Возрождение портопункта "Мацеста"
Давняя история и, как и положено, не детективная, но полная приключений. И финал у нее замечательный. Можно много спорить и говорить, но…


Побережье в середине 1930-х годов начинает массово прирастать портопунктами. Этот процесс коснулся не только берегов Сочи, а был достаточно глобальным, затронув все черноморское побережье.
Первым шагом стало строительство порта — в мае 1934 года. Монументальный Морской вокзал был возведен позднее, когда «чернильница» или ротонда с разорванной колоннадой, построенная в 1936 году по проекту С.И. Воропаева в комплексе со сталинской дачей, прочно обросла собственными историями, став местом поистине культовым. (Портопункт до ввода в эксплуатацию Морского вокзала являлся основным транспортным узлом, принимая наравне с портом Сочи даже во время Великой отечественной войны раненых и грузы.)
Конечно, здесь видели Сталина, выходящего в море, не зря же он лично курировал строительство этого вокзала…
На первом этаже тогда разместили кассы, на втором — кафе и танцплощадку, которая, по воспоминаниям сочинцев, была особенно популярной в 50–60-е годы. Здесь влюблялись, проживая лучшие минуты, встречались, расставались…

Пассажиры прибывали сюда по морю, пересаживались с глиссера на автобус или поезд и следовали дальше.

В 1991 году морское сообщение прекратилось, и через несколько лет ротонду, изрядно потрепанную и разрушающуюся, передали Сочинскому отделению Русского географического общества.
У РГО в те непростые времена хватало иных проблем, денег на полноценный ремонт не было, поэтому морской клуб «Александрия», учрежденный при океанографической секции Географического общества, по мере сил и возможностей поддерживал родную ротонду «на плаву». Именно они залили протекающее перекрытие крыши гудроном, поставили на окнах решетки…
В 2010 году после передачи объекта новому хозяину – Росморпорту — началась реконструкцию пирса, и «Александрии» пришлось покинуть свое пристанище.
В тот момент никто не знал, что будет в дальнейшем происходить с ротондой, хотя Росморпорт в 2012 году уже имел утвержденный и прошедший историко-культурную экспертизу проект от ООО «Памятники Кубани».

Строился пирс и обновлялась платформа на станции «Мацеста», а рабочие тем временем приспособили «чернильницу» под свои нужды, устроив из нее бытовку и туалет.
Когда началась прокладка четвертого железнодорожного пути, срочно понадобился проезд для строительной техники. В итоге ОАО «РЖД» засыпало грунтом окна первого этажа ротонды, а также лестницы, ведущие на нее, по импровизированной дороге пошли грузовики, а позднее там возник забор, находящийся уже в ведении ФСО, который вообще подвинуть не представлялось возможным.

И это все при том, что еще в 1982 году архитектором С.П. Орловским был разработан паспорт на портопункт «Мацеста» как на памятник архитектуры.

Возникла интересная ситуация, когда одно ведомство отрезало у другого не только часть архитектурного памятника регионального значения, но и пару метров территории. В итоге лестницы стали уже примерно на 40 сантиметров, а изумительный зеленый забор остался на месте, так как перемещать его никто права так и не дал, несмотря на многочисленные запросы и вполне логичные доводы.
Большинство подрядчиков в тот момент просто предложили пойти самым простым и дешевым путем — полного сноса и дальнейшего воссоздания ротонды из современных материалов, мотивируя такое решение невозможностью реставрации.
Надо отдать должное специалистам и ООО РСК «Возрождение», и Росморпорта, но судьба морвокзала благодаря их взаимодействию пошла по другому пути.
Было решено провести капитальный ремонт с элементами реставрации. ( по факту реставрировать было практически нечего, зато объектов для реконструкции было предостаточно)

