Ноябрьские покатушки вокруг да около плато Лагонаки
У нас есть традиция — каждый ноябрь мы куда-нибудь автопутешествуем.
В этом году мы сочли, что в Приэльбрусье стало совсем плохо, а прошлогодний Домбай тоже не порадовал. Поэтому три ноябрьских праздничных выходных дня было решено использовать на посещение окрестностей плато Лагонаки. Под катом неприлично много буков и фото.
Заранее, за пару недель до выезда, по телефону бронируем номера на турбазе «Горная» в центре посёлка Каменномостский (Хаджох). Стоило это удовольствие 1700 руб/сутки за скромный двухместный номер с телевизором, холодильником и душем. Тут надо сказать, что мы поздно спохватились — все самые лакомые места в населённых пунктах вокруг плато были заняты уже за месяц до праздников, поэтому нам еще повезло. В 5:25 утра 4-го ноября, вчетвером на одной машине покидаем город. Идём на Туапсе и далее разбитой грунтовкой Шаумяна, курс на Апшеронск.
Сейчас заброшенная дорога разрушается и на последних километрах, непосредственно перед урочищем Водопадным между Фиштом и Пшехо-су, абсолютно непроезжая. В первый день путешествия, мы решили сходу из Сочи проехаться по этой дороге «до упора».
За Апшеронском, на развязке (9:52, 233 км от начала пути) поворачиваем на Черниговское. В Черниговском едем по главной дороге, пока не упираемся в Т-образный перекрёсток, в центре посёлка. Ориентир — брошенный жд вагон на узкоколейке, здесь поворачиваем налево, на Отдалённый.
Всю дорогу мучают сомненья — небо плотно затянуто мрачными облаками. Ещё несколько километров асфальта и мы попадаем на убитую грунтовку. Грунтовка, особенно в начале, разбита лесовозами, её равняет грейдер, но от этого не сильно легче.
По пути две развилки: 1 — на Отдаленный, 2 — спуск к реке. На обоих едем налево.
Соваться сюда можно только если не очень жалко машину. Нам было жалко, но мы всё равно сунулись. Путешественника ожидает здесь более 35 км грунтовой дороги (в одну сторону), значительно худшей по качеству чем на Шаумяновском перевале. Попадаются скользкие глинистые участки, дорога усеяна грядами вывороченных лесовозами булыганов. Типичная скорость движения от 15 до 30 км/час. Выручал полный привод и особенно пригодилась защита картера.
Сырая дорога вначале идёт по долине реки Цице, а затем поднимается выше в горы и выныривает из тумана.
На первой значимой развилке (11:39, 289 км) поворачиваем налево, направо уходит грунтовка на Отдаленный.
Впереди из-за лесистых хребтов встаёт иззубренный гребень Фишта.
Вскоре живописная лесная дорога вьётся уже под скальными склонами Пшеха-су. В тенистых местах натеки льда.
Неожиданно выезжаем на хребет к прекрасной смотровой площадке (12:50, 303 км).
Высота 1575 м, здесь выше чем на вершине г.Сахарной. Под ногами распахивается панорама долины реки Пшеха.
Над нами высятся склоны Пшехо-су.
Ниточка тропы карабкается через Майкопский перевал к озеру Псенодах.
Фишт совсем рядом.
Ещё лучше вид с соседнего бугра,
хорошо просматриваются стены Фишта,
напротив показалась гора Хуко.
Если проехать по дороге ещё несколько сот метров, то путь приведёт к стихийной стоянке, в развороченной долинке ручья.
Здесь наплевав на заповедник рубили дорогу, а ручей, как бы в отместку, её смыл. Дальше движение возможно только на своих двоих.
На схеме: 1 — смотровая площадка, 2 — место обрушения дороги.
Если пройти несколько километров пешком, то вы попадёте к очень красивому урочищу Водопадистому между Фиштом и Пшехо-су, но в наши планы пешая прогулка в этот раз не входила.
Возвращаемся знакомой грунтовкой в клубах пыли. Внизу на равнине низкая облачность и пасмурно. В Майкоп въезжаем в 15:30 (410 км), в 16:05 мы в Каменомостском (446 км).
В 16:13 пару раз уточнив дорогу у местных жителей прибыли на турбазу «Горная». Разместились в забронированных номерах в этом домике. Звукоизоляция отсутствует, зато есть отопление. Свободных мест на турбазе нет.
Ужинаем в кафе Чародейка в 5 минутах ходбы от турбазы. Здесь относительно неплохо и совсем недорого. Праздничный вечер в номере в тесной компании, с коньячком и вином затянулся далеко за полночь…
В 10:35 (472 км) встали на одной из смотровых площадок,
над тесниной в гранитном каньоне р.Белой.
