"Кино в глубокой заморозке" - мнение Карена Шахназарова о ситуации в отечественной киноиндустрии
В воскресенье, 6 июня, в Сочи открывается XXI фестиваль «Кинотавр».
В преддверии «Кинотавра» «Российская газета» встретилась с председателем его жюри, режиссером, генеральным директором студии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.
Вот как автор фильма «Палата № 6» (очень символичное название...) отзывается о ситуации в отечественном кино.
Интервью большое, поэтому каждый, кто интересуется, может прочитать его полностью. Но высказывания Шахназарова настораживают… Приведем лишь некоторые выдержки.
Российская газета: Чего вы ждете от этого конкурса кризисного года?
Карен Шахназаров: «Кинотавр» вырастал на моих глазах и стал лучшим фестивалем в России. Но сказать, что есть какие-то особые ожидания от конкурса, я не могу.
РГ: В начале 2009 года, по вашим словам, на «Мосфильме» снимались три картины, а как все пойдет дальше — покажет ближайшее будущее. Это будущее наступило: что происходит?
Шахназаров: Пока не происходит ничего. У нас большинство павильонов загружено, но это телепродукция. А кино встало из-за отсутствия финансирования.
РГ: Но создан Фонд…
Шахназаров: Он уже полгода создается, но не работает. И Минкультуры на кино тоже ничего не дает. Лето может быть потеряно. Так что в 2011 году на «Кинотавр», боюсь, картин не наберется.
Уже слишком мрачно! Денег нет, кино не снимается, «Кинотавр» может остаться без фильмов. Почему так???
… Шахназаров:… я-то убежден, что надо вернуться к прежней системе кинопроизводства — она была эффективна. У нее были минусы: цензура, централизация, отсутствие рыночных механизмов. Но в основе она была правильной и позволила создать мощную киноиндустрию. Я — рыночник, возможно, в большей степени, чем кто-либо в кино: «Мосфильм» единственный, кто существует не на бюджетные деньги. Но я признаю: та система работала! Ее и надо генерировать. Со всеми механизмами: главный редактор, редколлегия, контрольные органы: как расходуется бюджет. Сейчас деньги получают — но технологию не соблюдают: экономят, пренебрегая всеми правилами. Советское время, как ни странно, было либеральнее: приняли сценарий — есть с кем поговорить. Предлагали что-то убрать, но принимали. А сейчас сценарий отвергли — и спросить не у кого.
РГ: У нас любят путать цензуру в кино с редактурой. Когда в 90-х выпустили «полочные» фильмы, выяснилось, что три-четыре картины были запрещены по идеологическим причинам, а остальные лежали потому, что были из рук вон плохи.
Шахназаров: Они были бездарны, их справедливо не выпускали на экран. И редактура, конечно, необходима. У нас любят мечтать: как бы построить свой Голливуд! Но в Голливуде редактура — важное звено. Там дотягивают сценарий, считают, что без добротного сценария нет фильма…
Оказывается, все не так плохо! Надо просто вспомнить положительные примеры работы отечественного кино! Но почему обязательно с цензурой???
… Шахназаров: Нет детского, комедийного, музыкального кино. Их и не будет при нынешней системе. В советском кино был определен план в 15 детских картин — как хотите, но делайте! Из 15-ти десять были плохими, но пять получались, а две вообще — шедевры…
… Еще раз повторяю: нужно вернуться к советской модели киноиндустрии…
То есть, не надо все ставить исключительно на коммерцию. Иначе шедевры просто не получатся???
… Шахназаров:… Непонятно и то, что значит в нашем кино слово «успешно». Экономически успешных компаний, кроме «Мосфильма», у нас нет. И я уверен, что деньги нужно давать не компаниям, а под конкретные проекты…
… Шахназаров:… искусство стало товаром. Живопись теперь — часть дизайна, кино — часть шоу-бизнеса. Период после распада СССР — это триумф капитализма. Для искусства это всегда ужасно…
… Мы столкнулись с тотальным кризисом культуры. Когда я пришел на «Мосфильм», здесь работали Тарковский, Шепитько, Климов, Рязанов, Данелия, Гайдай, Шукшин, Хуциев, Бондарчук… Это все была молодежь экстра-класс. А были еще высокие профессионалы уровня Карелова. Теперь во всем российском кино не назовешь столько мастеров. А был еще неслабый «Ленфильм» с такими режиссерами, как великий, но недооцененный Владимир Венгеров. Были студии в республиках — и всюду мастера! Но ведь и в Италии тогда были Росселлини, Феллини, Пазолини, Висконти, Антониони — где они теперь? И в Англии, и во Франции, и в США! Торжество «желтого тельца» ни к чему хорошему в культуре не ведет…
Что же несут новые времена в кино? Ведь появились новые технологии...
… Шахназаров:… Аттракцион может быть блистательным, великим. Но он будет существовать параллельно с нормальным кино — как анимация с игровыми картинами. Был же в мире период блокбастеров: «Бен Гур», «Клеопатра», «Сид», «Мятеж на Баунти». Потом они рухнули, пошли социальные драмы, появилось мощнейшее кино Артура Пенна, великий фильм «Беспечный ездок»… Я считаю, что сегодня в кино только одна революция: уход пленки и переход на «цифру». Я вынужден признать: пленка уходит безвозвратно. Хотя мне изображение на ней до сих пор кажется более живым, в нем есть душа…
Мнение признанного режиссера, специалиста в области кино оказалось резким, но конкретным. А что думают приветсочинцы по этому поводу?