И 19 ноября 2013 года между Росморпортом и подрядчиком – ООО РСК «Возрождение», известной реставрационными работами в Большом театре, — был подписан контракт.
Примерно в то же время ротонду заботливо прикрывают от посторонних глаз баннерной сеткой, начинают завозить генераторы, тепловые пушки и оценивать реальные масштабы проблем, которые в итоге окажутся много глобальнее, чем казалось.
На стройплощадке год назад не было ни воды, ни электричества, ни канализации. На данный момент город даже газифицировал объект и проводит к нему нормальную дорогу.
Началось все… с мусора. Если смета предполагала вывоз 10 машин, то в итоге было вывезено почти 40 КАМАЗов с бытовым и строительным мусором, потребовалось буквально откапывать полностью засыпанный первый этаж, и для начала выселять целую свору собак, которых приютила одна из местных жительниц, а также воевать со всеми, кто за десятки лет привык ходить через территорию по своим делам и ставить там машины.
После расчистки места была проведена установка отсечной гидроизоляции, но на время Олимпиады специалистам на 3 месяца пришлось прекратить работы в Сочи. В это время в Москве и Ростове по демонтированным оригиналам отливали точные копии балясин, лепных карнизов и других элементов лепного декора, изготавливали дубовые двери и окна, подбирали фурнитуру из бронзы и меди.






Перекрытие второго яруса ( именно туда ведет внутренняя лестница) пришлось демонтировать, усиливать фундамент и расширять подсобные помещения, вывозя лишний грунт.
Почти два десятка лет здание простояло с протекающей крышей и без окон, именно поэтому потребовался большой объем работ по усилению железобетонных конструкций, дверных и оконных проемов.
Когда начали сдирать слои гудрона с кровли ( на это ушло не менее 10 дней), обнаружились трещины в плите перекрытия. В итоге работы проектной группы на месте в проект были внесены существенные изменения.
Крыша ротонды была воссоздана с проведением мероприятий по защите разрушающегося бетона на ней, восстановлена геометрия и целостность.
Больше половины поверхностей было оклеено углеродной лентой, придающей прочность конструкциям и обладающей стойкостью ко всем агрессивным средам.

Только после этого стало возможным приступать к штукатурным работам и отделке.






— У любого вида работ существует технологическая линейка. Невозможно ускорить процесс. Штукатурка, например, сохнет три недели, и только потом можно производить шпаклевку. — отвечал на тот момент на все вопросы об ускорении работ инженер филиала ФГУП «Росморпорт» Андрей Дашкевич.
В ходе работ первоначальный проект был изменен примерно на 30%, но несмотря на дополнительные расходы, объем финансирования не изменился благодаря заложенному в смету резерву.
За пару недель до сдачи-приемки объекта принимается решение убрать забор, обеспечивающий безопасность причала.

Теперь здесь простое, чисто декоративное заграждение, не перекрывающее прекрасного вида на море.


-За 9 месяцев можно выносить ребенка. — постоянно шутил Владимир Антонов, руководитель проекта ООО РСК «Возрождение». – Но невозможно провести такой объем работ...
Он остался многим недоволен, хотя и добавил, что так всегда и бывает.

Но вчера, 4 января 2015 года, торжественным открытием, были завершены все споры и разрушены последние опасения.
Ленточку торжественно перерезали министр транспорта РФ Максим Соколов и глава города Анатоли Пахомов.








На небольшой выставке можно было увидеть работы Артура Скрипникова, которые в праздничной атмосфере звучали как-то по-особому.


Так торжественно и красиво Мацеста обрела имя и лицо на морской карте, потерянное много лет назад.


От автора: Когда следишь за проектом с самого начала, понимаешь, какой колоссальный труд в него вложен. Вложен не ради того, чтобы получить деньги и забыть об этом, сдав объект, а ради нас с вами. Это единственное здание в крае, которое реконструировали настолько грамотно и тщательно.
Да, здесь будет ресторан и билетные кассы, и кто-то снова сможет наблюдать за бокалом вина прекрасный закат. Приезжайте, посмотрите своими глазами, дорога в нормальном состоянии и шторма там всегда самые зрелищные. Ворот нет. Просто… не хамите охранникам.)