По пути, за селом Хамышки спускаемся к воде перед слиянием р.Белой и р.Киша.
Народ гуляет по красным скалам.
Как же тут красиво, жалко только, что небо затянуто тучами.
На схеме: 1 — стоянка у конца дороги, 2 — приют Партизанская поляна.
Перед заметной мачтой сотовой связи поворачиваем направо на горный серпантин асфальтированной дороги.
Неожиданно выныриваем из плотного моря облаков заполнившего долину Белой.
Красивейшая горная дорога,
вьющаяся под скальными обрывами хребта Каменное море,
в 11:55 (518 км) вывела к лесной стоянке у своего окончания.
Здесь мы около часа гуляли по лесу,
наслаждаясь видами,
заснеженных обрывов вершины 2378м в отроге Оштена,
Чугуша парящего над голубыми далями заповедника,
далёкого куэстового хребта Ду-ду-гуш.
В лесу встречается масса народу, тем не менее здесь попадаются чинарики.
Если пройти по лесу ещё немного, то над долиной Армянки,
в провале Гузерипльского перевала покажется Фишт.
На обратном пути останавливались около приюта Партизанский,
тут живописный пруд,
и просто у дороги,
потому что красиво.
Тем временем внизу, в долине, облачность тает.
в 13:35 (538 км) останавливаемся у входа на территорию огороженного комплекса заповедника. Вход 70 руб, в стоимость входит посещение музея.
Переходим Белую по мосту,
проходим миниэлектростанцию
и прогулявшись по огненно-осеннему лесу
оказываемся около одного из крупнейших на Западном Кавказе дольменов.
Ого, а он здоровый!
Сквозь щели можно разглядеть внутреннее пространство,
впрочем если присмотреться, то судя по явным конструктивным и архитектурным нестыковкам, без перестройки-реконструкции тут не обошлось.
Рядом скромный воинский мемориал
и небольшой музей заповедника, открытия которого пришлось дожидаться.
В экспозиции много стендов с фото
и достаточно неплохо выполненных чучел,
среди которых есть и здоровенный зубр.
На выходе торгуют сувенирами. Магнитики на холодильник присутствуют.
Посещение комплекса заняло менее часа, обратно катим в листопаде по автодороге в теснине реки Белой.
В Хамышках проезжаем импозантный туркомплекс, здесь опять начинается туман. За Даховской сворачиваем налево по указателю на турбазу Лагонаки.
На подъёме к плато есть хорошая смотровая площадка с видом на долину Белой. Увы из-за тумана никакого вида нет, поэтому изучаем достопримечательности местного рыночка. Чуть выше туман ещё сгущается, а температура падает до 0 градусов.
Подкрепившись домашними блинами с горячим чаем, включив всю автомобильную иллюминацию к 16:15 (604 км) поднимаемся к площадке перед Большой Азишской пещерой. По такой погоде ехать дальше на плато смысла нет, а в пещере мы все уже были по нескольку раз, поэтому просто разворачиваемся. Нам есть ещё, что посмотреть.
По пути зашли в этот деревянный храм в центре Каменомостской. Внутри шла служба, мы немного постояли, послушали молитвенные песнопения и двинулись дальше.
Место приметное, здесь рядом с автомобильным мостом через долину переброшен ещё и железнодорожный мост.
Окаменелости можно обнаружить сразу же в русле реки между мостами.
Округлые каменные образования теснятся по берегу
и обнажаются в подмытом рекой обрыве.
Прямо с моста наблюдаем расколотый каменный «шар» и окаменевшую раковину-улитку аммонита в нём.
Ниже по течению «каменных шаров» ещё больше,
здесь попадаются
очень причудливые образования.
Поэтому мы решаем пройтись вдоль берега вниз по течению
где легко можно спуститься к реке.
Каменные чудеса не заставили себя ждать.
Кто/что это?
Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами. Эти головоногие моллюски жили не тужили с Девона по Мел. Ныне вымерли. Совсем.
Палеонтологическая лихорадка отпускает только с наступлением сумерек.
В 18:30 (659 км) возвращаемся на турбазу. Ужин, коньячок всё по накатанной схеме. Правда вечером долго не могут угомониться пьяные соседи по корпусу. Гремят шаги по деревянной лестнице, корпус ходит ходуном, натужно-восторженно визжат престарелые тётки, жизнь бьёт ключом…
Утром совершенно по-другому воспринимается сказочная композиция в центре турбазы.
«И в борьбе с зелёным змием побеждает змий».
