогатительной фабрики. В советское время посещалась делегациями из США, Франции и Индии в целях перенимания новейшего опыта.
Сегодня железнодорожное сообщение осуществляется сугубо для перевозки добытого угля в порт Очамчири. Далее уголь направляется в Турцию.
Пассажирского железнодорожного сообщения нет. Впрочем, как и самих рельсов, по которым оно осуществлялось до войны.
Замершая кабинка канатной дороги.
Но регулярно автобусное сообщение: с Сухуми и Псоу — несколько рейсов «ПАЗов» и «Икарусов» в день, последний, кажется в 18-00. Гостиниц в городе нет. Пацха одна. С настоящей абхазской кухней. На момент посещения в ней проводилось какое-то торжество по случаю рождения или крестин младенца. У пары посетителей были заткнуты за пояс пистолеты ТТ.
Станция Ткуарчал соединена с Очамчири веткой длиной в 26 км. Ранее линия Армавир-Самтредиа.
Железнодорожный вокзал. Грузинское название, как и везде в Абхазии, сбито.
Слева единственный выезд из города, со всех сторон окруженного горами. Одна из гор Лашкендар — святилище Абхазии. Справа здание железнодорожного вокзала.
ГАЗ-69 на улице города. Машина на века.
P.S. Трагические даты.
14 декабря 1992 года над высокогорным селом Лата (Гульрипшский район) ракетой «земля-воздух» грузинские военные сбили российский вертолет, вывозивший женщин и детей из блокадного Ткварчели в Гудауту. В вертолете заживо сгорели 84 человека (преимущественно женщины, 8 из которых были беременны и 34 ребенка)
P.S.S. Сегодня в Ткуарчале один новый детский сад (когда-то их было 8). В скором времени планируется открытие ещё одного. И это свидетельствует лишь об одном: жизнь в городе начинает возрождаться. К сожалению, число требующих восстановления объектов и зданий огромно, и возвращение к нормальной жизни произойдёт не так скоро. В промышленном же масштабе эти планы и вовсе кажутся утопическими, такими, каким когда-то был город Ткварчели.
Комментарии (66)
RSS свернуть / развернутьpriest
posch
iLen4ik
posch
posch
Дата: 10.07.2013
закрываю.
SaraBarabu
Не, ну понятно, за чей счёт восстановление. Но и Россия своё ж тоже берёт.
posch
SaraBarabu
SaraBarabu
posch
Eureka
posch
ZohanDvir
Zlodei
posch
Первое: Есть ли там милиция?
Второе: отношение к русским, приезжим.
Третье- как цены? Есть ли рынки, какие продукты присутствуют на рынке.
Чем и как живут жители?
crocodile
2. С местным населением столкнулись дважды: спустившись с верхней площадки, пошли было по дороге снова наверх в примеченную пацху — остановился поддержанный «мерс», сказали, садитесь подвезём. По недолгой дороге шутили, говорили, чтоб приезжали подольше отдыхать — выше ж есть минеральные источники. В самой пацхе женщина оторвалась от застолья и обслужила, как друзей.
3. Цены примерно такие же, как в Сухуми. Конкретно запомнил на чачу) 50 руб. за 0.5) Рынок есть. Прямо рядом с пятачком, где останавливаются рейсовые автобусы. Был закрыт. Но состояние лотков…
4. Да ничем не живут. Редкая детвора на улицах, старики и женщины. Трудоспособного мужского населения, кроме подвозивших, не увидел. Я так думаю, они все либо в Абхазии где-нибудь работают, либо на шахтах. Ну, или вообще не работают, что тоже принято)
Разговорился с одной старухой. Стала мне предлагать купить квартиру — центр, среднее состояние, двухкомнатная, цена 600 тыс. руб.))) Лет 10 назад там за 40-50 тыс. купить можно было) Ну, тогда и в Сухуми они по 300 стоили)
posch
posch
crocodile
EugeneOst
anik
ot84
posch
pokerface
anik
pokerface
pokerface
posch
pokerface
posch
pokerface
posch
Спасибо, но мне пока не до отдыха, работы очень много — не до отдыха пока, да и Абхазия при всей привлекательности несколько отталкивает именно менталитетом своих жителей, с коими я контактировал здесь, в России…
pokerface
Да я вот сколько не контактировал, так и не смог прийти к общему знаменателю. Вот старик в автобусе по пути так уговаривал сойти с ним в пригороде Ткварчели, распить вина, поговорить) Или, бывает, молодёжь очень вызывающе себя ведёт, могут в спину оскорбить, а бывает обычные ребята (на любимом вами «бмв», кстати) от Мюссеры до трассы подвозили, очень обижались, когда мы деньги стали совать, типа хоть за бензин, говорили, знали б, что так будете себя вести, пешком бы шли дальше) Но всё-таки вывод один: старики все доброжелательны, а вот молодёжь, как повезёт)
posch
EugeneOst
priest
posch
priest
posch
priest
posch
EugeneOst
лучше бы он в сочи с заброшенного магнита что вынести попробовал
slevin
ramzet
posch
У меня там муж знакомой женщины погранцом служит — так стрельба там обычное дело, а до 2008 так и того было чаще… Приятель где-то в приграничном районе был, и конечно пули не прям в метре над ним летали, но летали я уверен,… целили не в него если что, а то тут начинается уже )))
EugeneOst
nbuhfy
posch
tone4ka
posch
diagas
slevin
posch
rem-sochi
posch
EugeneOst
rem-sochi
pepso
Stojn
posch
Archto
Goryanka
posch
Рица и Новый Афон прекрасны) Из последнего — года три назад ездили в Каманы. Понравилось)
Ну и любимое — поездка с друзьями на перевал на пикник, я еще мелкая была)
Goryanka
posch
Goryanka
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.