Побережье в середине 1930-х годов начинает массово прирастать портопунктами. Этот процесс коснулся не только берегов Сочи, а был достаточно глобальным, затронув все черноморское побережье.
Первым шагом стало строительство порта — в мае 1934 года. Монументальный Морской вокзал был возведен позднее, когда «чернильница» или ротонда с разорванной колоннадой, построенная в 1936 году по проекту С.И. Воропаева в комплексе со сталинской дачей, прочно обросла собственными историями, став местом поистине культовым. (Портопункт до ввода в эксплуатацию Морского вокзала являлся основным транспортным узлом, принимая наравне с портом Сочи даже во время Великой отечественной войны раненых и грузы.)
Конечно, здесь видели Сталина, выходящего в море, не зря же он лично курировал строительство этого вокзала…
На первом этаже тогда разместили кассы, на втором — кафе и танцплощадку, которая, по воспоминаниям сочинцев, была особенно популярной в 50–60-е годы. Здесь влюблялись, проживая лучшие минуты, встречались, расставались…

Пассажиры прибывали сюда по морю, пересаживались с глиссера на автобус или поезд и следовали дальше.

В 1991 году морское сообщение прекратилось, и через несколько лет ротонду, изрядно потрепанную и разрушающуюся, передали Сочинскому отделению Русского географического общества.
У РГО в те непростые времена хватало иных проблем, денег на полноценный ремонт не было, поэтому морской клуб «Александрия», учрежденный при океанографической секции Географического общества, по мере сил и возможностей поддерживал родную ротонду «на плаву». Именно они залили протекающее перекрытие крыши гудроном, поставили на окнах решетки…
В 2010 году после передачи объекта новому хозяину – Росморпорту — началась реконструкцию пирса, и «Александрии» пришлось покинуть свое пристанище.
В тот момент никто не знал, что будет в дальнейшем происходить с ротондой, хотя Росморпорт в 2012 году уже имел утвержденный и прошедший историко-культурную экспертизу проект от ООО «Памятники Кубани».

Строился пирс и обновлялась платформа на станции «Мацеста», а рабочие тем временем приспособили «чернильницу» под свои нужды, устроив из нее бытовку и туалет.
Когда началась прокладка четвертого железнодорожного пути, срочно понадобился проезд для строительной техники. В итоге ОАО «РЖД» засыпало грунтом окна первого этажа ротонды, а также лестницы, ведущие на нее, по импровизированной дороге пошли грузовики, а позднее там возник забор, находящийся уже в ведении ФСО, который вообще подвинуть не представлялось возможным.

И это все при том, что еще в 1982 году архитектором С.П. Орловским был разработан паспорт на портопункт «Мацеста» как на памятник архитектуры.

Возникла интересная ситуация, когда одно ведомство отрезало у другого не только часть архитектурного памятника регионального значения, но и пару метров территории. В итоге лестницы стали уже примерно на 40 сантиметров, а изумительный зеленый забор остался на месте, так как перемещать его никто права так и не дал, несмотря на многочисленные запросы и вполне логичные доводы.
Большинство подрядчиков в тот момент просто предложили пойти самым простым и дешевым путем — полного сноса и дальнейшего воссоздания ротонды из современных материалов, мотивируя такое решение невозможностью реставрации.
Надо отдать должное специалистам и ООО РСК «Возрождение», и Росморпорта, но судьба морвокзала благодаря их взаимодействию пошла по другому пути.
Было решено провести капитальный ремонт с элементами реставрации. ( по факту реставрировать было практически нечего, зато объектов для реконструкции было предостаточно)

И 19 ноября 2013 года между Росморпортом и подрядчиком – ООО РСК «Возрождение», известной реставрационными работами в Большом театре, — был подписан контракт.
Примерно в то же время ротонду заботливо прикрывают от посторонних глаз баннерной сеткой, начинают завозить генераторы, тепловые пушки и оценивать реальные масштабы проблем, которые в итоге окажутся много глобальнее, чем казалось.
На стройплощадке год назад не было ни воды, ни электричества, ни канализации. На данный момент город даже газифицировал объект и проводит к нему нормальную дорогу.
Началось все… с мусора. Если смета предполагала вывоз 10 машин, то в итоге было вывезено почти 40 КАМАЗов с бытовым и строительным мусором, потребовалось буквально откапывать полностью засыпанный первый этаж, и для начала выселять целую свору собак, которых приютила одна из местных жительниц, а также воевать со всеми, кто за десятки лет привык ходить через территорию по своим делам и ставить там машины.
После расчистки места была проведена установка отсечной гидроизоляции, но на время Олимпиады специалистам на 3 месяца пришлось прекратить работы в Сочи. В это время в Москве и Ростове по демонтированным оригиналам отливали точные копии балясин, лепных карнизов и других элементов лепного декора, изготавливали дубовые двери и окна, подбирали фурнитуру из бронзы и меди.