С утра пасмурно, туман. Предпринимаем ещё одну попытку попасть на плато Лагонаки. В 10:41 (692 км) мы снова у Азишской пешеры, срывается снег, гололёд, холодно. Видно и в этот раз «не климатит».
«А ещё ёжик думал о лошади — как она там в тумане?»
Благоразумно решаем, что от добра добра не ищут и пускаемся в обратный путь. В Майкопе остановились в 12:00 (763 км), чтобы перекусить в кафе «Спортивное».
В 14:20 (864 км) поднялись на перевал Шаумян. Здесь вместо лошадки в тумане, в пыли затерялся верблюд.
Из-за пробок (на трассе уже 6 участков реверсивного движения), на Мамайке были только в 18:00 (1020 км), дальше колесили по городу…
— Плато Лагонаки, на которое мы в этот раз так и не попали,
— Большая Азишская пещера, куда мы не захотели,
— Каньон и водопады Руфабго, где мы уже бывали,
— Урочище Водопадистого, куда мы не пошли,
— Пещера Нежная, куда нам не рекомендовали,
— Казачий камень, мимо которого мы проезжали несколько раз,
— как и мимо музейчика «Стоянка первобытного человека»,
— недалеко были знакомая Гуамка и незнакомый Мезмай,
— ещё масса гор, пещер, дольменов, водопадов, всевозможных интересных и просто красивых мест.
Уф…
В этом году мы сочли, что в Приэльбрусье стало совсем плохо, а прошлогодний Домбай тоже не порадовал. Поэтому три ноябрьских праздничных выходных дня было решено использовать на посещение окрестностей плато Лагонаки. Под катом неприлично много буков и фото.
Заранее, за пару недель до выезда, по телефону бронируем номера на турбазе «Горная» в центре посёлка Каменномостский (Хаджох). Стоило это удовольствие 1700 руб/сутки за скромный двухместный номер с телевизором, холодильником и душем. Тут надо сказать, что мы поздно спохватились — все самые лакомые места в населённых пунктах вокруг плато были заняты уже за месяц до праздников, поэтому нам еще повезло. В 5:25 утра 4-го ноября, вчетвером на одной машине покидаем город. Идём на Туапсе и далее разбитой грунтовкой Шаумяна, курс на Апшеронск.
Брошенной дорогой к заповедному дворцу
Строительство очередного барского поместья «Кабаево» в заповеднике, давно ни для кого не является секретом. Дорогу к дворцу на Лунной поляне били через заповедный лес, однако экологам удалось остановить это беспардонное неоварварство.Сейчас заброшенная дорога разрушается и на последних километрах, непосредственно перед урочищем Водопадным между Фиштом и Пшехо-су, абсолютно непроезжая. В первый день путешествия, мы решили сходу из Сочи проехаться по этой дороге «до упора».
За Апшеронском, на развязке (9:52, 233 км от начала пути) поворачиваем на Черниговское. В Черниговском едем по главной дороге, пока не упираемся в Т-образный перекрёсток, в центре посёлка. Ориентир — брошенный жд вагон на узкоколейке, здесь поворачиваем налево, на Отдалённый.
Всю дорогу мучают сомненья — небо плотно затянуто мрачными облаками. Ещё несколько километров асфальта и мы попадаем на убитую грунтовку. Грунтовка, особенно в начале, разбита лесовозами, её равняет грейдер, но от этого не сильно легче.
По пути две развилки: 1 — на Отдаленный, 2 — спуск к реке. На обоих едем налево.
Соваться сюда можно только если не очень жалко машину. Нам было жалко, но мы всё равно сунулись. Путешественника ожидает здесь более 35 км грунтовой дороги (в одну сторону), значительно худшей по качеству чем на Шаумяновском перевале. Попадаются скользкие глинистые участки, дорога усеяна грядами вывороченных лесовозами булыганов. Типичная скорость движения от 15 до 30 км/час. Выручал полный привод и особенно пригодилась защита картера.
Сырая дорога вначале идёт по долине реки Цице, а затем поднимается выше в горы и выныривает из тумана.
На первой значимой развилке (11:39, 289 км) поворачиваем налево, направо уходит грунтовка на Отдаленный.
Впереди из-за лесистых хребтов встаёт иззубренный гребень Фишта.
Вскоре живописная лесная дорога вьётся уже под скальными склонами Пшеха-су. В тенистых местах натеки льда.
Неожиданно выезжаем на хребет к прекрасной смотровой площадке (12:50, 303 км).
Высота 1575 м, здесь выше чем на вершине г.Сахарной. Под ногами распахивается панорама долины реки Пшеха.
Над нами высятся склоны Пшехо-су.
