Железная шепсинская дорога, которой уже нет
В этой публикации позволю себе немного выйти за пределы Большого Сочи, чтобы рассказать об одном интересном инфраструктурном объекте.
Граница между территориями Сочи и Туапсе на побережье проходит по безымянному ручью. Юго-восточнее от него находится п.Магри, а северо-западнее расположился п.Шепси. Расстояние между соседними граничными населёнными пунктами небольшое, около двух километров по берегу моря.

Шепси — приморский посёлок, вытянувшийся вдоль одноимённой горной речки. Её название имеет адыгские корни и часто переводится исследователями в значениях «молочная река» или «сторечная». Современная история посёлка начинается в конце XIX века, с освоения речной долины и прилегающих территорий переселенцами, а также обеспеченными людьми. Известным землевладельцем этой местности, в царское время, был Петров Николай Павлович — учёный-механик, инженер, государственный чиновник высокого ранга, внесший огромный вклад в развитие железнодорожного сообщения на просторах Империи, а также, в строительство ж.д. линии Армавир-Туапсе. Его дом-дача, возрастом век с четвертью (сейчас музей), сейчас располагается на территории пансионата «Шепси». Проложенная во втором десятилетии ХХ века вдоль берега Черного моря стальная магистраль коснулась приморской части местности Шепси. Ещё на стадии проектирования железной дороги Туапсе — Квалони, в районе имения Петрова Н.П. предполагался к устройству ж.д. разъезд. Кроме Шепси, на участке Туапсе-Лазаревская, этот важный элемент рельсового пути планировался к постройке ещё только в п.Аше.

Разъездной участок между перегонами, в Шепси построили только в 1929 году, с целью увеличения пропускной способности линии Черноморской железной дороги.
Во времена Великой Отечественной войны железнодорожная станция Шепси являлась пунктом базирования 16-ой отдельной железнодорожной дальнобойной артиллерийской батареи (ОЖДАБ), принимавшей активное участие в обороне Туапсе. В связи с чем, на фасаде местного вокзала установлена памятная табличка, информирующая о тех героических событиях.

Как видно, по стечению обстоятельств, история маленького посёлка первой половины ХХ века насыщена железнодорожными фактами. Последующие десятилетия дополнили стальных штрихов в биографию этой местности.
Заложенный в годы Советской власти курортно-аграрный вектор развития посёлка Шепси, сформировал, на первый взгляд, типичный малый населённый пункт на берегу Черного моря, в котором условно можно выделить несколько характерных зон: гостевую, коммунально-селитебную и сельскохозяйственную. Первая расположена в приморской части, здесь обосновались немногочисленные санатории, дома отдыха и частный сектор, ориентированный на летних гостей. По долине реки, в направлении гор растянулась другая часть посёлка, перемежающая жилые массивы и территории различного назначения, строительные полигоны. К третьей части, пришедшей в упадок к настоящему времени, можно отнести предгорные районы долины с садоводческими хозяйствами. Но Шепси отличается от других, малых прибрежных поселений, наличием в его окрестностях солидной добывающей отрасли. В этих краях разведаны значительные месторождения камня для строительных нужд: песчаника и известняка.

Часть из них уже разработана, часть ещё ждёт свой очереди. Естественно, что промышленная добыча природного материала наложила жирный отпечаток на инфраструктуру населённого пункта.
В данной публикации расскажу о железнодорожной ветке, протянувшейся через весь посёлок, от ж.д. станции Шепси до бывшего села Алмалук.
Продолжение читайте по ссылке
Граница между территориями Сочи и Туапсе на побережье проходит по безымянному ручью. Юго-восточнее от него находится п.Магри, а северо-западнее расположился п.Шепси. Расстояние между соседними граничными населёнными пунктами небольшое, около двух километров по берегу моря.

- Панорама долины Шепси. Фото с сайта Google Earth. Разместил Михаил Меринов.
Шепси — приморский посёлок, вытянувшийся вдоль одноимённой горной речки. Её название имеет адыгские корни и часто переводится исследователями в значениях «молочная река» или «сторечная». Современная история посёлка начинается в конце XIX века, с освоения речной долины и прилегающих территорий переселенцами, а также обеспеченными людьми. Известным землевладельцем этой местности, в царское время, был Петров Николай Павлович — учёный-механик, инженер, государственный чиновник высокого ранга, внесший огромный вклад в развитие железнодорожного сообщения на просторах Империи, а также, в строительство ж.д. линии Армавир-Туапсе. Его дом-дача, возрастом век с четвертью (сейчас музей), сейчас располагается на территории пансионата «Шепси». Проложенная во втором десятилетии ХХ века вдоль берега Черного моря стальная магистраль коснулась приморской части местности Шепси. Ещё на стадии проектирования железной дороги Туапсе — Квалони, в районе имения Петрова Н.П. предполагался к устройству ж.д. разъезд. Кроме Шепси, на участке Туапсе-Лазаревская, этот важный элемент рельсового пути планировался к постройке ещё только в п.Аше.

- Фрагмент карты Черноморского побережья Кавказа с показанием направления Черноморской ж.д. по предварительному проекту. Из издания «Строящаяся Черноморская железная дорога (Туапсе-Квалони)» 1913г.
Разъездной участок между перегонами, в Шепси построили только в 1929 году, с целью увеличения пропускной способности линии Черноморской железной дороги.
Во времена Великой Отечественной войны железнодорожная станция Шепси являлась пунктом базирования 16-ой отдельной железнодорожной дальнобойной артиллерийской батареи (ОЖДАБ), принимавшей активное участие в обороне Туапсе. В связи с чем, на фасаде местного вокзала установлена памятная табличка, информирующая о тех героических событиях.

- Памятная табличка на фасаде ж.д. вокзала «Шепси». Фото автора 2025г.
Как видно, по стечению обстоятельств, история маленького посёлка первой половины ХХ века насыщена железнодорожными фактами. Последующие десятилетия дополнили стальных штрихов в биографию этой местности.
Заложенный в годы Советской власти курортно-аграрный вектор развития посёлка Шепси, сформировал, на первый взгляд, типичный малый населённый пункт на берегу Черного моря, в котором условно можно выделить несколько характерных зон: гостевую, коммунально-селитебную и сельскохозяйственную. Первая расположена в приморской части, здесь обосновались немногочисленные санатории, дома отдыха и частный сектор, ориентированный на летних гостей. По долине реки, в направлении гор растянулась другая часть посёлка, перемежающая жилые массивы и территории различного назначения, строительные полигоны. К третьей части, пришедшей в упадок к настоящему времени, можно отнести предгорные районы долины с садоводческими хозяйствами. Но Шепси отличается от других, малых прибрежных поселений, наличием в его окрестностях солидной добывающей отрасли. В этих краях разведаны значительные месторождения камня для строительных нужд: песчаника и известняка.

- Фото с сайта Администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района. Предположительно 1974г.
Часть из них уже разработана, часть ещё ждёт свой очереди. Естественно, что промышленная добыча природного материала наложила жирный отпечаток на инфраструктуру населённого пункта.
В данной публикации расскажу о железнодорожной ветке, протянувшейся через весь посёлок, от ж.д. станции Шепси до бывшего села Алмалук.
Продолжение читайте по ссылке



Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.