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5200 от 4 июня 2010 г.
В преддверии «Кинотавра» «Российская газета» встретилась с председателем его жюри, режиссером, генеральным директором студии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.
Вот как автор фильма «Палата № 6» (очень символичное название...) отзывается о ситуации в отечественном кино.
Интервью большое, поэтому каждый, кто интересуется, может прочитать его полностью. Но высказывания Шахназарова настораживают… Приведем лишь некоторые выдержки.
Российская газета: Чего вы ждете от этого конкурса кризисного года?
Карен Шахназаров: «Кинотавр» вырастал на моих глазах и стал лучшим фестивалем в России. Но сказать, что есть какие-то особые ожидания от конкурса, я не могу.
РГ: В начале 2009 года, по вашим словам, на «Мосфильме» снимались три картины, а как все пойдет дальше — покажет ближайшее будущее. Это будущее наступило: что происходит?
Шахназаров: Пока не происходит ничего. У нас большинство павильонов загружено, но это телепродукция. А кино встало из-за отсутствия финансирования.
РГ: Но создан Фонд…
Шахназаров: Он уже полгода создается, но не работает. И Минкультуры на кино тоже ничего не дает. Лето может быть потеряно. Так что в 2011 году на «Кинотавр», боюсь, картин не наберется.
Уже слишком мрачно! Денег нет, кино не снимается, «Кинотавр» может остаться без фильмов. Почему так???
… Шахназаров:… я-то убежден, что надо вернуться к прежней системе кинопроизводства — она была эффективна. У нее были минусы: цензура, централизация, отсутствие рыночных механизмов. Но в основе она была правильной и позволила создать мощную киноиндустрию. Я — рыночник, возможно, в большей степени, чем кто-либо в кино: «Мосфильм» единственный, кто существует не на бюджетные деньги. Но я признаю: та система работала! Ее и надо генерировать. Со всеми механизмами: главный редактор, редколлегия, контрольные органы: как расходуется бюджет. Сейчас деньги получают — но технологию не соблюдают: экономят, пренебрегая всеми правилами. Советское время, как ни странно, было либеральнее: приняли сценарий — есть с кем поговорить. Предлагали что-то убрать, но принимали. А сейчас сценарий отвергли — и спросить не у кого.
РГ: У нас любят путать цензуру в кино с редактурой. Когда в 90-х выпустили «полочные» фильмы, выяснилось, что три-четыре картины были запрещены по идеологическим причинам, а остальные лежали потому, что были из рук вон плохи.
Шахназаров: Они были бездарны, их справедливо не выпускали на экран. И редактура, конечно, необходима. У нас любят мечтать: как бы построить свой Голливуд! Но в Голливуде редактура — важное звено. Там дотягивают сценарий, считают, что без добротного сценария нет фильма…
Оказывается, все не так плохо! Надо просто вспомнить положительные примеры работы отечественного кино! Но почему обязательно с цензурой???
… Шахназаров: Нет детского, комедийного, музыкального кино. Их и не будет при нынешней системе. В советском кино был определен план в 15 детских картин — как хотите, но делайте! Из 15-ти десять были плохими, но пять получались, а две вообще — шедевры…
… Еще раз повторяю: нужно вернуться к советской модели киноиндустрии…
То есть, не надо все ставить исключительно на коммерцию. Иначе шедевры просто не получатся???
… Шахназаров:… Непонятно и то, что значит в нашем кино слово «успешно». Экономически успешных компаний, кроме «Мосфильма», у нас нет. И я уверен, что деньги нужно давать не компаниям, а под конкретные проекты…
… Шахназаров:… искусство стало товаром. Живопись теперь — часть дизайна, кино — часть шоу-бизнеса. Период после распада СССР — это триумф капитализма. Для искусства это всегда ужасно…
… Мы столкнулись с тотальным кризисом культуры. Когда я пришел на «Мосфильм», здесь работали Тарковский, Шепитько, Климов, Рязанов, Данелия, Гайдай, Шукшин, Хуциев, Бондарчук… Это все была молодежь экстра-класс. А были еще высокие профессионалы уровня Карелова. Теперь во всем российском кино не назовешь столько мастеров. А был еще неслабый «Ленфильм» с такими режиссерами, как великий, но недооцененный Владимир Венгеров. Были студии в республиках — и всюду мастера! Но ведь и в Италии тогда были Росселлини, Феллини, Пазолини, Висконти, Антониони — где они теперь? И в Англии, и во Франции, и в США! Торжество «желтого тельца» ни к чему хорошему в культуре не ведет…
Что же несут новые времена в кино? Ведь появились новые технологии...
… Шахназаров:… Аттракцион может быть блистательным, великим. Но он будет существовать параллельно с нормальным кино — как анимация с игровыми картинами. Был же в мире период блокбастеров: «Бен Гур», «Клеопатра», «Сид», «Мятеж на Баунти». Потом они рухнули, пошли социальные драмы, появилось мощнейшее кино Артура Пенна, великий фильм «Беспечный ездок»… Я считаю, что сегодня в кино только одна революция: уход пленки и переход на «цифру». Я вынужден признать: пленка уходит безвозвратно. Хотя мне изображение на ней до сих пор кажется более живым, в нем есть душа…
Мнение признанного режиссера, специалиста в области кино оказалось резким, но конкретным. А что думают приветсочинцы по этому поводу?
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5200 от 4 июня 2010 г.



Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьale20x00
andy
ale20x00
w12rus
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.