Ниточка тропы карабкается через Майкопский перевал к озеру Псенодах.
Фишт совсем рядом.
Ещё лучше вид с соседнего бугра,
хорошо просматриваются стены Фишта,
напротив показалась гора Хуко.
Если проехать по дороге ещё несколько сот метров, то путь приведёт к стихийной стоянке, в развороченной долинке ручья.
Здесь наплевав на заповедник рубили дорогу, а ручей, как бы в отместку, её смыл. Дальше движение возможно только на своих двоих.
На схеме: 1 — смотровая площадка, 2 — место обрушения дороги.
Если пройти несколько километров пешком, то вы попадёте к очень красивому урочищу Водопадистому между Фиштом и Пшехо-су, но в наши планы пешая прогулка в этот раз не входила.
Возвращаемся знакомой грунтовкой в клубах пыли. Внизу на равнине низкая облачность и пасмурно. В Майкоп въезжаем в 15:30 (410 км), в 16:05 мы в Каменомостском (446 км).
В 16:13 пару раз уточнив дорогу у местных жителей прибыли на турбазу «Горная». Разместились в забронированных номерах в этом домике. Звукоизоляция отсутствует, зато есть отопление. Свободных мест на турбазе нет.
Ужинаем в кафе Чародейка в 5 минутах ходбы от турбазы. Здесь относительно неплохо и совсем недорого. Праздничный вечер в номере в тесной компании, с коньячком и вином затянулся далеко за полночь…
Хаджохская теснина
Подъем в 8:00, завтрак в номере, в 9:56 выехали вверх по долине. С утра опять туман и пасмурно.В 10:35 (472 км) встали на одной из смотровых площадок,
над тесниной в гранитном каньоне р.Белой.
По пути, за селом Хамышки спускаемся к воде перед слиянием р.Белой и р.Киша.
Народ гуляет по красным скалам.
Как же тут красиво, жалко только, что небо затянуто тучами.
Дорога на Партизанскую поляну
По живописному ущелью в 11:10 (496 км) поднимаемся к посёлку Гузерипль.На схеме: 1 — стоянка у конца дороги, 2 — приют Партизанская поляна.
Перед заметной мачтой сотовой связи поворачиваем направо на горный серпантин асфальтированной дороги.
Неожиданно выныриваем из плотного моря облаков заполнившего долину Белой.
Красивейшая горная дорога,
вьющаяся под скальными обрывами хребта Каменное море,
в 11:55 (518 км) вывела к лесной стоянке у своего окончания.
Здесь мы около часа гуляли по лесу,
наслаждаясь видами,
заснеженных обрывов вершины 2378м в отроге Оштена,
Чугуша парящего над голубыми далями заповедника,
далёкого куэстового хребта Ду-ду-гуш.
В лесу встречается масса народу, тем не менее здесь попадаются чинарики.
Если пройти по лесу ещё немного, то над долиной Армянки,
в провале Гузерипльского перевала покажется Фишт.
На обратном пути останавливались около приюта Партизанский,
тут живописный пруд,
и просто у дороги,
потому что красиво.
Тем временем внизу, в долине, облачность тает.
В Гузерипле
В Гузерипле не осталось и следа от утреннего тумана. Проезжаем через посёлок до «круга»,в 13:35 (538 км) останавливаемся у входа на территорию огороженного комплекса заповедника. Вход 70 руб, в стоимость входит посещение музея.
Переходим Белую по мосту,
проходим миниэлектростанцию
и прогулявшись по огненно-осеннему лесу
оказываемся около одного из крупнейших на Западном Кавказе дольменов.
Ого, а он здоровый!
Сквозь щели можно разглядеть внутреннее пространство,
впрочем если присмотреться, то судя по явным конструктивным и архитектурным нестыковкам, без перестройки-реконструкции тут не обошлось.
Рядом скромный воинский мемориал
и небольшой музей заповедника, открытия которого пришлось дожидаться.
В экспозиции много стендов с фото
и достаточно неплохо выполненных чучел,
среди которых есть и здоровенный зубр.
На выходе торгуют сувенирами. Магнитики на холодильник присутствуют.
Посещение комплекса заняло менее часа, обратно катим в листопаде по автодороге в теснине реки Белой.
К плато Лагонаки
На обратном пути решаем подняться на плато Лагонаки.В Хамышках проезжаем импозантный туркомплекс, здесь опять начинается туман. За Даховской сворачиваем налево по указателю на турбазу Лагонаки.
На подъёме к плато есть хорошая смотровая площадка с видом на долину Белой. Увы из-за тумана никакого вида нет, поэтому изучаем достопримечательности местного рыночка. Чуть выше туман ещё сгущается, а температура падает до 0 градусов.