Перекрытие второго яруса ( именно туда ведет внутренняя лестница) пришлось демонтировать, усиливать фундамент и расширять подсобные помещения, вывозя лишний грунт.
Почти два десятка лет здание простояло с протекающей крышей и без окон, именно поэтому потребовался большой объем работ по усилению железобетонных конструкций, дверных и оконных проемов.
Когда начали сдирать слои гудрона с кровли ( на это ушло не менее 10 дней), обнаружились трещины в плите перекрытия. В итоге работы проектной группы на месте в проект были внесены существенные изменения.
Крыша ротонды была воссоздана с проведением мероприятий по защите разрушающегося бетона на ней, восстановлена геометрия и целостность.
Больше половины поверхностей было оклеено углеродной лентой, придающей прочность конструкциям и обладающей стойкостью ко всем агрессивным средам.

Только после этого стало возможным приступать к штукатурным работам и отделке.






— У любого вида работ существует технологическая линейка. Невозможно ускорить процесс. Штукатурка, например, сохнет три недели, и только потом можно производить шпаклевку. — отвечал на тот момент на все вопросы об ускорении работ инженер филиала ФГУП «Росморпорт» Андрей Дашкевич.
В ходе работ первоначальный проект был изменен примерно на 30%, но несмотря на дополнительные расходы, объем финансирования не изменился благодаря заложенному в смету резерву.
За пару недель до сдачи-приемки объекта принимается решение убрать забор, обеспечивающий безопасность причала.

Теперь здесь простое, чисто декоративное заграждение, не перекрывающее прекрасного вида на море.


-За 9 месяцев можно выносить ребенка. — постоянно шутил Владимир Антонов, руководитель проекта ООО РСК «Возрождение». – Но невозможно провести такой объем работ...
Он остался многим недоволен, хотя и добавил, что так всегда и бывает.

Но вчера, 4 января 2015 года, торжественным открытием, были завершены все споры и разрушены последние опасения.
Ленточку торжественно перерезали министр транспорта РФ Максим Соколов и глава города Анатоли Пахомов.








На небольшой выставке можно было увидеть работы Артура Скрипникова, которые в праздничной атмосфере звучали как-то по-особому.


Так торжественно и красиво Мацеста обрела имя и лицо на морской карте, потерянное много лет назад.


От автора: Когда следишь за проектом с самого начала, понимаешь, какой колоссальный труд в него вложен. Вложен не ради того, чтобы получить деньги и забыть об этом, сдав объект, а ради нас с вами. Это единственное здание в крае, которое реконструировали настолько грамотно и тщательно.
Да, здесь будет ресторан и билетные кассы, и кто-то снова сможет наблюдать за бокалом вина прекрасный закат. Приезжайте, посмотрите своими глазами, дорога в нормальном состоянии и шторма там всегда самые зрелищные. Ворот нет. Просто… не хамите охранникам.)

Комментарии (314)
RSS свернуть / развернутьОшибку нашёл:):
Правильно писать — Анатоле :)
bescker
KOTIK
larry
KOTIK
moriarti13
kanisev
bescker
Romyald
Культурный шок от таких слов, лично у меня:-)
VVE_Rost
moriarti13
Вот это действительно — качественное освещение вопроса. Спасибо большое.
so3537
VVE_Rost
moriarti13
Вот зачем там туалЭты не убрали, к примеру?
VVE_Rost
Туалеты стоят там для охраны причала.
moriarti13
Pablo
moriarti13
markiza
Почему Вас не возмущает, что исторически она совмещала функции портопункта и ресторана?
Не по адресу вообще заключительный вопрос. И не по теме.
moriarti13
moriarti13
so3537
moriarti13
Mycenaean
Shuruban
AlisaObychnaya
Shuruban
AlisaObychnaya
Shuruban
Пожалуйста)
VVE_Rost
bakc
witalys
bakc
forum.guns.ru/forummessage/2/1719.html
witalys
bakc
witalys
bakc
witalys
DenisIrskiy
bakc
witalys
bakc
bakc
moriarti13
Shuruban
moriarti13
Zlodei
witalys
Zlodei
KOTIK
Zlodei
KOTIK
Zlodei
А Я под диждиком в Центре!!!)))
KOTIK
Pablo
KOTIK
KOTIK
moriarti13
Спасибо, Машенька...)
Yabeda
Маш, а точно такой, но портретной нет??
AlisaObychnaya
bakc
moriarti13
AlisaObychnaya
moriarti13
2. Пристрастие довольно.:D
3. Интересно было бы узнать, только ли в России существует новая технология- «капремонт с элементами реставрации». Думаю, что формулировка честная.
4. Какой гарантийный срок имеют проведённые работы?
5. Понравилось упоминание о технологической линейке.
6. На чьём баллансе сейчас историческое здание?
7. На открытии присутствовал жёсткий человеческий минимум (меньше, чем на митинге). Как так? Мэроприятие, рассчитанное исключительно на СМИ? Страх, что пионэры балясины попинают? Интересует частное мнение.
8. Что говорил мэр? Про историю портопункта? Про первые поцелуи в этом здании? Про сосиски? Про канализацию?
9. Это был бы модельный топик, если была бы ложка дёгтя. Если заметила её наличие, конечно.
Заранее благодарна за ответы. :)
AlisaObychnaya
Сами стены теперь переживут нас всех. Но вот внутренние отделочные работы имеют небольшой гарантийный срок, из-за вынужденно ускоренных сроков. Дело в том, что здание за все годы впитало столько воды, что после оштукатуривания нужно было включить отопление и оставить все это при едином температурном режиме примерно на год. И только после этого проводить итоговые стадии работ. Но это зависит от заказчика, а не от подрядчика.
Росморпорт.
Людей было много, но это пресса, представители Росморпорта и «Возрождения». Физически больше народа деть там некуда. Да и незачем.
Историю портопункта рассказывал ведущий, слова мэра привел в своем топике Pablo.
Он… да, модельный. Можно считать это моей личной ответственностью перед людьми, на протяжении столького времени рассказывавших детали своей работы. Не все могу озвучить.
moriarti13
Он говорил там про китайских туристов? Это будет ресторан китайской кухни??
Про «модельный».
Поясню: модельный (здесь) = эталонный.
Всё правильно. Молодчина! И спасибо за развёрнутые ответы. :)
AlisaObychnaya
moriarti13
bakc
Росморпорт оказался сознательным собственником.
moriarti13
bakc
bakc
Удивительным образом все сложилось.)
moriarti13
bakc
Что-то не верю я в «Надежду»…
moriarti13
AlisaObychnaya
moriarti13
bakc
moriarti13
DenisIrskiy
bakc
moriarti13
bakc
moriarti13
bakc
moriarti13
DenisIrskiy
bakc
bakc
markiza
AlisaObychnaya
bakc
VVE_Rost
7 ноября 1980 года там встретил свою половинку.
jamaika
moriarti13
Philipp-so
AlisaObychnaya
На самом деле-там было ужасно, я раньше часто неподалеку бывал. На первом этаже бомжи жили, со всем проистекающим.
Сейчас смотрю, и не верится. Прямо на их лежке — люди, в костюмах, мэр с ними:-)
Если серьезно-приятное событие, не верилось, когда тряпками завесили, к олимпиаде. Отлично.
VVE_Rost