Подкрепившись домашними блинами с горячим чаем, включив всю автомобильную иллюминацию к 16:15 (604 км) поднимаемся к площадке перед Большой Азишской пещерой. По такой погоде ехать дальше на плато смысла нет, а в пещере мы все уже были по нескольку раз, поэтому просто разворачиваемся. Нам есть ещё, что посмотреть.
По пути зашли в этот деревянный храм в центре Каменомостской. Внутри шла служба, мы немного постояли, послушали молитвенные песнопения и двинулись дальше.
Долина аммонитов
В 17:19 (648 км) прибыли к автомобильному мосту через реку Белая.Место приметное, здесь рядом с автомобильным мостом через долину переброшен ещё и железнодорожный мост.
Окаменелости можно обнаружить сразу же в русле реки между мостами.
Округлые каменные образования теснятся по берегу
и обнажаются в подмытом рекой обрыве.
Прямо с моста наблюдаем расколотый каменный «шар» и окаменевшую раковину-улитку аммонита в нём.
Ниже по течению «каменных шаров» ещё больше,
здесь попадаются
очень причудливые образования.
Поэтому мы решаем пройтись вдоль берега вниз по течению
где легко можно спуститься к реке.
Каменные чудеса не заставили себя ждать.
Кто/что это?
Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами. Эти головоногие моллюски жили не тужили с Девона по Мел. Ныне вымерли. Совсем.
Палеонтологическая лихорадка отпускает только с наступлением сумерек.
В 18:30 (659 км) возвращаемся на турбазу. Ужин, коньячок всё по накатанной схеме. Правда вечером долго не могут угомониться пьяные соседи по корпусу. Гремят шаги по деревянной лестнице, корпус ходит ходуном, натужно-восторженно визжат престарелые тётки, жизнь бьёт ключом…
Отъезд
Встали в 8:30, не торопясь позавтракали, собрались и сдали номер. Отъезд в 10:00.Утром совершенно по-другому воспринимается сказочная композиция в центре турбазы.
«И в борьбе с зелёным змием побеждает змий».
С утра пасмурно, туман. Предпринимаем ещё одну попытку попасть на плато Лагонаки. В 10:41 (692 км) мы снова у Азишской пешеры, срывается снег, гололёд, холодно. Видно и в этот раз «не климатит».
«А ещё ёжик думал о лошади — как она там в тумане?»
Благоразумно решаем, что от добра добра не ищут и пускаемся в обратный путь. В Майкопе остановились в 12:00 (763 км), чтобы перекусить в кафе «Спортивное».
В 14:20 (864 км) поднялись на перевал Шаумян. Здесь вместо лошадки в тумане, в пыли затерялся верблюд.
Из-за пробок (на трассе уже 6 участков реверсивного движения), на Мамайке были только в 18:00 (1020 км), дальше колесили по городу…
За кадром
За кадром в этот раз осталась масса достопримечательностей. Ну невозможно за два-три дня объять необъятное. Кратко перечислю основные:— Плато Лагонаки, на которое мы в этот раз так и не попали,
— Большая Азишская пещера, куда мы не захотели,
— Каньон и водопады Руфабго, где мы уже бывали,
— Урочище Водопадистого, куда мы не пошли,
— Пещера Нежная, куда нам не рекомендовали,
— Казачий камень, мимо которого мы проезжали несколько раз,
— как и мимо музейчика «Стоянка первобытного человека»,
— недалеко были знакомая Гуамка и незнакомый Мезмай,
— ещё масса гор, пещер, дольменов, водопадов, всевозможных интересных и просто красивых мест.
Уф…
Комментарии (42)
RSS свернуть / развернутьKOTIK
KOTIK
Antana
Svetlana
а в Гузерипле раньше ворот у мостика через Белую не было, и мы рано утром по-партизански проникали в заповедник :). ходили в сторону Чугуша, один раз, кстати, с одним твоим товарищем, Игорем ;)
Sturman
Petro
zmeysochi
Petro
zmeysochi
Petro
zmeysochi
GeoSochi
Sturman
Sturman
GeoSochi
Sturman
GeoSochi
listcom
ieroglif
Sturman
GeoSochi
Neodive
GeoSochi
antonio
ieroglif
Tanushka1
Elegance
misha
Justice
Flash-Ka
Vladi
fire-fly
Sturman
GeoSochi
Petro
fire-fly
GeoSochi
Walker
Сколько топлива ушло на поездочку?
Как там с заправками\сколько канистр с собой?
Lans
GeoSochi
travellersochi
GeoSochi
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.