moriarti13
FanatOf80s
Но то ли РЖД, то ли ФСО там так похозяйничали — будто намеренно уродовали все, по полной…
VVE_Rost
moriarti13
Может, только через Вову, через обращение высокосознательных граждан, которым небезразлично все в городе. Особенно его знаковые места…
Помечтал.)
VVE_Rost
Иначе опять с ребенком по путям ходить все лето.(
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
bakc
DenisIrskiy
bakc
ivanoff
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
iri-shok
moriarti13
По всему видно, что ресторан будет дорогой. С таким интерьером, конечно, будет эксклюзив — место тихое, уединенное, можно даже сказать. Что еще надо для того, чтобы порешать деловые вопросы, отдохнуть.
Robert
VVE_Rost
Robert
Думаю, ресторан откроют, а вот если будет нерентабельным, тогда уже…
А ехать — не близко, недешево(ласточка если). Место на отшибе. Там бы еще чего нибудь добавить: пляж нормальный, спуск с Курортного…
VVE_Rost
Robert
DenisIrskiy
DenisIrskiy
Я дважды пиал об этом, за последние два месяца.
VVE_Rost
DenisIrskiy
Но потом, год назад — был еще и злостно перекрыт спуск к морю, а теперь и к ротонде.
VVE_Rost
DenisIrskiy
VVE_Rost
Семён Семёныч… ©
AlisaObychnaya
DenisIrskiy
AlisaObychnaya
DenisIrskiy
moriarti13
moriarti13
DenisIrskiy
позолотить ручку…
markiza
bakc
Фото из ЖЖ zyalt.
Да и здесь придраться особо не к чему.
Фото из ЖЖ zyalt.
AZazo9
Здесь даже на фото виден дешевый колхозный ремонт… Дача «Надежда» — объект культурного наследия.
bakc
AlisaObychnaya
bakc
Какой объект, такой у нас и ремонт. Элитный, судя по всему, кабак в «Надежде» и не планировали.
AZazo9
AlisaObychnaya
bakc
bakc
DenisIrskiy
moriarti13
bakc
SmailOFF
moriarti13
были дикие станут ихние.
markiza
Господи, аж не верится что такое возможно. Обветшалое здание стало уже частью привычного пейзажа здешних мест, навсегда запечатлелось в памяти. Сколько себя помню — всегда было таким. Все детство сюда ходили на море. Одно время в этом здании что-то типа парусного центра было.
Главное теперь сохранить и не разрушить. Пусть лучше будут заборы… тройные)))
D-huan
bakc
D-huan
moriarti13
DenisIrskiy
D-huan
DenisIrskiy
AlisaObychnaya
bakc
AlisaObychnaya
bakc
Отдохнуть вам надо:-)
VVE_Rost
bakc
VVE_Rost
bakc
DenisIrskiy
bakc
DenisIrskiy
bakc
DenisIrskiy
bakc
DenisIrskiy
bakc
moriarti13
AlisaObychnaya
bakc
moriarti13
DenisIrskiy
bakc
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
bakc
DenisIrskiy
bakc
Убила…
AlisaObychnaya
moriarti13
AlisaObychnaya
koekto23
DenisIrskiy
koekto23
koekto23
DenisIrskiy
DenisIrskiy
witalys
Недавно просматривал тендеры и вот что нашел:
Наименование товара, работы, услуги
'Анализ напряженности Т клеточного иммунитета мышей после проведения иммунизации, с использованием разработанной кандидатной вакцины против геморрагической лихорадки Эбола методом высокопроцессивного сиквенирования' УСЛ ЕД 1,00 440 000 440 000
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская федерация, Москва, Работы выполняются по адресу Исполнителя, научный отчёт представляется по адресу: 123098, г.Москва, ул.Гамалеи, д. 18, строение 2.
witalys
DenisIrskiy
bakc
D-huan
очень приятное событие.
спасибо РСК «Возрождение»!
…
и ТС ))
zhdann
moriarti13
Кстати, по местным новостям тоже показали — еще удивился, как сильно похожи тексты))
reticon
Ну вот про похожесть… был официальный релиз от Росморпорта, вот с ним все и похожи.))
moriarti13
Да почему же нельзя оставить то, что действительно красиво, чтобы этим могли любоваться люди?
!!! Сочи не город-магазин!!! Сочи — город-курорт!!!
SanjaSochi
Так вот, на данный момент восстанавливается историческая роль ротонды и не более того.
moriarti13
of21
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.